Происходящие в социально-политической и экономической жизни общества существенные изменения предъявляют современного человека качественно новые требования к воспитанию. Нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров, экологические и социальные катаклизмы – все это формирует гуманистический кризис человечества. Особенно подвержены его влиянию дети, подростки и молодежь, что проявляется в повсеместном росте преступности, жестокости, алкоголизма, наркомании среди детей и подростков. В состоянии здоровья населения складываются негативные тенденции, свидетельствующие о необходимости целенаправленного проведения профилактической работы по воспитанию у подрастающего поколения личной ответственности за собственное здоровье, сознательному отказу от вредных привычек, формированию потребностей в соблюдении правил здорового образа жизни.
Вопросам физического воспитания в последние годы уделяется все большее внимание. В решении этих проблем заинтересована медицинская, педагогическая общественность и родители.
Известно, что большое значение для укрепления здоровья детей, их гармоничного развития, повышения работоспособности, расширения функциональных возможностей организма имеет хорошо организованное физическое воспитание.
Государственной программой по физической культуре для учащихся средних общеобразовательных школ определяется направление работы по воспитанию физических качеств у детей школьного возраста. Каждый раздел этой программы, посвященный формированию и совершенствованию двигательных навыков и умений, предусматривает наличие материала по воспитанию физических качеств. Это подчеркивает не только значимость общей физической подготовки учащихся, но и необходимость специального воспитания физических качеств дополнительно к тем умениям и навыкам, которые формируются во время уроков.
Цель физического воспитания в школах ‒ формирование здорового образа жизни, развитие у детей двигательных навыков и умений, обучение использованию своего двигательного опыта для уверенного быстрого усвоения новых действий, воспитание физических качеств, силы, ловкости, быстроты, выносливости. Приоритетным направлением работы по физическому воспитанию школьников является формирование потребностей и привычек регулярных самостоятельных занятий физической культурой и спортом, здорового образа жизни. Школьники стремятся проводить свое свободное время в увлекательных, интересных занятиях. Множество возможностей для этого имеется в настоящее время. Это компьютер, виртуальное общение, многоканальное телевидение и т.п. Но ведению здорового образа жизни способствуют только физическая культура и спорт. Маленькие дети с удовольствием двигаются, но чем старше становится ребенок, тем меньше он стремится к движению. Одна из причин такого явления – отсутствие навыка правильно двигаться и, как следствие, нежелание заниматься двигательной активностью.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день мало уделяется внимания состоянию здоровья школьников, испытывающих большие нагрузки. У педагогов и медицинских работников вызывают тревогу ежегодно ухудшающиеся показатели здоровья детского населения.
Целью данной работы является применить разработанный комплекс физических мероприятий во внеурочное время.
В ходе работы решаются следующие задачи:
- определить уровень физической подготовки у детей младшего школьного возраста;
- разработать содержание физкультурно-спортивной работы во внеурочное время детей школьного возраста;
- проверить эффективность разработанного содержания.
Объект исследования – организация спортивной работы.
Предмет исследования – спортивная работа.
Гипотеза исследования – физкультурно-оздоровительная работа во внеурочное время с учащимися младшего школьного возраста оказывает положительное влияние на физические качества детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 6
1.1. Роль и место физкультурно-оздоровительной работы в школе 6
1.2. Система внеурочной работы в школе и ее организация 23
1.3. Формы организации физкультурно-оздоровительной работы во внеурочное время 30
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1. Задачи и методы исследования 39
2.2. Организация исследования 42
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 48
3.1. ВЫВОДЫ 56
3.2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 58
3.3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ЛИТЕРАТУРА 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья, формирование у школьников младшего возраста здорового образа жизни является одной из важнейших задач современной начальной школы. Воспитывать ответственное отношение учащихся младшего школьного возраста к своему здоровью, формировать приверженность здоровому образу жизни ‒ сложная комплексная задача, решать которую должны педагоги, учителя физической культуры, родители. В решении этих оздоровительных задач особое значение имеет целенаправленно организованная просветительная и физкультурно-оздоровительная работа с активным участием преподавателей физической культуры, медицинских работников, родителей, учителей младших классов.
Педагогическими наблюдениями были выявлены существенные недостатки в организации и проведении с младшими школьниками физкультурно-оздоровительной работы по формированию здорового образа жизни в условиях семьи и школы. Целенаправленная физкультурно-оздоровительная работа с учащимися начальных классов не во всех школах и семьях проводится с взаимодействием педагогов, родителей и медицинских работников. В ряде случаев осуществляется отбор содержания программ начального образования, в том числе по физическому воспитанию, без учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Нередки случаи, когда на уроках физкультуры используются несоответствующие возрасту и подготовленности чрезмерно трудные задания. Это снижает интерес к физической культуре и оздоровительный и развивающий эффект физкультурных занятий.
В последние годы значительно увеличилось количество часто и длительно болеющих детей. К ослаблению иммунитета приводит влияние многих факторов, что влечет за собой развитие тяжелых осложнений, увеличение числа и длительности заболевания; частые переходы заболеваний в хроническую форму; увеличение тяжести течения заболевания.
Частые заболевания младших школьников отрицательно сказываются на нервно-психическом и физическом развитии, неблагоприятно влияют на физическое состояние их организма, а также затрудняют выполнение детьми их социальных функций.
В современных школах ведется существенная работа по разработке физкультурно-оздоровительной работы с учениками младшего школьного возраста. Данная работа должна осуществляться комплексно, с участием педагога-психолога, медицинского работника, учителей физической культуры и включать целый комплекс учебных, медицинских, физкультурно-оздоровительных мероприятий.
На сегодняшний день физическая культура – это не погоня за результатами, кубками, медалями, а кропотливая работа учителей и родителей учащихся по укреплению здоровья детей. Элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры используются во внеурочное время: физкультпаузы, физкультминутки, динамические (подвижные) перемены, утренняя гимнастика перед уроками. Цель таких занятий – решение целого ряда задач: восстановление умственной работоспособности, предупреждение раннего умственного утомления и активизация мозгового кровообращения; переключение внимания; устранение застойных явлений в системе кровообращении и дыхательной системе; упражнения в глубоком дыхании и в ритмичном чередовании сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаз; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за формирование осанки.
Внеурочная работа является составной частью общей системы физического воспитания детей младшего школьного возраста, дополняет и обогащает ее специфическим содержанием и разнообразными формами организации занятий, и отличается от нее следующими особенностями при единстве целевой направленности:
Внеурочная физкультурно-оздоровительная работа осуществляется на добровольных началах. Содержание и форма организации и проведения дополнительных занятий определяются с учетом интересов учащихся и условий школы. Учащиеся имеют возможность выбора вида занятий в соответствии со своим желанием.
Внеурочная физкультурно-оздоровительная работа строится на основе общественной активности самих школьников при постоянном контроле и руководстве их деятельностью со стороны учителя физического воспитания, классного руководителя, администрации школы.
Проведенное нами исследование убедительно доказывает эффективность активного использования физкультурно-спортивной работы в развитии и совершенствовании двигательных навыков и умений у учащихся младшего школьного возраста. Наиболее эффективным методом внеурочной работы следует признать проведение спортивных игр и занятий по общей физической подготовке с учащимися, посещающими группу продленного дня. Занятия утренней гимнастикой перед уроками, проведение физкультминуток на переменах также необходимо активно использовать в проведении физкультурно-спортивной работы во внеурочное время, однако эффективность этих занятий несколько ниже.
Выдвинутая нами гипотеза о положительном влиянии внеурочной физкультурно-спортивной работы на развитие и совершенствование двигательных качеств у детей младшего школьного возраста проведенным исследованием полностью подтверждается. При планировании физического воспитания младших школьников преимущество необходимо отдавать подвижным играм и общей физической подготовке, оказывающим разностороннее воздействие на организм и выраженный эффект, развивающий двигательные навыки.
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М., 2002 – 208 с.
2. Бальсевич В.К. Совершенствование системы физкультурно-спортивной деятельности. М. Журнал Теория и практика физической культуры, 2003– С.23
3. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М.: МИРОС, 2002
4. Афанасьев С., Коморин С. Сто отрядных дел, или чем занять детей в пришкольном лагере. Кострома, 2000.
5. Видякин М.В. Начинающему учителю физкультуры. Волгоград, 2002
6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010
7. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника. М., Владос, 2002
8. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы (последнее издание)
9. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. – М., 2008.
10. Лукьяненко В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры- М.:Советский спорт, 2005 – с. 255
11. Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания /В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2004, – с.127
12. Макарова О.С. Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы: спортивно-игровые проекты для первого класса. М., 2002.
13. Матвеев А.П. Комплект программ по физической культуре. – М.: Просвещение,2003
14. Матвеев А.П. Материал к экзамену по физической культуре. – М.: Дрофа, 2001
15. Матвеев А.П.Концепция профильной школы по физической культуре /Матвеев А.П., Журкина А.Я., Панов В.А.- М.:, ИСМО РАО, 2003, – С.-1-43
16. Матвеев А.П.Оценка качества по физической культуре. – М.: Дрофа, 2001
17. Матвеева А.П. Примерные программы среднего (полного) общего образования «Физическая культура». -М.: Просвещение, 2002. – 25 с.
18. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.
19. Назарова Н.Н Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста. Методическое пособие с серией плакатов (Назарова Н.Н., Муравьев В.А.). Рекомендовано ЦОМО ФВ МДО. Изд-во Айрис дидактика – М. – 2004
20. Назарова Н.Н. Программы элективных курсов по физической культуре ОФП (практико-ориентированный блок). (Журкина А.Я., Назарова Н.Н.). ИСМО РАО и ЦОМО ФВ М. – 2007
21. Назарова Н.Н Гармония физического воспитания детей и подростков Методическое пособие с серией плакатов.(Назарова Н.Н., Муравьев В.А.). Рекомендовано ЦОМО ФВ МДО. Изд-во Дрофа М. – 2009
22. Назарова Н.Н. Программа для слушателей курсов повышения квалификации физкультурно-спортивной направленности. Управление развитием системы физического воспитания в дополнительном образовании» ЦОМО ФВ МДО, М. –2009
23. Назарова Н.Н. Программа для слушателей курсов повышения квалификации физкультурно-спортивной направленности. Организация и проведение занятий по оздоровительной аэробике в образовательных учреждений. – ЦОМО ФВ МДО, М. –2009.
24. Назарова Н.Н. Программа, для слушателей курсов повышения квалификации физкультурно-спортивной направленности. Организация и методика преподавания физической культуры с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. ЦОМО ФВ МДО, М. –2009
25. Назарова Н.Н. Программы элективных курсов по физической культуре Превентивная медицина в здоровом образе жизни (практико-ориентированный блок) (Журкина А.Я., Назарова Н.Н.). ИСМО РАО и ЦОМОФВ – М. – 2007
26. Назарова Н.Н. Программы элективных курсов по физической культуре Превентивная медицина в твоем здоровье. (Журкина А.Я., Назарова Н.Н.). ИСМО РАО и ЦОМО ФВ М. – 2007
27. Назарова Н.Н. Программы элективных курсов по физической культуре Легкая атлетика (практико-ориентированный блок). (Журкина А.Я., Назарова Н.Н.). ИСМО РАО и ЦОМО ФВ М. – 2007
28. Назарова Н.Н. Программы элективных курсов по физической культуре: Превентивная медицина в физкультурно-оздоровительной деятельности (практико-ориентированный блок). (Журкина А .Я., Назарова Н.Н.). ИСМО РАО и ЦОМО ФВ – М. – 2007
29. Назарова Н.Н. Серия Урок физкультуры в современной школе. Футбол. Методические рекомендации для учителей физической культуры (Назарова Н.Н., Казакова Т.Н., Баландин Г. А). Рекомендовано М К О. Изд-во Советский спорт, выпуск 2 – М 2002
30. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии /Под ред. Л.B. Шапковой. СПб., 2001.
31. Поляков С.Д. Компьютерные технологии мониторинга физического здоровья школьников. – М., 2002.Матвеева А.П. Примерные программы среднего (полного) общего образования «Физическая культура». -М.: Просвещение, 2002. – 25 с.
32. Ситдиков Ф.Г, Самигулин Г.Х. Возрастные особенности недельной динамики функционального состояния организма младших школьников //Физиология человека. - М.: 2000. – Т. 26. №6. – С. 167-169.
33. Сластенин В.А. Спортивная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.
34. Солодкой А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учеб / А.С. Солодкой, Е.Б. Сологуб. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с.
35. Столяров В.И., Кудрявцева Н.В. Новые формы физкультурно-спортивной работы с учащейся молодежью. Автореферат диссертации. Москва. – 2003
36. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2002 – с.8
37. Холодов Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 480 с.