Введение
Характерной особенностью отечественного футбола в последние годы является отсутствие сколь-нибудь значимых спортивных достижений национальной сборной и клубных команд на международной арене. Негативной стороной этой закономерности следует признать и невыразительные выступления молодежной и юношеских сборных команд нашей страны.
В фундаментальных исследованиях последних лет среди приоритетных направлений дальнейшей разработки проблемы повышения эффективности технико-тактической подготовки юных футболистов выделяется (55, С.299) необходимость построения тренировки на основе учета возрастных закономерностей соревновательного и тренировочного объемов разносторонности техники и тактики игры.
Содержательная сторона, в частности технология планирования и методика тренировки на основе учета разносторонности техники и тактики игры юных футболистов, остается недостаточно разработанной, что обусловливает актуальность настоящего исследования.
Объект исследования технико-тактическая подготовка юных футболистов на этапе начальной спортивной специализации.
Предмет исследования - содержание и технология дифференцировки технико-тактической подготовки юных футболистов.
Целью настоящего исследования явилось повышение уровня технико-тактической подготовленности юных футболистов на этапе начальной спортивной специализации.
Гипотеза. Можно предположить, что технико-тактическая подготовка юных футболистов на этапе начальной спортивной специализации будет эффективней, если планирование специализированных средств тренировки будет учитывать значения разносторонности техники и тактики игры в условиях СД.
Задачи исследования:
1. Выявить степень разработанности теоретико-методических основ технико-тактической подготовки в детско-юношеском футболе с позиций возможности учета возрастных параметров разносторонности техники и тактики игры посредством анкетного опроса специалистов.
2. Установить возрастные особенности показателей соревновательной и тренировочной разносторонности техники и тактики юных футболистов.
3. Разработать методику технико-тактической подготовки юных футболистов на этапе начальной спортивной специализации и экспериментально обосновать ее эффективность.
4. Теоретически обосновать методологию и разработать технологию интегральной подготовки в детско-юношеском футболе на этапе начальной спортивной специализации.
Методологической основой исследования являлись положения следующих концепций: системы управления подготовкой юных спортсменов (В.П.Филин, М.Я.Набатникова, Ю.Д.Железняк, К.П.Сахновский, В.Г.Никитушкин); системы подготовки спортивного резерва в детско-юношеском футболе (А.А.Сучилин, А.П.Золотарев, И.Шамардин); деятельностного подхода (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Г.Г.Наталов); личностно-ориентированного образования (Л.С.Выготский, П.Зинченко).
Теоретическая значимость. Обоснованные в работе пути повышения эффективности технико-тактической подготовки юных футболистов на основе дифференцированного учета соотношений соревновательной и тренировочной разносторонности техники и тактики игры расширяют и дополняют существующие положения теории и методики спортивной тренировки в детско-юношеском футболе.
Практическая значимость. Сравнительный анализ показателей соревновательной и тренировочной разносторонности техники и тактики игры юных футболистов позволяет установить граничные нормы данных характеристик на этапах многолетней подготовки. Использование этих норм дает возможность дифференцировать содержание техникотактической подготовки с учетом возрастных закономерностей СД и повышает
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Аналитический обзор литературных данных, относящихся к проблеме формирования технико-тактических действий юных футболистов на этапе начальной спортивной специализации 5
1.1.Структура основных компонентов технико-тактических действий 5
1.2.Критерии технико-тактической подготовленности 7
Глава 2. Методика и организация исследования 14
2.1.Методы исследования 14
2.2.Организация исследования 16
2.3. Характеристика обследуемых 17
Глава 3. Разносторонность технико-тактических действий юных футболистов 19
3.1.Теоретико-методические аспекты учета разносторонности технико-тактических действий в подготовке юных футболистов 19
3.2.Возрастные особенности разносторонности техники и тактики игры 21
Глава 4. Экспериментальное обоснование методики тренировки юных футболистов на основе дифференцировки соревновательной и тренировочной разносторонности техникотактических действий 29
4.1.Принципы и сущность экспериментального воздействия 29
4.2.Динамики показателей технико-тактической подготовленности юных футболистов в педагогическом эксперименте 31
4.3.Количественные и качественные параметры соревновательной деятельности 31
Глава 5. Методологические аспекты интегральной 39
подготовки юных футболистов 39
Заключение 48
Список литературы 51
Приложение 59
Заключение
Результаты анкетного опроса специалистов футбола свидетельствуют о необходимости учета разносторонности технико-тактических действий в многолетней подготовке юных футболистов (95,8% утвердительных ответов респондентов). В то же время не выявлено единого мнения по вопросам регламентации тренировки в рассматриваемом аспекте.
При отмечаемом специалистами футбола неадекватном современным требованиям уровне технико-тактического мастерства российских спортсменов отсутствие в методике подготовки юных футболистов учета возрастных особенностей разносторонности техники и тактики игры ограничивает возможности дальнейшего повышения эффективности учебнотренировочного процесса в целом.
Уровень разносторонности технико-тактических действий существенно влияет на успешность соревновательной деятельности, начиная с 12-летнего возраста. Особенности возрастной динамики рассматриваемых показателей в условиях тренировки и соревнований вскрывают несоответствие этих параметров. В период с 8 до 13 лет тренировочный объем разносторонности техники игры юных футболистов уступает соревновательному. Начиная с 14-летнего возраста, тренировочный объем разносторонности техники устойчиво превышает соревновательный, что отражает тенденцию, характерную для профессионального футбола.
Независимо от этапа многолетней подготовки соревновательная разносторонность тактики игры превышает аналогичные показатели в условиях тренировки. При этом наблюдается устойчивое преобладание разносторонности атакующих действий над оборонительными.
Планирование специализированных средств тренировки, начиная с 12-летнего возраста, целесообразно осуществлять с учетом установленных граничных значений разносторонности техники и тактики игры. При этом объем данных средств в тренировке должен составлять не менее: 50% - в 12-13 лет; 70 % - в 14-15 лет; 80 % - в 16-17 лет.
С позиций сбалансированности разносторонности тактики атакующих и оборонительных действий в учебно-тренировочном процессе юных футболистов необходимо устранить (как установленную закономерность) разницу показателей объемов разносторонности тактики в этих действиях.
При этом тренировочный объем разносторонности тактики оборонительных действий должен составлять: 60% - в 12-13 лет; 75%- в 14-15 лет; 90 % - в 16-17 лет.
Реализация экспериментальной программы не позволяет полностью устранить дисбаланс разносторонности тактики атакующих и оборонительных действий в условиях тренировки и соревнований, однако, начиная с 1415-летнего возраста, приводит к значительным (в два-четыре раза) сдвигам по его сокращению.
Повышение тренировочного объема разносторонности ТТД приводит к существенному приросту показателей технической подготовленности юных футболистов. В экспериментальных группах занимающихся 12-13 и 14-15 лет эффективность техники повысилась, соответственно, на 11,5 и 16,4%, в то время как в контрольных группах тех же возрастов прирост составил 3,5 и 5,5 %. Повышение эффективности техники у спортсменов 16-17 лет произошло только в экспериментальной группе (на 15,7 %).
Методика технико-тактической подготовки юных футболистов с учетом разносторонности соревновательных действий способствует более существенному, по сравнению с традиционной, повышению качества выполнения этих действий в условиях соревновательной деятельности при сохранении ее количественных параметров.
Совершенствование техники и тактики игры юных футболистов на этапах углубленной тренировки и предпрофессиональной подготовки необходимо осуществлять в условиях, максимально приближенных к соревновательным. Планирование специализированных средств технико-тактической подготовки в учебно-тренировочном процессе, начиная с 12-летнего возраста, целесообразно осуществлять на основе принципов интегральной подготовки. При этом наибольший, в рассматриваемом аспекте, эффект достигается в 14-15 лет.
Список литературы
1. Абдулкадыров А.А. Соотношение физической и технической подготовки юных футболистов 11-14 лет на этапе начальной спортивной специализации: Автореф. дис...канд.пед.наук. - Л., 1985. - 20с.
2. Адамбеков К.И. Оптимизация тренировочных занятий при подготовке юных футболистов в условиях общеобразовательных школ: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. -М., 1980. - 17 с.
3. Адель Масуд Омар Саид. Контроль и оценка быстроты и точности решения тактических задач футболистами разного возраста и квалификации: Автореф.дис. ...канд.пед.наук. -М., 1983. -22 с.
4. Айрапетянц Л.Р. Педагогические основы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх: Автореф.дис. ...докт.пед.наук. -М., 1992. -42 с.
5. Айрапетянц Л.Р., Годик М.А. Спортивные игры (техника, тактика, тренировка). - Т.: Изд-во им.Ибн-Сины, 1991. - 156 с.
6. Акрамов Р.А. Исследование методов отбора перспективных юных футболистов: Автореф.дис. .. .канд.пед.наук. - М., 1977. - 29 с.
7. Алабин В.Г. Комплексный контроль в спорте //Теория и практика физической культуры. - 1995. - №3. - С.43-46.
8. Аль Овайдат Раид. Комплектование игровых линий в детскоюношеских футбольных командах на основе комплексной оценки подготовленности спортсменов: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. — Волгоград, 1999. — 25 с.
9. Алов В.А. Комплексная оценка перспективности детей 7-9 лет для занятий футболом на этапе спортивной ориентации: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. - Л., 1988.-23 с.
10. Андреев С.Н. Организационные проблемы подготовки спортивных резервов по футболу: Автореф.дис ....канд.пед.наук. - Омск, 1988. - 19с.
11. Андреев С.Н. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 1988. -144 с.
12. Андреев С.Н. Играй в мини-футбол. - М.: Советский спорт, 1989.-47 с.
13. Арестов Ю.М., Годик М.А. Подготовка футболистов высших разрядов: Учебное пособие для слушателей ВШТ. - М., 1980. - 128 с.
14. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978.-223 с.
15. Бабуджан С.Г. Исследование путей совершенствования точности ударных действий футболистов в специальных заданиях: Автореф. дис. .. .канд.пед.наук. - М.. 1978. - 20 с.
16. Бакшин С.Г. Оценка пространственно-временных характеристик двигательной деятельности футболистов высокой квалификации: Автореф. дис. .. .канд.пед.наук. - Малаховка, 1987.-23 с.
17. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 192 с.
18. Басим Фадиль Абас. Контроль за технической подготовленностью юных футболистов: Автореф.дис. ...канд.пед.наук. — М.. 1984. - 26 с.
19. Бен Лакреш Жамиль Эддин. Техника ведения мяча футболистами разного возраста и методические приемы ее совершенствования: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. -М., 1986. - 20 с.
20. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспериментальных оценок / Изд. второе, перераб. и дополн. - М.: Статистика, 1980. - 158 с.
21. Блащак И.М. Точность ударов по воротам в соревнованиях и тренировках футболистов и факторы, ее определяющие: Автореф. дис. ...канд.пед.наук.-М., 1991.-22 с.
22. Блюдик В.С. Новое в тренировке юных футболистов //Теория и практика физической культуры. - 1995. - №8. - С.40-41.
23. Бойченко В.Ф. Возрастная динамика физических качеств и технико-тактического мастерства в связи с совершенствованием системы отбора юных футболистов: Автореф.дис. ...канд.пед.наук. - Киев, 1986. - 21 с.
24. Бойченко Б.Ф., Скоморохов Е.В. Возрастная динамика факторных структур на этапах отбора юных футболистов //Теория и практика физической культуры. - 1985. - №4. - С.28-29.
25. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 127 с.
26. Варюшин В.В. Исследование особенностей занятий футболом с учащимися 9-12 лет в урочное и секционное время: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. — М.. 1968.- 18 с.
27. Васкес Леонард Э.П. Индивидуализация технико-тактической подготовки юных футболистов 16-17 лет: Автореф.дис. ...канд.пед.наук. - Л., 1983.-25 с.
28. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. — 176 с.
29. Вотик Яромир. Зависимость эффективности игровой деятельности от уровня развития быстроты у юных футболистов различных возрастных групп: Автореф. дис. .. .канд.пед.наук. - Л., 1984. - 22 с.
30. Выжигин В.А. Исследование эффективности методики обучения детей 11-12 лет технике футбола: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. - М, 1972. - 18 с.
31. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1982. -487 с.
32. Гаджиев Г.М. Структура соревновательной деятельности как основа комплексного контроля и планирования подготовки футболистов высокой квалификации: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. -М.. 1984. -24 с.
33. Гаджиев Г.М., Годик М.А., Зонин Г.С. Контроль соревновательной деятельности высококвалифицированных футболистов: Метод, рекомендации. - М., 1982. - 26 с.
34. Гакаме Р.З. Функциональное состояние и физическое развитие футболистов 9-22 лет: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. - Краснодар, 1995. - 22 с.
35. Голомазов С., Чирва Б. Футбол: Тренировка точности юных спортсменов. - М., 1994. - 81 с.
36. Даум К. Марафон в центре поля //Футбол: Еженедельник. -№35.-С.20-21.
37. Золотарев А.П. Подготовка спортивного резерва в футболе. - Краснодар, 1996. - 76 с.
38. Золотарев А.П. Возможности оптимизации содержания многолетней подготовки спортивного резерва в футболе // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №2. - С.42-43.
39. Золотарев А.П. Техническая подготовка юных футболистов на основе учета основных компонентов соревновательной деятельности //Физическая культура: Научно-методический журнал. - 1997. - №4. - С.41- 43.
40. Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №3. - С.20-22.
41. Золотарев А.П. Перспективы развития структуры и содержания многолетней подготовки спортивного резерва в футболе // Теория и практика футбола: Научно-методическое квартальное обозрение по теории и практике футбола. - 2000. - №2 (6). - С. 5-8.
42. Золотарев А.П., Ивасев В.З. Подготовка юных футболистов на основе учета разносторонности технико-тактических действий// Физическая культура и спорт в жизни общества: Материалы международной научно-методической конференции, посвященной 30-летию УралГАФК. - Часть II. - Челябинск, 2000. - С.76-77.
43. Золотарев А.П., Ивасев В.З. Интегральная подготовка юных футболистов как фактор повышения технико-тактических действий// Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Труды научно исследовательского института проблем физической культуры и спорта Куб- ГАФК. - Том 3. - Краснодар, 2000. — 37-40.
44. Золотарев А.П., Ивасев В.З Инновационные направления в технико-тактической подготовке юных футболистов: Методические рекомендации. - Краснодар, 2000. - 27 с.
45. Золотарев А.П., Шамардин А.И. Методика совершенствования и контроля координационных способностей юных футболистов в условиях скоростных передвижений: Методическое пособие. - Волгоград: ВГИФК, 1991.-32 с.
46. Ивасев В.З. Возможности подготовки юных футболистов на основе учета разносторонности технико-тактических действий// Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми ф1зичного вихования i спорту: Зб1рник науковых праць. - Харюв, 2000. - №23. - С.29-34.
47. Кучеренко О. И вот опять считаем раны //Футбол: Еженедельник. - 1996. - №29. - С. 16-18.
48. Лапшин О. Учись играть головой //Физическая культура в школе. - 1992. - №2/ 3/ 4. - С.26-30.
49. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретикометодологические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 342 с.
50. Нистратов Е.Д. Оптимизация структуры тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки юных футболистов: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. - Смоленск, 2000. - 19 с.
51. Новокщенов И.Н. Специальная физическая подготовка футболистов различных игровых амплуа на этапе спортивного совершенствования: Автореф. дис. .. .канд.пед.наук. - Волгоград, 2000. - 22 с.
52. Павлов А.И., Войтов В.Г. Определение понятия «спортивная тактика» //Теория и практика физической культуры, 2000. - №9. - С.20-21.
53. Пилюк Н.Н. Система соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации (структура, содержание, управление): Монография.Краснодар: КубГАФК, 2000. - 185 с.
54. Портных Ю.И. Дидактические основы использования игр в физическом воспитании, образовании и спорте: Автореф. дис. .. .докт.пед.наук в форме научного доклада. - Санкт-Петербург, 1994. - 62 с.
55. Решитько В. Альтернативы нет// Футбол: Еженедельник. - 1994.№36. - С.11-13.
56. Решитько В.Л. Техническая подготовка юных футболистов: методические рекомендации. - М., 1998.- 18с.
57. Ривера Эчевери Мисаэль. Структура физической и техникотактической подготовки юных футболистов на этапе углубленной специализации: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. -М., 1995. - 20 с.
58. Садыков О.К. Соотношение коллективных технико-тактических действий в тренировочных занятиях и условиях соревновательной деятельности футболистов высокой квалификации: Автореф. дис. .. .канд.пед.наук.Ташкент, 1995. - 23 с.
59. Скоморохов Е.В. Технико-тактические показатели футболистов в финальной стадии турнира XVI Всесоюзной спартакиады школьников// Футбол: Ежегодник /Сост. В.П.Климин, С.А. Савин. Редкол.: К.И.Бесков и др. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - С.25-28.
60. Скоморохов Е.В, Шкреба В.А., Барамидзе А.М., Макаренко В.Г. Методические подходы к программированию тренировочного процесса в футболе// Программированное обучение и компьютеризация учебнотренировочного процесса: Межвузовский сборник научных трудов. - Ижевск, 1990. - С.85-91.
61. Смирнов А.А. Техническая подготовка юных футболистов с использованием средств вестибулярной тренировки// Многолетняя подготовка спортивных резервов: Сборник научных статей. - Алма- Ата, 1990. - С.21.
62. Соболев Д.В. Педагогические и физиологические аспекты отбора и тренировки футболистов: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. - СПб., 1998. - 19 с.
63. Соломонко В.В. Анализ атакующих действий футболистов //Футбол: Ежегодник/ Сост. С.А.Савин, А.С.Соловьев. Редкол.: К.И.Бесков и др. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - С.5-7.
64. Солопов И.Н., Герасименко А.П. Физиология футбола: Учебное пособие. - Волгоград, 1998. - 96 с. Суворов В.В. Техническая подготовка юных футболистов на основе учета структуры соревновательной деятельности: Дис. ...канд. пед.наук. - Краснодар, 1996. - 157 с.
65. Сучилин А.А. Система подготовки футбольного резерва. - Волгоград, 1981. - 64 с.
66. Сучилин А.А. Модельные характеристики соревновательной деятельности футболистов 16-18 лет.// Моделирование соревновательной деятельности с учетом резервных возможностей спортсменов. - М., 1983. - С.123-124.
67. Сучилин А.А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола: Дис. ...докт.пед.наук в виде научного доклада. - Волгоград, 1997. - 78 с.
68. Сучилин А.А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола. - Волгоград, 1997. - 237 с.
69. Танев Танчо Станчев. Планирование микроциклов по развитию общей и специальной выносливости футболистов 16-17 лет: Автореф. дис. ...канд. пед.наук. -М., 1995.-24 с.
70. Терентьев В.Ф. Структура скоростных качеств юных футболистов и методика их формирования: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. - СПб., 1995.-23 с.
71. Тимофеев В.А. Исследование тактических действий в футболе и пути повышения их эффективности: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. - Л., 1982.-20 с.
72. Ульянов В.А. Футбол. Игра в обороне //Физическая культура в школе. - 1994. - №3. - С.48-54.
73. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 208 с.
74. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М.: Физическая культура и спорт, 1987. - 128 с.
75. Филин В.П., Семенов В.Г., Алабин В.Г. Современные методы исследований в спорте: Учебное пособие. - Харьков, 1994. - 128 с.
76. Футбол: Поурочная программа для учебно-тренировочных групп 1-го и 2-го годов обучения ДЮСШ и СДЮШОР /Разработана А.А.Сучилиным, С.Н.Андреевым, Ю.Ф.Буйлиным, А.И.Исмоиловым, О.Б.Лапшиным. - М., 1985. - 116 с.
77. Футбол: Учебник для институтов физической культуры/ Под общ. ред. М.С.Полишкиса. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 254 с.
78. Хамуди Зухейр Аль-Хашаб Касим. Особенности педагогического контроля специальной подготовленности юных футболистов: Авто. реф. дис. .. .канд.пед.наук. - М., 1984. - 25 с.
79. Ходукин В.М. Техника выполнения остановок мяча в футболе и методика их совершенствования: Автореф. дис. ...канд пед.наук. - Киев, 1989.-24 с.
80. Хомутский В.С. Спор молодых //Футбол: Ежегодник /Сост.А.Савин, А.С.Соловьев. Редкол.: К.И.Бесков и др. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - С.26-30.
81. Шамардин А.И. Технология оптимизации функциональной подготовленности футболистов: Автореф. дис. ...докт.пед.наук. - М., 2000. - 50с.
82. Шамардин А.И. оптимизация функциональной подготовленности футболистов: Монография. - Волгоград, 2000. -276 с.
83. Шамардин А.И., Солопов И.Н., Новокщенов И.Н., Герасименко А.П. Физическая подготовка футболистов разных игровых амплуа: Учебнометодическое пособие. - Волгоград, 2000. - 68 с.
84. Шестаков М.М. Футбол: Структура и критерии эффективности индивидуальной соревновательной деятельности игроков разных амплуа: Учебно-методическое пособие. - Краснодар, 1994. - 27 с.