По данным Российской академии наук Российская Федерация находится в достаточно критической стадии старения населения государства.
Официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики показали, что по состоянию на ноябрь 2015 года люди пенсионного возраста составили 24,04 %. Согласно выявленным тенденциям, к 2050 году 37,1 % населения составят люди старше 50 лет. Согласно установленной динамике на долю существующего трудоспособного населения численность людей пожилого возраста имеет тенденцию к постоянному увеличению. В связи с этим необходимо отметить, что с целью сохранения способности работать, сохранять трудоспособность, активный образ жизни, в нашей стране стали активно создавать группы здоровья для старшего поколения.
Особое значение приобретает актуальность сохранения активности женского населения в том числе и в связи с большей продолжительностью жизни данной демографической группы. Это обусловливает важность создание комплексов рекреационной деятельности для женщин пожилого возраста. Особенность подобных занятий состоит в том, что состояние организма в пожилом возрасте характеризуется значительной степенью ослабленности, а также наличием паталогических изменений, которые должны быть в обязательном порядке учтены при составлении программы занятий.
Важным компонентом в процессе сохранения жизненной активности и функционирования рекреационных групп является максимально полное обеспечение занятости людей пенсионного возраста, которые не имеют возможность продолжить трудовую деятельность. Данный факт особенно остро связан с тем, что современная российская экономика находится в состоянии кризиса, связанного с торможением развития производства, а также усилением процесса сокращения рабочих мест. В первую очередь подобные сокращения касаются людей пенсионного возраста, что приводит к возникновению проблемы социализации безработных пенсионеров. Лишение возможности трудиться вызывает множество социально-психологических трудностей, депрессии, апатического состояния. Вышеуказанный факт усиливает важность создания и функционирования «групп здоровья» как направления адаптации к новым, совершенно не ожидаемым условиям жизнедеятельности. В данных группах пенсионеры могут найти каналы общения, взаимодействия, решения каких-то специфических проблем, возможности оздоровления. Фактически, это означает возможность сохранение физического и эмоционального здоровья, нормализации эмоционально-психологического фона.
Как отмечал всемирно известный Гиппократ, «гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».
Исходя из актуальности проблематики, целью дипломного исследования выступает поддержание физического состояния женщин пожилого возраста.
Объект исследования – рекреация женщин пожилого возраста.
Предмет исследования – содержания и основные направления комплекса рекреационных занятий женщин пожилого возраста.
1.1. Население пожилого возраста в Российской Федерации: основные проблемные зоны
Согласно международным критериям, население считается старым, если доля в нем людей в возрасте 65 лет и более превышает 7%. Процесс демографического старения населения в гораздо большей степени характерен для женщин.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, наблюдается достаточно негативная тенденция относительно процесса старения населения.
Таблица 1– Распределение населения по возрастным группам
В перспективе масштабы старения населения России приобретут еще больший характер. Так, согласно официальному демографическому прогнозу в 2030 г. доля населения в возрасте 65 лет и более возрастет до 18% (по наиболее оптимистическому варианту роста общей численности жителей России) и до 19,4% (при пессимистическом варианте).
Такая тенденция связана с несколькими общемировыми факторами, которые характерны (в той или иной степени) и для России:
1. снижение уровня рождаемости до величин, недостаточных для обеспечения положительного естественного прироста населения;
2. улучшение у значительной части населения условий жизни, что увеличивает среднюю продолжительность ожидаемой жизни6;
3. успехи медицины, которая использует все более совершенные лекарства и процедуры;
4. выдвижение на первый план индивидуальной ценности здорового образа жизни.
Можно выделить следующие основные общемировые вызовы экономике, социальным и политическим институтам в связи со старением населения, которые актуальны и для России:
1. ухудшение соотношения между численностью работающих и неработающих людей, что делает необходимым увеличение налогов;
2. рост расходов на пенсионное обеспечение, медицинское и социальное обслуживание, что требует адекватных источников дополнительного финансирования;
3. изменение в пользу пожилых людей структуры электората, что делает этот слой общества мощной политической силой.
Именно указанные тенденции связаны с крайней необходимостью реализовывать направления физической и психологической рекреации.
Однако, возникает также ситуация, которая специфична именно для России. Она связана с тем, что количество женщин превышает количество мужчин пенсионного возраста, что делает данную демографическую группу наиболее многочисленной и уязвимой для негативного воздействия.
1.2. Регулирование организации рекреационных занятий для людей пожилого возраста как направление современной государственной политики
Обострение проблем физической реабилитации и социальной адаптации населения пенсионного возраста и низкая эффективность принимаемых мер по их разрешению обусловили необходимость реализации на общегосударственном уровне развития физкультуры и спорта среди пенсионеров.
В работе рассматривается содержание и основные направления комплекса рекреационных занятий женщин пожилого возраста. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Агапов В. С. Возрастная репрезентация «я»-концепции личности / В.С. Агапов // http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/iconcept.htm
2. Агеевец, В.У.Физическая культура как фактор гармонического развития личности: Педагогика. Психология: Тез. Всемир.науч.конгр. «Спорт в современном обществе» / В.У.Агеевец—М., 1980. — С.23.
3. Аммон Г. Психосоматическая терапия / Г. Аммон. СПб.: Питер, 2000. – 720 с.
4. Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. / Г.М, Андреева, , Н.Н. Богомолова, Л.А.Петровская. - М.: Владос, 2006. – 472 с.
5. Арлоу Д. Психоанализ / Д. Арлоу // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2000. - № 2. - С.85-112
6. Асмолов, А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе / А.Г.Асмолов. М.: МГУ, 1986.-96 с.
7. Баклушинский С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Диссертация кандидата психологических наук / С.А. Баклушин - М.: МГУ, 1996. - 119 с.
8. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности / Е.П. Белинская //Мир психологии. - 1999. -№ 3, с.40-46
9. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001
10. Белов, В.И. Коррекция состояния здоровья взрослого населения средствами комплексной физической тренировки: Дисс.док пед. наук / В.И. Белов.-М., 1996.-317 с.
11. Белорусова, А.В. О методике занятий гимнастикой с лицами среднего и пожилого возраста / А.В. Белорусова // Физическая культура для лиц среднего и старшего возраста /Под общ. ред. Р.Е. Мотылянской .- М.: Физкультура и спорт, 1967
12. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб. М.: Знание, 2001. – С.45-53.
13. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
14. Бернс Р. Что такое Я-концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - С.333-393.
15. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект / А.К, Болотова // Вопросы психологии - 2006. - №2 - С. 45-49
16. Бондарчук, Т.В. Феномен педагогического внушения в учебно-тренировочном процессе (на примере юношеского спорта): Дис. док. пед, наук / Т.В.Бондарчук. Челябинск, 2000 - 329 с.
17. Бороздина Л.В. Самооценка в разных возрастных группах / Л.В, Бороздина, О.Ню Молчанова. – М.: Проект, 2001. -380 с.
18. Бороздина Л.В. Что такое самооценка / Л.В, Бороздина // Психологический журнал. - 2002. - Т.13, №4.- С. 99-101.
19. Васильев Н. Н. «Я»-концепция: в согласии с собой. / Н.Н. Васильев — М.: Элитариум: Центр дистанционного образования, 2009. // www.elitarium.ru
20. Васильев, В.Н Здоровье и стресс / В.Н Васильев. — М: Знание, 1991. — 158 с.
21. Васильева, Г.Н. Опыт проведения занятий по общей физической подготовке с лицами среднего и пожилого возраста в условиях коллектива физкультуры / Г.Н. Васильева с соавт. // Физическая культура для лиц среднего и старшего возраста / Под общ. ред. Р.Е. Мотылянской .- М.: Физкультура и спорт, 1967