Актуальность исследования. Государство и общество признает особую важность гармоничного физического и психического развития подрастающего поколения. Стратегическая, доминирующая задача политики государства в данном направлении состоит в создании соответствующих условий для всеобщей ранней профилактики заболеваемости детей посредством внедрения здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, формирования у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни.
Однако, предпринимаемые государством усилия не приносят желаемого результата, что подтверждается статистическими данными Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России», констатирующими негативную тенденция ухудшения состояния осанки подрастающего поколения в зависимости от возраста: у дошкольников незначительные нарушения осанки имеет место у 30 % детей, в младшем школьном возрасте это процент увеличивается до 50 % и практически у 75 % выпускников общеобразовательных школ диагностируются функциональные нарушения.
Состояние осанки является определяющим для правильного функционирования всего организма человека. При нарушениях осанки скелет деформируется, ухудшается рессорная функция позвоночника. Снижение рессорной функции позвоночника приводит к постоянным микротравмам головного и спинного мозга во время ходьбы, бега и других движений, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается снижением общей работоспособности, способности детей к обучению, освоению школьной программы.
Нарушения осанки, являются причиной заболеваний внутренних органов и систем организма, приводя к функциональным морфологическим изменениям не только в период роста, но и в социально-активном возрасте, что сказывается на здоровье трудовых ресурсов и требует от государства дополнительных затрат на лечение и компенсацию больничных.
Наиболее эффективным временем формирования осанки, является период, когда происходит структурно-морфологическое и функциональное совершенствование растущего организма, развиваются постуральные мышцы, а позвоночник и связки еще достаточно эластичные. Данная фаза совпадает с отрезком онтогенеза 7–10 лет, это и объясняет наш интерес к возрастному периоду младший школьный возраст.
Поиском эффективных методов и средств решения задачи формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста занимались и занимаются в настоящее время отечественные исследователи: Н.И. Бурмистрова, Т.А. Гутерман, В.А. Кацуба, И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев, А.А. Потапчук, О.А. Поликарпова, А.И. Бычук, И.С. Красикова, И.В. Милюкова, Л.Г. Мирхайдарова, П.И. Храмцов, А.Г. Сухарев.
Все специалисты считают наиболее эффективным средством формирования правильной осанки физические упражнения. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка и реализация комплексных оздоровительно - профилактических программ, направленных на формирование здорового позвоночника и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата средствами оздоровительной физической культуры.
На основании вышеизложенного, можно говорить о необходимости внедрения в уроки физической культуры комплексов упражнений, направленных на формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: учебный процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: Методика формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста, состоящая из специальных комплексов физических, дыхательных и расслабляющих упражнений.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста с использованием специальных физических упражнений.
Гипотеза исследования: предполагалось, что разработанная методика позволит повысить эффективность процесса формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста, если:
- постепенно включать в комплексы общеразвивающих упражнений корригирующие упражнения на формирование правильной осанки;
- постоянно следить за сохранением правильной осанки в разных формах работы по физическому воспитанию и развитию.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную исследовательскую литературу по проблеме формирования правильной осанки младшего школьника.
2. Разработать комплекс упражнений направленных на формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста.
3. Проверить динамику состояния «мышечного корсета» у учащихся начальных классов.
Методы исследования:
- Анализ научно-методической литературы
- Тестирование развития физиологических качеств силы мышц брюшного пресса и силы и выносливости мышц спины
- Педагогический эксперимент
- Сравнительный анализ результатов.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста 6
1.1 Теоретический анализ состояния проблемы формирования осанки младших школьников 6
1.2 Современные подходы к формированию и предупреждению нарушений осанки детей младшего школьного возраста 19
Глава 2. Методы и организация эксперимента 28
2.1. Организация эксперимента 28
2.2 Методы исследования 29
Глава 3. Результаты педагогического эксперимента 32
3.1. Программа формирования правильно осанки у детей младшего школьного возраста 32
3.2. Результаты исследования 41
Заключение 51
Список используемой литературы 54
В результате исследования можно сделать следующие выводы:
Формирование осанки младших школьников является актуальной задачей, имеющей существенное социальное, демографическое, экономическое, научно-теоретическое и практическое значение. Формирование оптимальной осанки, обеспечивающей наилучшие условия для функционирования внутренних органов, равномерного распределения механической нагрузки на тело ребенка, есть в большей степени педагогическая задача, которая должна приоритетно решаться в младшем школьном возрасте, когда происходит естественно-физиологический процесс становления детского организма. При всей разработанности средств профилактики и коррекции осанки в теории и методике физической культуры, мы констатируем статистически подтвержденные данные об общем ухудшении состояния осанки школьников. Данный факт говорит о недостаточной оздоровительно-профилактической направленности на формирование осанки общепринятых средств физической культуры, применяемых в рамках общеобразовательного процесса и необходимости разработки дополнительных, специальных, инновационных методик и программ эффективно обеспечивающих формирование ОДА детей младшего школьного возраста.
Изучены причины нарушения осанки младших школьников. В основе причин нарушения осанки лежит обусловленная возрастными особенностями физиологическая несформированность опорно-двигательного аппарата ребенка, выраженная в естественной слабости постуральных мышц, которые быстро устают при статической нагрузке, что располагает к постепенной деформации позвоночника. Ухудшает данную ситуацию факт перехода с дошкольного на школьный режим обучения, и связанные с этим изменения двигательного стереотипа в сторону уменьшения моторной активности. Выраженная гиподинамия младших школьников, являясь еще одной причиной, не способствует формированию здоровой осанки, т.к. не обеспечивается структурно-морфологическое и функциональное совершенствование растущего организма. При этом рост физических параметров тела младшего школьника сочетается с повышенной утомляемостью и нервно-психической нагрузкой, связанной с необходимость адаптации к новым условиям ученичества. Психоэмоциональное напряжение в совокупности с низким уровнем адаптивных резервов являются значимыми причинами развития нарушения осанки. Совокупность факторов, создающих предпосылки для нарушения осанки у младших школьников, являются «школьными факторами», которые должны решаться в общеобразовательной среде в процессе физического воспитания.
Изучены сложившиеся в теории и методике физического воспитания подходы формирования правильной осанки у младших школьников. Так естественная слабость опорно-двигательного аппарата младшего школьника может быть компенсирована правильной двигательной активностью, путем укрепления мышечной системы, её разносторонней физической и физиологической тренировкой. В качестве средств профилактики осанки применяется плавание, художественная гимнастика, массаж, райттерапия, кинезиотерапия, физиотерапия и аппаратные средства. Данные средства научно доказали свою эффективность, но их применение в условиях образовательного учреждения не является возможным. Потому наиболее эффективной и доступной для применения в условиях общеобразовательной среды является корригирующая гимнастика, включающая в себя общеукрепляющие физические упражнения и специальные упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, развитие гибкости, баланса.
Эффективность методики использования средств физического воспитания заключается в достоверном улучшении во всех экспериментальных детских группах показателей весо-ростового индекса; жизненной емкости легких (прирост относительно исходного уровня в среднем составил 21,8 %); силовой выносливости мышц пресса и спины (прирост соответственно составил 42,5 % и 40,9 %); улучшения показателей гибкости в среднем на 43,4 %.
В процессе проведения педагогического эксперимента, у испытуемых контрольной группы не обнаружилось достоверно значимых положительных изменений в показателях состояния осанки. На примере результатов данной группы, можно сделать вывод о необходимости на уроках физической культуры и на дополнительных занятиях во внеурочное время уделять больше внимания процессу формирования осанки ребенка, укрепления его мышечно-связочного аппарата, повышать его физическую активность, снимая при этом школьное напряжение, а при обнаружении нарушений осанки немедленно заниматься процессом реабилитации.
1. Аветисян, Л.Р. Кочарова С.Г. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся / Л.Р Аветисян,, С.Г. Кочарова // Гигиена и санитария. - 2001. - №6. - С.48-49.
2. Бадеева, Л.Г. Заботимся о здоровье учащихся /Л.Г.Бадеева // Физическая культура в школе. - 2013. - №8. - С. 44-49.
3. Базарный, В.Ф. Здоровье и развитие ребенка /В.Ф.Базарный // Экспресс-контроль в школе и дома. - Сергиев Посад, 2006. - Ч.2 - 30с.
4. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теория и практика физической культуры. - 1995. - №4. - С.2-7.
5. Баранов, А.А. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А.А.Баранов, Л.А.Щеплягина, А.Г.Ильин, В.Р.Кучма // Российский педиатрический журнал. - 2005. - №2. - С. 4-7.
6. Барышева, Н.В. Основы физической культуры школьника: Ученое пособие для учителей физической культуры / Н.В. Барышева, В.М.Минияров, М.Г. Неклюдова - Самара: Управление образования Администрации Самарской области, 2000. - 128с.
7. Борисов, В.Б. Фитнес-технологии - новый раздел в школьном физическом воспитании / В.Б.Борисов, О.П.Панфилов, Т.А.Шестакова // Физическая культура в школе. - 2013. - №4. - С. 39-44.
8. Бурханов, А.И. Современная школа и здоровье школьников /А.И.Бурханов, Г.А.Кропотова // Современное образовательное пространство: риски и безопасность. - Оренбург, 2014. - С. 69-72.
9. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. - М.:АКАДЕМА, 2002. - 240 с.
10. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. - 3-е изд. - М.:Флинта, 2005. - 416 с.
11. Волокитина, Т.В. и др. Влияние режима и программы обучения на психофизиологические особенности школьников /Т.В.Волокитина // Здоровье и образование. - СПб.: Академия, 2007. - С.52-54.
12. Водяницкая, А.И. Организация занятий по физической культуре с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья /А.И.Водяницкая // Физическая культура в школе. - 2013. - №5. - С.2-7.
13. Востриков, В.А. Функции физической культуры в становлении личности \ В.А.Востриков // Физическая культура и личность. - Оренбург: ОГПУ, 2014. - С. 20-23.
14. Гришин Т.В., Никитин С.В. Методы профилактики нарушений осанки у детей в общеобразовательных школах //Вестник гильдии протезистов-ортопедов, 2000, № 3, с. 38-42.
15. Гульнева, Е.Г. Применяя здоровьесберегающие технологии / Е.Г.Гульнева // Физическая культура в школе. - 2012. - №8. - С. 40-41.
16. Истомина, В.В. Валеологические основы физического воспитания // Педагогические и медицинские проблемы валеологии. / В.В. Истомина и др. - Новосибирск, 2013. - С. 156-157.
17. Колосницкий, Г.А. Коррекция состояния здоровья школьников средствами физической культуры / Г.А.Колосницкий, В.С.Кузнецов, Б.И.Мишин. - М.: УЦ Перспектива, 2012. - С.12 -15.
18. Красикова, И.С. Сколиоз: Профилактика и лечение / Исаев, А.П. и др. - СПб.: КОРОНА принт, учитель и ученик, 2013.
19. Левушкин, С.П. Стандарты морфофункционального развития школьников г.Ульяновска / С.П.Левушкин - Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. - 28 с.
20. Невзоров, А.В. Профилактика и коррекция нарушений осанки в системе физического воспитания учащихся в общеобразовательных школах / А.В. 33. 34. Онищенко Г.Г. Оценка риска влияния факторов окружающей среды на здоровье в системе социально-гигиенического мониторинга ///Гигиена и санитария. - 2015. - №6. - С. 3-5.