ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Умение плавать - жизненно необходимый для каждого человека навык. Для того, чтобы плавать не нужно обладать особыми способностями. Плаванием могут заниматься люди любого возраста, начиная с дошкольного.
Плавание является, также, одним из основных средств физического воспитания современной молодежи, улучшение его здоровья, подготовки к будущей профессиональной деятельности. Плавание, благодаря широкому разнообразию средств, составляющих его содержание, а также большом воспитательном, гигиенично-оздоровительном и прикладному значению, входит во все программы по физическому воспитанию.
Плавание - невероятно динамичный вид спорта. Во время заплыва работают все части тела, даже голова, которая находится в нейтральном устойчивом положении должна поворачиваться для вдоха, а потому оно требует сочетания физической силы и технической подготовки.
Физическая подготовка пловцов занимает центральное место в тренировочных программах пловцов детского и подросткового возраста. Она включает воспитание силовых способностей, гибкости, быстроты, ловкости, способности к расслаблению мышц, повышение физической работоспособности.
Тренерское мастерство в этом деле играет непоследнюю роль. Тренер как главная фигура в спорте должен уметь объединять все усилия, с подготовкой спортсмен и специалистов, что, соответственно, требует хороших организационных способностей. Тренер, прежде всего, должен хорошо знать предмет, в совершенстве владеть информацией обо всех новых достижениях в методике обучения и тренировки спортсменов. Как мы видим, педагогическое мастерство тренера является комплексным и требует от него учитывать все факторы подготовительного процесса в спорте, особенно актуально это для юных спортсменов. Исходя из этого, мы считаем выбранную тему актуальной и своевременной.
Целью данной работы является выявление эффективности разработанной методики тренировочного процесса юных пловцов.
Объект исследования: тренировочная деятельность по плаванию.
Предмет исследования: построение программы тренировок и его эффективность для развития пловцов.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования построения эффективного тренировочного процесса юных пловцов.
2. Разработать на основе изученной литературы методику построения тренировочного процесса по плаванию у школьников и экспериментально апробировать ее.
3. Выявить эффективность разработанной методики построения тренировочного процесса по воспитанию физических и технических способностей с использованием плавания у школьников.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ТРЕНЕРА С ЮНЫМИ ПЛОВЦАМИ 5
1.1. Функции тренера в подготовке юных пловцов 5
1.2. Тренировочный процесс по развитию общих физических качеств 20
юных пловцов 20
1.3. Тренировочный процесс по развитию специальных физических 28
качеств юных пловцов 28
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ 37
2.1. Методы работы 37
2.2. Организация работы 41
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ПЛАВАНИЮ С ЮНЫМИ СПОРТСМЕНАМИ 43
3.1. Составление программы тренировок и формулирование методических указаний 43
3.2. Оценка эффективности разработанной программы 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В плавании достаточно четко обозначилась проблема научного обоснования принципиально новых направлений развития и дальнейшего совершенствования тренировочного процесса, поскольку возможности существующих в настоящее время методов подготовки почти исчерпали себя. Именно поэтому специалисты все большее внимание уделяют качественным, а не количественным характеристикам тренировки. Внимание тренеров и ученых направлено на изучение, сопоставление и подбор наиболее эффективных средств и методов подготовки, которые предъявляют повышенные требования к функциональным системам организма, возможностями которых определяется успех соревновательной деятельности.
Поиски путей привлечения детей к систематическим занятиям спортом следует из основ национальной школы, где большое значение предоставляется физическому развитию, закаливанию и укреплению здоровья детей.
Детский спорт является решающим фактором, который влияет на развитие организма ребенка и его функции. Эмпирический подход к спортивной деятельности предусматривает использование средств, методов и режима тренировочной нагрузки. Закономерности возрастной физиологии, особенности психологических механизмов и объективных факторов отражают физическое и функциональное развитие организма на разных возрастных этапах.
На основании теоретических данных исследования мы сформировали программу подготовки юных спортсменов-пловцов, оптимальную для физического и технического развития детей. Исследование показало эффективность разработанной методики и отразило позитивную динамику в результатах экспериментальной группы как в физической, так и в технической подготовленности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабушкин Г. Д. Психология труда тренера по спорту / Бабушкин Г. Д. – Омск : ОГИФК, 1985. – 84 с.
2. Бакшеев, М.Д. Построение учебно-тренировочных занятий в спортивном плавании: Учебное пособие / М.Д. Бакшеев. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2006. -44 с.
3. Бомпа, Т. Подготовка юных чемпионов / Т. Бомпа - М.: Физкультура и спорт, 2003.-259с.
4. Булатова М. М. Современные физкультурно-оздоровительные технологии в физическом воспитании / Н. Н. Булатова, Ю. А. Усачев // Теория и методика физического воспитания; под ред. Т. Ю. Круцевич. - М.: Олимп. л-ра, 2008. - С. 320-354
5. Булгакова Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М: ФиС, 2001. 265 с.
6. Булгакова, Н.Ж. Плавание / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2009.-112 с.
7. Вайцеховский, СМ. Книга тренера / СМ. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 312с.
8. Вайцеховский, СМ. Физическая подготовка пловца / СМ. Вайцеховский. -М.: Физкультура и спорт, 2008. - 104 с.
9. Васильев, В.С. Обучение детей плаванию /В.С. Васильев. - М.: Физкультура и спорт, 2003.-214 с.
10. Васильков А.А. Теория и методика спорта: учебник / А.А. Васильков. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 379 с.
11. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спотрсменов — М.: ФиС, 1988.— 331 с.
12. Викулов А. Д. Плавание. М., 2003.
13. Викулов, А.Д. Плавание / А.Д. Викулов. -М.: Владос-пресс, 2003.- 114 с.
14. Вильке Курт. Плавание для начинающих: Пер. с нем. – М.: Знание, 1991. - № 4. – С. 86-190.
15. Гилязова В.Б. О классификации тренировочных и соревновательных нагрузок, выполняемых пловцом в воде // Плавание. – 1998.-№5. – С.12-22.
16. Губа В. П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов. М., 2009
17. Гужаловский, А.А. Физическая подготовка школьника /А.А.Гужаловский. -Челябинск : [б.и.], 2009. - 205 с.
18. Деркач А. А. Творчество тренера / А. А Деркач, А. А Исаев – М. : Физкультура и спорт, 1982. – 239 с.
19. Жариков Н. Л. Формы активизации профессиональной подготовки спортивных педагогов к воспитательной деятельности / Н. Л. Жариков // Спорт, молодежь, воспитание. – Минск : [б. и], 1985. – С. 81–85.
20. Жмарев Н. В. Управленческая и организаторская деятельность тренера / Жмарев Н. В. – Киев : Здоровья, 1980. – 144 с.
21. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки / Е.Н. Захаров, А.В. Карасёва. - М.: Лентос, 2004. - 368с.
22. Зенов, Б.Д. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде / Б.Д. Зенов. И.М. Кошкин, СМ. Вайцеховский. - М: Физкультура и спорт, 2006. -318с.
23. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2010.
24. Калинин, А.А. Плавание: примерная программа спортивной подготовки для детей детско-юношеской спортивной школы; специализированной детско-юношеской школы Олимпийского резерва / А.А. Калинин, О.И. Попов, В.В. Смирнов. - М.: Советский спорт, 2004.- 215 с.
25. Келлер В. С. Функция управления в системе подготовки спортсменов / В. С. Келлер // Теория и практика физической культуры. – 1975. – № 6. – С. 57–58.
26. Круцевич Т. Ю. Управление физическим состоянием подростков в системе физического воспитания: Автореф. дис. на соискание ученой. степени д-ра наук с физ. исх. и спорта: 24.00.02 / Т. Ю. Круцевич; Нац. ун-т физ. исх.и спорта Украины. - М., 2000. - 44 с.
27. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития /В.И.Лях. - М.: Терра-Спорт, 2008. - 192 с.
28. Макаренко, Л.П. Юный пловец / Л.П. Макаренко. - М.: Физкультура и спорт, 2007.-132 с.
29. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П.Матвеев - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 543с.
30. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.И. Матвеев - СПб.: Изд-во «Лань», 2005. - 384 с.
31. Николаев А.Н. Психологическая специфика деятельности тренера ДЮСШ. URL:http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2003N4/p28-31 .htm
32. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера / Н.Г. Озолин. - М: Астрель, 2003. -468 с.
33. Папуша В. Г. Методика физического воспитания школьников: формы, содержание, организация / В. Г. Папуша. - Т.: Учебник. и пособие., 2006. - 196 с.
34. Пешков, В.Ф. Восстановительные средства в профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту / В.Ф. Пешков. -Томск: ТГПУ, 2007.-198с.
35. Плавание: Учебник /Под ред. В.Н. Платонова. - Киев: Олимпийская литература, 2005. - 264 с.
36. Прохоров В. Н. К анализу деятельности тренера ДЮСШ / В. Н. Прохоров // Теория и практика физической культуры. – 1980. – № 8. – С. 32–34.
37. Прохоров, В.Н. Педагогическая позиция тренера как воспитателя / В.Н. Прохоров // Вопросы становления и самореализации специалиста: психопедагогический аспект: материалы межвуз. науч.-практ. конф. / под ред. М.В. Прохоровой. - СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. - С. 27-29.
38. Прыткова Е. Г. Физическая работоспособность как ведущая составляющая здоровья человека / Е. Г. Прыткова, И. М. Сазонова // Спортивная медицина. – 2005. − №1. – С. 26–29.
39. Психология управления в спорте: учеб.-метод. пособие / под ред. Т.В. Головина, B. Н. Смоленцева. - 2011.
40. Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта / А.В. Родионов. - М., 2010.
41. Романенко В. А. Диагностика двигательных способностей: [учебное пособие] /В. А. Романенко – Донецк: ДонНУ, 2005. – 290 с.
42. Сергиенко Л.П. Тестирование двигательных способностей школьников. - К .; Олимпийская литература, 2001. - 440 с.
43. Сумарокова Н. М. О направленности подготовки тренера СДЮШОР / Н. М. Сумарокова // Совершенствование системы подготовки кадров по физкультуре и спорту. – М. : [б. и.], 1981. – С. 168–170.
44. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. профессора Ю.Ф Курамшина - М: Советский спорт, 2003.- 464с.
45. Тихомиров, А.К. Проблема управления спортивной подготовкой: Учебное пособие / А.К Тихомиров, Б.А. Куранов. - Малаховка: - МГАФК. 2009. - 91с.
46. Туманян Г. С., Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности. Ч. I, кн. 3. Профессия - тренер / Г.С. Туманян, В.В. Гожин. - М.: Сов. спорт, 2000. - С. 13-15
47. Хальянд Р. Б. Модели техники спортивных способов плавания с методикой совершенствования и контроля: учеб. материал. Таллин, 1984
48. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов. - 3-е изд. - М.: Академия