Актуальность работы. Обучение в школе предъявляет к организму детей высокие требования. Интенсификация процесса обучения, рост объема информации, увеличение требований к качеству усвоения знаний, компьютеризация и длительный просмотр учащимися телепередач дома негативно влияют на двигательную активность школьников.
Недостаточная двигательная активность является причиной прогрессирующей гиподинамии, ухудшения состояния здоровья и физической подготовленности учащихся (М. М. Твердохлеб, С. В. Дьяченко, 2008, А. А. Томенко, 2008; Ю. Борисова, 2009, С. С. Возный, Б. Г. Кедровский 2011, П. М. Костюк, Е. И. Лапковський 2011 и др.). Как следствие этого, большинство детей не справляются с учебными нормативами и более 50% школьников имеют неудовлетворительную физическую подготовленность (А. С. Куц, 1993; В. С. Добринский, 2000; Г. Г. Сиренко, 2001; Г. Коломоец, 2007). Таким образом, актуальной остается проблема поиска новых, научно обоснованных путей совершенствования организации физического воспитания в школе.
По определению физическое воспитание - это целостный педагогический процесс, имеет целью решение ряда задач (образовательные, оздоровительные, воспитательные). Реализуется этот процесс путем последовательного проведения отдельных занятий. Каждое отдельное занятие физическими упражнениями является самостоятельным звеном целостного процесса и поэтому тесно связано с предыдущим и следующим звеном. При этом необходимо обратить внимание на то, что в целом занятия могут быть разнообразными, но все они уже строятся на основе некоторых общих закономерностей. Мы рассмотрим эти закономерности, а также особенности организации занятий с различной направленностью учебного материала.
Актуальность исследования обусловлена формированием новой образовательной парадигмы и необходимостью модернизации процесса обучения школьников в соответствии с ней. В результате анализа научно - методической литературы выявлена объективная необходимость активного внедрения новых подходов к обучению и воспитанию школьников (А.П. Аксенова 2011; Е.В. Андреева, 2010; А.Д. Дубогай, 2005, А.В. Иващенко, З.М. Дудник, 2011; Т.Ю. Круцевич, Г.В. Н.В. Москаленко, 2009; Н.А. Носко, 2012).
Дидактические и методические основы активизации познавательной деятельности учащихся общеобразовательных учебных заведений приведены в работах Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, Л.В. Занкова, В.И. Лозовой, А. Матюшкина, Я. Савченко, Н.Ф Талызиной, И.Ф. Харламова, И.С. Якиманской.
Актуальность внедрения педагогических технологий в учебно -воспитательный процесс отмечается в работах многих ведущих специалистов (А.П. Аксенова, 2007; С.С. Кашлев, 2005; М.В. Кларин, 2000; Т.Ю. Круцевич, 2005; Н.П. Плахотник, 2008; О.А. Пирус, А.М. Окопный, 2011; А.И. Пометун, 2005; В.А. Савченко, 2011; Ю.Г. Фокин, 2002). Отмечается, что их внедрение будет способствовать созданию комфортных условий обучения, взаимообучения, создания у учащихся глубокой внутренней мотивации к занятиям, созданию комфортных условий обучения для активного овладения знаниями, двигательными навыками, как следствие, более успешному осуществлению воспитания личности.
Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
Цель работы: внедрение инновационных уроков по физической культуре в школе, с различной направленностью учебного материала.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности занятий по физической культуре с учащимися средних классов школы
2. Провести опытно-экспериментальную проверку методики внедрения инновационных уроков по физической культуре с различной направленностью учебного материала
3. Разработать практические рекомендации
Объект исследования: учащиеся 7 класса.
Предмет исследования: физическое развитие.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение.
Гипотеза исследования: внедрение инновационных уроков по физической культуре повысит уровень интереса к занятиям по физической культуре.
Практическая значимость работы состоит в содействии нормальному физическому развитию и повышению интереса к урокам физической культуры.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Особенности занятий по физической культуре с учащимися средних классов школы (11-14 лет) 6
1.1.1 Формы организации физического воспитания в школе 6
1.2 Возрастные особенности детей среднего школьного возраста 17
1.2.1 Особенности физического развития детей среднего школьного возраста 17
1.2.2 Особенности развития двигательных способностей у детей среднего школьного возраста 22
1.3 Особенности содержания и проведения уроков комплексной направленности с учащимися средних классов 29
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.1. Цель, задачи и методы исследования 38
2.2 Организация исследования 48
ГЛАВА 3: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. 50
3.1. Разработка уроков физической культуры 50
3.2 Результаты эксперимента и их обсуждение 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Потребность в двигательной деятельности, тяга к физическому развитию заложена в человеке с раннего детства. Нормальный детский организм чрезвычайно подвижный, так как бездействие приводит не только к атрофии мышц, но и недостаточному развитию всех других органов ребенка, в том числе и головного мозга. Именно благодаря физическим упражнениям можно усилить те функции, которые отстают от других, и этим обеспечить всестороннее функциональное развитие растущего организма ребенка.
Физически-оздоровительная культура и спорт является неотъемлемой частью национальной истории и культуры народа, способствуют гармоничному развитию личности, достижению долголетия, утверждению здорового образа жизни.
В современных условиях все более возрастающее значение приобретает массовая физическая культура. Более того, есть все основания полагать, что социально обусловленная необходимость целенаправленного совершенствования здоровья человека должна трансформироваться в культурную потребность, в стремление к физическому совершенствованию.
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что спорт и оздоровительно-физкультурные занятия играют значительную роль в жизни современного человека. С раннего детства и до поздней старости благодаря спорту человек развивает свои духовные и телесные качества. Занятия спортом улучшают здоровье и снижают риск заболеваний, уменьшают социальное напряжение в обществе. Поэтому отечественные и зарубежные специалисты придают важное значение спортивно-оздоровительной деятельности. Ее ценность специалисты определяют через стимулирующее влияние на распространение физической культуры среди различных слоев населения.
Оздоровительная физическая культура и спорт - составная часть культуры общества и самого человека, основой специфического содержания которой является рациональное использование двигательной активности как фактора укрепления здоровья, оптимизации физического состояния.
Проблема здорового образа жизни рассматривается как проблема общегосударственная, требующая разработки «здоровьесберегающих» технологий, которые позволяют влиять на привычки, стереотипы поведения, жизненные ценности людей, приводят к осознанию необходимости заботиться о своем здоровье. Понятие «здоровый образ жизни» включает ряд компонентов, основной среди которых является двигательная активность. Если у человека не сформирована потребность в повышении уровня двигательной активности, занятиях физически оздоровительными и спортивными упражнениями, то все усилия государства, направленные на развитие массовой физической культуры и пропаганды спортивно-оздоровительной работы будут оставаться тщетными.
В результате деятельности учебного заведения как школы содействия здоровью в школе создана:
- Качественная среда для обучения (дружественная к ребенку школьная политика, помещения, соответствующие санитарные условия, медицинские и консультационные услуги, уменьшение количества учащихся диспансерной группы, средний индекс здоровья я составляет - 55%).
- Развитая система ученического самоуправления, система формирования личности лидера.
- Качественный учебно-воспитательный процесс (направленный на детей, учитывает реальные потребности, обучение на основе жизненных навыков, подготовленные учителя, интерактивные методы, ученики-волонтеры, привлечения и поддержка родителей).
- Партнерство и поддержка, психолого-педагогическое сопровождение на всех уровнях.
- Школа распространяет опыт своей работы среди учебных заведений области, новые педагогические наработки освещаются в педагогической прессе.
Спортивно - оздоровительная работа в школе способствует физическому развитию детей, осознанию ценности собственной жизни и сохранения здоровья.
В результате исследования мы можем отметить, что внедрение интегрированных уроков способствует повышению уровня физического развития школьников. Выполненная работа дает возможность подтверждения гипотезы работы. Динамическое наблюдение, проводившееся в течение учебного года при этапном использовании разработанной нами методики, позволило выделить адекватные сдвиги изучавшихся показателей у школьников. В результате исследования в экспериментальной группе выявлен сдвиг результатов в позитивную сторону.
1. Ашмарин В.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособ. для студ. и преподал. ин-тов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 224 с.
2. Бабушкин Г. Д., Бабушкин Е. Г. Формирование спортивной мотивации Омск, СибГАФК, 2000 – 263 с.
3. Вильчковский Е. С. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие. / Е. С. Вильчковский, А. И. Курок. - М.: Универсальная книга, 2004. - 428 с.
4. Возный С.С. Физиологические основы физической культуры и спорта: Учеб. пособие. для студ. ф-та физ. воспитания и спорта. - Херсон: Изд-во ХГУ, 2006. - 144 с.
5. Волков Л.В. Основы спортивной подготовки детей и подростков: Учеб. пособие. - М.: Высшая школа., 1993. - 152 с.
6. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. - К.: Олимпийская литература, 2002. - 294 с.
7. Дубовис М.С. Физическое воспитание подростков. - К.: Здоровье, 1974. - 245 с.
8. Дуткевич Т.В. Общая психология: Конспект лекций: Учеб. пособие. для студ. высш. учеб. закл. - Каменец-Подольский, 2002. - 96с.
9. Жосан И.А. Оценка развития силовой выносливости девушек 13-17 лет / / Спортивный вестник Приднепровья. - 2007. - № 2-3. - С. 75-77.
10. Жук Г.А. Психолого-педагогические основы обучения, воспитания и здоровья. - Кишинев: Штиинца, 1989. - 115 с.
11. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: ФиС, 1970. - 200 с.
12. Ильин Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин – М.: Просвещение, 1990. – С. 13-21.
13. Казак Э. М. Формирование мотивационно – ценностного отношения к физическому воспитанию / Э. М. Казак // Физическое воспитание в школе. – 2002. – № 4. – С. 51-52.
14. Козленко И. А. Формирование мотивов физического совершенствования у школьников / И. А. Козленко // Физическое воспитание в школе. – 2009. – № 4. – С. 29-32
15. Козленко Н. П. Теория и методика физического воспитания / М. П. Козленко, Е. С. Вильчковский, С. Ф. Цвек. - М.: Высшая школа, 1984.
16. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. ? М.: Просвещение, 1980. ? 192 с.
17. Кравченко В. В. Структура социально-педагогических факторов, обусловливающих формирование у учащихся общеобразовательной школы положительной мотивации к здоровому образу жизни, систематическим занятиям физической культурой / В. В. Кравченко / / Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2007. – № 11. – С. 143 – 147.
18. Круцевич Т. Ю. Теория и методика физического воспитания: [ учеб. для студ. высш. учеб. закл. физ.воспитания и спорта ] / под ред. Т. Ю. Круцевич. - К.: Олимпийская литература, 2008. - Т. 2. – 366 с..
19. Кузнецов В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 208 с.
20. Лишевский В.М. Методы развития выносливости у спортсменов через наследственность и среда / / Педагогические науки: Сборник научных трудов. - Выпуск 7. - Херсон: Айлант, 1999. - 206 с.
21. Лозница В.С. Психология и педагогика: основные положения. Учебное пособие для самостоятельного изучения дисциплины. - К.: ЭКСОБ, 1999. - 304 с.
22. Матвеев Л. П. Теория и методика физического воспитания / Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков – М.: ФиС, 1976. – С. 15-18.
23. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: Учеб. пособие для студ. и препод. вузов физ. воспитания и спорта, тренеров. - К.: Олимпийская литература, 1999. - 317 с.
24. Олешко В.Г. Силовые виды спорта: учебник для студ. вузов физического воспитания и спорта. - К.: Олимпийская литература, 1999. - 284 с.
25. Платонов В. Н. Сохранение и укрепление здоровья здоровых людей – Приоритетное направление современного здравоохранения / В. Н. Платонов / / Спортивная медицина. – 2006. – № 2. – С. 3-14.
26. Платонов В.Н., Булатова М.М. Физическая подготовка спортсмена. - К.: Олимпийская литература, 1995. - 320 с.
27. Презлята Г. Занятия физкультурой и здоровье: ММ пед. мониторинг. - М.: Изд. дом Школ. мир: Изд. Л. Галицына, 2006. - 112 с.
28. Присяжнюк С.И. Физическое воспитание: Учеб. пособие. для студ. высш. учеб. закл. - М.: учебной литературы, 2008. - 502 с.
29. Пуни А. Ц., Джамгаров Т. Т. Психология физического воспитания и спорта Учебное пособие для ин-тов физ. культ. — Москва, Физкультура и спорт, 1979. — 143 с.
30. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - Восьмое издание. - СПб.: Питер, 2000.
31. Рощупкин Г.В. Физическое воспитание школьников старшего школьного возраста / / Библиотека для родителей. - К.: Здоровье, 1976. - 124 с.
32. Русова С. Ф. Теория и практика дошкольного воспитания / С. Ф. Русова. - Л.; Краков; Париж:Просвещение, 1993. - 127 с.
33. Сергиенко Л.П. Генетика и спорт. - М.: ФиС, 1990. - 171 с.
34. Сергиенко Л.П. Проблема наследуемости развития двигательных способностей человека: близнецовые исследования силовой выносливости / / Теория и методика физического воспитания. - 2008. - № 7. - С. 12-17.
35. Сингаевский С. Формирование положительного отношения школьников к физическому воспитанию. - Журнал "ФВ в школе". - М.: Пед. пресса. - 2001.- № 1. - С.33 -35.
36. Смирнов А.Ф., Строкатов В.В. Пути совершенствования физического воспитания молодежи. - Физическая культура, спорт и здоровье: сборник научных работ. - М: ИФК, 1998. - С. 68-72.
37. Спортивная морфология: Учеб. пособие / / Под ред. Радько Н.Н. - М.: Книги - XXI, 2007. - 196 с.
38. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1987. - 222 с.
39. Сургай Е. Г. Влияние спортивно-оздоровительного туризма на организм подростков среднего школьного возраста / Е. Г. Сургай / / Молодая спортивная наука – 2007. – Т. 1. – С. 201–209
40. Теория и методика физического воспитания: [учеб. для студ. высш. учеб. закл. физ. воспитания и спорта]: в 2 т. / под ред. Т. Ю. Круцевич. - К.: Олимпийская литература, 2008. - Т. 1. - 391 с.; Т. 2.- 366
41. Теория и методика физического воспитания: учеб.для студентов фак. физ. культуры пед. институтов по спец. 03.03 « Физическая культура» / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
42. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания / А. А. Тер-Ованесян. - М.: Физкультура и спорт, 1978.
43. Турищева Л.В. Возрастные аспекты воспитания школьника / / Воспитательная работа в школе, 2006. ? № 8? С. 36-41.
44. Формирование здорового образа жизни молодежи: проблемы и перспективы / А. Яременко, О. Балакирева, О. Вакуленко и др. – М.: ИСИ, 2009. – 207 с.
45. Хрипло Л. В. Значимость самостоятельных занятий физическими упражнениями в формировании здорового образа жизни / Л. В. Хрипло / / Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2008. – № 4. – С. 133 – 135.
46. Шиян Б. М. Теория и методика научных и педагогических исследований в физическом воспитании и спорте: учеб.пособие. / Б. М. Шиян, А. Н. Вацеба. – М.: Учебная книга, 2008. – 270 с.
47. Щербина В.А. Пособие физкультурному руководителю. - К.: Здоровья, 1990. - 124 с.