ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Физическая культура как общественное явление занимает важное место в жизни человека на протяжении всей истории ее существования. Гиппократ сказал: "Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную жизнь".
Хронический дефицит двигательной активности в режиме жизни современных школьников стал реальной угрозой их здоровью и нормальному физическому развитию. Сидения за партой, за письменным столом, за компьютером, перед телевизором - вместе дают такую величину статической нагрузки, которую необходимо компенсировать средствами двигательной активности, которые тренируют сердце, сосуды, легкие и другие органы.
Одним из основных и наиболее эффективных средств организации двигательной активности школьников является привлечение к различным командным подвижным и спортивным играм, среди которых особую актуальность приобретает баскетбол.
На современном этапе развития спортивных игр баскетбол очень популярен и распространен в мире, привлекает своим большим зрелищным эффектом, экономической доступностью, высокой эмоциональностью, большим количеством разнообразных технико-тактических приемов, многообразием проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей.
Игра в баскетбол позволяет устранить двигательный дефицит, обеспечить всестороннее гармоничное развитие ребенка, повысить уровень общей и специальной физической подготовки, усовершенствовать необходимые в жизни двигательные и морально-волевые качества, освоить техническую и тактическую стороны игры, формировать устойчивую мотивацию здорового образа жизни, усилить различные функции организма. Кроме того, систематические занятия баскетболом формируют такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы коллективу, классу, команде, взаимопомощь, чувство долга. Именно такая качественная подготовка закаляет организм ребенка и становится замечательным иммунитетом от различных болезней.
Современная система спортивной тренировки в различных видах спорта широко освещена в научной и методической литературе: вопросы общей теории подготовки спортсменов подробно освещены Л.П. Матвеевым, М. Озолиня, В.М. Платоновым. Различные аспекты подготовки баскетболистов исследовано в трудах Л.Б. Андрющенко, В.П. Кондрашина, В.М. Корягина, С.С. Стонкуса, З.М. Хромаева и др.
Несмотря на немалые позитивные изменения в развитии баскетбола в мире, существуют серьезные проблемы, тормозящие его развитие и снижающие зрелищность игры. К ним относятся техническая подготовленность игроков, невысокая эффективность дистанционных бросков, тактическая и психологическая подготовка, уровень усталости и его влияние на игровые действия. Перечисленные проблемы связаны с отсутствием высококачественного научного обоснования и недостаточно изученными или совсем не освещенными некоторыми аспектами, пассивностью тренеров-преподавателей, работающих на различных уровнях национального баскетбола.
Кроме того, проблема формирования технико-тактических действий у детей среднего школьного возраста на занятиях по баскетболу требует дальнейшей разработки и уточнения.
Цель исследования - исследовать уровень результативности бросков в кольцо у баскетболистов среднего школьного возраста (13-14 лет).
Объект исследования – повышения обучения учащихся среднего школьного возраста технике игры в баскетбол.
Предмет исследования - методы обучения повышения результативности бросков в кольцо у баскетболистов среднего школьного возраста на занятиях по баскетболу.
Гипотеза исследования. В процессе исследования, мы исходили из предположения о том, что использование средств, методов и приемов на занятиях по баскетболу способствует формированию технико - тактических действий баскетболистов среднего школьного возраста и позволит получить объективную информацию о различных сторонах технико - тактической подготовленности юных баскетболистов.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы научно-методической литературы.
2. Оптимизировать методику направленную на повышение результативность броска в кольцо среднего до школьного возраста.
3. Внедрить разработанную методику в учебный процесс и оценить ее эффективность.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение литературных источников по теме исследования.
2. Педагогическое тестирование
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БРОСКОВ В КОЛЬЦО У БАСКЕТБОЛИСТОВ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. История возникновения и развития игры в баскетбол 6
1.2. Тактико-технические особенности баскетбола 11
1.3. Особенности построения тренировочного процесса у баскетболистов среднего школьного возраста 23
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Цель и задачи исследования 29
2.2. Методы исследования 29
2.2.1. Анализ и обобщение литературных источников по теме исследования. 29
2.2.2. Педагогическое тестирование 29
2.2.3. Педагогический эксперимент. 30
2.2.4. Методы математической статистики 31
2.3. Организация исследования 32
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 33
3.1. Методика повышение результативности броскам в кольцо баскетболистов среднего школьного возраста 33
3.2. Результаты констатирующего эксперимента 43
3.3. Результаты итогового контрольного эксперимента и его обсуждение 44
ВЫВОДЫ 48
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Цель игры в баскетбол - забросить как можно больше мячей в корзину соперника. Не умаляя значения всех технических приемов, надо отметить, что доминирующим является бросок, который венчает усилия команды. Умение точно выполнять броски в кольцо и штрафные характеризуют мастерство баскетболистов. О совершенствовании этого приема должен заботиться сам игрок, потому, что, ограничиваясь общекомандным тренировкам, он не сможет достичь высокого мастерства.
Результативность броска в корзину обусловлена многофакторной структурой физической, технической и психологической подготовленности спортсмена.
Сложный комплекс физических способностей, которые способствуют прицельному броску в корзину, состоит из рациональной техники, сосредоточения и решимости.
В практике баскетбола применяются разнообразные броски - в движении, в прыжке, с места и др. В современном баскетболе сами способы выполнения бросков подверглись коренному изменению. На первом месте по количеству и эффективностью - бросок в прыжке, но это не исключает изучения и совершенствования других видов бросков. Обладая всем арсеналом способов бросков, игроки эффективнее действуют в игре, усложняя задачу защитников.
Необходимо также учитывать предпосылки для успешного овладения бросками, особенно броском в прыжке, что требует от спортсмена высокого уровня физической подготовки. Для повышения точности и эффективности бросков надо применять рациональные методы тренировки от уровня мастерства и этапа подготовки к соревнованиям. Условия тренировок должны быть максимально приближены к соревновательным, а тренировочные упражнения смоделированы в соответствии с характером технико-тактических действий в игре, то есть особенностей! взаимодействия с партнером, степени активности соперников и тому подобное.
При совершенствовании техники броска или «пристрелке» на точность целесообразно выполнять броски различными сериями с отдельных точек площадки. Каждый бросок в корзину надо делать максимально сосредоточенным, точно, внимательно, прилагая к этому все усилия.
Для повышения результативности бросков, в том числе и штрафных, спортсмен должен индивидуально совершенствовать их выполнения.
В основе предлагаемой методики совершенствования бросков лежит последовательное решение отдельных педагогических задач.
Для удобства обучения и совершенствования техники выполнения броска разделяют на отдельные части. Это позволяет создать большое количество тренировочных упражнений для совершенствования штрафных бросков, заостряет внимание на отдельных сторонах техники, вызывает у спортсменов интерес, к шлифовке техники выполнения штрафных бросков в целом.
Такими элементами, тесно связанными между собой, являются:
- Исходное положение для броска, что является важным элементом техники в зависимости от способа выполнения броска и индивидуальных качеств спортсмена. При этом надо занять такое положение, которое обеспечит максимальную устойчивость при выполнении броска, позволит выполнить его без лишних движений. Оптимальное исходное положение влияет на результат броска. Для совершенствования этого приема целесообразно применять такие упражнения, как бег, прыжки, ведение мяча, взаимодействие с партнером и другие, где действие заканчивается принятием исходного положения для броска.
Правильное держание мяча дает хорошее его чувства, позволяет направить мяч в нужном направлении с нужной начальной скоростью, что положительно влияет на точность бросков. Держание мяча обусловлено способом броска и индивидуальными особенностями чувство мяча конечностями пальцев. Целесообразно применять такие упражнения, как правильное держание мяча после передач у тренировочной стенки, ведение мяча, подбрасывание мяча вверх и другие.
Точные, синхронные движения руками очень важны для точного броска, который выполняют за счет выпрямления рук и заканчивают движением кисти. Мяч отрывается от кончиков пальцев. Эти движения нужно совершенствовать в упражнениях имитационного характера после передачи, ведения мяча, и тому подобное.
При выполнении бросков целесообразно придать мячу вращение вокруг горизонтальной оси в сторону, противоположную направлению полета, придающее горизонтальную устойчивость траектории полета, а попадая в щит, мяч будто срезается почти вертикально вниз и попадает в корзину. Совершенствованию этого элемента способствуют упражнения для ощущения скатывания мяча из пальцев, передачи с определенной траектории, когда делают акцент на выпуск мяча с дистальных фаланг пальцев.
Выполнение броска, в частности, штрафного, требует от спортсмена выбрать оптимальную траекторию полета мяча, который должен попасть в корзину. Для ощущения траектории полета мяча целесообразно рекомендовать передачу мяча в парах па расстоянии 4-5 м, каждый раз предоставляя мячу определенную траекторию, передача мяча с закрытыми глазами и контролем за полетом мяча.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анискина С.Н. Методика обучения технике баскетбола: Методические разработки для студентов педагогических и заочных факультетов ГЦОЛИФКе I С.Н.Анискина. - М .: ГЦОЛИФКе, 1986. - 22 с.
2. Арефьев В.Г. Физическая культура в школе - Саратов: Азбука-НОВА, 2002. - 384 с.
3. Бабушкин В.З. Баскетбол в вузе. - Харьков: Основа, 1999. - 168 с.
4. Бабушкин В.З. Подготовка юныхбаскетболистов / В.З.Бабушкин. - М: Здоровье, 1985. -142с.
5. Бабушкин В.З. Специализация в спортивных играх. – М.: Здоровье, 1991.- 164 с.
6. Базилевський А.Г. Индивидуальная тактическая подготовка юных баскетболистов в годовом цикле тренировки с использованием интерактивных технологий: дис. канд наук с физ. восп. и спорта: 20.00.01 / А. Г. Базилевський – М.: 2012, - 185 с.
7. Баскетбол / Под ред. А.В. Комарова. - Москва: Физкультура и спорт, 1967. - 248 с.
8. Баскетбол для молодых игроков: Руководство для тренеров / Х.М.Бусета
9. М.Мондоны, А.Авакумович, Л.Киллик. - Издание ФИБА совместно с ЕАБТ. -М.: ЧП "Румянцева", 2000. - 269 с.
10. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Ю.М.Портнова. - М .: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с
11. Вальтин А. И. Проблемы современного баскетбола / А. И. Вальтин. - М: [би.], 2003. - 150 с
12. Говорят тренеры по баскетболу: сб. ст. ведущих тренеров мира / [Хромаев С. М., Л. Ю. Поплавский, Е. В. Мурзин, А. В. Обухов]; под ред. Л. Ю. Поплавского. - Киев: [б. и.], 2005. - 160 с.
13. Голомазов С.В. Исследование механизмов руководства точностью движений и экспериментальное обоснование методики ее повышения (на примере баскетбольных бросков): Автореф. дисс ... канд. пед. наук. - М.: 1973. - 30 с.
14. Гомельский А.Я. Баскетбол: секреты мастера. 1000 баскетбольных упражнений. - М.: ФАИР, 1997. - 224 с
15. Гомельский А.Я. Тактика баскетбола. – М.: Физкультура и спорт, 1966 - 175 с.
16. Железняк Ю.Д. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения Ю.Д.Железняк. - М .: А.С.Т., 2007. - 256 с.
17. Журавлева Н.В. Экспериментальное обоснование совершенствования точности произвольных движений (на примере баскетбола): Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М.: 1965. - 27 с.
18. Зимин AM Детский баскетбол. – М.: Физкультура и спорт, 1969. - 182 с.
19. Игры в тренировке баскетболистов: Учебное пособие / Ю.И.Портных и
20. другие. - СПб.: СПбГАФК, 1999. -66 с.
21. Кераминас С.А. Исследование методики обучения баскетболиста приемам
22. техники игры (броски мяча в корзину): Дисс ... канд. пед. наук. - М., 1955.
23. Колос В.М. Баскетбол: теория, практика: Методическое пособие - Минск: Полымя, 1988. - 167 с.
24. Корягин В.М. Структура и содержание современной подготовки баскетболистов: Дисс. ... Доктора пед. наук в виде научного доклада. - М.: 1994. - 102 с.,
25. Кудряшов В.А. Спортивные игры. - Минск: Вышейшая школа, 1968. - 312 с.
26. Линдеберг Ф. Баскетбол: игра и обучение. - Москва: Физкультура и спорт, 1971. - 280 с.
27. Носов В.В. Основные упражнения баскетболиста на начальном этапеобучения: метод. указания / сост. В.В. Носов. - Ульяновск: УлГТУ, 2006. - 30 с
28. Пельменев В.К. Методика совершенствования точности бросков у баскетболистов: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 162 с
29. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте.
30. Общая теория и ее практические приложения: [учебник для студентов. высших учеб. заведенный физ. воспитания и спорта] - М.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
31. Поплавский Л. Ю. Баскетбол / Л. Ю. Поплавский. - М.: Олимп. л-ра, 2004. - 442 с
32. Преображенский И.Н. Исследование средств и методов совершенствования
33. технического мастерства баскетболистов. - В кн.: Материалы итоговой научной сессии по 1966 – М.: ВНПФК, 1967. - 112 с.
34. Преображенский И.Н. Основные методы совершенствования в технике в баскетболе. // Физкультура в школе. - 1963. - № 4. - С. 54-56.
35. Прокопчук Ю.А. Тесты-задания по баскетболу //Физическая культура в школе. - 2009. -№2. - С.11-12
36. Рапп А. Большой баскетбол. - Москва: Физкультура и спорт, 1959. - 224 с.
37. Смирнов Ю.И., Белов А.С., Полякова Л.С. Зависимость точности броска в баскетболе от способа, направления и дистанции // Теория и практика физической культуры. - 1973. - № 4. - С. 12 - 17
38. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 520 с. – С.170
39. Стонкус С.С. Индивидуальная тренировка баскетболиста. – М.: Физкультура и спорт, 1967. - 120 с.
40. Суетнов К.В. Баскетбол: техническая и тактическая подготовка школьников
41. IX-XI классов: Учебное пособие. - Алма-Ата: Казахский институт физической культуры, 1989. - 80 с.
42. Федосеев В.В. На уроках баскетбола / В.В.Федосеев // Физкультура в школе. - 1995. -№2, - С.26-27
43. Футбол. Ученик для физ. ин-тов. / Под ред. Н.В. Семашко. – М.: Физкультура и спорт, 1976. - 264 с.
44. Хромаев З.М. Тетрадь тренера по баскетболу / З.М.Хромаев, Л.Ю.Поплавский, Г.С.Защук. - М, 2003. - 128 с.
45. Шерстюк А.А. и др. Баскетбол: основные технические приемы, методика обучения в группах начальной подготовки: Учебное пособие. - Омск, 1991. - 60 с.
46. Яхонтов Е.Р. Мини-баскетбол. - Москва: Физкультура и спорт, 1987. - 35 с