Актуальность исследования. Спортивные игры широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических качеств, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию – все эти качества могут успешно формироваться под влиянием спортивных игр. Вот почему спортивные игры, в частности футбол, очень популярны среди детей. Футбол на сегодняшний день - самая популярная спортивная игра во всем мире. И в нашей стране широко развит детский и юношеский футбол. Десятки тысяч ребят и юношей участвуют в районных, городских и других соревнованиях. Занятия с детскими и юношескими командами ведутся в организованных формах в ДЮСШ и в секциях средних школ. Однако, специалисты профессионального и детско-юношеского футбола подчеркивают отсутствие необходимого притока в ведущие команды молодых, хорошо подготовленных в технико-тактическом плане спортсменов. Высокий уровень развития современного футбола определяет необходимость разработки научно-обоснованной системы подготовки спортивного резерва, поиска более эффективных организационных форм, средств и методов построения учебно-тренировочной работы с детьми.
Футбол относится к видам спорта, которые в наибольшей степени способствуют разностороннему физическому развитию человека, но в то же время предъявляют к его организму исключительно высокие требования. Футбол по физиологическому характеру нагрузки, как и другие спортивные игры, представляет собой ациклическую, преимущественно динамическую работу переменного характера с постоянно меняющейся интенсивностью (от максимальной до умеренной). Во время игры в различной последовательности и соотношении с разными интервалами чередуются упражнения, различные по характеру, интенсивности и продолжительности. Непрерывная борьба за мяч сопряжена с самыми разнообразными движениями и действиями (ходьба, бег разной интенсивности с резкими остановками, рывками, стремительными стартами, ускорениями, поворотами; прыжки; удары по мячу; различные силовые и акробатические приемы).
Современный футбол предъявляет высокие требования к уровню развития координационных способностей и быстроты, которая в значительной мере влияет на качество игровой деятельности, а также скоростно-силовых качеств. В связи с этим к технической и физической подготовке юных футболистов предъявляются особые требования, которые обусловлены во многом особенностями формирования специальных двигательных действий с мячом и сенситивным периодом развития координационных способностей.
Таким образом, проблема подготовки конкурентоспособного спортивного резерва в футболе, оптимизация учебно-тренировочных занятий с учетом возрастных особенностей детей, вне всяких сомнений, является актуальной. Без квалифицированных выпускников спортивных школ и клубов, ни один вид спорта не имеет будущего.
Цель исследования. Разработка и экспериментальная проверка методики физической подготовки, направленной на интенсивное развитие скоростно-силовых качеств футболистов старшего школьного возраста 16 - 17 лет в учебно-тренировочном процессе.
Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс футболистов старшего школьного возраста (16-17 лет).
Предмет исследования. Методы и средства воспитания скоростно-силовых качеств у футболистов старшего школьного возраста на этапе спортивного совершенствования в годичном цикле учебно-тренировочного процесса.
Гипотеза исследования. В качестве рабочей гипотезы выдвигалось предположение о том, что у футболистов старшего школьного возраста должно происходить усиление компонентов скоростно-силовой тренировки, которые обеспечивают целостные двигательные действия в футболе.
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические и методические аспекты занятий футболом с детьми старшего школьного возраста……………………………………..
5
1.1. Возрастные особенности развития организма детей старшего школьного возраста …………………………………………………………
5
1.2. Учет возрастных особенностей детей старшего школьного возраста в системе спортивной тренировки футболистов ………………………….
7
1.3. Анализ методических подходов к физической подготовке юных
спортсменов ………………………………………………………………… 15
1.3.1. Задачи и особенности физической подготовки юношей старшего школьного возраста……………………………………………………… 15
1.3.2. Методические подходы к воспитанию различных двигательных
качеств у юных спортсменов……………………………………………….
18
1.3.2.1. Воспитание быстроты……………………………………………...
1.3.2.2. Воспитание мышечной силы
1.3.2.3. Воспитание скоростно-силовых качеств
1.3.2.4. Воспитание ловкости
1.3.2.5. Воспитание гибкости
1.3.2.6. Воспитание выносливости
1.4. Вопросы построения учебно-тренировочного процесса юных футболистов в аспекте взаимосвязи физической и технической подготовки
1.4.1. Взаимосвязь физической и технической подготовки юных футболистов
1.4.2. Основные этапы и задачи при становлении технического мастерства юных футболистов
1.4.3. Принципы последовательности и параллельности при совершенствовании техники владения мячом и развитии двигательных качеств юных футболистов
Глава II. Задачи, методы и организация исследования …………… 23
2.1. Задачи исследования ………………………………………….. 23
2.2. Методы исследования ………………………………………………… 23
2.3. Организация исследования …………………………………………… 27
Глава III. Педагогический эксперимент …………………………………. 29
3.1. Содержание экспериментальной программы……………………….. 29
Выводы………………...…………………………………………………… 33
Литература ………………………………………………………………… 36
Приложения ……………………………………………………………….. 41
Выпускная квалификационная работа.
Тема: ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ФУТБОЛИСТОВ 16 – 17 ЛЕТ
Дисциплина: Физическая культура
Дата изготовления: май 2019 года.
Учебное заведение: Брянский Государственный университет
Защита: отлично
Уникальность работы по Antiplagiat.ru на 20.01.2020 г. составила 60%.
Алферова, Т.В. Возрастные особенности локальной мышечной деятельности у спортсменов [Текст]. - Омск, 1986. - 186 С.
Алябин, В.Г Многолетняя тренировка юных спортсменов /В.Г. Алябин, А.В. Алябин, В.П. Бизин. - Харьков: Основа, 2008. - 245с.
Бальсевич В.К., Спортивный вектор физического воспитания в российской школе: монография /В.К. Бальсевич. М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2011. - 112 с.
Варюшин, В.В. Комплексная оценка выносливости футболистов 16-18 лет [Текст] / Теория и практика футбола. - 1999. - № 3. - С. 21-22.
Верхошанскнй, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 332 с.
Верхошанскнй, Ю.В. Программирование и оптимизация тренировочного процесса [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 207 с.
Витковски З. Координационные способности юных футболистов: диагностика, структура, онтогенез: дисс….канд. пед. наук. М., 2003. 232 с.
Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
Волков, В.М. Возраст и становление мастерства [Текст]. – Смоленск, 1974. – 233 с.
Волков, В.М. Физические возможности детей и подростки [Текст]. – Киев: Здоровья, 1981. – 117 с.
Гандельсман, А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста (медико-биологические основы) [Текст]. - Изд. 2-е. - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 255 с.
Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок [Текст].-М.: Физкультура и спорт, 1980. - 135 с.
Голомазов С.В., Чирва Б.Г.Теория и методика футбола. Том 1. Техника игры. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 472 с.
Голомазов, С. Направления контроля в футболе // Теория и практика футбола [Текст] - 2000. - № 1.-С. 7-9.
Голомазов, С. Опыт подготовки команды футболистов 16-17 лет [Текст] // Теория и практика футбола. - 2001. - № 4. - С. 6-9.
Голомазов, С. Оценка факторов, лимитирующих проявление футболистами техники владения мячом [Текст] // Теория и практика футбола - 2000. - № 2. - С. 9-13.
Голомазов, С. Техническая подготовка футболистов / С. Голомазов, Б. Чирва // Теория и практика футбола: научно-методический журнал. – М., 2009. – С.18-22
Голомазов, С. Учет игровых режимов работы футболистов при построении тренировочных занятий [Текст] // Теория и практика футбола.-2000.1.-С. 27-30.
Голомазов, С.В. Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства [Текст]. - М.: СпортАкадемПресс, 2000. - 80 с.
Голомазов, С.В. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 100 с.
Губа В.П. Методология подготовки юных футболистов / В.П. Губа, A. А. Стула. – М.: Человек, 2015. – 236 с.
Губа В.П. Организация учебно-тренировочного процесса футболистов различного возраста и подготовленности: учебное пособие / В.П. Губа., А.В. Лексаков – М.: Советский спорт, 2012. – 176 с.
Драндров, Г.Л. Индивидуальность в динамике развития двигательных способностей у юных футболистов / В.А. Сальников // Теория и практика ФК, №5, 2006.- С.30-31.
Дубровский, В.И. Спортивная физиология: учебник для вузов /В.И. Дубровский. – М.: Владос, 2009. - 462с.
Дьячков, В.М. Физическая подготовка спортсмена [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 1961. - 40 с.
Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 200 с.
Золотарев, А.П. Методика совершенствования и контроля координационных способностей юных футболистов в условиях скоростных передвижений: учебно-методическое пособие /А.П. Золотарев.- Краснодар, 2011.- 42с.
Золотарев, А.П. Подготовка спортивного резерва в футболе: учебно- методическое пособие /А.П. Золотарев. 2-е изд.,стер.– Краснодар, 2007.- 77с.
Золотарев, А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе /А.П. Золотарев // Теория и практика физической культуры, №3, 2009. – С. 20-22.
Золотарев, А.П. Футбол. Методологические основы подготовки спортивного резерва /А.П.Золотарев, A. В. Лексаков, С.А. Российский. – М.: Физическая культура, 2009. – 156 с.
Искусство подготовки высококлассных футболистов [Текст]: Науч. – методич. Пособие / Под ред. проф. Н. М. Люкшинова. 2 – е изд., испр., доп. – М.: Советский спорт, ТВТ Дивизион, 2006. – 432 с.
Кураш В.П. Формирование у школьников техники игры в футбол на основе развития целевой точности движений: дисс…. канд. пед. наук. М., 2006. 131 с.
Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М., 2000.
Лях В.И. Программы СДЮСШОР по футболу. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М..: Просвещение, 2005.
Марченко, В.Ф. Средства управления игровой деятельностью футболистов: метод. реком. /В.Ф. Марченко. – Екатеринбург, 2007. – 48 с.
Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физической культуры [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физйческой культуры [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
Монаков, Г. В. Подготовка футболистов. Теория и практика / Г.В.Монаков. - М.: Советский спорт, 2007. - 288 с.
Мякинченко, Е.Б. Локальная выносливость в беге [Текст]. - М.: Физкультура, образование и наука, 1997. - 312 с.
Набатникова, М.Я. Основы подготовки юных спортсменов [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.
Нурмякиви, А. Локальная мышечная выносливость и возможность ее определения [Текст] // Легкая атлетика. -.1990. — № 7. - С. 26-27.
Программы для внешкольных учреждений. Министерство просвещения РФ. Спортивные кружки и секции. – М.: Просвещение, 2006.
Ривера, Э. М. Структура физической и технической подготовки юных футболистов на этапе углубленной специализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук /Э.М. Ривера. - М., 2015. - 20с.
Сахновский, К.П. Подготовка спортивного резерва [Текст]. – К.: Здоровья, 1990. – 152 с.
Скрябин С.П., Охлопков П.П. Характеристика мини-футбола как вида спорта и средства физического воспитания [Текст]//О некоторых вопросах и проблемах педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, 2015. – с. 84-86.
Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]. – м.: Олимпия Прем, 2005. – 528 с.
Соломонко, В В. Футбол [Текст] / Соломонко В В., Лисенчук ГА. - К.: Олимпийская литература, 1997. - 280 с.
Спортивная физиология: Учебник для институтов физической культуры [Текст] / Под ред. Я.М. Коца. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 240 с.
Спортивные игры: правила, тактика, техника [Текст]. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2004. – 448 с.
Спортивные игры: Техника, тактика обучения [Текст] / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 520 с.
Стула А., Губа В., Скрипко А. Тестирование и контроль подготовленности футболистов – М.: Спорт, 2016.
Теория и методика физической культуры: Учебно-методическое пособие / Короткова Е.А., Завьялова Т.П., Архипова Л.А., Хромин Е.В. – Тюмень, 2014
Тюленьков, С. Ю. Теоретико-методические аспекты управления подготовкой высококвалифицированных футболистов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук /С.Ю. Тюленьков. - М., 2006. - 54 с.
Тюленьков, С.Ю. Теоретико-методические аспекты управления подготовкой футболистов [Текст]. – М.: МГИУ, 1997.- 116 с.
Федоров А. Д., Тюленьков Ю. Научно-методические основы подготовки футболистов в залах: Метод, пособие для тренеров. - М., 1995. -107 с.
Филин, В.П., Основы юношеского спорта [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 255 с.
Фомин, Н.А. Возрастные основы физического воспитания [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 173 с.
Функциональная подготовленность футболистов и методы ее повышения [Текст]. - Волгоград: ВГАФК, 1999. - 100 с.
Футбол. Проблемы повышения индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов / сост. А.В. Петухов – М.: Советский спорт, 2006. – 237 с.
Футбол: Программа и методические рекомендации для ДЮСШ / Сост.М.С. Полишкис, В.А. Выжгин, С.Н. Хомутский и др. – М., 2007– 138с.
Футбол: Учебник для институтов физической культуры [Текст] /Под ред М.С. Полишкиса и В.А. Выжгина. – М.: Физкультура, образование и наука, 199. – 253 с.
Футбол: Учебник для ин-тов физ. культ. /Под ред. Ю.М. Портнова. Изд. 3-е, перераб.- М.: ФиС, 1988.-224с.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.
Чирва Б.Г. Построение технической подготовки юных футболистов с учетом сенситивных периодов становления технического мастерства // Теория и практика физической культуры. 2007. № 4. С. 16-17.
Чирва, Б. Варианты тактических атакующих действий при выполнении штрафных и свободных ударов в зоне атаки с фланга / Б. Чирва //Теория и практика футбола. – 2002. – № 2. – С. 2-7.