Актуальность исследования. Физическое воспитание является совершенно необходимым условием гармоничного развития ребенка и сохранения его здоровья. Приобщение к спорту с раннего детства не только улучшает состояние соматического здоровья, но и воспитывает ловкость, быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма, улучшает навыки социализации. Учитывая, что одним из основных видов деятельности у детей дошкольного возраста является игра, оптимальным способом приобщения ребенка к физкультуре и спорту являются занятия с элементами подвижных игр. Особенно важно сделать акцент на физическом воспитании ребенка и занятиях играми именно у дошкольников, поскольку в этом возрасте создается фундамент для воспитания физических качеств.
Между тем, анализ показателей здоровья, физического развития и двигательной активности дошкольников в последние годы выявил тревожные тенденции. По данным ряда авторов почти у половины детей дошкольного возраста отмечается низкий уровень двигательного развития и активности , . Причины этого кроются в современном образе жизни, когда ребенок бОльшую часть времени проводит сидя – в салоне автомобиля дома за компьютером и т.д. В дошкольных образовательных учреждениях в последние годы делается акцент на подготовку дошкольников к поступлению в школу, в связи с чем педагоги и медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей. Это чревато негативными последствиями для здоровья и физического развития детей. Учитывая, что двигательная активность является еще и стимулирующим фактором развития интеллектуальной и эмоциональной сфер дошкольников, то актуальность изучения роли подвижной игры в жизни современного дошкольника становится очевидной.
Между тем, в большинстве исследований, посвященных изучению влияния подвижной игры на развитие дошкольников, основное внимание уделяется лишь одному из вышеназванных аспектов – либо физическому, либо психоэмоциональному развитию детей. Однако, представляется весьма значимым исследование взаимосвязи данных аспектов развития дошкольников – в рамках целостного (холистического) подхода к здоровью детей. Это и послужило обоснованием к проведению данного исследования.
Цель исследования – изучить интеграцию двигательной и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе занятия подвижными играми.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – интеграция двигательной и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе занятия подвижными играми.
Гипотеза исследования – включение подвижных игр в процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста оказывает благоприятное влияние на их как двигательную, так и познавательную деятельность.
Практическая значимость работы – состоит в том, что разработанные на основании полученных в исследовании результатов рекомендации могут быть использованы в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений для оптимизации работы по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Также результаты исследования могут быть использованы в практике работы детских оздоровительных учреждений санаторного типа, летних оздоровительных учреждений. Кроме того, теоретические положения и практические выводы исследования могут использоваться в учебном процессе ВУЗов и факультетов физической культуры, при повышении квалификации и переподготовке педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы и приложений. Общий объем дипломной работы составляет 89 страниц. Работа содержит 7 таблиц, 52 рисунка, 2 приложения. Список использованной литературы включает 32 наименований.
Дипломная работа на тему Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе занятия подвижными играми
Таким образом, проведенный сравнительный анализ данных позволил установить, что, хотя группы были сравнимы по всем анализируемым признакам до начала исследования, после завершения эксперимента отмечались достоверные различия. Полученные данные свидетельствуют о наличии интеграции двигательной и познавательной деятельности дошкольников, поскольку при увеличении двигательной активности посредством подвижных игр произошло возрастание познавательной деятельности. Это открывает широкие перспективы в интеграции физического воспитания и учебной деятельности детей в ДОУ.
1. Бауэр О. П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб., 2004. – 412 с.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2006. – 185 с.
3. Гризик Т.И. Программа «Радуга»: методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание. – 1998. – №10. – С. 20-22
4. Дворкина Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. - 2003. - Т-1. - С. 230-232.
5. Дегтярев И.П. Физическое развитие. – Киев, 2005. – 129 с.
6. Детская практическая психология /Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской.- М., 2001. – 311 с
7. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. – 2007. – №4. – с.10-14.
8. Евдокимова Е. Проект как мотивация к Познанию. //Дошкольное воспитание — 2003. — №3. – С. 11-15
9. Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / М.Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2007. – №4. – с.29-33.
10. Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. – М., 1995. – 185 с.
11. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / Волошина Л.Н., Гавришова Е.В., Елецкая Н.М., Курилова Т.В. – М., 2013. – 218 с.
12. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др. / Под ред. Л.Г. Нисканен — М., 2002. – 276 с.
13. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми – М., 2006.- 425 с.
14. Кларина Л.М. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим. //Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сб. статей РАПУ им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. — СПб, 2000. – С. 168-191
15. Ковалевский А.К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2007. – 24 с.
16. Кожухова, Н.Н., Рыжкова, Л.А. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 2003. - 192 с.
17. Кожухова, Н.Н., Рыжкова, Л.А. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 2003. - 192 с.
18. Короткова Н.А. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание.- 2001.- №11. – С. 6-9
19. Короткова Н.А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. — 2002. - №1. – С. 18-21
20. Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е.А. Сагайдачная, Т.Л. Богина, Т.С. Яковлева и др. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – №3. – С.16-28.
21. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономаревой. – СПб., 2004. – 386 с.
22. Пропедевтика детских болезней Учебник для мед. вузов/ Под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С. – М., 2009.- 464 с.
23. Решетов Д.В. Методика использования подвижных игр в физическом воспитании старших дошкольников с акцентом на формирование социальной активности: автореф. дисс…канд.пед.наук. – Волгоград, 2010. – 23 с.
24. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / Под ред. А.А. Баранова.- М., 2007.- 608 с
25. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5-7 лет. – М., 2000. – 212 с.
26. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М., 2001. – 123 с.
27. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб.пособие. - М., 2006. - 368 с.
28. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М., 2005. - 175 с.
29. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. — М., 2003. – 296 с.
30. Тоцкая Е.Н. Направленное воздействие подвижных игр на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс…канд.пед.наук. – Волгоград, 2011. – 24 с.
31. Физическое воспитание дошкольников / В.Н.Шебеко и др. - М., 2000. - 176 с.
32. Филиппова С.О., Пономарева Г.Н. Формирование у дошкольников двигательных навыков. - СПб., 2004. - С.101-108.
33. Шебеко В.Н., Ермак К.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. — М., 1998. – 184 с.