Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.
Поэтому в этом возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.
Но воспитание координационных способностей не сводится ни к одной из сторон конкретной подготовке, а составляет как бы одну из инертных сторон.
Ведущую роль при физической трактовке координационных способностей отводят к координационным функциям центральной нервной системы. Возможность качественно координировать движения.
Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и так далее). От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со сложным составом двигательных действий.
Актуальность. Координационное совершенствование направлено также на подготовку молодежи к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни.
Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида:
- быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;
- точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;
- дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения;
- приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи;
- прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени;
- ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способности.
Гипотеза исследования: предполагалось, что воспитание координационных способностей у детей 7-9 лет в секции спортивной акробатики, будет проходить более эффективно, если в тренировочный процесс внедрить разработанный комплекс упражнений.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс, направленный на воспитание координационных способностей детей 7-9 лет в секции спортивной акробатики.
Предмет исследования: разработанный комплекс упражнений, направленный на воспитания координационных способностей у детей 7-9 лет в секции по спортивной акробатике.
Цель работы: Воспитания координационных способностей у детей 7-9 лет занимающихся спортивной акробатикой.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать комплекс упражнений, направленный на теоретические основы воспитания координационных способностей у детей 7-9 лет занимающихся спортивной акробатикой
3. Экспериментально доказать эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на теоретические основы воспитания координационных способностей у детей 7-9 лет занимающихся спортивной акробатикой
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 6
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей 7-9 лет 6
1.2 Понятие и виды воспитания координационных способностей у акробатов 7-9 лет 12
1.3 Средства специальной координационной подготовки у детей акробатов 7-9 лет 17
1.4 Особенности воспитания координационных способностей у детей 7-9 лет занимающихся спортивной акробатикой 25
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 30
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Методы исследования 33
2.2. Организация исследования 35
3.1. Комплекс упражнений, направленный на теоретические основы воспитания координационных способностей у детей 7-9 лет занимающихся спортивной акробатикой. 37
3.2. Результаты исследования 39
3.3. Обсуждение результатов исследования 43
ВЫВОДЫ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
у детей акробатов в возрасте 7-9 лет был составлен и внедрен комплекс упражнений, который направлен на воспитание координационных способностей. Он был опробован на экспериментальной группе, и результаты тестирования показали результативность комплекса по сравнению с контрольной группой. Можно сделать вывод, что разработанный комплекс упражнений эффективен для воспитания координационных способностей у детей 7-9 лет занимающихся спортивной акробатикой.
Таким образом, достаточное и правильно организованное физическое воспитание координационных способностей становится действенным средством сохранения и укрепления здоровья, улучшения физического и функционального развития детей.
1. Артемьев, В. П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества[Текст]/ В. П. Артемьев : учебное пособие - Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2004. - 284 с.
2. Ашмарин,Б.А. Теория и методика физического воспитания : учебник для факультетов физической культуры [Текст]/под ред. Б.А. Ашмарина.- Москва : Просвещение, 1990.- 287с.: ил.
3. Бальсевич, В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека[Текст]/ В. К. Бальсевич. - Москва : Советский спорт, 2009. - 220 с. : ил.
4. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии[Текст]/ Н. А. Бернштейн. - Москва : Физкультура и спорт, 1991. - 288с.
5. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность [Текст]/ Н.А.Бернштейн.- Москва : Наука, 1990.-495с.
6. Ботяев, В.Л. Теоретическое обоснование и отбор тестов для оценки способностей спортсменов, специализирующихся в сложнокоординационных видах спорта [Текст]/ В.Л. Ботяев// Теория и практика физической культуры. - 2012. № 4. - С.86-89.
7. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания : учебник для студентов вузов[Текст] / А.А. Васильков. - Ростов- на-Дону, 2008.- 381с.
8. Вандышев,В.И. Развитие координационных способностей на спортивно-оздоровительном этапе у юных самбистов на основе специализированных игровых заданий [Текст]/И. В. Вандышев //Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 1 -С.44-46
9. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте[Текст]/ Ю.В. Верхошанский. - Москва: Физкультура и спорт, 2000. - 379с.
10. Волков, В. М. Тренеру о подростке [Текст]/ В. М. Волков. - Москва : «Физкультура и спорт». 1973.- 75с.
11. Волков, И.П. Основы теории и методики спортивной тренировки: пособие для высших и средних учебных заведений физической культуры[Текст]/ И.П. Волков.- Минск : Тесей, 2011.- 168с.
12. Волков, В. М. Тренеру о подростке / В.М. Волков. - 2-е изд., доп. - Москва: Физкультура и спорт, 2002. - 483с.
13. Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры[Текст]/ И.В. Еркомайшвили. - Екатеринбург. 2004.-192с.
14. Железняк, Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие для студентов высших педагогических учебныхзаведений [Текст]/ Ю.Д.Железняк, П. К.Петров. - Москва : Издательский центр «Академия», 2002.- 264с.
15. Жуков, М. Н. Подвижные игры [Текст]/ Н.М.Жуков. - Москва : Академия, 2002.-159с. с ил.
16. Ильин, Е. П. Координационные способности: определение понятия, классификации форм проявления [Текст]/ Е. П. Ильин [и др.]//Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта.- Санкт-Петербург, 2008. - Вып. 1 (35) - с. 35-38.
17. Корнеберг, В.Б. Основы спортивной кинезиологии : учебное пособие [Текст]/В.Б. Корнеберг.- Москва : Советский спорт, 2005.- 232с.
18. Кофман, П.К. Настольная книга учителя физической культуры[Текст]/ П.К. Кофман. - Москва : Физкультура и спорт, 2008. - 146с.
19. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры : учебник/ - Ю.Ф. Курамшин. - 2-е изд., испр. - Москва : Советский спорт, 2004 - 464с.
20. Ломейко, В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1-10 классах[Текст] / В.Ф. Ломейко.- Минск :Нар.асвета, 1980.-128с.
21. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие [Текст]/ И.В. Лях.- Москва : ТВТ Дивизион, 2006. - 290с.
22. Лях, В. И. Координационные способности школьников. Основы тестирования и методики развития [Текст]/ В. И. Лях // Физическая культура в школе. - 2000. - № 4. - С. 6-13.
23. Лях, В.И. Координационные способности школьников. Основы тестирования и методики развития [Текст]// Физ. культура в школе.- 2000.- №5.- С.3-10.
24. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников [Текст]/ В. И. Лях.- Москва : Физкультура и спорт, 2008. - 204с.
25. Лях, В.И. Специальные подготовительные упражнения в системе обучения юных дзюдоистов базовой технике [Текст]/ И. В. Лях // Вестник спортивной науки. - 2012. - № 4. -С.23-26
26. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры / А.М. Максименко.- Москва : Физкультура и спорт, 2002. -165с.
27. Матвеев, В. П. Многоборная направленность физической подготовки дзюдоистов в 10-11 лет [Текст]/ В. П. Матвеев, И. А. Солянова// Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 3. - С. 13-17.
28. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов[Текст]/ Л.П.Матвеев. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 320с.
29. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры[Текст]/ Л.П. Матвеев. - Москва : Физкультура и спорт, 1991. - 531с.
30. Мейксон, Г.Б. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов[Текст]/ Г. Б. Мейксон. - Москва : Физкультура и спорт, 2007. - 235с.
31. Мотылянская, Р.Е. Роль медико-биологических исследований при управлении тренировочным процессом юных спортсменов [Текст]/ Р. Е. Мотылянская// Теория и практика физической культуры.- 2008. - № 6. - С. 29-31.
32. Назаренко, Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков[Текст]/ Л.Д. Назаренко.- Москва:Теория и практика физической культуры, 2001.-332с.
33. Назаренко, Л.Д. Физиология физического воспитания и спорта: учебно-методическое пособие[Текст]/ Л.Д. Назаренко. -Ульяновск, 2000.-144с.
34. Назаренко, Л.Д. Стимулируемое развитие базовых двигательных координаций у школьников разного возраста [Текст]/ Л.Д. Назаренко.- Москва: 2003.-401с.
35. Новикова, А.Д. Теория и методика физического воспитания : в 2 т.[Текст] / под общ.ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - Москва: Физкультура и спорт, 1976. Т. 1. 304с. Т. 2. 256с.
36. Скрипец, Э.Б. Развитие координации у пловцов / Э.Б. Скрипец // Физическая культура. Всё для учителя (пилотный выпуск). – 2016. – № 1. – С. 25–27.
37. Стрельникова, И.В. Развитие координационных способностей у старших школьников / И.В. Стрельникова // Физическая культура в школе. – 2014. – №5. – С. 11–14.
38. Таран, И.И. Координационная подготовка спортсмена: учебнометодическое пособие / И.И. Таран, Д.И.Внебрачный. – Великие Луки: Издательство СибГУФК, 2017. – 107 с.
39. Угарова, О.В. Значение координаций для детей 5-6 лет на занятиях в спортивных школах / О.В. Угарова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2017. – №7. – С. 248–250.
40. Федотова, Н.Н. Программа здоровье сберегающей направленности: Подвижные игры / Н.Н. Федотова, Л.А. Курганова // Начальная школа. 2019. – №10. – С. 17–23. 43