В исследованиях последних лет отмечается тенденция роста числа детей с отклонениями физического и психического здоровья.Значительную часть среди них занимают дети с задержками психического развития (ЗПР), число которых на фоне общего ухудшения показателей здоровья детского населения постоянно растет.Если в 70-80 годах прошлого века такие дети в среднем составляли от 5 до 11%, то сегодня - от 12 до 18% (в зависимости от региона) от общего количества детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы (Андреева Г.М., 2001).Это ученики с устойчивыми недостатками учебно-познавательной деятельности, которые не удалось в достаточной степени скорректировать на дошкольном этапе. Детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) присущ целый комплекс особенностей, характеризующих специфику их развития. В частности: они не готовы к обучению в школе, у них нет необходимых для усвоения программы обучения навыков и знаний. Поэтому многие из них оказываются не в состоянии без поддержки со стороны овладеть навыком письма, счетом и чтением. Детям сложно соблюдать принятые в школе нормы поведения. У них есть сложности с самостоятельной организацией деятельности. Эти и многие другие особенности свидетельствуют о том, что необходимо проводить специальную педагогическую работу для формирования у таких детей интеллектуальных навыков, развития умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности (Борякова, 2014; Калиновская, 2014).
Раньше считалось, что если указанные отставания и неадекватное поведение не удается преодолеть в условиях общеобразовательной школы, необходимо направить ребенка на медико-педагогическую комиссию, и она решит вопрос о необходимости перевода его в специальную школу для детей с ЗПР. Однако в настоящее время всё чаще практикуется инклюзивное образование с внедрением различных коррекционных методик специально для детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждениях. Одним из таких направлений является и физическое воспитание. Оно направлено на развитие физических способностей этой категории детей с целью повышения их функциональных и интеллектуальных возможностей, что в конечном итоге благотворно сказывается на их учебной деятельности (Конева, 2014). В тоже время в специальной литературе эта проблема раскрыта недостаточно широко.
Однако в настоящее время внеурочные комплексные методики в рамках инклюзивного образования детей с ЗПР в программах практически отсутствуют. Интеграция же детей с отклонениями в развитии в массовые общеобразовательные учреждения предусматривает специальную коррекцию и психологическую поддержку, к основным задачам которых является необходимый контроль за развитием ребёнка, успешностью его обучения.
Поэтому в настоящей работе мы попытались показать возможности инклюзивного образования для детей младшего школьного возраста с ЗПР в процессе физического воспитания на занятиях внеурочного типа на примере такого важного для развития основных физических способностей раздела школьной программы как лёгкая атлетика.
Объект исследования – процесс физического воспитания школьников в общеобразовательных учреждений.
Предмет исследования - совершенствование физических способностей младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзии.
Научная новизна исследования
В результате исследования получены новые данные о физической подготовке детей с задержкой психического развития. Впервые исследованы физические показатели методом тестирования в группе детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
Полученные данные развивают существующие представления об особенностях физических показателей детей с задержкой психического развития в зависимости от условий обучения.
Проведенные занятия легкой атлетикой в исследуемой группе детей являются методологической основой для разработки программы физического воспитания и дополнительных спортивных секций легкой атлетики для улучшения физического и интеллектуального развития детей с задержкой психического развития.
Научно обоснован дифференцированный подход к коррекции нарушений физической подготовки исследуемых детей.
нет
Обобщая результаты проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В начале проведения педагогического эксперимента мы оценили исходный уровень развития основных физических способностей исследуемых детей.Дети с задержкой психического развития показали результаты несколько ниже, чем дети с нормой из экспериментальной группы. Результаты детей с задержкой психического развития из обеих групп находились примерно на одном уровне, что говорит об их одинаковом уровне физической подготовленности.
2. Проведены совместные занятия физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста в норме и с задержкой психического развития в период с сентября – ноябрь 2015 года, все группы занимались в секции легкой атлетики. Занятия с экспериментальной и контрольной группами проводились в течение 3 месяцев по 5 раз в неделю продолжительностью 60 мин. Всего было проведено 45 занятий.
3.У детей с задержкой психического развития которые занимались вместе с детьми с нормой по разработанной нами методике, результаты были достоверно выше, чем в контрольной группе детей с задержкой психического развития. Тенденция улучшения показателей двигательного развития и совершенствования физических способностей дает возможность ожидать их позитивного изменения при систематических тренировках в течение более длительного времени.
Практическая значимость работы:
Выявленная тенденция улучшения показателей двигательного развития и совершенствования физических способностей детей с задержкой физического развития в условиях инклюзивного образования облегчат работу педагогов по мониторингу физическойподготовки детей, а так же динамическому контролю эффективности физического воспитания в условиях инклюзивного образования.
Предложенная нами программа занятий позволит улучшить не только физическое, но и интеллектуальное развитие детей с задержкой психического развития, она может быть использована во всех школах, кде практикуется инклюзивное образование.
1. Prostobaby. Путеводитель для родителей. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.prostobaby.com.ua/razvivalka/
2. Андреева Г.М. Специальная психология. – М., 2001.
3. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-10/dissertaciya-osobennosti-vzaimosvyazi-nekotoryh-komponentov-sensomotoriki-s-kommunikativnoy-funktsiey-rechi-u-mladshih-shkolnikov-s-za#ixzz3IMl8SO5w
4. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности : учеб.метод, пособие. - СПб. : КАРО, 2005.-288 с.
5. Васянина И. И. Планирование физкультурно-оздоровительного направления внеурочной деятельности по физической культуре в специальной школе VIII вида (на примере раздела адаптивная легкая атлетика) / Васянина И. И. // Адаптив. физ. культура. - 2014. - № 4. - С. 36-38.
6. Винникова, E. А. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с ЗПР / Е. А. Винникова, Е. С. Слепович //
7. Выготский, JI. С. Собрание сочинений / под ред. В. В. Давыдова, Педагогика, 1983. — Т. 3 : Проблемы развития психики.
8. Гольдфельд И.Л. Клинико-психологические основы интеллектуальных нарушений у детей: Учебное пособие для студентов пед. Вузов/ И.Л.Гольдфельд; ГОУВПО «КГПУ»- Петрозаводск, 2004.-232с.
9. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология». Ч.1, 2 / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова; Под ред. В.И. Логиновой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с.
10. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических училищ по специальности «Педагогика и психология»./ В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 415 с.
11. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение. – М.: Просвещение. – 2005.
12. Емельянов В. Д. Особенности физического развития и координационной структуры двигательной деятельности лиц школьного возраста с интеллектуальными нарушениями / В. Д. Емельянов, Т. В. Красноперова, Л. Н. Шелкова // Адаптив. физ. культура. - 2014. - № 4. - С. 9-
13. Защиринская О.В. Коммуникативное качество личности в контексте социализации детей с ЗПР /
14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 стр.
15. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР: Пособие для практических работников дошк. образ.уч./ под общ. Е.М.Мастюковой.-мМ.: АРЕТ.И, 2002.
16. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986.
17. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. М., 2005.
18. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-tekhnologiya-formirovaniya-kommunikativnykh-umenii-mladshikh-shkolnikov-s-z#ixzz3LEXkUGdr
19. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов пед.вузов: в 3 кн./ Р.С.Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн.1. Общие основы психологии. – 687 стр.
20. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1'4 классы/ Под ред. В. В. Воронковой; 4'е издание. – М.: Просвещение, 2006. –192 с.
21. Психология детей с задержкой психического развития: Изучение, социализация, психокоррекция : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. — СПб.: Речь, 2003. 432 с.
22. Старковская И. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994. – 286 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707)
24. Фирсанова Н.А. Характеристика здоровья и физического развития детей 1-3 лет с ЗПР /Н.А.Фирсанова// Адаптивная физическая культура 2004№3 /19/с10//.
25. Шишкина В.А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1992. – 96 стр.
26. Максимова С.Ю. Активизация развития дошкольников с ЗПР средствами физической культуры/ С.Ю. Максимова// Начальная школа плюс До и После. 2008. № 2. С. 10-11.
27. Голубева Г.Н. Изменение психофизического развития детей дошкольного возраста с ЗПР в процессе занятий по коррекционно-оздоровительной программе/ Г.Н Голубева, Н.В. Петрунина// Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2007. № 4 (5). С. 122-127.
28. Фасхутдинова Ю.Ф. К вопросу о развитии когнитивных способностей у детей с зпр/ Ю.Ф. /Фасхутдинова /Психолог. 2013. № 5. С. 24-45.
29. Одинцова Е.Ю. Опыт исследования школьной адаптации детей с зпр, обучающихся по разным образовательным программам/ Е.Ю. Одинцова//Актуальные проблемы психологического знания. 2013. № 1. С. 142-148.
30. Троценко С.Н. Специфика школьной тревожности обучающихся начальной школы с зпр/ С.Н. Троценко// Вестник развития науки и образования. 2012. № 1. С. 132-136.
31. Тимошина И.Н. Влияние ритмической гимнастики на физическую подготовленность здоровых детей старшего дошкольного возраста и детей с задержкой психического развития/ И.Н. Тимошина, И.М.Купцов, А.В.Батиевская//Адаптивная физическая культура. 2006. № 3. С. 20-22.
32. Одинцова Е.Ю. Влияние использования разных образовательных программ на школьную адаптацию детей с зпр/ Е.Ю. Одинцова//Школа будущего. 2012. № 5. С. 54-58.
33. Баряев А.А. Применение элементов спортивных игр в процессе физического воспитания учащихся с зпр в возрате 12-15 лет
34. / А.А. Баряев//Адаптивная физическая культура. 2006. № 3. С. 55.
35. Серова В.В. Формирование навыков социального поведения у старших дошкольников с зпр - воспитанников детского дома/ В.В. Серова//Дефектология. 2010. № 3. С. 64-70.
36. Ульенкова У.В. О готовности системы общего образования к инклюзивному психологическому обслуживанию детей с зпр/ У.В. Ульенкова// Нижегородское образование. 2010. № 3. С. 136-145.