Качество стрельбы зависит от правильности и стабильности выполнения технических приемов, выполняемых спортсменом. В условиях соревнований сильное эмоциональное возбуждение может нарушать точность и согласованность действий. Многие мастера стрельбы, обладая незаурядными способностями, замечательным комплексом общих и специальных качеств и свойств, добиваются очень высоких результатов. Но стрелки, которые способны стабильно показывать выдающиеся результаты в течение длительного времени, встречаются сравнительно редко. Обычно спортивные результаты в какой-то период повышаются и стабилизируются, затем резко снижаются и снова растут. Чем же обусловлены эти, на первый взгляд, беспорядочные взлеты и падения? Можно ли управлять этим процессом? Как совместить период повышения и стабилизации на высоком уровне спортивной формы стрелка с периодом ответственных соревнований? Как не допустить срыва спортсмена на соревнованиях? Вот основные вопросы — интересующие всех спортсменов и тренеров. Существующая практика подготовки спортсмена рассчитана главным образом на выявление из массы стрелков уникальных талантов, показывающих высокие результаты на соревнованиях. Но методика подготовки состоит не только в удачном отборе стрелков, а в стройной, целенаправленной системе психологической под-готовки, сущность которой состоит в обеспечении высокого уровня показате-лей в условиях эмоциональной напряженности на соревнованиях.
Повысить психологическую устойчивость спортсмена помимо про-граммирования его на уверенность в себе, на стабильность эмоционального состояния, чувства тревоги, проводя с ним беседы, можно также путем вне-дрения в тренировочный процесс идеомоторные тренировки, которые в свою очередь повысят не только психологическую устойчивость спортсмена, но и качество выполнения тренировок, а также повысит его технические навыки стрельбы.
Идеомоторная тренировка вбирает в себя понимание, что речь идет о некой моторной деятельности, реализуемой через идею, т.е. воображение, для достижения определенного тренировочного эффекта. Это значит, что вы особым образом воображаете себе движение, и ваше тело развивает навык его выполнения. Кроме того, есть сведения о том, что такое воображение позволяет заставить «включать» вовлеченные в воображаемое движение мышцы, и таким образом, вы развиваете не только навык самого движения, но и требуемые силу, выносливость и функциональный объем мышц. Действие идеомоторной тренировки наиболее эффективно, когда обучаемый имеет определенный предварительный опыт соответствующего движения. В то же время некоторые исследования (Д.Джонс, 1963; А.А.Белкин, 1965) показывают, что посредством только идеомоторной тренировки можно в глубокой форме овладеть новым упражнением, т.е. совсем незнакомым действием. Но этой способностью обладают только высококвалифицированные спортсмены
Необычная тема для защиты дипломной, очень интересная. писала сама. сам эксперимент проводила лично на реальном примере, все исходные данные эксперимента вычислялись математической статистикой. Особо не к чему придраться, так как стрелков не так уж и много, а значит и сказать что что то не верно не смогут. Сама являюсь мастером спорта по стрельбе и тренирую детишек, использовалась экспериментальная методика разработанная мною лично. Работа была принята на ура, не ожидали. оценка-5
1. Завирохин, Д. С. Воспитание эмоциональной устойчивости юных спортсменов в пулевой стрельбе / Д. С. Завирохин // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 7. – С. 217-224
2. Завирохин, Д. С. Формирование стрессовой устойчивости спортсме-нов, занимающихся практической стрельбой / Д. С. Завирохин/ // Письма в Эмиссия. Электронный научный журнал. – СПб., 2010. – № гос. Регистрации 0421000031.
3. Завирохин, Д. С. Медико-биологические и психофизиологические проблемы спортивного отбора в пулевой стрельбе / Д. С. Завирохин // Вестник Российской Военно-медицинской академии. – 2011. – № 12. – С. 91-94
4. Завирохин, Д. С. Скоростная стрельба из индивидуального оружия : учебно-методическое пособие по скоростной стрельбе из пистолета и автомата Калашникова / Д. С. Завирохин, А. И. Петров. – Челябинск : ЧВВАУШ, 2009. – 150 с.
5. Завирохин, Д. С. Психологические аспекты пулевой стрельбы / Д. С. Завирохин // Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров : опыт и перспективы. Вып. 9. – Челябинск : УралГУФК, 2009. – С. 90-92.
6. Завирохин, Д. С. Надежность соревновательной деятельности спорт-сменов стрелков / Д. С. Завирохин // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры : материалы ХХ регион. науч.-практ. конф. – Челябинск : УралГУФК, 2010. – С. 112-114.
7. Завирохин, Д. С. Повышение психической устойчивости юных спортсменов-единоборцев / Д. С. Завирохин, А. В. Дорин // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры : материалы ХХ регион. науч.-практ. конф. – Белорецк : БГСПН, 2010. – С. 114-117.
8. Завирохин, Д. С. Эмоциональная устойчивость юных спортсменов-стрелков / Д. С. Завирохин // Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров : опыт и перспективы : сб. науч. тр. молодых ученых УралГУФК. Вып 10. – Челябинск : УралГУФК, 2010. – С. 123-126.
9. Завирохин, Д. С. Психологические проблемы спортивного отбора в детско-юношеской пулевой стрельбе / Д. С. Завирохин, О. А. Сиротин // Темат. сб. науч. тр. / Отв. ред. А. Я. Найн. Вып.10. – Челябинск : УралГУФК, 2010. – С. 143-147.
10. Завирохин, Д. С. Развитие личности в спортивной деятельности юных стрелков / Д. С. Завирохин // Проблемы развития приграничных территорий : сб. статей X Международной науч.-практ. конф. / Под ред. В. В. Сагоконь. –Троицк : ТФ ЧелГУ, 2011. – С. 45-51.
11. Завирохин, Д. С. Личностно ориентированный психолого-педагогический тренинг воспитания эмоциональной устойчивости юных спортсменов стрелков : методические рекомендации / Д. С. Завирохин. – Челябинск : УралГУФК, 2011. – 25 с.
12. Завирохин, Д. С. Развитие способности юных спортсменов стрелков к саморегуляции эмоционального состояния в процессе психологической подготовки в спортивной деятельности : методические рекомендации / Д. С. Завирохин. – Челябинск : УралГУФК, 2012. – 33 с.
13. (Л. С. Выготский, Г. Б. Горская, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев) Психологическая теория деятельности.
14. (А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, В. С. Мерлин, В. Д. Небылицын, Ю. М. Орлов, В. М. Русалов, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков) Теория личности и индивидуальности.
15. (О. И. Строгонов, И. С. Якиманская) Теория индивидуального и гу-манно ориентированного подхода в спортивной деятельности теория эмоциональной устойчивости
16.(Л. М. Аболин, К. М. Гуревич, П. Б. Зильберман, В. М. Писаренко) Теория личности.
17. Новикова, Н.Е. Здоровый образ жизни как компонент мировоззрения современной молодежи / Н.Е.Новикова, О.В. Тиунова – 2013.
18. Тиунова О.В. Практические аспекты мотивации к занятиям физической культурой и спортом [Текст]/ О.В.Тиунова // Физической воспитание и детско-юношеский спорт. -2012.
19. Тиунова, О.В. Использование различных форм мотивации к ведению здорового образа жизни, занятиям физической культурой и спортом : методические рекомендации / О.В. Тиунова, Д.А. Фильченков, М.В. Томилова - М. - Советский спорт, 2013.
20. Байкова И.А., Головач А., Тарасевич Е.В., Порахонько С.А., Чистов А.В. Психотерапия в спорте 2006
21. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.
22. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте 1991
23. Козин А.П. Психогигиена спортивной дея тельности. — Киев: Здоров'я, 1985. — 128 с.
24. Рубштейн Н. Что нужно знать, чтобы стать первым. Психология танцевального спорта 2002
25. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. — М.: Педагогика, 1984. 472 с.
26. Вайнштейн Лев Матвеевич - "Путь на Олимп" Москва, 2005.
27. Аксенова О.Э., Евсеев С.П., Евсеева С.П. (2007). Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. – М.: Советский Спорт, 295 с.
28.Александрова Л.А. Адаптация к трудным жизненным ситуациям и психологические ресурсы личности / JI.A. Александрова // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011. – С. 547–578.
29.Матуг Фатхе Н.С., Пономарчук В.А. (2010). Физическая культура в системе обеспечения качества жизни лиц с ограниченными возможностями // Мир спорта, № 1, 26–