ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст ‒ это период, когда интенсивно формируются все органы и системы организма, его рассматривают как сензитивный период психического развития. Именно в дошкольном возрасте формируются и совершенствуются являющиеся основой нормального физического и психического развития ребенка двигательные качества, навыки и умения.
Движение является основой здорового состояния организма человека, без него невозможна творческая деятельность. На все жизненные процессы растущего организма ограничение движений оказывает неблагоприятное влияние
Своевременное и разностороннее развитие движений ‒ одно из основных усилий и один из основных показателей физического и нервно-психического развития. Движение развивает и совершенствует функции центральной нервной системы. Оно приводит к более интенсивному протеканию физиологических процессов, что приводит к улучшению работы всех внутренних органов и систем. Несовершенное развитие движений негативно влияет на организм ребенка и создает определенные трудности в более старшем возрасте для его полноценного развития. Движения оказывают большое влияние на развитие речи детей.
Поэтому одной из основных задач по физическому воспитанию и организации досуга дошкольников является формирование и совершенствование двигательных навыков.
Наиболее успешно задача формирования двигательных навыков решается на занятиях физической культурой, где усвоение и совершенствование техники выполнения движений происходит в специально созданной обстановке. Необходимо создавать такие условия для совершенствования движений, чтобы ребенок научился их выполнять в разнообразных условиях и сочетаниях с другими видами движений.
К сожалению, педагоги дошкольных учреждений большое внимание уделяют первоначальному разучиванию основных движений, часто не придавая значения дальнейшему их совершенствованию. Это приводит к тому, что накоплению в процессе разучивания движений в специально организованной обстановке результатов двигательного опыта, которые автоматически не переносится в повседневную двигательную деятельность. Решить проблему связи накопленного при изучении движений опыта и использования его в повседневной реальности помогают физкультурные досуги. Это обстоятельство и определило выбор данной темы.
Цель исследования:
исследование влияния физкультурных досугов на совершенствование двигательных навыков дошкольников старшего возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть исторически сложившиеся подходы к физическому воспитанию дошкольников, значение активного отдыха в развитии дошкольников.
2. Выявить особенности организации физкультурного досуга в детском саду.
3. Проанализировать использование физкультурных досугов как средства совершенствования двигательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить и проанализировать методическую литературу.
5. Сделать выводы.
Актуальность исследования. Физкультурные досуги, которые являются наиболее приемлемой и эффективной формой активного отдыха детей, заняли прочное место в системе физического воспитания дошкольников. Многолетняя практика подчеркивает значимость физкультурных досугов в активном приобщении к занятиям физической культурой каждого ребенка. Опыт организации и проведения физкультурных досугов и праздников наглядно демонстрирует их положительное влияние на воспитание интереса к активной двигательной деятельности у детей. При правильном подборе элементов физкультурные праздники и досуги могут стать действенным средством воздействия на личность ребенка. Они способствуют развитию целеустремленности, воображения, мышления, а также формированию чувства ответственности, приучают проявлять волевые качества. Физкультурные праздники и досуги позволяют решать проблемы связи накопленного при изучении движений опыта и использования его в повседневной реальности.
Противоречие исследования: Практики показывает, что имеется противоречие между формированием и совершенствованием двигательных навыков старших дошкольников, которое осуществляется на занятиях физической культурой, где усвоение и совершенствование техники выполнения движений происходит в специально созданной обстановке, и недостаточным количеством часов, отведенных на занятия физической культурой.
Объект исследования: процесс формирования двигательных навыков детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: физкультурные досуги как средство совершенствования двигательных навыков детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза: предполагалось, что проведение физкультурных досугов окажет положительный эффект на развитие и совершенствование двигательных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Тестирование.
4. Методы математико-статистической обработки материалов.
5. Теоретический анализ и обобщение литературных данных
1.Теоретический анализ и обобщение литературных данных. Для написания данной работы использовалось 47 источников: книги, учебные программы, научные работы, учебники и т.д. В результате анализа и обобщения данных различных литературных источников были выявлены некоторые тенденции и закономерности по изучаемой проблеме, позволившие провести исследование и, в дальнейшем, педагогический эксперимент.
2.Педагогическое наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В исследовании могут применяться различные виды объективного наблюдения.
Педагогические наблюдения проводились во время занятий физической культурой.
3.Тестирование – это испытание или проверка определенной формы активности испытуемого, ограниченное по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.
4. Методы математической статистики. Статистический анализ данных проводился с использованием персонального компьютера с процессором IntelCore2Quad с объемом оперативной памяти 4 Гб в стандартной конфигурации. Были использованы пакеты прикладных программ: STATISTICA for Windows 6.0 – для статистического анализа, MS Office – для организации и формирования базы данных, оформления графиков и диаграмм.
В качестве основных методов определения связи признаков и ввода в программу применялись:
- для изучения связи признаков, измеренных в номинальной шкале, признаков вида «да или нет» выполнялся анализ таблиц сопряженности, статистика Фишера-Пирсона χ2, в качестве меры связи рассчитывался коэффициент сопряженности φ;
- для признаков, измеренных по порядковой шкале, данных типа «лучше – хуже», тестовых баллов применялся коэффициент корреляции Кендалла τ;
Оценка значимости различия средних значений показателей в независимых выборках производилась в программе с помощью t-критерия Стьюдента
Этапы исследования:
Исследование проводилось в течение учебного года в три этапа.
На первом этапе было выполнено:
1. Анализ литературы по проблеме исследования;
2. Выбор и апробирование тестовых заданий;
3. Формирование контрольной и экспериментальной групп.
В период второго этапа работа проводилась по следующим направлениям:
1. Проведение педагогического наблюдения.
2. Тестирование качеств быстроты и силы у юных фигуристов.
3. Обработка полученных результатов исследования.
4. Написание текста работы.
На третьем этапе выполнялась следующая работа:
1. Статистическая обработка полученных результатов тестирования.
2. Формулировка выводов работы.
Практическая значимость исследования: разработка и апробирование разнообразных сценариев физкультурных досугов
База исследования:
Структура выпускной квалификационной работы
Введение, две главы, выводы по 1 и 2 главе, список использованной литературы, приложение.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1.Исторически сложившиеся подходы к физическому воспитанию дошкольников 5
1.2 Формирование двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста 9
1.3 Виды физкультурных досугов в ДОУ 13
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО–ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Методика организации физкультурного досуга 25
2.2 Содержание работы по апробированию методики проведения физкультурных досугов с детьми старшего дошкольного возраста. 29
Выводы по 2 главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ЛИТЕРАТУРА 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное фигурное катание на коньках характеризуется прогрессирующим усложнением программ соревнований, освоением спортсменами сложных в плане координации движений элементов, соединений, вращений и прыжков. В связи с этим весьма актуальной является задача разработки методик и технологий обучения двигательным действиям спортсменов и спортсменок в современном аспекте развития теории и практики фигурного катания.
В ходе анализа данных литературы установлено, что на начальном этапе подготовки юных спортсменов главная задача состоит в приобретении знаний и представлений о двигательном действии, практическому обучению двигательным умениям, навыкам и совершенствованию двигательного действия. На этапе начальной спортивной специализации дети 10 лет выполняют упражнения на преимущественное развитие быстроты, упражнения скоростно-силового характера на этом этапе подготовки приобретают все больший удельный вес.
Тренировки в начальном периоде направлены на развитие всех физических качеств при достаточно высоком уровне нагрузки. На специально-подготовительном же этапе объем занятий по общей физической подготовке сокращается, но их интенсивность увеличивается. Во второй половине начального периода занятия по общей физического подготовке могут носить избирательный характер, в связи с необходимостью повышения уровня развития того или иного физического качества.
В этот период средствами тренировки являются специальные упражнения фигуриста, легкоатлетические и хореографические упражнения, элементы спортивных игр, подвижные игры. В структуре микроциклов предусматривается использование индивидуальных занятий, направленных на постановку наиболее способным юным фигуристам соревновательных программ.
В ходе педагогического наблюдения за ходом учебно-тренировочного процесса юных фигуристов группы начальной подготовки первого года обучения ОГАУ «Дворец спорта «Кристалл», направленного на развитие скоростно-силовых способностей, установлено, что на этапе начальной подготовки занятия включают упражнения на развитие силы, скорости, скоростно-силовых способностей, выносливости, расслабления, быстроты реакции.
Занятия по специальной физической подготовке направлены на выработку и дальнейшее совершенствование специальной (силы, быстроты, координации движений, гибкости) физической подготовки. В течение недели тренировочная нагрузка юных фигуристов первого года обучения распределялась следующим образом: два занятия проводились на льду, три занятия - в легкоатлетическом манеже, по 40 - 45 мин каждое; индивидуальные занятия проводились с каждым ребенком 2 раза в неделю. В начальном периоде учебно-тренировочный процесс был направлен на развитие всех физических качеств при достаточно высоком уровне нагрузки. Объем занятий по общей физической подготовке на специально-подготовительном этапе уменьшался, но их интенсивность возрастала.
В нашем исследовании для оценки эффективности программы развития скоростно-силовых упражнений и влияния их на технику исполнения прыжков проводилось тестирование юных фигуристок в возрасте 6-9 лет (1 год обучения) с использованием тестов «Бег 30 м», «Прыжки со скакалкой за 60 с», «Приседания на одной ноге за 10с», «Прыжки в длину с места».
Оценка техники выполнения прыжков проводилась по балльной системе в соответствии с Программой спортивной подготовки по фигурному катанию на коньках.
Эффективность учебно-тренировочного процесса по развитию скоростно-силовых способностей юных фигуристов группы начальной подготовки первого года обучения ОГАУ «Дворец спорта «Кристалл» в исследовании подтверждалась результатами тестирования спортсменов.
Сравнительный анализ показателей скоростно-силовых способностей юных фигуристов на этапе начальной подготовки в контрольной группе в течение всего эксперимента обнаружил статистически достоверные различия (р>0,05). Это является свидетельством эффективности содержания учебно-тренировочного процесса в развитии скоростно-силовых способностей, что сказалось позитивно на динамике роста скоростно-силовых показателей.
Сравнение показателей скоростно-силовых способностей юных фигуристов свидетельствует о том, что из 4 показателей, ставших объектом анализа, различия до проведения педагогического эксперимента и после его проведения в контрольной группе были подтверждены с помощью t-критерия Стьюдента во всех случаях.
Результаты сопоставления развития скоростно-силовых способностей юных фигуристок и результатов выполнения ими прыжков показывает, что спортсменки экспериментальной группы выполняли прыжки более результативно.
Гипотеза исследования подтвердилась полностью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова, В.В. Физкультурно-спортивная образовательная программа по фигурному катанию на коньках на этапе начальной подготовки / В.В. Агапова; Обл. метод. Совет по физической культуре и спорту Всеволожского р-на, 2003. – С.6-25
2. Аналитический обзор авторефератов диссертационных работ по сложно–координационным видам спорта: Учеб. пособ. / Т.Г. Сергейцова, А.И. Кузнецов, Л.Н. Подложнюк. Хабаровск: ХГАЭП: РИЦ ХГАЭП. – 2000. – 64 с.
3. Апарин, В.А. С чего начинается обучение фигурному катанию на коньках / В.А. Апарин. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 24 с.
4. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям / М.М. Боген // Теория и методика / предисл. П.Я. Гальперина. изд. 3 - е. – М.: книж.дом «Либроком», 2010. – 200 с.
5. Бриль, М.С. Индивидуализация в спортивных играх: трудности, опыт, перспективы // Теория и практика физической культуры. 2001. – № 5. – С. 32-33.
6. Вальтрауд, В. Фигурное катание / В. Вальтрауд. М.: Из-во «Эксмо», 2011. – 184 с.
7. Великая, Е.А. Этапный педагогический контроль физической подготовленности фигуристов-дошкольников. Методические рекомендации / Е.А. Великая. – Челябинск, 1989г. – С. 34-38.
8. Гродзицка, А. Скоростно-силовая подготовка юных фигуристов: Автореф. дис. канд. пед. наук / А. Гродзицка 13.00.04. 1983. – 23 с.
9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М. : Директ-медиа, 2008. – 613 с.
10. Двейрина, О.А. Развитие координационных способностей на уроках физической культуры в школе: Учеб. пособ. / О.А. Двейрина. СПБ.: СПБ ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. – 47 с.
11. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - М.: ФиС, 1979. – С. 201.
12. Ирошникова, Н.И. Структура недельного микроцикла на этапе УТГ. Сборник научно-методических статей /Н.И. Ирошникова; Е. Жгун. – М.: РГАФК, 1995. – С. 76.
13. Кайнова, Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие / Э.Б. Кайнов. М: ИД «Форум» : ИКФРА, 2009. - 208 с.
14. Коган, А.И. Оценка перспективности юных фигуристов в период начальной специализации: Автореф. канд. дисс. / А.И. Коган. – Омск, 1984г. – С. 10.
15. Король, С.В. Программа для спортивно-оздоровительных групп (СОГ) по фигурному катанию на коньках / С.В. Король, Н.А. Фадеева. – Пермь. 2000г. – С. 34.
16. Кубашевская, Л.И. Фигурное катание на коньках / Л.И. Кубашевская. – М.,1985 г. – С. 110.
17. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
18. Ланцева H.A. Методика развития гибкости у юных фигуристов 7-9 лет // Научные и педагогические исследования в коньковых видах спорта на современном этапе ; под ред. В.А. Апарина и И.М. Козлова. СПб.: б.и., 2010. – С. 67-74.
19. Лосева, И.И. Применение игрового метода тренировки в подготовке юных фигуристов / И.И. Лосев // Вопросы теор. и практ. физ. культ. и спорта. – Минск, 1986 г. – С. 45.
20. Ляссотович, С.И. Особенности телосложения фигуристов / С.И. Ляссотович // Тезисный доклад VII межвузовской научной конференции – Омск, 1989г. – С. 27.
21. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник / Л.П.Матвеев. – М., 1991г. ФиС. – С. 196.
22. Медведева, И.М. Структура и содержание специальной физической подготовки спортсменов на этапе начального обучения в фигурном катании: Автореферат канд. дисс. / И.М. Медведева. - Киев, 1985г. – С. 47.
23. Мишин А. Н. Биомеханика движений фигуриста. М.: ФиС, 2006. – 236с.
24. Мишин А. Н. Фигурное катание для всех. Лениздат, 2005. – 132с
25. Панин Н. А. Искусство фигуриста / H.A. Панин. М. М.: ФиС, 2001. – 327 с.
26. Скуратова, Т.В. Критерии оценки физической и спортивно-технической подготовленности фигуристов. Методические рекомендации / Т.В. Скуратова, А.К. Тихомиров. – Малаховка, 1987 г. – С. 87
27. Ступень, М.П. Нормирование нагрузок и эффективность скоростно-силовых способностей фигуристок 6-12 лет в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах: Автореф. канд. диссерт. / М.П.Ступень. – Минск: БГИФК, 1988. –С. 32-67
28. Тихомиров, А.К. Методика оценки физической и спортивно-технической подготовленности фигуристов. Методические рекомендации / А.К. Тихомиров. – М., 1983 г. – С.19
29. Фигурное катание на коньках. Учебник для вузов под ред. А. Б. Гандельсмана. М.: ФиС, 2004. – 498с
30. Фомин, Н.А., Фолин, В.Е. Воз¬растные основы физического воспитания [Текст] / Н.А. Фомин, В.Е. Фолин.- М. : Физиология и спорт. – 2008. – 21 с.
31. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. 7-е изд., испр. М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 480 с.
32. Benson, E.F. English Figure Skating: A Guide to the Theory and Practice of Skating in the English Style. London / Edward Frederic Benson. London, 2011. – 310 p.
33. Monier–Williams, M.S. Figure skating / Montagu Sneade Monier- Williams. London, 2011. – 380 p.
34. Russell, J. Figure skating / Jesse Russell. 2012. – 115 p.