Актуальность. В настоящее время важнейшей проблемой является подготовка спортсменов для профессионального футбола. Это обуславливает необходимость поиска новых путей рационализации и повышения эффективности учебно-тренировочного процесса футболистов. Повышение эффективности тренировки юных футболистов на этапе спортивного совершенствования может быть достигнуто посредством оптимизации структуры тренировочных нагрузок и прежде всего в годичном цикле подготовки.
Как известно, критерием эффективности тренировочного процесса является успешность соревновательной деятельности. Однако отмечается, что содержание учебно-тренировочного процесса, как правило, остаётся обособленным от соревновательной деятельности юных футболистов, и это является сдерживающим фактором подготовки качественного спортивного состава.
С точки зрения объема физических нагрузок футбол считается достаточно тяжелым видом спорта. Средний показатель частоты сердечных сокращений во время игры составляет 170-180 уд/мин. В среднем футболист пробегает за одну игру от 8 до 12 км, причем энергозатраты в таком случае составляют 1500-2000 ккал. За час игры практически целиком исчерпываются углеводные ресурсы организма. Нормализация всех функций у игроков наблюдается только через 48-72 часа после окончания игры. Действия футболистов во время игры носят преимущественно динамический характер, причем интенсивность выполняемой работы постоянно колеблется от умеренной до максимальной. Все это предъявляет очень высокие требования к физической подготовленности футболистов.
Во время игры в различной последовательности и соотношении, с разными интервалами чередуются упражнения, отличные по характеру, мощности и продолжительности. Непрерывная борьба за мяч сопряжена с самыми разнообразными движениями (ходьба; бег разной интенсивности с резкими остановками, рывками, ускорениями; прыжки; удары по мячу; различные силовые и акробатические приемы). Одна из характерных черт футбола – неравномерность нагрузки на протяжении игры, которая зависит от складывающейся игровой ситуации, соотношения сил соревнующихся команд, уровня подготовленности футболистов.
Важной проблемой спортивной тренировки является оценка тренированности футболистов на каждом конкретном этапе подготовки годичного цикла. Объективная оценка подготовленности спортсменов и установление ее динамики во времени считаются непременными условиями эффективного управления процессом тренировки в перспективе.
Изучению оптимальных соотношений тренировочных нагрузок различной направленности в тренировочном процессе футболистов посвящен ряд работ. Однако в своём большинстве эти исследования касаются тренировки спортсменов высокой квалификации, либо посвящены методике развития отдельных сторон подготовленности футболистов, или отдельным периодам тренировочного цикла. Анализу структуры тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки футболистов различной квалификации посвящены единичные работы.
К настоящему времени проблема оптимизации структуры тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки футболистов остаётся нерешённой.
Необходимость разработки оптимальной структуры тренировочных нагрузок различной направленности в годичном цикле подготовки футболистов, неразработанность данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом аспектах, острая потребность его решения для спортивной практики учебно-тренировочного процесса в системе профессиональной подготовки обуславливает актуальность настоящего исследования.
Объект - тренировочный процесс футболистов.
Предмет - соотношение тренировочных нагрузок различной направленности в годичном цикле подготовки футболистов различной квалификации.
Цель дипломной работы – планирование и комплексный контроль физической подготовленности футболистов.
В связи с поставленной целью выдвигаются задачи:
1. Рассмотреть цели, задачи и основные этапы построения годичного цикла тренировки футболистов различной квалификации.
2. Проанализировать изменения в физическом развитии и игровой дея-тельности на различных этапах годичного цикла тренировки.
3. Составить комплекс упражнений для использования на различных этапах годичного цикла с футболистами различной квалификации.
Методы исследования: анализа отечественной и зарубежной литературы, анкетирование, антропометрические измерения, спортивно-педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Практическая значимость работы состоит в разработке основных тренировочных упражнений, применяемых в подготовке футболистов, выявлении оптимальных параметров структуры тренировочных нагрузок, что расширяет и дополняет существующие положения теории и методики спортивной тренировки в футболе. Результаты могут быть использованы:
при разработке годовых тренировочных планов футболистов групп спортивного совершенствования, ДЮСШ и СДЮСШОР;
- для коррекции тренировочных планов футболистов групп спортивного совершенствования в мезо- и макроциклах подготовки;
Содержание
Введение 5
1. Теоретико-методические основы построения годичного цикла тренировки 7
1.1. Методологические и концептуальные основы спортивной тренировки на современном этапе 7
1.2. Программирование тренировочного процесса в спортивных играх 11
1.3. Проблема оптимизации физических нагрузок в годичном цикле тренировок 16
2. Исследование физической и технической подготовленности футболистов различной квалификации на протяжении годичного цикла тренировки 21
2.1. Анализ изменений структуры физической и технической подготовленности 21
2.2. Выявление изменений структуры игровой подготовленности футболистов различной квалификации на протяжении годичного цикла тренировки 26
2.3. Исследование режимов чередования работы и отдыха и ответные реакции организма при разной продолжительности серий игровых упражнений 34
3. Упражнения для совершенствования физической и технико - тактической подготовленности футболистов на протяжении годичного цикла тренировки 40
3.1. Упражнения, имеющие направленность на развитие отдельных качеств 40
3.2. Средства и методы, направленные на повышение уровня технического мастерства и развитие тактического мышления у игроков 45
3.3. Упражнения для повышения тактического мастерства футболистов 53
Заключение 64
Список использованной литературы 66
Приложения 69
Содержание
Введение 5
1. Теоретико-методические основы построения годичного цикла тренировки 7
1.1. Методологические и концептуальные основы спортивной тренировки на современном этапе 7
1.2. Программирование тренировочного процесса в спортивных играх 11
1.3. Проблема оптимизации физических нагрузок в годичном цикле тренировок 16
2. Исследование физической и технической подготовленности футболистов различной квалификации на протяжении годичного цикла тренировки 21
2.1. Анализ изменений структуры физической и технической подготовленности 21
2.2. Выявление изменений структуры игровой подготовленности футболистов различной квалификации на протяжении годичного цикла тренировки 26
2.3. Исследование режимов чередования работы и отдыха и ответные реакции организма при разной продолжительности серий игровых упражнений 34
3. Упражнения для совершенствования физической и технико - тактической подготовленности футболистов на протяжении годичного цикла тренировки 40
3.1. Упражнения, имеющие направленность на развитие отдельных качеств 40
3.2. Средства и методы, направленные на повышение уровня технического мастерства и развитие тактического мышления у игроков 45
3.3. Упражнения для повышения тактического мастерства футболистов 53
Заключение 64
Список использованной литературы 66
Приложения 69
1. Айрапетянц Л.Р. Педагогические основы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 1992. – 41 с.
2. Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. – М., 1994. – 244 с.
3. Андреев С.Н. Футбол – твоя игра. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
4. Баженов В.В., Скоморохов Е.В., Тюленьков С.Ю. Оценка уровня скоростной выносливости футболистов по интегральному результату прохождения контрольной дистанции 7 х 50 м.: Тез. докл. III-й респуб. науч.-практ. конф. по проблемам детско-юношеского футбола. – Фрунзе, 1985. – С.114.
5. Болобан В.Н., Мистулова Т.Е. Дидактическая система обучения спортивным упражнениям со сложной координационной структурой // Наука в олимпийском спорте. – К., 1995. – № 2. – С. 130.
6. Годик М.А., Шамардин В.Н., Халиль И. Командные, групповые и индивидуальные упражнения и их соотношение в тренировке юных футболистов // Теория и практика физ. культуры. – 1995. – № 7. – С. 91.
7. Запорожанов В.А., Платонов В.Н. Управление тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов. – К.: Здоров'я, 1985. – 192 с.
8. Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: Дис. … д-ра пед. наук. – Краснодар, 1997. – 445 с.
9. Зонин Г.С. Исследование физической, технической подготовленности и их совершенствование у футболистов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1975. – 21 с.
10. Макарова Г.А. Медико-биологическое обеспечение в циклических видах спорта: Метод. рекомендации для спортивных врачей и тренеров. – Краснодар, 1984. – 60 с.
11. Максименко И.Г. Контроль за уровнем развития быстроты и скоростно-силовых качеств у футболистов различной квалификации М, 1998. –38
12. Максименко И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх. – Луганск: Знание, 2000. – 276 с.
13. Озеров В.А., Скоморохов Е.В., Тюленьков С.Ю. Методика построения краткосрочной тренировочной программы подготовки футболистов // Науч.-спорт. вестник. – М., 1990. – № 5. – С. 27.
14. Основы математической статистики: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Под ред. В.С. Иванова. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 176 с.
15. Папян Г.Г. Сравнительная характеристика технико-тактической подготовки футболистов в связи с особенностями соревновательной деятельности:– М., 1983. – 24 с.
16. Платонов В.Н., Суслов Ф.П. Структура мезо- и микроциклов подготовки // Современная система спортивной подготовки. – М.: СААМ, 1995. с. 425.
17. Федоров А.А., Тюленьков С.Ю. Научно-методические основы подготовки футболистов в залах: Метод. пособие для тренеров. – М., 1995. – 102 с.
18. Филин В.П., Нагорный В.Э. О нормировании и распределении тренировочных нагрузок при спортивной подготовке подростков и юношей. // Кн.: Проблемы юнош. спорта. – М., 1963. – С. 119.
19. Филин В.П., Семенов В.Г., Алабин В.Г. Современные методы исследований в спорте. – Минск, 1994. – 132 с.
20. Чанади А. Футбол. Тренировка. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 268.
21. Чулибаев Д.В., Скоморохов Е.В., Тюленьков С.Ю. Тренировочные микроциклы скоростно-силовой направленности в подготовке юных футболистов: Метод. рекомендации. – М., 1986. – 24 с.
22. Шестаков М.М., Золотарев А.П. Особенности построения учебно-тренировочного процесса квалифицированных футболистов в подготовительном периоде: Учеб.-метод. разраб. для студентов ин-тов физкультуры. – Краснодар, 1990. – 46 с.
23. Лукин Ю.К. Методика планирования тренировочной нагрузки скоростно-силовой направленности в системе годичной и многолетней подготовки футболистов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1990. – 19 с
24. Максименко Г.Н. Экспериментальное обоснование специфической дополнительной нагрузки в занятиях с юными спортсменами // Теория и практика физ. культуры. – 1970. – № 5. – С. 100.
25. Подготовка студенческих команд по спортивным играм: Учеб. посо-бие / В.В. Фидельский, Ю.А. Подколзин, В.А. Кучин, Г.Н. Максименко. – Минск: Полымя, 1989. – 151 с
26. Уткин В.Л. Биомеханические аспекты спортивной тактики: Сб. науч. тр. – М.: Физкультура и спорт, 1884. – С. 107.
27. Хартманн Ю., Тюннеманн Х. Современная силовая тренировка. – Берлин: Штортферлаг, 1988. – 335 с.
28. Шестаков М.М. Футбол. Структура соревновательной деятельности и критерии ее эффективности в футболе: Учеб.-метод. пособие. – Краснодар, 1993. – 28 с.
29. Учение о тренировке: Введ. в общ. методику тренировки / Под общ. ред. Д. Харре. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 326 с.
30. Лукашин Ю.С.,Я учусь играть в футбол, изд.-” Лабиринт-Пресс”, 2004. 352с.
31. П.А.Чумаков , Спортивные и подвижные игры,- изд. ФКиС,1970, 412с.
32. Золатарев А.П., Возрастная динамика ловкости и техники владения мячом, в условиях скоростных передвижений у юных футболистов 9-17 лет,- изд.” Малаховка спортивная”, 1987, 294с.
33. Иванов С.М., Врачебный контроль и лечебная физкультура,- изд.”Медицина и спорт”, 1976, 374с.
34. Кенеман А.В.,Хухлаева Д.В., Теория и методика физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста.,” Просвещение “ 1985, 410с.
35. Корнеева И.Т.,Зоткин В.Н.,Поляков С.Д., Биохимический контроль физической подготовленности юных футболистов на основании оценки лактата, из материалов Х конгресса педиатров “ Актуальные проблемы педиатрии”,- Москва 2006, 318с.
36. Корнеева И.Т.,Поляков С.Д.,Зоткин В.Н., Вегетативный статус юных футболистов с разной активностью вегетативной регуляции, материалы с восьмой научно-практической конференции “ Диагностика и лечение нарушений регуляции сердечно - сосудистой системы”, - М., 2006, 466с.
37. А.П.Лаптев, А.А.Сучилин, Юный футболист,- М., 1994, 296.
38. Решетько В.Л., Техническая подготовка юных футболистов,- М., 1994, 390с.
39. Ткач В.Т., Зоткин В.Н., Левин В.С.,Диагностика сердечно - сосуди-стой системы футболистов, материалы с международной научно-практической конференции “Актуальные проблемы спортивной морфологии и интегральной антропологии”, - М.,2003, 282с.
40. Портных Ю.И., Спортивные игры и методика преподавания”,- ФКиС, 1986, 430с.
41. Яшин Л.И., Техника игры вратарей,- ФКиС, М.,1072,398с..
42. Журнал: /Физкультура и спорт, № 1 – 12, 1997– 1999; № 1 – 6, 2000; № 1 – 5, 2001.
43. Журнал:/ Физкультура и спорт. А. И. Пьязин “Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств” № 4, 1995.
44. Журнал:/ Физкультура и спорт. О. В Жбанков “Развитие прыгучести у юных футболистов” № 3, 1995.
45. Журнал:/Физкультура и спорт. Л. С. Дворник, А.А. Хабаров, С. Ф. Евтушенко “ Использование отягощений на тренировках”№3
46. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970
47. Зельдович Т.А. Подготовка юных футболистов- М.: Физкультура и спорт, 1964
48. Клименко В.В. Психомоторные способности юного спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1975
49. Кудряшов В.А. Физическая подготовка юных футболистов - Минск, 1980.