ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Физическое воспитание в учебно-воспитательном процессе младших школьников, как составная часть общей системы образования, должна заложить основы обеспечения и развития физического и нравственного здоровья, комплексного подхода к формированию умственных и физических качеств личности. Оно должно способствовать совершенствованию физической и психологической подготовки к активной жизни .
Игровые методы - это образовательно-оздоровительное средство социализации личности, которое способно интенсифицировать учебно-воспитательный процесс, обеспечить мотивационную основу для формирования в диалектической взаимосвязи физических и духовных качеств и личностную самореализацию.
По уровню физической активности современного школьника, согласно новейшим научным исследованиям, не более 5-10% от их количества выполняют минимальную возрастную норму физической активности развивающего характера, причем физическая активность девочек у 2-4 раза ниже, чем у мальчиков. Существенной причиной ухудшения здоровья школьников является также значительное уменьшение физической активности с возрастом .
Учителя физического воспитания должны не только обучать учащихся двигательным действиям, но и целенаправленно систематически совершенствовать двигательные качества. Как известно, новые государственные стандарты базового и полного общего среднего образования были обновлены в прошлом году. Но исследований эффективности применения подвижных игр в физическом воспитании младших школьников, в частности для развития качества быстроты мало.
Актуальность исследования: Несмотря на достаточную разработанность общей концепции физического развития детей, развитию быстроты младших школьников уделяется недостаточно внимания, особенно это касается использования игрового метода, который чаще используют как общеразвивающие и развлекательные элементы урока физической культуры. Именно поэтому тему «Развитие быстроты у учащихся начальных классов игровым методом на уроках физической культуры в общеобразовательной школе» считаем актуальной и своевременной.
Проблема исследования. Каким образом следует развивать быстроту младших школьников с использованием подвижных игр?
Научная новизна. На основании обзора актуальных литературных источников были приведены основные условия и направления разработки системы подвижных игр для развития быстроты у учеников 3-го класса. В работе приведены комплексы подвижных игр, которая способствует развитию быстроты.
Цель исследования - оценить эффективность использования разработанных комплексов подвижных игр для развития быстроты у учащихся 3 классов.
Гипотеза. Использование комплексов подвижных игр будет эффективным для развития быстроты детей младшего школьного возраста при соблюдении ряда условий:
1. Игры будут составлены исходя из специфики развития быстроты;
2. Содержание игры будет учитывать возрастные особенности учащихся начальных классов.
Предмет исследования – развитие быстроты у учащихся начальных классов игровым методом на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
Объект исследования - развитие быстроты у учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
2. Определить исходные показатели уровня быстроты учащихся 3-х классов;
3. Разработать комплексы подвижных игр для развития быстроты;
4. Выявить эффективность разработанных комплексов подвижных игр для развития быстроты младших школьников.
Методы исследования:
1. анализ литературных источников, синтез, обобщение
2. педагогический эксперимент
3. педагогическое тестирование
4. обработка математических данных.
Теоретическая значимость. Выделены и систематизированы методики развития быстроты и описана их применимость для младших школьников, рассмотрено понятие игровых методов и оценено их влияние на организм младшего школьника. Обобщена информация по развитию быстроты и использованию подвижных игр с тем, чтобы обозначить направление развития быстроты у младших школьников с помощью внедрения подвижных игр в общий процесс физического развития.
Практическая значимость. Возможность использовать материал работы в практической деятельности преподавателя, с целью повышения эффективности физического воспитания и достижения более высокого уровня развития быстроты младших школьников.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений и размещена на.. стр.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ ИСПОЛЬЗУЯ ИГРОВОЙ МЕТОД НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 7
1.1. Урок физической культуры в общеобразовательной школе 7
1.1.1.Физическая культура в начальных классах 7
1.2. Игровой метод 12
1.3 Быстрота как физическое качество 30
1.3.1 Средства и методы развития быстроты 30
1.4. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 36
1.4.1 Анатомические особенности 36
1.4.2 Физиологические особенности 39
1.4.3 Психологические особенности 42
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 48
2.1. Методы, задачи и цель исследования 48
2.2. Организация исследования 51
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 52
ВЫВОДЫ 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важность игры в развитии, обучении и социализации младших школьников очевидна. Особое значение имеют подвижные игры. Они несут в себе состязательный характер, оказывают тренирующее воздействие на организм, позволяют детям активно двигаться, взаимодействовать с окружающим пространством, закреплять усвоенные ранее умения и способы деятельности.
При развитии быстроты следует отдавать предпочтение естественным формам движений и нестереотипно способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений будет приводить к возникновению скоростного барьера. Поэтому подвижные и спортивные игры в младшем школьном возрасте имеют преимущество перед стандартными пробежками на скорость.
Поиск игрового материала проводится в несколько этапов:
- Изучение и анализ литературы;
- Отбор подвижных и спортивных игр (на основе литературы)
- Распределение игр по организационно-педагогическими признакам;
- Распределение подвижных игр по видам нагрузки;
- Обучение, организация и проведение подвижных игр.
Таким образом, использование в экспериментальной работе подвижных игр для формирования физических качеств у учащихся начальных классов активизировало потребность в двигательных действиях, обеспечивало активное участие в физкультурно-массовых мероприятиях.
Более того, был отмечен существенный прирост показателей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, что может говорить об эффективности применяемых подвижных игр в рамках исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Л.Г. Осипова З.В., Методическое объединение учителей физической культуры, Учитель, Волгоград, 2010 г.
2. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания /Б. А. Ашмарин. – М. : Физкультура и спорт, 1990. – С. 25–68.
3. Барчуков И.С. Физическая культура: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 255 с.
4. Баршай, В. М. Активные игры для детей : учебное пособие / В. М. Баршай. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 320 с.
5. Богина Т. А. Режим дня младших школьников / Т. А. Богина – М.:Просвещение, 1992. – С. 8–75.
6. Борисенко А. Ф. Двигательный режим учащихся начальных классов /А. Ф. Борисенко : учеб. пособие. – К : Рад. шк., 1992. – 95 с.
7. Верхлин, В. Н. Работая в младшей школе / В. Н. Верхлин, Г. А. Верхлина // Физическая культура в школе. - 2009. - N 8. - С. 40-43.
8. Волков Б.С. Психология детей младшего школьного возраста : учебное пособие / Б.С. Волков. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2016. — 348 с.
9. Гандельсман А.Б., Смирнов Д.М. Физическое воспитание детей школьного возраста. — М.: Просвещение, 1986.
10. Гвоздева К.И. Подвижные игры в системе физического воспитания МГТУ «МАМИ», 2006, 40с.
11. Грачев О. К. Физическая культура: Учеб. Пособие / Под ред. Доцента Е.В. Харламова. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 464 с.
12. Григорьева Е. В. Стандарты второго поколения в начальной школе // Герценовские чтения. Начальное образование. 2010. Т. 1. С. 152–156.
13. Гужаловский А.А., Бойченко С.Д. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня школы // Фізічная культура і здароўе. – 1998. – №3. – С.97-121
14. Дворкина, Н.И. Физическое воспитание детей 5-6 лет на основе подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств: методическое пособие / Н.И. Дворкина, Л.И. Лубышева. - Москва: Советский спорт, 2007. - 80 с.
15. Демчишин А. П. Подвижные и спортивные игры в школе : пособие для учителей / А. П. Демчишин, В. А. Демчишин. – К. : Освіта, 1992. – 112 с.
16. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
17. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с.
18. Детские подвижные игры / под ред. Е.В. Конеевой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 256 с.
19. Жуков, М.Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов / М.Н. Жуков. – М.: Академия, 2000. – 160 с.
20. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
21. Использование подвижных игр для развития двигательного, вестибулярного и слухового анализаторов детей младшего школьного возраста : метод. рекомендации для учителей нач. шк. / Нар. укр. акад., [каф. физ. воспитания и спорта ; сост. Ж. А. Колисниченко]. – 2-е изд., доп. и перераб. – Х. : Изд-во НУА, 2014. , – 34 с.
22. Киселев, Н.А. Справочник учителя физической культуры, Волгоград, Учитель -2011
23. Колосова Е.В. Методичсские основы физкультурно-оздоровительной деятельности. Учебно-методическое пособие. - Саратов: ИЦ «Наука», 2013. - 192с.
24. Кузнецов, В.С. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами: методическое пособие / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - Москва: НЦ ЭНАС, 2004. - 136 с.
25. Леськов А. Д. Подвижные игры и эстафеты на местности для школьников младших классов / А. Д. Леськов. – Тернополь : СМП «Астон», 2000. – 120 с.
26. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания, Просвещение, М-2012г.
27. Лях В.И. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. – М.: Просвещение, 2001. – 95 с.
28. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников [Пособие для учителя]/ М.: Изд-во «АСТ». 2009 - 272 с.
29. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн. для институтов физ. культуры — М.: ФиС, 1991.— 543 с.
30. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов //Л. П. Матвеев. - К: Олимпийская литература, 1999. — 317 с.
31. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры/ Л.П. Матвеев. - М.: Изд-во «Физкультура и спорт». 2007 - 544 с.
32. Мейксон Г.Б., Шаулин Е.Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре.— М., 1986.
33. Определение физической подготовленности школьников /Под. ред. Б.В.Сермеева.— М.: Педагогика, 1973.— 104 с.
34. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с.
35. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения : [учебник для студ. высших учеб. заведений физ. воспитания и спорта] / В. Н. Платонов. - К. : Олимпийская литература, 2004. 808 с.
36. Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет / С.А. Миняева. - 2-е изд. - Москва: Айрис-Пресс, 2007. - 208 с.
37. Подвижные игры: учеб. пособие для студ. вузов и ссузов физической культуры / И.М. Коротков [и др.]. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 229 с.
38. Примерные программы по учебным предметам, стандарты второго поколения, Просвещение, М-2010г.
39. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров / под общ. ред. А. С. Обухова. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 583 с.
40. Решетников Н.В. Физическая культура / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин. – М.: Мастерство, 2002. – 152 с.
41. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. Пед. учеб, заведений. - М: Издательский центр «Академия». 2001, - 368 с.
42. Теория и методика физической культуры : учебник для вузов / Ю. Ф. Курамшин, В. И. Григорьев, Н. Е. Латышева [и др.] ; под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт , 2004. - 463 с.
43. Фатеева, Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.П. Фатеева. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 224 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Мин-во образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011. 33 с
45. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов.— М.: ФиС, 1974.— 232 с.
46. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. – М: Просвещение, 1986. – 122 с.
47. . Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М: Издательский центр «Академия», 2000.-480с.
48. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология/ И.В. Шаповаленко. - М. Изд-во «Гардарики». 2007 - 352 с.
49. Шитикова Г.Ф. Оценка навыков и умений у младших школьников//Физическая культура в школе.— 1977.— № 3.— С. 14-18.
50. Яковлев В. Г. Игры для детей / В. Г. Яковлев, А. Н. Гриневский. – М.: ПО «Сфера», 1992. – 80 с.
51. Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников. - Ростов н/Д, 1993. - 240 с.