Введение
В системе тренировочного процесса спортсмена наряду с решением различных задач тактической и технической подготовки, теоретической, морально-волевой, психологической подготовки важнейшее место занимает физическая подготовка. Обеспечивая развитие силовых, скоростных, координационных способностей, выносливости, гибкости, она способствует также и формированию ритмо-скоростной структуры двигательных действий спортсмена, закреплению рациональной спортивной техники.
Многие авторы отмечают, что физические качества настолько тесно связаны между собой, что развить одно из них до высокого уровня невозможно без оптимального развития других (Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, Ю.В. Верхошанский и др.). Авторами, чьи работы внесли значительный вклад в дело изучения средств оказывающих развивающее влияние на скоростно- силовые качества являются следующие: Ю. М. Арестов, Б. А. Васильев, Ю. В. Верхошансткий, М. А. Годик, И. А. Денисов, Р. В. Жердочко, В. П. Климин, В. А. Коваленко, В. И. Колосков, Л. П. Матвеев, С. М. Минаков, В. П. Недобывайло, Э. П. Позюбанов, И. П. Ратов, С. П. Рябинин, В. П. Савин, Ф. В. Шевченко, А. П. Шумилин, Т. Hopper.
В реальной практике спортивных единоборств имеют место комплексные формы проявления физических качеств. Особо выделяется сложное взаимодействие собственно силовых и скоростных возможностей человека, поэтому, по мнению специалистов, есть основание говорить о скоростно-силовых качествах (термин впервые введен известным физиологом спорта В.С. Фарфелем).
Проблема исследования. Проблема физической подготовки бойцов всегда стояла в единоборствах достаточно остро. Как известно, уже первые школы боевых искусств в Китае практиковали длительную и своеобразную силовую подготовку. Отбор воинов также производился с учетом их силовых качеств, и солдаты в армиях всех государств древности выполняли значительный объем упражнений, направленных на увеличение силы и силовой выносливости.
Особое значение имеет такая подготовка для работы с оружием. В литературе встречаются описания упражнений, выполнявшихся древнегреческими бойцами, рыцарями cредневековой Европы и русскими ратниками. Однако в спортивных единоборствах отношение к развитию физических качеств всегда было неоднозначным. Борцы и кулачные бойцы Европы и России обычно были и атлетами, то есть выполняли различные силовые трюки. Соответственно, их подготовка включала очень большой объем работы со снарядами. В так называемых "внутренних" школах боевых искусств Востока укрепление тела за счет работы мышц признавалось вредным. Наоборот, в большинстве прикладных направлений силовые тренировки составляли значительную часть тренировочного курса. Такое положение сохранилось до сих пор.
Противоречие в том, что несмотря но то, что доля силовой подготовки в общем объеме тренировочных нагрузок достигает в некоторые периоды 70-80 процентов, вопрос о роли развития скоростно-силовых качеств в специальной подготовке единоборцев вызывает самые противоречивые толкования.
Гипотеза исследования. Предполагается систематизировать известные особенности скоростно-силовой подготовки в различных единоборствах, с тем, чтобы выявить общие закономерности включения их в тренировочный процесс.
Цель исследования. Разработать и экспериментально обосновать методику развития скоростно-силовых качеств спортсменов единоборцев.
Задачи работы:
1. Обосновать теоретико-методологическую основу методики развития скоростно-силовых качеств спортсменов единоборцев.
2. Представить теоретическое обоснование сущности и основных характеристик скоростно-силовых качеств спортсменов единоборцев.
3. Представить методику развития скоростно-силовой подготовки спортсменов единоборцев.
Объект исследования. Система развития скоростно-силовых качеств спортсменов единоборцев.
Предмет исследования. Скоростно-силовая подготовка единоборцев.
Теоретико-методологическая основа работы. В нашей стране впервые создана и успешно функционирует научно обоснованная система развития скоростно-силовых качеств спортсменов единоборцев. Огромная заслуга в этом принадлежит русским и советским ученым, из которых в первую очередь следует назвать Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, Ю.В. Верхошанский и др. Именно они заложили научные основы физиологического знания физической культуры и спорта, как с детьми, так с остальными возрастными категориями.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ ЕДИНОБОРЦЕВ 6
1.1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ ЕДИНОБОРЦЕВ 6
1.2. ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ЕДИНОБОРЦЕВ 12
1.3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ ЕДИНОБОРЦЕВ 22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 27
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ ЕДИНОБОРЦЕВ 29
2.1. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.3. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЕДИНОБОРЦЕВ 35
2.4.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 50
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ ЕДИНОБОРЦЕВ 51
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Заключение
Специфика спортивной деятельности в единоборствах заключается главным образом в быстрой перестройке двигательных действий, соответствующей меняющейся ситуации. У спортсменов-единоборцев наиболее полно развиваются сила, быстрота, выносливость.
Скорость, сила и выносливость - это главные параметры по которым можно определить форму и физическое состояние любого человека. Гармоничное развитие этих качеств позволяет нам чувствовать себя уверенными в любой ситуации, быть всегда в хорошей физической форме, имея большой запас энергии.
Особенно важно оптимальное соотношение этих трех показателей для спортсменов в единоборствах. Качества, по которым определяется уровень спортсмена и его возможности – это техника, тактика, психологическое состояние и уже перечисленные скорость, сила и выносливость. Причем и техника, тактика и психологическое состояние спортсмена так же зависят от скорости, силы и выносливости. Например, правильное выполнение определенного приема, удара или защитного действия иногда невозможно если спортсмен не обладает достаточными физическими качествами. Психологическое состояние спортсмена зависит от особенностей нервной системы, а также уверенности в своих силах, скорости, выносливости. Ну и конечно тактика спортсмена выстраивается с учетом трех выше перечисленных физических качеств.
Иногда можно наблюдать картину, когда даже очень опытный и техничный спортсмен не придав должного внимания или не имея возможности предварительно поработать над физической и функциональной подготовкой, не может ничего противопоставить напору и активности менее опытного, но лучше подготовленного противника. Поэтому тренировочный цикл профессиональных спортсменов обязательно включает в себя чередование или совмещение тренировок на силу, скорость и выносливость с отработкой техники (например, на лапах) и накоплением боевого опыта в спаррингах. В соревновательной подготовке для начинающих спортсменов, физические качества являются решающими. Ведь из-за отсутствия опыта и относительно не высокой технической подготовки, исход поединка решают соотношение скорости силы и выносливости спортсменов.
Различные упражнения и виды спорта предъявляют различные требования к отдельным проявлениям компонентов ССС. В одних упражнениях эффект в большей степени зависит от силовых составляющих движения, в других упражнениях - от скоростных. Например, при броске ядра метатель реализует 15-20% силовых и 80-85% скоростных компонентов от абсолютных величин, а при поднятии штанги - 75-80% силовых компонентов и 20-25% скоростных. Эти данные свидетельствуют о прямо-пропорциональной зависимости скорости движения и нагрузки - с повышением веса преодолеваемого отягощения, - скорость мышечного сокращения снижается.
Таким образом, по результатам изучения методики развития скоростно-силовых качеств спортсменов единоборцев можно сделать следующие выводы:
1) Методам скоростно-силовой подготовки спортсменов единоборцев посвящено значительное количество работ, выполненных на самых разных уровнях обобщения и различных контингентах спортсменов. Как неоднократно отмечалось в специальной литературе, системы упражнений для развития силовых качеств являются неотъемлемой частью тренировочного процесса для всех внешних школ единоборств. В учебных же пособиях описания их зачастую не приводятся или же даются в отрыве от остального тренировочного процесса.
2) В программе развития скоростно-силовых качеств используется скоростно-силовые упражнения, основными из которых считаются: упражнения с использованием отягощения, прыжковые упражнения, упражнения связанные с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения. С этой целью используются методы: максимальных усилий, повторных предельных упражнений, динамических усилий, вариативный метод и группа методов, основанных на использовании тонизирующего следового эффекта. Развитие собственно силовых качеств наиболее эффективно при применении в рациональном соотношении преодолевающего, уступающего, удерживающего и комплексного режимов работы. Для этой цели также эффективно применение метода принудительного растягивания мышц. В случае комплексного проявления скоростных качеств, скоростные упражнения систематизируют в три основные группы. Упражнения: использующиеся для развития быстроты реакций, использующиеся для развития скорости отдельных движений, характеризующиеся взрывным характером. Для развития скоростных качеств эффективно применение метода строго регламентированного упражняя. Он включает в себя методы: повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движений и вариативного упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях. Для воспитания волевого усилия используется следующие средства: скоростно-силовые упражнения, психотехнические игры, мотивационные тренинги, аутогенная, идеомоторная и психорегулирующая тренировки. Для стимуляции волевого усилия используются две группы методов, методы словесного и смешенного воздействия. Также для этой цели, необходимо учитывать интеллектуальные и моральные основы волевой подготовки.
3) По результатам обследований протоколов, оценки деятельности спортсменов на городских и областных соревнованиях среди подростков были получены данные, свидетельствующие о том, что наиболее высокие баллы по критериям оценки имеют спортсмены экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой. В экспериментальной группе улучшение настало у 80% респондентов; в контрольной группе улучшение настало у 20% респондентов. Выявленные показатели достоверности различий до проведения экспериментальной программы означает, что развитие скоростно-силовых способностей подтверждены по всем контрольным скоростно-силовым показателям. В контрольной группе данные результаты изменились незначительно или остались на прежнем уровне, что говорит об эффективности проведенной программы развития скоростно-силовых качеств спортсменов единоборцев и ее влиянии на достижение спортивных результатов.
4) Проведенный анализ литературных источников и опыт практической работы по развитию силовых и скоростно-силовых качеств позволяет утверждать, что такие упражнения, даже выполненные с большими отягощениями, не являются столь уж эффективными, как это кажется на первый взгляд. Важно отметить, что на проявления скоростно-силовых качеств влияет развитие волевых качеств. В частности на проявления силы влияют два волевых качества решительность и самообладание, причем степень развития решительности влияет в большей степени. Также можно утверждать, что чем выше степень тренированности этих качеств, тем больше взаимосвязи между ними.
Список литературы
1. Атилов А. Бэкман Б. Бойцовский клуб: боевой фитнес для женщин.
2. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. — 224 с.
3. Атилов А. Бэкман Б. Бойцовский клуб: боевой фитнес для мужчин. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. — 224 с.
4. Бачурков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. М.: Академия, 2006. – 528 с.
5. Барышев, А.В. Развитие способности к мобилизации психического состояния юных борцов перед напряженной деятельностью / А.В. Барышев // Актуальные проблемы теории и методики физической культуры, восстановительной медицины и экономических аспектов: сб. науч. тр. молодых ученых УралГУФК. – Вып. 9. – Челябинск: УралГУФК, 2010. – С. 10-14.
6. Бачурков И.С. Физическая культура. М.: Советский спорт, 2003. – 312 с.
7. Брюнему Э., Харнес Э., Хофф Я. Бегай, прыгай, метай: школа легкой атлетики для детей 7-12 лет. М.: Физкультура и спорт, 2002. – 256 с.
8. Власть над металлом и человеком: боевое прикладное движение (fighting motion) / под ред. А.А. Передельского. – М.: Физическая культура, 2011. – 160 с.
9. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: М.: Академия, 2000. – 288 с.
10. Гожин В.В., Дементьев В.Л., Сизяев С.В. Формирование состояния боевой готовности спортсмена-единоборца. Монография. М.: Физическая культура, 2010. – 240 с.
11. Грачев О.К. Физическая культура. М.: МарТ, 2005. – 464 с.
12. Дубровский В.И. Движения для здоровья. М.: Знание, 2000. – 216 с.
13. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 384 с.
14. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 223 с.
15. Карелин А.А. Спортивная подготовка борцов высокой квалификации. Новосибирск, 2002. - 479 с. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 323 с.
16. Максимов Д.В., Селуянов В.Н., Табаков С.Е. Физическая подготовка единоборцев (самбо, дзюдо). М.: ТВТ Дивизион, 2011. - 160 с.
17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2001. – 232 с.
18. Методика физического воспитания учащихся 1-11 классов: Пособие для учителя. Под ред. В. И. Ляха. – Минск: полымя, 2004. – 245 с.
19. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б. Кофмана. М.: Наука, 2005. – 221 с.
20. Определение физической подготовленности школьников. Под ред. Б.В. Сермеева. М.: Просвещение, 2003. – 312 с.
21. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. Культуры. Под ред. А.А. Гужаловского. М.: Физкультура и спорт, 2005. – 223 с.
22. Пашинцев В.Г. Удары пушечной силы. Методика увеличения силы удара [Текст] : монография / В. Г. Пашинцев. - М.: Советский спорт, 2007. - 96 с.
23. Передельский А.А. Искусство единоборств: боевые танцы как спортивное и прикладное единоборство / А.А. Передельский // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. – 2009. – № 1 (15). – С. 41-44.
24. Петров В.К. Новые формы физической культуры и спорта. М.: Академия, 2004. – 232 с.
25. Рябинин С.П., Шумилин А.П. Скоростно-силовая подготовка в спортивных единоборствах. Красноярск: Институт естественных и гуманитарных наук СФУ, 2011. - 153 с.
26. Селуянов В.Н. Физическая подготовка единоборцев (самбо и дзюдо) / В.Н. Селуянов, Д.В. Максимов, С.Е. Табаков. – М.: ТВТ Дивизион, 2011. – 160 с.
27. Спортивная физиология. Под редакцией Я.М. Коца М.: Физкультура и спорт, 2004. – 240 с.
28. Спортивная медицина. Под редакцией Карпмана. В.Л. М.: Физкультура и спорт, 2002. – 304 с.
29. Спортивная медицина. Под редакцией Епифанова В.А. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 336 с.
30. Спортивные игры. Под редакцией Ю.Д. Железняка и др. М.: Академия, 2007. – 520 с.
31. Спортивные игры. Под редакцией Ю.Д. Железняка и др. М.: Академия, 2008. – 400 с.
32. Теория и методика физической культуры. Под редакцией Курамшина Ю.Ф. М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
33. Теория и методика физического воспитания. Т. 1. Под редакцией Т.Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 422 с.
34. Теория и методика физического воспитания. Т. 2. Под редакцией Т.Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 390 с.
35. Физическое воспитание учащихся. Под ред. В.И.Ляха, Г.Б. Мейксона. – Минск: Высшая школа, 2003. – 336 с.
36. Физическая культура: учебное пособие. Под общей редакцией Е.В. Конееевой. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 342 с.
37. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2004 – 322 с.
38. Шулунов А.Р. Силовая подготовка единоборцев. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2011. — 76 с.