Осанка - это важный показатель здоровья и гармоничного физического развития, поскольку правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма. Сколиоз, как один из серьезных видов нарушения осанки, напротив, значительно снижает уровень жизненных сил и степень выносливости человека любого возраста, поэтому рассматриваемая проблема является актуальной. Осанка человека является динамическим стереотипом. В дошкольном возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов.
Осанка зависит от состояния нервно-мышечного аппарата и психики человека. Слабость мышечного корсета, неправильные позы, которыечеловек принимает в положении сидя, стоя, лёжа, при ходьбе, во сне (особенно в детском возрасте); врождённые аномалии развития рёбер, грудной клетки, позвонков, нижних конечностей вызывают развитие нарушений осанки (Красикова И. В., 2007). По данным научно-методической литературы в последние десятилетия отмечается угрожающее увеличение числа людей с той или иной степенью нарушения осанки. Так, в настоящее время осанка до 90 % детей не соответствует норме. Во многом эта проблема современного образования, т.к. три четверти всех нарушений осанки приходится на возраст 5-14 лет. Это связано, в первую очередь, с возрастающей гиподинамией —недостаточным объемом двигательной активности, совпадающим с периодом активного роста детей (Дворкина Н. И., 2008).
Приобретённое нарушение осанки в ясельном возрасте встречается у 2,1% детей, в 4 года – у 15-17%, в 6-7 лет - у каждого третьего ребёнка, а у школьников составляет 67%. Хотя программами по физическому воспитанию предусмотрено формирование правильной осанки, не обусловлены средства и методы решения данной задачи.
Упражнения на формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных предпосылок применяются нерегулярно и в ограниченном объёме. Отсутствуют рекомендации по профилактике нарушений осанки непосредственно в процессе занятий по физической культуре. Широкая распространенность нарушений осанки требует разработки надежных и доступных методов диагностики состояния осанки для массовых обследований, а также повсеместному внедрению профилактических мер с целью предотвращения пагубного воздействия сколиотических поражений населения России.
Введение 2
Глава 1. Современные представления об эпидемиологии, патогенезе, диагностике и факторах риска сколиоза
1.1Анатомия позвоночника 4
1.2 Классификация сколиоза 9
1.3 Факторы риска развития сколиоза 17
1.4 Патогенез сколиоза 20
1.5 Диагностика сколиоза 23
Глава 2. Клинические рекомендации по профилактике и лечению сколиоза
2.1 Консервативная терапия 25
2.2 Хирургическое лечение сколиоза 27
2.3 Комплекс мер по профилактике сколиоза 31
2.4 Лечебная физкультура в комплексе мер по реабилитации пациентов со сколиозом 34
Заключение 59
Выводы 60
Список литературы 61
Сколиоз-очень серьезное комплексное заболевание опорно-двигательного аппарата, которое пагубно влияет на качество жизни, обладает тенденцией к медленному прогрессированию и в особо тяжелых случаях может привести к инвалидизации больного. Это заболевание распространено среди населения всего мира, особенно развитых и развивающихся стран в связи с ухудшением экологического состояния окружающей среды, неправильным образом жизни, гиподинамией. Не смотря на то, что сколиоз изучается достаточно долго, имеется множество неясных моментов в его этиологии и патогенезе, что пагубно влияет на успех проводимой терапии. Проведение консервативной терапии имеет смысл только на ранних стадиях заболевания, обычно в детском возрасте. Во взрослом возрасте и на более поздних стадиях заболевания адекватное лечение может быть осуществлено только хирургическим методом, а консервативная терапия носит симптоматический и паллиативный характер.
Лечебная физкультура, в комплексе с другими физиологическими методами воздействия на организм является одним из главных методов профилактики сколиоза за счет нормализации осанки, усиления мышечного корсета и общеукрепляющего воздействия на организм.
1. Актуальные вопросы лечения дегенеративного сколиоза на современном этапе (обзор зарубежной литературы) / Д.А. Михайлов, Д.А. Пташников,В.Д.Усиков,С.В.Масевнин,ХаоМэн//ТравматологияиортопедияРоссии.2014.№4.С.117-124.
2. РадченкоВ.А.,МезенцевА.А.,БарковА.А.Ретроспективныйанализхирургическоголечениядегенеративногосколиоза//Травма.2011.Т.12,№
Режим доступа:http://www.mif-ua.com/archive/issue-17206/
3. Алексеев, В.В., Яхно, Н.Н. Основные синдромы поражения нервной системы. Болезни нервной системы / Под ред. Яхно Н.Н. - М.: Медицина, 2001. – 68 с.
4. Воробьев, П.А. Тромбоцитарно-эндотелиальные взаимодействия - теория старения и горизонты геропротекции // Клиническая геронтология, 2001. - №12. – С. 3-8.
5. Герасимова, М.М. Базанов, Г.А. Пояснично-крестцовые радикулопатии: этиология, патогенез, профилактика и лечение. – М.;Тверь: Триада, 2003. – 102 с.
6. Жарков, П.Л., Жарков, А.П. Поясничные боли. Диагностика, причины, лечение. - М.: Юниартпринт, 2001. – 94 с.
7. Решетняк, В.К., Кукушкин, М.Л. Возрастные и половые различия восприятия боли // Клиническая геронтология, 2003. - №6. – С. 4-8.
8. Амосов, В.Н. Искривление позвоночника. Сколиоз у детей и взрослых / В.Н. Амосов. – СПб. : Вектор, 2010. – 128с.
9. Аршин, В.В. Лечение детей со сколиотической деформацией высокой степени выраженности / В.В. Аршин // Медицинская реабилитация.
– 2007. - №1. – С. 23-29.
10. Белая,Н.А.Руководствополечебномумассажу/Н.А.Белая.–
М. : Медицина, 1983. – 87 с.
11. Белая, Н.А. Массаж для детей / Н.А. Белая. – М. : М-ОКО, 2006.–64 с.
12. Богданов, Ф.Р. Сколиоз / Ф.Р. Богданов. – М. : Медицина, 2004.–365 с.
13. Герцен, Д.И. Реабилитация детей с поражениями опорно- двигательного аппарата в санаторно-курортных условиях / Д.И. Герцен. – М.: Медицина, 2001. – 328 с.
14. Готовцев, П.И. Лечебная физическая культура и массаж : учебник для учащихся мед. училищ / П.И. Готовцев, А.Д. Субботин, В.П. Селиванов. – М. : Медицина, 2007. – 281с.
15. Громбах, С.М. Оценка здоровья детей и подростков при массовых осмотрах / С.М. Громбах // Вопросы охраны материнства идетства.– 2003. - № 7. – С. 3-7.
16. Гукасова, Н.А. Реабилитация детей со сколиозом : учеб. пособие/Н.А. Гукасова. – М. : Медицина, 2006. – 110 с.
17. Дубровский, В.И. Лечебная физкультура : учебник для вузов/В.И. Дубровский. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 624 с.
18. Дунаев, И.В. Основы лечебного массажа (техника и методики) /И.В. Дунаев. – М. : ЮКЭА, 2000. – 480 с.
19. Епифанов, Е.А. Лечебный массаж : учеб. пособие / Е.А. Епифанов. – М. : ММСИ, 2007. – 116с.Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура : учеб. пособие для вузов / В.А.Епифанов. – М. : ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 559с.
20. Епифанов, В.А. Восстановительное лечение при заболеваниях и повреждениях позвоночника / В.А. Епифанов. – М. : Медицина, 2004. – 109с.
21. Каптелин, А.Ф. Гидрокинезотерапия в ортопедии и травматологии / А.Ф. Каптелин. – М. : Медицина, 2005. – 114с.
22. Каптелин, И.О. Лечебная физкультура / И.О. Каптелин. – М. :Медицина, 2000. – 246 с.
23. Котешева, И.А. Сколиоз позвоночника : лечение и профилактика/И.А. Котешева. – М. : Эксмо, 2004. – 272 с.
24. Коррекция нарушений осанки у школьников : метод. рек. / под ред. Г.А.Халемского.–СПб.:Детство-Пресс,2001.–62с.
25. Кон,И.И.Лечение и обучение детей,больныхсколиозом, в санаторныхшколах-интернатах/И.И.Кон.–М.:Медицина,2006.–317с.
26. Красикова, И.С. Сколиоз. Профилактика и лечение / И.С. Красикова. – СПб. : Корона.Век, 2011. – 192с.
27. Куничев, Л.А. Лечебный массаж / Л.А. Куничев. – Киев : Вища школа, 2001. – 143с.
28. Лечебная физкультура в детской ортопедической клинике / под ред. А.Б. Гандельсман. – СПб. : Медицина, 2001. – 105с.
29. Лечебная физкультура и врачебный контроль : учебник для студентов мед. институтов / под ред. В.А.Епифанова, Г.А. Апанасенко. – М. : Медицина, 2002. – 256с.
30. Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте / под ред. С.М. Иванова. – М. : Медицина, 2002. –399 с.
31. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации /под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. – М. : Медицина, 2003. – 400 с.
32. Ловейко, И.Д. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей / И.Д. Ловейко. – СПб. : Медицина, 2007. –143 с.
33. Лукаш, А. Сколиоз излечим. Профилактика и лечение ортопедических проблем у детей / А. Лукаш, Е. Шубина, Н.Белянчикова. – СПб. : Наука и техника, 2008. – 272с.
34. Милюкова, И.В. Лечебная физкультура : новейший справочник /И.В. Милюкова. – М. : Эксмо, 2003. – 198 с.
35. Мовшович, И.А. Рентгенодиагностика и принципы лечения сколиоза / И.А. Мовшович. – М. : Медицина, 2002. – 125с.
36. Морфо-функциональныеконстантыдетскогоорганизма:справочник / под ред. В.А. Доскина. – М. : Медицина, 2005. – 130 с.
37. Полеся, Г.В. Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиозе у детей / Г.В. Полеся. – Киев, 2000. – 129с.
38. Потапчук, А.А. Лечебная физкультура в детском возрасте / А.А. Потапчук, С.В. Матвеев, М.Д. Дидур. – СПб. : Речь, 2007. – 464с.
39. Потапова, Н.А. Системная коррекция последствий сколиоза у детей и подростков средствами АФК : программно-метод. комплекс / Н.А. Потапова, Л.М. Кротова, Р.Р. Гатиатулин. – М. : НЦЭНАС, 2006 – 214с.
40. Рейзман, А.М. Лечебная гимнастика при сколиозе / А.М. Рейзман. – М. : Академия, 2000. – 112с.
41. Рейзман, А.М. Лечебная гимнастика и массаж при сколиозах/А.М. Рейзман, Ф.И. Багров. – М. : Медгиз, 1999. – 140 с.
42. Труханов, А.И. Современные технологии восстановительной медицины / под ред. А.И. Труханова. – М. : Медика, 2004. –174 с.
43. Тихвинский, С.Б. Детская спортивная медицина : руководство для врачей / под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. – М. : Медицина, 2001. – 260с.
44. Фонарев, М.И. Справочник по детской лечебной физкультуре/под ред. М.И. Фонарева. – Спб. : Медицина, 2004. – 360с.
45. Цивьян, Я.Л. Сколиотическая болезнь и ее лечение / Я.Л.Цивьян.– М. : Медицина, 2002. – 221 с.
46. Шорин, Г.А. Консервативное лечение сколиоза : учеб. пособие/Г.А. Шорин, Т.И. Попова, Р.М. Полякова. – Челябинск : Из-во ЮУрГУ, 2000.– 131 с.
47. Шорин, Г.А. Лечение сколиоза физическими методами : учеб. пособие / Г.А. Шорин, А.В. Шевцов. – Челябинск : Из-во ЮУрГУ, 2002. – 88 с.