Введение
Актуальность темы. Рост конкуренции и престижности соревнований, профессионализация тренировочной и соревновательной деятельности, омоложение состава команд, увеличение материальных стимулов, интеграция науки и практики заметно повысили качество учебно-тренировочного процесса и уровень подготовленности спортсменов, в частности, футболистов.
Подготовка футболистов, как отмечают некоторые исследователи (А.П. Базилевич, 2011; М.А. Годик, 2009; С.В. Голомазов, 2000; А.М. Зеленцов, 1989), это сложный, динамичный педагогический процесс, что основан на глубоком понимании причин происходящих в футболе, и требующий наличия комплекса знаний новейших научных достижений в подготовке спортсменов высокой квалификации.
Анализ фундаментальных работ в области теории и методики спорта (Ю.В. Верхошанский, 1993; М. Булатова, 1996; С.Ю. Тюленьков, 1996; В.М. Платонов, 1997, 2004; Л.П. Матвеев, 1999; A. А. Новиков, 2003; Ж.Л. Козина 2011; и др..) свидетельствует, что основной целью подготовки спортсменов является достижение высокого спортивного результата на соревнованиях, что возможно лишь при соответствующем уровне подготовленности, а также стратегии и тактике соревновательной деятельности. Это обусловливает необходимость дальнейшего поиска и научного обоснования эффективных технологий построения и реализации учебно-тренировочного процесса на всех этапах многолетней подготовки футбольных команд.
В последнее время, как отмечают некоторые авторы (А.В. Родионов, 1995; B. Платонов, 1997; А.А. Сучилин, 1997; С.Ю. Тюленьков, 1998; М.А. Годик, 2009), в футболе наблюдалась устойчивая тенденция к росту соревновательных и тренировочных нагрузок. В то же время, согласно современным представлениям, в ближайшие годы объем и интенсивность нагрузок в спортивных играх уже не будут претерпевать существенных изменений. Поэтому большинство специалистов (А.П. Золотарев, 1997; С.В. Голомазов, 1999; Г.А. Лисенчук, 2003; С.Ю. Тюленьков, 2007; В.М. Костюкевич, 2012) резервы повышения эффективности соревновательной деятельности видят в оптимизации средств и методов тренировки, рациональном распределении разнонаправленных физических нагрузок в различных структурных образованиях годичного цикла подготовки, сбалансированности тренировочных и соревновательных нагрузок.
Недостаточное количество научных рекомендаций, разработанных на современной теоретической основе, увеличивает разрыв между теорией и практикой подготовки футболистов, заметно снижая ее эффективность. Это положение подтверждается результатами выступлений наших ведущих футбольных команд в последние годы в Лиге Европы и Лиге чемпионов, где они уступают многим командам.
Цель исследования – анализ путей повышения подготовки юных футболистов.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы управления системой многолетней подготовки футболистов и определить методологию собственных исследований.
2. Провести исследование влияния выносливости юных футболистов на физическую активность на протяжение игры
3. Разработать рекомендации по оптимизации подготовки юных футболистов
Объект исследований –эффективность физической подготовки футболистов.
Предмет исследования - влияние выносливости юных футболистов на физическую активность на протяжение игры.
Теоретико - методологической основой исследования стали философские положения, категории и законы диалектики о всеобщей связи и причинно - следственной обусловленности явлений, соотношение общего и отдельного, рассмотрение элементов в рамках целого, единство теории и практики.
В работе использовали:
а) общие основы управления сложными динамическими системами (П.К. Анохин, 1975, 1980; В.Г. Афанасьев, 1981);
б) фундаментальные труды по современной системе подготовки спортсменов, разработанные отечественными и зарубежными специалистами (М.Г. Озолин, 1970; В.В. Кузнецов, 1980; А.В. Ивойлов, 1987; В.П. Филин, 1987; Ю. М. Портнов, 1989; Ю.В. Верхошанский, 1993, 1998; O. Bompal, 1995; J. Talaga, 1996; B. Платонов, 1998, 2004; Ф.П. Суслов, 1998; Л.П. Матвеев, 1999, 2004, 2008; J. Bangsbo, 2000; А.А. Новиков, 2003; В.С. Рубин 2009; В.Д. Фискалов, 2010);
в) теоретические и эмпирические знания о структуре соревновательной деятельности и подготовленности спортсменов и факторы, способствующие или препятствующие достижению высоких результатов (М.А. Годик, 1980, 2009; В.М. Зациорский, 1982, 2009; Ю.В. Верхошанский, 1985; В.М. Платонов, 1986 и др.);
г) методологические подходы к пониманию и оценке спортивной формы как состояния лучшей готовности спортсмена к достижению максимального результата и закономерностей ее развития (В.А. Булкин, 1988; А.П. Бондарчук, 2005; Ф.П. Суслов, 1998; Л. П. Матвеев, 1999, 2008);
д) литературные источники по теории и методике футбола (М.А. Годик, 1980, 2009; М. Шестаков, 1992; А.А. Сучилин, 1997; Т.А. Лисенчук, 2003; В.М. Костюкевич, 2006;C. Ю. Тюленьков, 2007 и др.).
Методы исследования предусматривали теоретический анализ и обобщение научной и методической литературы, анализ и обобщение современного опыта подготовки спортсменов в футболе, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Содержание и направленность физической подготовки футболистов 7
1.1 Возрастные особенности физического развития и физической подготовки футболистов 7
1.2. Общая выносливость, как одно из основных качеств футболиста 12
1.3. Структура соревновательной деятельности и критерии ее эффективности в футболе 23
1.4. Факторы, лимитирующие соревновательную и тренировочную работоспособность футболистов 29
Глава 2. Цели, задачи, методы, организация исследования 35
2.1. Цели и задачи исследования 35
2.2. Методы исследования 36
2.2.1. Анализ и обобщение литературных источников 36
2.2.2. Педагогическое тестирование 37
2.2.3. Педагогический эксперимент 40
2.2.4. Методы математической статистики. 41
2.3. Организация исследования 42
Глава 3. Исследование влияния выносливости юных футболистов на физическую активность 43
3.1. Результаты констатирующего эксперимента 43
3.2. Программа развития выносливости у юных футболистов 45
Глава 4. Анализ результатов исследования 51
4.1. Результаты исследования развития выносливости 51
4.2. Практические рекомендации 53
Выводы 58
Список литературы 59
Выводы
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. На основании литературных источников были подобраны следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
2. На основании анализа литературных источников и на основании проведенного эксперимента было выявлено, что показатели контрольной и экспериментальной групп достоверно не отличаются, что свидетельствует о корректном подборе групп исследования, а именно в тесте Купера: 172027 м и 173017 м., а в тесте на время бега на месте с максимальной частотой шагов 15,40,2с. и 16,20,3 с. Соответственно.
3. Из анализа литературных источников и проведенного эксперимента была разработана программа эксперимента, которая содержала: равномерный бег в разминке и заключительной части занятий, продолжительный сменный бег на 100, 200, 300 метров с отдыхом в медленном бегу на такое же расстояние, сменный бег на отрезках от 100 до 400 метров.
4. В результате повторного исследования мы увидели, что показатели контрольной и экспериментальной групп достоверно отличаются. У экспериментальной группы показатель теста Купера у экспериментальной группы вырос на 35 м., а у контрольной на 20 м., время бега на месте с максимальной частотой шагов у спортсменов экспериментальной группы выросло на 1,6 с., а у контрольной на 0,7 с .
Полученные результаты доказывают эффективность рекомендуемых мероприятий по развитию выносливости.
Список литературы
1 Абросимова Л.И., Карасик В.Е. Влияние систематического занятий спортом на Периферический отдел кровообращения юных спортсменов: Детская спортивная медицина под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. М.: Медицина, 1991. C. 152 - 157.
2 Андреев С.Н. Мини-футбол в школе / С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. - М.: Сов. спорт, 2006. - 224 с
3 Андреев С.Н. Мини-футбол. Многолетняя подготовка юных футболистов в спортивных школах: монография / С.Н. Андреев, В.С. Левин, Э.Г. Алиев; Российский футбольный союз. Ассоциация мини-футбола России. - М.: Сов. спорт, 2008. - 304 с.
4 Антипов А.В. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе: научно-методическое пособие \ А.В. Антипов, В.П. Губа, С.Ю. Тюленьков. - М.: Сов. Спорт, 2008.-152 с.
5 Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. - М.: Академия, 2002. - 415 с.
6 Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и биологии активности. - М.: Знание, 1996. - 349 с.
7 Богатырев В.С. Методика развития физических качеств юношей: Учебное пособие. - Киров, 1995 г.
8 Борисов А. А. Основы теории методики преподавания волейбола и футбола / Борисов А. А.-М. ЧП «Люскар», 2004. - 664 с.
9 Брейзер В.В., Ивкин Г.В., Малютов М.Б., 1988. Программирование тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки //Теория и практика физической культуры №3, с. 36-38.
10 Бубэ Х. Тесты в спортивной практике / Х. Бубэ, Г. ФЭК, Х. Штюблер, Ф.Трогш. - М.: Просвещение, 2002. - 182 с.
11 Васильчук А.Г. Предпосылки развития программированного обучения физического воспитания (на примере урока по футболу) / / Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта: Сб. наук. пр. / Под ред. С.С. Ермакова. - М., 2003. - № 8. - С.62-73.
12 Вихров К.Л. Футбол в школе: Учебное пособие \ К.Л.Вихров. - Киев: Комби ЛТД, 2002. - 255 с.
13 Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта \ Л.В. Волков. - К.: Олимпийская литература, 2002. - 296 с.
14 Выготский Л. C. Собрание сочинений: в 6-ти томах - M.: П едагогика, 1983. - T. 5. Основьидефектологин - 368 c.
15 Годик М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А. Годик. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006. - 272 с.
16 Дыгин С.В. Физическая подготовка юных футболистов на этапе начальной специализации на основе блочно-модульного проектирования: Дис .... канд. пед. наук: 13.00.04: \ С.В. Дыгин. - Волгоград, 2003. - 124 c.
17 Евгеньева Л.Я. Комплексный контроль подготовленности футболистов по морфо - функциональным показателям: Метод. пособие \ Л.Я. Евгеньева. - К., 2002. - 65 с.
18 Евгеньева Л.Я. Учет возрастной периодизации при занятиях футболом \ Л.Я. Евгеньева. - К., 2003. - 33 с.
19 Ермаков С.С. Урок по футболу / / Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта: Сб. наук. пр. / Под ред. С.С. Ермакова. - М., 2003. - № 8. - С. 62-73.
20 Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. \ \ Уч. пособие для студентов высших и ср. проф. уч. заведений физ. культуры \ Ю.А. Ермолаев. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - С. 46-62.
21 Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия. 2000.
22 Лапин В. Выносливость юных спринтеров // Легкая атлетика, 1972. -№7. - 16 с.
23 Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. - М.: Человек, 2010. - 176 с.
24 Лисенчук Г.А. Управление подготовкой футболистов / Г. А. Лисенчук. - М: Олимп. лит., 2003. - 272 с.
25 Лошицкая Т.И. Анализ функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем у юношей с разными уровнями физического здоровья и физической подготовленности. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2005, № 18, С. 44 - 47.
26 Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Учебник для институтов физической культуры. Москва: Физкультура и спорт, 1991, 54З с.
27 Меерсон Ф.З. Основные закономерности индивидуальной адаптации. Физиология адаптационных процессов. Москва: Паука, 1986. С. 10 - 76.
28 Мотылянская Р.Е. Выносливость у юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 223 с.
29 Набатникова М.Я. Специальная выносливость спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - с. 19.
30 Невмянов Н.А. Оценка и совершенствование помехоустойчивости технико-тактических действий юных футболистов. - 1998.- 39 с.
31 Никитюк Б.А. Морфологические основы адаптации организма к мышечной деятельности: Ежекварт.науч.сб. "Новости спорт.и мед. Антропологии".-М.-1990.-С.40-58.
32 Озолин Н.Г. Настольная книга тренера (наука побеждать). - М.: Астрель, 2003. - С. 463-525.
33 Платонов В. Н. Контроль выносливости спортсмена: учеб.-метод. пособие / В. П. Платонов, М. М. Булатова. - М: ИФК, 1992. - Вып. 10. - 44 с.
34 Платонов В. П. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. К.: Олимпийская литература, 1997, 58З с.
35 Платонов В. П. Современная спортивная подготовка. М: Здоровье, 1980, 336 с.
36 Платонов В.Н., Сахновский К.П. Подготовка юного спортсмена. - К.: Рад. Шк., 1988. - 288 с.
37 Полишкис М.С. Подготовка юных футболистов: Учебное пособие для студентов институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 171 с.
38 Романюк В. Возрастная динамика физической работоспособности юных футболистов. Материалы V международной научной конференции студентов и аспирантов / / Физическая культура спорт и здоровье \ В. Романюк. - Харьков: ХГАФК, 2003. - С. 44.
39 Селуянов В.Н. Физическая подготовка футболистов / В.М. Селуянов, С.К. Сарсания, К.С. Сарсания. - М.: ТВТ Дивизион, 2004. - 192 с.
40 Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства / Жележняк Ю. Д., Портнов Ю. Д., Савин В. П. – 2004. – 400 с.
41 Таймазов В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена. Методы оценки и коррекции /B. А.Таймазов, Я.В. Голуб. - СПб.: Олимп СПб, 2004. - 324с
42 Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физ. культуры. В 2 т. / Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. 2-е изд., испр. и доп. М., 2006.
43 Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пед институтов / Под ред. Б.А. Ашмарина. М., 2005.
44 Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский цент «Академия», 2000.
45 Хрущев С. В. Влияние систематического занятий спортом на сердечно-сосудистую систему юных спортсменов. Детская спортивная медицина под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. М.: Медицина, 1991. C.128 - 1З2.
46 Хрущев С. В. Методы исследования функциональных систем организма юных спортсменов. Сердечнососудистая система. Детская спортивная медицина под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. М.: Медицина, 1991. C. 307 - 3З1.
47 Чирва Б.Г. Футбол. Концепция технической и тактической подготовки футболистов. - М., ТВТ « Дивизион ». - 2008. - 336 с.
48 Шаленко В.В., Перцухов А.А. Динамика двигательных способностей футболистов 12-15 лет. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2010, № 12, С. 160 - 162.
49 Шамардин В.Н. Исследование физических нагрузок юных футболистов: Автореф. дис ... канд. пед. наук. - Л., 1984. - 22 с.
50 Шамардин В.Н. Система подготовки юных футболистов. - М. - 2001. - 104 с.
51 Шкребтий Ю.М., Футорный С.М. Коррекция функционального состояния организма спортсмена в современной спортивной медицине. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2010, № 4, С. 167 - 170.