Как известно, физическая культура в широком смысле этого слова составляет главную часть культуры общества, которая нацелена на укрепление и подъем уровня здоровья граждан, всестороннее развитие физических способностей населения и применение их в общественной практике, а также в повседневной жизни .
Однако, физическую культуру можно рассматривать и с другим значением. Физической культурой также называют одну из учебных предметов в школе. Так, с 1994 года в университетах и институтах учебный предмет физического воспитания начал называться физической культурой, по сопоставлению со школьной физической культурой в университете она носит новый более обширный смысл. Например, студенты не только получают физкультурные знания, умения, навыки, они также знакомятся с методикой проведения уроков, учатся умению собирать комплексы упражнений производственной гимнастики, знакомятся с судейством и правилами всех соревнований, подготовительной доли урока, выступают с рефератами на спортивную тему на различных научных студенческих конференциях и семинарах.
Физические движения и упражнения появились в глубокой древности. Разные ученые многообразно объясняют их генезис: например, немецкий историк К. Дим пишет, что все физические игры и упражнения имеют животно-образное, а также культовые происхождение[24, с. 12].
В свою очередь Ф. Энгельс, в его работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» утверждал, что «труд создал самого человека». Как раз в ходе и итоге труда, главным образом охоты, человек приобрел нужные умения и навыки в прыжках, беге, метаниях копьем, лазании по деревьям и скалам, развил в себе силу, устойчивую выносливость, а также ловкость и сообразительность. Известно, что физкультурно-тренировочный или некоторого типа эмоционально-возбудительный характер носили военные и охотничьи танцы, которые исполняли люди перед походом на охоту или в какой-либо военный поход. С появлением религии некоторые элементы физических упражнений соединялись с религиозными обрядами, например, культовыми танцами, плясками и играми. Важнейшее значение в генезисе одних или других физических упражнений и игр имеют климатические условия, а также географическая среда, в которых обитали наши предки. Так, у народов Севера с самых древнейших времен в труде и каждодневном быту использовались лыжи. Племена, которые жили по берегам водоемов, постоянно практиковали плавание по рекам и греблю, а в зимнее время, в свою очередь, – перемещение по льду на коньках (костяных).
Целью физического воспитания является создание физической культуры личности.
Исходя из вышеописанного материала, физическое воспитание решает подобающие задачи:
1. развитие физических и духовных сил;
2. укрепление здоровья;
3. повышение работоспособности;
4. продление жизни и творческого долголетия.
В ходе физического воспитания реализовывается морфологическое (по строению, а также форме тела) и функциональное улучшение организма, а вдобавок развитие физических качеств, к которым можно отнести:
1. быстрота;
2. сила;
3. координация;
4. выносливость;
5. гибкость и проч.
Известно, что физическая культура каждого человека развивается с помощью обусловленной системы физического воспитания.
В практике, а также теории физического воспитания есть многообразные группы и типы принципов: общие принципы системы физического воспитания, принципы, которые выражают специфику некоторых типов физического воспитания (например, спортивной тренировки), а также методические принципы. Эти принципы связаны между собой и собирают целую систему принципов. К таким принципам относятся:
1.Принцип всестороннего и гармоничного развития личности:
2. Принцип связи физического воспитания с практикой жизни:
3. Принцип оздоровительной направленности физического воспитания.
Первый из них, принцип всестороннего развития личности, заключается в том, что любой человек обязан стремиться к тому, чтобы стать полезным для своей родины и общества, в котором он живет. Но это может быть реализовано только людьми, которые всесторонне развиты духовно и имеют необходимые физические силы. Однако, таковыми они могут стать только под влиянием установленных общественных условий жизни, среди которых особенная роль отведена физическому воспитанию.
Как известно, всестороннее развитие личности отражает в себе биологическую закономерность, необходимость в гармоническом развитии систем и органов каждого человека, который, как в общественном отношении, так и в собственных биологических особенностях, всегда единая социальная личность.
Все эти факторы обуславливают многосторонний характер влияний на человека в ходе физического воспитания и предопределяют органическую связь между многообразными типами воспитания, которые обязаны учитываться и целенаправленно применяться во всех случаях физического воспитания. Общепринято, что принцип всестороннего и гармоничного формирования личности человека выявляется в двух главных положениях:
1.Обеспечение целостности всех сторон воспитания, которые формируют гармонически развитую личность. В ходе физического воспитания и соседних формах применения физической культуры, нужен комплексный подход в решении задач эстетического, нравственного, физического, умственного и трудового воспитания личности. Исключительно в данном случае высокоразвитые физические качества и навыки человека, его максимальные достижения в спорте заслуживают общественную ценность и глубокое содержание;
Влияние занятий физической культуры на развитие физических качеств и сопряжённых с ними способностей у детей школьного возраста, роль государства в развитие физической культуры граждан. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Арасланов, Ш. Питание бегунов и холестерин крови / Ш. Арасланов // Легкая атлетика. - 1994. - № 3.С.20 - 21.
2. Баранов, А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения / А.А.Баранов // Российский педиатрический журнал. - 1998. - №1. - С.5-8.
3. Бокерия, Лео. «Спите, ешьте и пейте!»/Лео Бокерия// Аргументы и факты. - 2009. - №8. - С.3
4. Барчуков И.С. Физическая культура: учеб. для студентов вузов/И. С. Барчуков; под ред. Н. Н. Маликова.-7-е изд., стер.- М.: Академия, 2013.-528 с. .
5. Братановский С.Н. Государственное управление физической культурой и спортом. Саратов, 1991. - 234 с.
6. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальностям пед. профиля/Е. В. Бережнова, В. В. Краевский.-8-е изд., стер .- М. : Академия, 2013 .-128 с.-(Сред. проф. образование).
7. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
8. Гуськов, С.И., Дегтярева Е.И. Новые виды физической активности женщин - веление времени/С.И. Гуськов, Е.И. Дегтярева //Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 2. - С.56 - 58.
9. Гуськов С.И. Государство и спорт. М., 1996, - 48 с.
10. Государство, физическая культура и спорт: депутаты и специалисты размышляют (Материалы "круглого стола" от 23.05.1966 г. и парламентских слушаний от 9.07.1996 г.). М.,1996.
11. Дебейки, М. Сердце спасут книги, овощи и работа. А не коньяк!/М. Дебейки //АиФ. - 2005 . -№17.
12. Добреньков В.И. Методология и методы научной работы: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 040200 - "Социология"/В. И. Добреньков, Н. Г. Осипова.-2-е изд.-М.: КДУ,2012.-274 с.
13. Дубровский В.И. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник для студентов мед. вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2011.
14. Евсеев В.О. Методы исследовательской работы в молодежной среде: учеб. пособие для студентов вузов по специальности 080400 "Упр. персоналом"/В. О. Евсеев.- М.: Вузов. учеб. [и др.],2014.-237 с.
15. Долотина, О.П. Ребёнок должен быть здоров / О.П.Долотина // Физическая культура. - №5. - 1995. – С.34-35.
16. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М.: Миросрот 1998. 228 с.
17. Евстратов В. Д. Лыжный спорт : учебник для ин-тов и техн. физ. культ. / В. Д. Евстратоврот Г. Б. Чукардинрот Б. И. Сергеев. – М. : Физкультура и спортрот 1989. 121 с.
18. Железняк Ю.Д.рот Петров П.К Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заве¬дений. — М.: Издательский центр «Академия»рот 2002. 264 с.