ВВЕДЕНИЕ
Легкоатлетический спорт - один из самых массовых в существующей системе физического воспитания. Высокая применимость делает его жизненно важным средством подготовки современных людей, и особенно молодежи, к высокопроизводительному труду, обороне Родины.
Разнообразие видов легкоатлетических упражнений, легкость регулирования нагрузки, сравнительная простота оборудования мест занятий делают их доступными каждому человеку. В процессе занятий легкой атлетикой ученики совершенствуют умение управлять своими движениями, развивают навыки в быстром и рациональном передвижении, преодолении препятствий, в действиях с предметами (спортивными и вспомогательными снарядами) и т.д. При выполнении вспомогательных и основных упражнений указанные требования постепенно повышаются, благодаря чему развиваются и совершенствуются двигательные способности учащихся: их сила, скорость, выносливость, ловкость, гибкость.
Вместе с возникновением и развитием системы физического воспитания создавалась также одна из неотъемлемых ее частей - система спортивной тренировки.
Тренировка стала средством не только достижения высоких спортивных результатов, но и средством всестороннего физического развития, укрепления здоровья, повышения уровня работоспособности человека.
Эволюция методики тренировки в легкой атлетике в наибольшей степени прослеживается на уровне высшего спортивного мастерства, на опыте сильнейших спортсменов и ведущих тренеров.
Эта методика была тем ориентиром, на который равнялась массовая легкая атлетика, из которой черпали новые идей все тренеры и спортсмены. Такая преемственность позволяла прокладывать новые пути к достижению высоких спортивных рубежей.
Изменения, происходящие в современном спорте, меняют само понятие и представление о тренерской деятельности. В настоящее время в спорте, как и в других областях человеческой деятельности, пришло время объединения специалистов в творческие коллективы. Тренер перестает быть одиночкой, он возглавляет и направляет тренировочный процесс, осуществляя координацию специалистов, окружающих спортсменов.
Практика показывает, что для плодотворной работы с юными спортсменами тренерам необходимы серьезные знания методических основ подготовки спортсменов высших разрядов и твердые общие представления о специфических особенностях многолетней подготовки детей [20].
В настоящее время существует несколько методик подготовки юных легкоатлетов на начальном этапе. Этот этап является фундаментом для будущих высоких спортивных достижений.
В подготовке юных атлетов используются прыжковые, беговые, силовые, скоростно-силовые упражнения и различные игры. Эти средства используются в различных соотношениях и последовательности на этапах, мезоциклах, микроциклах. Но при этом включение акробатических упражнений в общую программу подготовки изучено недостаточно.
Таким образом, является актуальным в исследовании определить наиболее эффективную методику тренировки для развития основных физических качеств легкоатлетов 10 - 12 лет на начальном этапе и ввести в нее акробатические элементы.
Объект исследования: тренировочный процесс повышения физической подготовки легкоатлетов 10 - 12 лет на основе использования акробатических элементов.
Предмет исследования: повышение физической подготовки легкоатлетов 10 - 12 лет на основе использования акробатических элементов.
Целью данной работы является выявление эффективности разработанной методики повышение физической подготовки легкоатлетов 10 - 12 лет на основе использования акробатических элементов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Выявить особенности разработанных планов тренировок с преимущественной акробатической направленностью соответственно для развития основных физических качеств легкоатлетов 10 - 12 лет.
3. Оценить эффективность реализации разработанных планов для легкоатлетов 10 - 12 лет с помощью контрольных тестов в условиях педагогического эксперимента.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Тестирование;
4. Педагогический эксперимент;
5. Математико-статистические методы.
Гипотеза: предполагается, что использование разработанной методики с применением комплексов физических упражнений на развитие физических качеств с акробатической направленностью в тренировке юных легкоатлетов на этапе начальной подготовки позволит достичь более высоких результатов в таких контрольных тестах легкой атлетики как - бег 1000 м., М-подтягивание из виса; Д-подтягивание из виса лежа, прыжок в длину с места, бег на 30 м., челночный бег 3х10 м., наклоны туловища вниз из положения сидя.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Методы исследования: 5
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Средства и методы обучения и тренировки легкоатлетов 6
1.2. Особенности подготовки легкоатлетов 19
1.3 Акробатические элементы в подготовке легкоатлетов 29
Акробатика включает в себя многообразные комплексы двигательных навыков и умений, которые характеризуются специальным усложнением обычных положений и движений. 29
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Задачи исследования 33
2.2. Методы исследования 33
2.3 Организация исследования 40
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 42
ВЫВОДЫ 69
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ВЫВОДЫ
1. На основании литературного обзора было выяснено, что легкая атлетика требует от спортсмена развития физических качеств, специфических антропометрических особенностей, высокой психической устойчивости, умения качественно реализовывать эти потенциальные способности в конкретных и очень разнохарактерных видах спортивных упражнений. Также показано, что в развитии этих качеств с успехом могут быть применены элементы акробатики.
2. Разработанные планы тренировок включали акробатические элементы, органично дополняющие основную программу с тем, чтобы добиться улучшения показателей физических качеств детей 10˗12 лет. Мы внесли в программу тренировок такие элементы как акробатические прыжки, упражнения на балансировку, бросковые упражнения. На основании акробатических упражнений мы выбрали такие, которые бы развивали гибкость, ловкость, силу и т.д., то есть основные физические характеристики. Также важным моментом в подборе упражнений служила посильность выполнения упражнений для детей, только в таком случае упражнения могут позитивно повлиять на показатели. Именно такую динамику мы и проследили в ходе экспериментального исследования.
3. Реализация разработанной методики в педагогическом эксперименте показала, что визуально предлагаемый метод построения тренировочного процесса более эффективен в плане повышения уровня физических способностей, по критерию Стьюдента разница в приросте показателей между экспериментальной и контрольной группой достоверна. Таким образом, я могу сделать вывод, что предложенная методика превосходит методику, использованную при подготовке контрольной группы. После исследования динамики результатов уровня развития координационных способностей были выяснены следующие факты:
А) Результаты, показанные экспериментальной группой после эксперимента, оказались выше результатов, показанных испытуемыми этой же группы до эксперимента ( Р ≥0,05 ).
Б) У занимающихся в контрольной группе, как и в экспериментальной был выявлен достоверный прирост в результатах ( Р ≥ 0,05 ).
В) Разница в приросте результатов между экспериментальной и контрольной группами, после проведенного педагогического эксперимента оказалась достоверна ( Р ≥ 0,05 ), что свидетельствует в пользу целесообразности применения методики для развития физических качеств детей 10˗12 лет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акробатика. История развития акробатики. [Электронный ресурс]. ˗ Режим доступа: http://sportschools.ru/page.php?name=acrobatics
2. Анисимов Е.А. Теоретические и практические основы тренировки бегуна: учебно-методическое пособие для студентов вузов и учителей школ/ Е. А. Анисимов. ˗ Н.Новгород, 2005 ˗ 76 с.
3. Балахничев В.В. Бег на 110 м с барьерами/ В.В. Балахничев. ˗ М.: ФиС, 1987. – 80 с.
4. Бернштейн Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. ˗ М., 1997. ˗ 254 с.
5. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987.- 208 с.
6. Бондарчук А.П. и др. Легкоатлетические метания/ А. П. Бондарчук. - К.: Здоров'я, 1984. –168 с.
7. Бондарчук А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса/ А. П. Бондарчук. ˗ М.: Олимпия Пресс, 2007 - 272 с.
8. Брыкин А.Т. Гимнастическая терминология / Брыкин А.Т. – 2-е изд., перераб. и испр. – М.: ФиС, 1969. – 188 с.: ил.
9. Булгаков И.Р. Спортивно-оздоровительные сооружения и их оборудование: учебное пособие/ И. Р. Булгаков. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 136 с.
10. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 278 с.
11. Васильков А.А. Теория и методика спорта: учебник / А.А. Васильков. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 379 с.
12. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов/ Ю. В. Вершоханский. — М.: ФиС, 1988.— 331 с.
13. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов/ Ю. В. Верхошанский. -М.: Физкультура и спорт. 1992.- 328 с.
14. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.- №5-6. - С.41.
15. Волков Л.В. Теория спортивного отбора: способности, одарённость, талант/ Л. В. Волков. – К.: Вежа, 1997. - 168 с/
16. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. - Т.3. Проблемы развития психики / Под. ред. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 367 с.
17. Гимнастика/ Под ред. А.М. Шлемин, А.Т. Брыкин. - М.: ФИС, 1979.-211 с.
18. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Народная асвета, 1978. - 88 с.
19. Жилкин А. И. Легкая атлетика: учебное пособие для вузов/А.И.Жилкин. В.С.Кузьмин, Е.В.Сидорчук. - 2-е изд. - М.: Академия, 2005. - 464 с.
20. Жилкин А. И. Легкая атлетика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 402–403.
21. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.
22. Иванова Л.С. Вариативность в подготовке метателей/ Л. С. Иванова. ˗ М.: ФиС, 1987. ˗ 112 с.
23. Келлер В.С. Теоретико-методические основы подготовки спортсменов/ В. С. Келлер, В. Н. Платонов. - Львов : Украинская спортивная ассоциация, 1993. - 270 с.
24. Книга тренера по легкой атлетике / под ред. Л. С. Хоменкова. - 3-е изд.- М.: Физкультура и спорт, 1987. - 399 с.
25. Колодий О. В. Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры/ О.В.Колодий, Б.М. Лутковский, В.В. Ухов. ˗ 1999. ˗ 285 с.
26. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 146 с.
27. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №7. - С. 2-5.
28. Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе. - 1975. - №1. - С. 7-9.
29. Лахов В.И. Организация и судейство соревнований по легкой атлетике. - М.: Советский спорт, 2004. - 512 с.
30. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции: программа. - М.: Советский спорт, 2003. - 116 с.
31. Легкая атлетика. Правила соревнований ВФЛА. - М: Советский спорт, 2010.-200 с.
32. Легкая атлетика. Бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба: программа. - М.: Советский спорт, 2004. - 108 с.
33. Легкая атлетика: учебник / под общей ред. Н. Г. Озолина, Д. П. Маркова. 2-е издание. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 672 с.
34. Легкая атлетика: учебник для вузов / под ред. Н.Г. Озолина и В.И. Воронина. - М., Физкультура и спорт, 1978. - 598 с.
35. Легкая атлетика: учебник для ИФК / под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. М.: Физкультура и спорт, 1989. - 671 с.
36. Лидьярд. А. Бег к вершинам мастерства/А.Лидьярд, Г.Гилмор. –Изд. Физкультура и спорт, 1999. ˗ 144 с.
37. Лимарь П. Л. Легкая атлетика для юношей/ под ред. П. Л. Лимаря, М., 1999. ˗ 224 с.
38. Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. - 1996. - №2. - С.2.
39. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн. институтов физ. культуры/ Л. П. Матвеев. — М.: ФиС, 1991.— 543 с.
40. Мейксон Г.Б. Самостоятельные занятия учащихся физической культуре/ Г. Б. Мейксон, Е. Б. Шаулин.— М., 1986. ˗ 173 с.
41. Никитушкин В.Г. Легкая атлетика: учебно-методическое пособие / В. Г. Никитушкин, В. П. Губа, В. И. Танеев. - М.: Олимпия Пресс, 2006. - 224 с.
42. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.
43. Петров В.А. Примерные обучающие программы // Физическая культура в школе/ В. А. Петров. ˗ 1983 ˗ № 10. ˗ С. 28-29.
44. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / Платонов В. Н. – Киев :Олимп. лит., 1997. – 583 с.
45. Попов Б. В. И др. Пособие для тренеров ДЮСШ. Юный легкоатлет / Попов Б. В., Суслов Е. А. ˗ Изд. «Физкультура и спорт». ˗ 1984. ˗ 224.
46. Романенко В. А. Диагностика двигательных способностей: [учебное пособие] /В. А. Романенко – Донецк: ДонНУ, 2005. – 290 с.
47. Садовский В. В. Барьерный бег / Садовский В. В. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 87 с.
48. Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания/ В. М. Смолевский. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
49. Спортивная гимнастика. Правила соревнований. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
50. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - Т.1. Общие основы теории и методики физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 304 с.
51. Тер-Ованесян А.А. Обучение в спорте/ Тер-А. А. Ованесян, И. А. Тер-Ованесян. — М.: ФиС, 1993 — С. 181.
52. Укран М.Л. Гимнастика/ М. Л. Укран, А. М. Шлемин. ˗ М.: Физкультура и спорт, 1977. — 422 с.
53. Ухов В.В. Спортивная ходьба [текст] / Ухов Владимир Васильевич. - М.: ФиС, 1966. - 80 с.
54. Филин В. П. Многолетняя подготовка юного легкоатлета / В. П. Филин // Легкая атлетика. – № 5. – 1963.
55. Фруктов А.Л. Спортивная ходьба // Легкая атлетика: [учебник для институтов физ. культуры] / под общ. ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. - [4-е изд.] / А.Л. Фруктов, Ю.Г. Травин. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - С. 37-41, 312-334.
56. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов/ Ж. К. Холодов. - 3-е изд. - М.: Академия, 2004. - 480 с.
57. Хоменков Л. С. Книга тренера / Хоменков Л. С. – М. : Физкультура и спорт, 1987. – С. 134–176.
58. Хоменков Л. С. Учебник тренера по легкой атлетике. Л.С.Хоменкоа/ – Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 479 с.
59. Школа легкой атлетики. Обучение технике видов легкой атлетики /Под общей редакцией доцента А.В.Коробова. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. М,; Физкультура и спорт, 1968. - 336 с.
60. Шур М. Прыжок в высоту. Учебно-методическое издание /М. Шур. – М.: Терра-Спорт, 2003. – 144 с.
61. Юный гимнаст. Под ред. Шлемина А. М./ М: «Физкультура и спорт». ˗ 1973.-376 с.