Введение
Спортивные соревнования - ключевой элемент, который характеризует всю систему организации и подготовки спортсменов к результативной соревновательной деятельности. Во время соревнований происходит максимальная реализация возможностей спортсменов и команд, унифицированное сравнения их уровня подготовленности, достижение высоких результатов, побед, установление рекордов [12, 16]. Большое значение соревнования приобретают как мощный фактор мобилизации функциональных резервов организма, совершенствования различных сторон подготовленности спортсмена.
Поэтому, одним из основных направлений совершенствования спортивной подготовки является постоянное увеличение соревновательной практики как эффективного средства мобилизации функциональных резервов организма спортсменов, стимуляции адаптационных процессов и повышения на этой основе эффективности процесса подготовки [24]. При этом, увеличение количества соревнований, приводит к сокращению времени на подготовку к ним и, как следствие, снижению уровня подготовленности спортсменов.
Одной из основных составляющих государственной политики в сфере физической культуры и спорта является развитие нормативно-правовой базы, осуществляемое по следующим основным направлениям:
• совершенствование системы управления физической культурой и спортом, оптимизация взаимодействия субъектов физкультуры и спорта;
• -повышение качества материально-технического, научно-методологического, медикобиологического обеспечения спорта высших достижений и массового спорта;
• -І противодействие применению допинга в спорте;
• совершенствование системы подготовки спортивного резерва;
• -обеспечение подготовки к проведению XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в Казани; XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 г., Кубка конфедераций ФИФА 2017 г., а также иных международных и всероссийских соревнований высокого уровня;
• повышение уровня социальной защищенности и материального обеспечения спортсменов, тренеров и иных специалистов, включенных в составы сборных команд России.
Практически доступным и объективным методом определения функциональных возможностей организма спортсменов в спортивных играх, в том числе и в регби, является анализ их уровня спортивных результатов.
Сбор, обработка и анализ компонентов соревновательной деятельности дают возможность раскрыть закономерности игры, выделить факторы, которые обусловливают эффективную соревновательную деятельность, которая может способствовать дальнейшему научному обоснованию тренировочного процесса регбистов.
Основу соревновательной деятельности в регби составляет наличие игрового конфликта между игроками защиты и нападения. По ходу игры почти непрерывно возникают противодействия между ними в разных зонах игровой площадки. В связи с этим проходят разнообразные перемещения игроков, которые приводят к появлению новых игровых ситуаций.
В последние годы усилия многих специалистов в спортивных играх сконцентрированы на анализе соревновательной деятельности команды и отдельных игроков (футболе - Лисенчук Г.А., Максименко И. Г. 2009, баскетболе - Безмылов Н.Н. 2010, волейболе - Фурманов А.Г. 2007, гандболе - Цыганок В. 2000).
Однако, в регби, на современном этапе его развития, недостаточно уделяется специалистами внимания изучению этого важного направления.
В связи с изменением в правилах игры, значительно повысилась его интенсивность, что в свою очередь требует от игроков мобилизации всех систем организма, повышения уровня подготовленности к противодействию большим нагрузкам.
В нашей стране одной из важнейших задач в развитии регби является проблема определения модельных характеристик спортсменов с учетом их возраста и квалификации.
Применение моделей является базовой основой для повышения уровня физической и технической подготовленности спортсменов-регбистов, что позволит достаточно объективно и своевременно управлять учебно-тренировочным процессом и повысить уровень спортивного мастерства в регби.
Оптимизация тренировочного процесса невозможна без глубокого анализа соревновательной деятельности регбистов. Поэтому, учитывая нововведения и устаревшие данные специалистов, ранее занимавшихся этой проблемой в регби [9, 13], возникает необходимость в изучении структуры и содержания соревновательной деятельности регбистов в условиях, что и обусловливает актуальность данной работы.
Анализ литературных источников показывает, что за последние годы структура и содержание соревновательной деятельности спортсменов-регбистов с учетом изменений в правилах игры почти не изучались (Иванов В.А. 2004, Мартиросян А.А. 2006).
В связи с этим практически не разработаны модельные характеристики компонентов соревновательной деятельности регбистов различного амплуа, не установлены взаимосвязи между компонентами соревновательной деятельности и ее результативности.
Изучение этих вопросов является актуальным как для теории и методики спортивных игр, в том числе регби, так и для спортивной практики, поскольку вид спорта имеет широкое распространение на международной арене - с 2012 года регби был внесен в программу Олимпийских игр.
Объект исследования - соревновательная деятельность в регби.
Предмет работы - модельные характеристики соревновательной деятельности регбистов.
Цель исследования - определение количественных характеристик соревновательной деятельности квалифицированных регбистов 19-20 лет.
Задачи исследования.
1. Анализ научно-методической литературы по вопросам структуры и содержания соревновательной деятельности регбистов.
2. Изучить и сравнить показатели компонентов соревновательной деятельности регбистов 19-20 лет.
Методы исследования. Сравнительный анализ показателей компонентов соревновательной деятельности регбистов осуществлялся с помощью видеоматериалов и протоколов игр. Сравнивались результаты соревновательной деятельности игроков национальной сборной команды Казахстана с показателя чемпионата Европы.
Сравнительный анализ количественных и качественных показателей соревновательной деятельности осуществлялся по основным компонентам соревновательной деятельности по средним показателям в игре: количество столкновений за игру и их реализация; количество коридоров за игру и их реализация; количество попыток и их реализация; количество назначенных штрафных ударов и их качественное выполнение; общая результативность игры.
Для достижения поставленной цели, нами были применены методы математической статистики.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Особенности соревновательной деятельности регбистов 8
1.1 История развития регби 8
1.2 Специфика соревновательной деятельности в командно-игровых видах спорта 18
Глава 2. Исследование структуры и содержания соревновательной деятельности регбистов 39
2.1 Определение основных параметров соревновательной деятельности регбистов 39
2.2 Организация соревновательной деятельности регбистов 59
Заключение 62
Список литературы 64
Заключение
Современный уровень регби, регбилиг требует целенаправленной многолетней подготовки спортсменов, отбора в спортивные школы одаренных детей и молодежи, а также поиска эффективных средств и методов учебно-тренировочной работы.
Специализация и конкретизация методов и средств, форм планирования и контроля учебно-тренировочного процесса способствовать более продуктивной подготовке регбистов.
Современное развитие регби, регбилиг требует более эффективной подготовки, направленной на разностороннее физическое развитие спортсменов, усвоение и совершенствование технико-тактических приемов игры с одновременным развитием их игрового мышления, специфичного для игровой деятельности в регби, регбилиг.
Усвоения техники и тактики должно происходить на фоне постепенного развития тех физических качеств, способствующих всестороннему атлетическом развития, а также формированию тех умений и навыков, которые помогают приобрести умение управлять своими движениями и принимать верное решение в игровых условиях, обусловленных дефицитом пространства и времени.
Анализ компонентов соревновательной деятельности игроков сборных команд-участниц чемпионата свидетельствует о том, что по количественным показателям игроки сборной команды 1 статистически не уступали своим соперникам в финальной части турнира. Однако установленные показатели качественного проявления основных компонентов соревновательной деятельности, на данном этапе их реализации, не способствуют регбистам в борьбе за призовые награды. Это дает возможность выявить резервы в совершенствовании методики подготовки регбистов к ответственным соревнованиям и вносить коррективы в планирование учебно-тренировочного процесса.
Дальнейшее изучение совершенствования системы подготовки регбистов необходимо рассматривать в условиях комплексного анализа показателей компонентов соревновательной деятельности, физической и психологической подготовленности. Изучение взаимосвязей между компонентами соревновательной деятельности и показателями физической подготовленности отдельных игроков и адекватной коррекции их тренировочного процесса.
Список литературы
1. Безмылов Н.Н. Показатели соревновательной деятельности баскетболистов национальных сборных команд на чемпионатах Европы 1995-2007 гг. Межд. научн.-практ. конф. государств - участников СНГ по проблемам физ.культ. и спорта: Материалы Межд. научн.-практ. конференции, Минск: БГУФК, 2010. Ч.1. С. 37 - 39.
2. Васькевич В.П. Гражданско - правовое регулирование отношений в области профессионального спорта: дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2006. - c. 52
3. Гарсиа А. Регби. Техника. Тактика. Тренировочный процесс / А. Гарсиа, Ж. Фурукс. - Париж: Робер Лафон, 1984. - 218 с.,
4. Железняк Ю. Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: Ученик для ВУЗов. Изд. 5 / Ю. Д. Железняк - М .: Академия, 2008. - 520 с.
5. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно - методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с. 25
6. Жолдак В.И., Зуев В.Н. Управление в сфере физической культуры и спорта. - М., 2000 – с. 18
7. Зубарев Ю.А. Менеджмент и маркетинг в сфере физической культуры и спорта. Издание – Волгоград: ВГАФК, 2007. – с. 32
8. Зуев В.Н. Регулирование нормативно правовых документов в отечественной сфере физической культуры и спорта. - СПб., 2001 – с. 315
9. Иванов В. А. Интегральная подготовка в структуре тренировочного процесса квалифицированных регбистов (13.00.04): Авто- реф. дис. на соиск. учен. степени канд. пед. наук. Москва, 2004. 24с,
10. Иванов В. А. Интегральная подготовка в структуре тренировочного процесса квалифицированных регбистов (13.00.04): Авто- реф. дис. на соиск. учен. степени канд. пед. наук. Москва, 2004. 24с.
11. Калмыков С.В., Сагалеев А.С., Дагбаев Б.В. Соревновательная деятельность в спортивной борьбе. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2007.- с. 36
12. Келлер В.С. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки. Современная система спортивной подготовки. М.:СААМ, 1995. С. 41-49,
13. Мартиросян А.А. Скоростно-силовая подготовка квалифицированных регбистов в подготовительном периоде 24.00.01 Ав- тореф. дис. на соиск. учен. степени канд. наук по физическому воспитанию и спорту. Харьков, 2006. 24 с
14. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Уч. пос. для студ. высш. пед. уч. завед./ Золотов М.И., Кузин В.В., Кутепов М.Е., Сейранов С.Г. – М.: «Академия», 2001. – с. 14
15. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. К.: Олимпийская литература , 1997. – 326 с.
16. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: Учеб. для студ. вузов физ. воспитания и спорта. К.: Олимп. л-ра, 2004. 808 с.
17. Радченко Л., Матвеев С., Когут И. Проблема этики в современном олимпийском спорте // Наука в Олимпийском спорте. Украина. 2007. – с.61
18. Романов А.О. Международное спортивное движение. - М., ФиС, 1973, - с. 81
19. Спортивные игры: Баскетбол. Футбол. Футбол. Футбол: Учебник для студ. фак-тов физич. воспитания пед. ин-тов / Ред. А. В. Ивойлов. - Харьков: Основа, 1993. - 216 с.
20. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учебник для вузов / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. - М .: Академия, 2008. - 518 с
21. Спортивные игры: учебное пособие / АФВиС РБ; под общ. ред. Э. К. Ахмерова и А. И. Бондаря. - Минск: АФВиС РБ, 1996. - 114 с.
22. Уолш П. Победное регби: пер. с англ. - Оклэнд: Новэлит Брукс, 1999. - 244 с,
23. Физиологическое тестирование спортсменов высокого класса / Под ред. Дж. Дункана Мак - Дугалла, Г.Э.Уэйнера, Т.Дж. Гриня, К.: Олимпийская литература , 1996. – с. 33,
24. Фурманов А.Г Подготовка волейболистов. Минск: МЕТ, 2007. 329 с.
25. Хайхэ Е. С. Регби на высоких скоростях / Е. С. Хайхэ, В. Ж. Хайхэ. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 272 с.,
26. Хилл Р. Р. Регби: пособие для учителей, тренеров и игроков: пер. с англ. / Г. Г. Хилл. - Веллингтон: Новая Зеландия, 1977 - 165 с.,
27. Холодов Ж. К. Основы подготовки регбистов / Ж. К. Холодов, Б. А. Варакин, В. К. Петренчук.- М.: Физкультура и спорт, 1984. - 189 с.,
28. Carpinter P. Introduction to Weight Training / P. Carpinter // University of Canterbury Sport Science Centre. - CP, 1993.- 236 p,
29. Greenwood J. Total Rugby / J. Greenwood. - London: A & C Black, 1992 – 144р.,
30. Hazeldine R. & McNab T. Fit for Rugby / R. Hazeldine. - London: The Kingswood Press, 1991. - 254 p
31. Mcnab T. Speed / T. Mcnab. - Champaign: Human Kinetics., 1998. - 156 p.,
32. Wilkinson D., Moore P. Measuring Performance: A Guide to Field Based Fitness Testing / D. Wilkinson, P. Moore. - Leeds: The National Coaching Foundation., 1995. - 137 p.