Актуальность. Психологическая подготовка спортсменов является главной проблемой спортивной психологии и разрабатывается рядом исследователей. Необходимость организации психологического обеспечения подготовки юных дзюдоистов подразумевает включение их в соревновательную деятельность, которая требует специальной подготовки. Психологическое обеспечение подготовки дзюдоистов предусматривает адаптацию к деятельности, в новых соревновательных условиях, которые существенно отличаются от тренировочных условий. В процессе психологического обеспечения подготовки юных дзюдоистов осуществляется перевод их на более высокий уровень их деятельности. Этот вид подготовки должен осуществляться в соответствии с положениями, накопленными в отечественной психологии, педагогики, теории физического воспитания и спортивной тренировки [1, 4, 6, 7].
А.В. Родионов и соавторы [15] показывают психологические модели управления комплексной подготовкой спортсменов, включая: диагностику свойств, состояний, устойчивость к нагрузкам; построение тактики предсоревновательной подготовки; психическую саморегуляцию; контроль и коррекцию подготовки. В.Г. Сивицкий [18] представляет систему психологического сопровождения спортивной деятельности, включающую: оценку текущего уровня психологической подготовленности; разработку индивидуальных программ воздействий на спортсмена; обратную связь о состоянии спортсмена; коррекцию; создание адекватного психического состояния; управление психическим состоянием спортсмена в соревновании; компенсацию негативных последствий.
Проблемой настоящего исследования является поиск путей, средств и методов управления психологической подготовкой дзюдоистов с целью обеспечения психологической подготовленности к конкретному соревнованию.
Общий интерес со стороны ученых, педагогов и тренеров к проблеме поиска путей, средств и методов управления психологической подготовкой дзюдоистов обусловили актуальность данной темы выпускной квалификационной работы «Развитие психологической готовности к соревнованиям дзюдоистов 10-12 лет».
Объект исследования — тренировочный процесс дзюдоистов 10-12
лет.
Предмет исследования — уровень развития психологической готовности к соревнованиям дзюдоистов 10-12 лет.
Цель исследования — экспериментально проверить эффективность внедрения комплекса тренировочных занятий, направленный на развитие психологической готовности к соревнованиям дзюдоистов 10-12 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что внедрение нашего комплекса занятий поможет снизить уровень тревожности и повысить уровень мотивации к успеху на соревнованиях у дзюдоистов 10-12 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме психологической готовности к соревнованиям дзюдоистов 10-12 лет.
2. Определить соотношение объёмов работы над психологической, физической и технико-тактической готовности к соревнованиям дзюдоистов 10-12 лет в программах по дзюдо.
3. Выявить уровень психологической готовности дзюдоистов 10-12 лет.
Глава I. Понятие «Общая психологическая подготовка» и психологическая подготовка дзюдоистов
Общая психологическая подготовка решает задачи психологического воздействия на спортсмена. Эти задачи, которые направлены на формирование и развитие спортивно важных психических качеств, способствуют обучению специальным приемам психической саморегуляции для адаптации к экстремальным условиям. Общая психологическая подготовка служит целям совершенствования умения управлять собой, повышению соревновательной надежности, а значит и достижению стабильных, высоких результатов [10].
Психологическая подготовка - это процесс формирования, закрепления и активизации готовности личности, коллектива к определенному виду деятельности или выполнению задачи [20].
1.1. Общая психологическая подготовка
Давно доказано, что удачное выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.
Для того чтобы реализовать в полной мере свои физические, технические и тактические способности, навыки и умения, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности.
Лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях.
На практике осуществляются два типа психологической подготовки спортсменов к соревнованиям - общая психологическая подготовка и специальная.
Общая психологическая подготовка. Она тесно связана с воспитательной и идейной работой со спортсменами. Особенно это относится к формированию идейной убежденности, воспитанию свойств личности. В программу психологической подготовки должны быть включены мероприятия, направленные на формирование спортивного характера.
Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям определяется:
- спокойствием спортсмена в экстремальных ситуациях;
- уверенностью спортсмена в себе, в своих силах;
- боевым духом спортсмена.
Специальная психологическая подготовка. Она направлена на формирование и совершенствование целостной готовности спортсмена для участия в каждом соревновании.
Общим принципом методики психологической подготовки спортсмена является воздействие, как на сознание, так и на подсознание [19].
1.2. Средства и формы психологической подготовки
В качестве средств психологической подготовки спортсмена чаще всего используются:
1. Формирование мировоззрения.
Наиболее важной и одновременно сложной проблемой является формирование мотивов спортивной деятельности, в том числе мировоззрения как наиболее стойкого мотива. Осуществляется это посредством становления и развития современных взглядов на культурно - исторические корни спорта вообще, а так же избранного вида, и формированием собственных принципов и взглядов спортсмена, команды, тренера по всем вопросам совместной деятельности.
У тренера, в любом виде спорта, всегда найдется возможность для доверительного общения, бесед, убедительных примеров и аналогий.
В работе экспериментально проверена эффективность внедрения комплекса тренировочных занятий, направленный на развитие психологической готовности к соревнованиям дзюдоистов 10-12 лет. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Алексеев А.В. начинается с головы / А.В. Алексеев// спортивный психолог. - 2005. - №1. - С. 21-23.
2. Бабушкин Г.Д. Оперативная диагностика предстартовой психической готовности спортсмена / Г.Д. Бабушкин, В.Н. Смоленцева: Научные труды СибГУФК. - Омск: СибГУФК, 2006. - С. 77-80.
3. Бабушкин Г.Д. Проблема психологического обеспечения спортивной деятельности в юношеском спорте Текст.: материалы междунар. форума «Молодежь. Наука. Олимпизм» / Г.Д. Бабушкин. М., 1998. - С. 44¬46.
4. Баландин В.И. Повышение функциональных возможностей и соревновательной надежности юных спортсменов методом ментальной тренировки Текст. / В.И. Баландин // Новые подходы к психорегуляции в спорте: тезисы докл. междунар. симпоз. — М., 1994. С.- 6.
5. Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» // Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. — СПб.: Питер, 2000. — С. 175-180.
6. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. — 2-е изд. — М.: КДУ, 2005. — 400 с.
7. Генов Ф. Мобилизационная готовность и аутогенная тренировка спортсмена Текст. / Ф. Генов, Е. Генова // Психология и современный спорт: сб. науч. тр.-М., 1973.- С. - 242-251.
8. Гогунов Е.Н. Психология спорта: Учеб. пособие для студ. фак. физкультуры. - Тольятти, 1997. - 80 с.
9. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов Текст. / Г.Б. Горская. Краснодар: КГАФК, 1995. - 184 с.
10. Игуменов В.М. Значение психологической подготовки борцов. - Сб. «Спортивная борьба», 1971. - 200 с.
11. Марищук B.JI. Самоконтроль и саморегуляция спортсмена Текст. / B.JI. Марищук, JI.K. Серова // Информационные аспекты управления подготовкой спортсменов: сб. науч. тр. М., 1987. - С. 90-105.
12. Нелюбин В.В. и др. Вопросы управления тренировочным процессом борцов при подготовке к соревнованиям. Л., 1974.- 158 с.
13. Пархомович, Г.П. Основы классического дзюдо. Учебно- методическое пособие для тренеров и спортсменов / Г.П. Пархомович. - Пермь: «Урал-Пресс Лтд», 1993. - 163 с.
14. Путин В. В., Шестаков В. Б., Левицкий А. Г. Учимся дзюдо с Владимиром Путиным. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — С. 6-10.
15. Родионов А.В. Психологические модели в управлении комплексной подготовкой // А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, В.Н. Непопалов // спортивный психолог. - 2007. - №1. - С. 6-13.
16. Савенков Г.И. Психологическая паспортизация деятельности и личности спортсмена в системе психологической подготовки / Г.И. Савенков // Спортивный психолог. - 2006. - №2.- С. 44-51.
17. Семенов Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты. — М.: Советский спорт, 2005. — С. 133.
18. Сивицкий В.Г. Система психологического сопровождения спортивной деятельности / В.Г. Сивицкий // Спортивный психолог. - 2007. - №1. - С. 37-42.
19. Смоленцева В.Н. Психическая соморегуляция в процессе подготовки спортсменов / В.Н. Смоленцева. - Омск: СибГУФК, 2003. - 195 с.