Введение
С начала 2011-2012 учебного года приказом президента РФ и приказом Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. №889 в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений был введён обязательный третий урок физической культуры в неделю.
В связи с этим, предлагалось множества вариантов для проведения третьего урока физической культуры: фитнес, бадминтон, аэробика и многие другие виды спорта. Аэробика представляет собой гимнастику, состоящую из аэробных упражнений, выполняемых под музыку, которая помогает следить за ритмом выполнения упражнений.
Возрастной период девушек 11 класса является сенситивным для развития силы и выносливости. Именно развитию этого физического качества следует уделить внимание на уроках физкультуры, так как девушки, учащиеся в 11 классе могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например, настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления.
Из этого следует актуальность нашего исследования, связанная с внедрением занятий аэробикой в рамки третьего часа урока физической культуры, чтобы поспособствовать развитию выносливости девушек 11 класса.
Вопросами внедрения аэробики в систему физического воспитания учащихся занимались такие авторы как: Кудра Т.А., Кеннет Купер, Лисицкая Т.С. и другие.
Анализируя материалы научно-методической литературы мы не нашли полного освещения вопросов использования элементов аэробики для развития выносливости у девушек 11 класса на уроках физической культуры в рамках 3 часа. Возникает проблема: какие элементы аэробики использовать для развития выносливости девушек 11 класса на уроках физической культуры в рамках третьего часа.
Объект исследования: процесс развития выносливости у девушек 11 класса на уроках физической культуры в рамках третьего часа.
Предмет исследования: элементы аэробики как средство развития выносливости у девушек старшего школьного возраста на уроках физической культуры в рамках третьего часа.
Цель исследования: изучение элементов аэробики как средства развития выносливости у девушек 11 класса на уроках физической культуры в рамках третьего класса.
Задачи исследования:
1. Изучить анатомо-физиологические особенности девушек 11 класса;
2. Дать понятие «выносливость»;
3. Раскрыть сущность понятия аэробика и её средства;
4. Рассмотреть средства аэробики, влияющие на развитие выносливости девушек 11 класса;
5. Разработать комплексы аэробики для развития выносливости у девушек 11 класса и апробировать их в рамках опытно-практической работы.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, описание и обобщение, беседа, апробирование, тестирование.
Теоретической основой нашего исследования являются авторские идеи:
1. Баёва Н.А. о психологических и физиологических особенностях девушек старшего школьного возраста;
2. Матвеев Л.П. об особенностях организации занятий физической культурой с девушками старшего школьного возраста;
3. Курамшин Ю.Ф. о физическом качестве «выносливость»;
4. Кудра Т.А. о сущности и понятии «Аэробика».
Новизна опытно-практического исследования заключается в подборе элементов аэробики для развития выносливости у девушек 11 класса на уроках физической культуры в рамках третьего часа, создание технологических карт для данных занятий.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей физической культуры средних классов, студентами-практикантами, тренерами спортивных секций.
Глава I. Теоретические основы развития выносливости девушек 11 класса посредством элементов аэробики на уроках физической культуры в рамках третьего часа
1.1. Анатомо-физиологические особенности девушек 11 класса
Развитие ребёнка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменениями личности ребёнка. 11 класс охватывает девушек с 16 до 17 лет.
Возраст 11 класса характеризуется продолжением процесса роста и развития, выражающегося в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. У девушек эти изменения включают в себя активный рост, развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков. Чётко проявляются половые и индивидуальные различия в функциях организма и его строении. Изменения, происходящие с телом, влекут за собой другие серьёзные изменения.
Девушки одновременно могут испытывать интерес, восхищение и тревогу по поводу изменений своего тела. Происходит регулярное сравнение своего тела с культурным эталоном, с чем тесно связано множество переживаний.
Рост тела в длину замедляется, как и увеличение его размеров в ширину. В 16-17 лет у девушек рост скелета останавливается. Между юношами и девушками различия в формах и размерах тела достигают своего максимума.
Согласно научным работам Н.А. Баёвой девушки отстают от юношей в росте и массе тела. Интенсивно развивается грудная клетка, скелет способен выдерживать значительные нагрузки. По своим биомеханическим и биохимическим параметрам мышечные волокна мало отличаются от мышц взрослого человека. Наличие жировых прослоек в мышцах девушек обуславливает большее в сравнении с юношами содержание жировой ткани в общей массе тела.
Такое соотношение жировой ткани снижает у девушек уровень относительной силы, однако девушки превосходят юношей в точности и координации движений [2].
Возможности дыхательной системы даже в данном возрасте всё ещё ниже, чем у взрослого организма. В этом возрасте реакция дыхания на нагрузки ещё менее экономичны, недостаточна выносливость дыхательных мышц. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши.
По таким показателям как ЧСС, объем сердца, систолический и минутный объем крови, ЖЕЛ, максимальная вентиляция легких, резерв дыхания, МПК (максимальное потребление кислорода) и кислородный пульс, девушки 17 лет практически не уступают взрослым. Несколько снижены у них показатели кислородной емкости крови.
Пищеварительная система органов работает активно. Пищеварительные соки выделяются практически в таком же объёме, что и у взрослого организма. Перистальтическая функция развита отлично, однако типичными для данного возраста являются заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, дуодениты, язвенная болезнь.
Хорошо развита иммунная система, организм отличается высокой сопротивляемостью инфекционным и другим заболеваниям. Во время физических нагрузок у девушек 11 класса в системе крови часто возникает миогенный лейкоцитоз. Большие физические нагрузки вызывают неадекватные реакции крови.
Формирование этих морфофункциональных структур расширяет адаптивные возможности девушек не только к работе умеренной и большой интенсивности, но и к нагрузке субмаксимальной мощности с образованием значительного кислородного долга.
У этой возрастной группы продолжается процесс совершенствования аналитическо-синтетической деятельности коры, однако процессы возбуждения еще доминируют над торможением; заканчивается формирование механизмов кардиореспираторной системы.
Для практики физического воспитания и массовых форм физической культуры важен учет и половых различий. У девушек в сравнении с юношами снижены показатели легочной вентиляции и экономичности кислородных режимов.
У них отмечается увеличение жировой ткани, что приводит к снижению относительных значений МПК. Окончание процесса формирования основных органов и систем предопределяет и темпы развития физических способностей.
В 16-17 лет у девушек заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. Они становятся склонны к самоанализу и самокритике. Общение старшеклассниц становится более избирательным. Для данного возраста характерны конфликты, диссонансы и психические нарушения. Наиболее значительным психическими отклонениями в этом возрасте являются тревога и депрессия. Старший школьный возраст, так же как и подростковый, является наиболее опасным для возникновения различных заболеваний.
Юность – важный период в развитии человека. В этот период происходит переход человека во взрослую жизнь, согласно работам Ж.К. Холодова.
У девушек, учащихся в 11 классе, повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом.
Девушки 11 класса могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления [24].
Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании. Тем не менее, в этот возрастной период сохраняются еще не малые резервы для улучшения двигательных способностей, особенно если это делать систематически и направленно.
В 11 классе девушки занимаются отдельно от юношей, так как функциональные возможности для осуществления интенсивной и длительной работы у девушек ниже, чем у юношей.
Таким образом, стандарты физического развития девушек 11 класса практически не отличаются от стандартов физического развития взрослого человека. Девушки 16-17 лет обладают значительно меньшим приростом мышечной массы. Тем не менее, в этот возрастной период сохраняются ещё не малые резервы для улучшения двигательных способностей, например выносливости, особенно если это делать систематически и направленно.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы развития выносливости девушек 11 класса посредством элементов аэробики на уроках физической культуры в рамках третьего часа………………………………………………………………6
1.1. Анатомо-физиологические особенности девушек 11 класса………….6
1.2. Сущность понятия «выносливость»………...………...………………...9
1.3. Аэробика как фитнес направление………………………………….…12
1.4. Развитие выносливости у девушек средствами аэробики в рамках третьего часа урока физкультуры по разделу «Гимнастика»……………………16
Глава II. Содержание опытно-практического исследования по использованию элементов аэробики для развития выносливости у девушек 11 класса на уроках физической культуры в рамках третьего часа ………21
2.1. Организация опытно-практического исследования…………………..21
2.2. Содержание опытно-практического исследования …………………..24
2.3. Результаты опытно-практического исследования………………….…30
Заключение………………………………………………………………………...33
Библиографический список……………………….…………………………….35
Приложения………………………………………………………………………..38
Библиографический список
1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий :учеб. пособ. для студ. вузов физ. культ. / [Е.Б. Мякиниченко, М.П. Шестакова] / под ред. Е. Б. Мякиниченко. – Москва : Физкультура и спорт, 2002. – 123с. - Текст : непосредственный
2. Баёва Н.А. Анатомия и физиология детей школьного возраста : учебн. пособ. / Н.А. Баёва, О.В. Погадаева. – Омск : СибГУФК, 2003. – 56с. – Текст : непосредственный.
3. Виру А. А. Аэробные упражнения : учеб. пособ / А.А. Виру, Т.А. Юримаэ, Т.А. Смирнова – Москва : Физкультура и спорт, 1988. – 183с. - Текст : непосредственный
4. Гогунов Е. Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – Москва : Академия, 2003. – 288с. - Текст : непосредственный.
5. Ишанова О.В. Оптимизация нагрузки при оздоровительных занятиях аэробикой / О.В. Ишанова // Теория и практика физической культуры. – 2007. -№8.-С.69-70. - Текст : непосредственный
6. Кадырова Р. А. Третий час физкультуры в школе // Инфоурок : [сайт] / [Воробей А. С.] – [Б. м.], 2016. – URL : https://infourok.ru/tretiy-chas-fizkulturi-v-shkole-3193911.html (Дата обращения: 27.11.2020) - Текст : электронный
7. Караулова Л. К. Физиология физического воспитания и спорта : учебник для студ. учрежд. высш. проф. образ. в направл. физ. культ. / Л. К. Караулова. – Москва : Академия, 2012. – 296с. - Текст : непосредственный.
8. Кириченко С.Н. Оздоровительная аэробика. 10-11 классы : программа, планирование, разработка занятий : учеб. пособ. /С.Н. Кириченко. – 2-е изд., стер. - Волгоград : Учитель, 2014. – 95с. - Текст : непосредственный
9. Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий : учеб.-мет. пособ. /Е.С. Крючек. – Москва : Терра-спорт, 2001. – 64 с. - Текст : непосредственный
10. Кудра Т.А. Аэробика и здоровый образ жизни : учеб. пособ./Т.А. Кудра. – Владивосток: Физкультура и спорт, 2001. – 119с. - Текст : непосредственный
11. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия : учеб. пособ./К. Купер, С.Б. Шенкман – 2-е изд., перераб. – Москва : Физкультура и спорт, 1989. - 224с. - Текст : непосредственный
12. Купер К. Новая аэробика : учеб. пособ./К. Купер. – Москва : Физкультура и спорт, 1979. - 245с. - Текст : непосредственный
13. Лисицкая Т.С. Аэробика на все вкусы : учеб. пособ./ Т.С. Лисицкая. - Москва : Просвещение, 1994. – 333с. - Текст : непосредственный
14. Лукьяненко В. П. Физическая культура : основы знаний : учебн. пособие / В. П. Лукьяненко. – Ставрополь : Издательство Ставропольского государственного университета, 2001. – 224с. - Текст : непосредственный
15. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник для инст. физ. культ. / Л. П. Матвеев. – Москва : Физкультура и спорт, 1991. – 543с. - Текст : непосредственный
16. Наглядная физиология С. Зильбернагль, А. Деспопулос / пер. с англ. — 2-е изд., исправ. и дополн. - Москва : Лаборатория знаний, 2019. — 424с.
17. Настольная книга учителя физической культуры : справочник / [Г. И. Погадаев] / под ред. Л. Б. Кофмана. – Москва : Физкультура и спорт, 1998. – 495с. - Текст : непосредственный
18. Сапин М. Р. Анатомия человека : учеб. для студ. высш. учеб. заведений : в 2 кн. Кн. 1 Анатомия человека / М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк, В.М. Николенко. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 528с. - Текст : непосредственный
19. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : ученик / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – 8-е изд. – Москва : Спорт, 2017. – 620с. - Текст : непосредственный
20. Теория и методика физической культуры : учебник / [Ю.Ф. Курамшин, В.И. Григорьев, Н.Е. Латышева и др.] / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – 4-е изд., стереотип. - Москва : Советский спорт, 2010. – 464с. - Текст : непосредственный
21. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 8-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2019. – 61с. - Текст : непосредственный
22. Физиология человека. В 2-х томах. Том 1 Физиология человека / под ред. Покровского В. М., Коротько Г. Ф. – 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Медицина, 2003. – 656с. - Текст : непосредственный
23. Фомин Н. А. Возрастные основы физического воспитания : книга для препод. физ. восп., трен., науч. раб., врачей и психологов спорта / Н. А. Фомин, В. П. Филин. – Москва : Физкультура и спорт, 1972. – 176с. - Текст : непосредственный
24. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2004. – 480с. - Текст : непосредственный
25. Шенфилд Б. Фитнес для красивого тела : учеб. пособ./ Б. Шенфилд. – Москва : Эксмо-Пресс, 2002. - 355с. - Текст : непосредственный
26. Шипилина И.А. Аэробика : учеб. пособ./ И.А. Шипилина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 224с. - Текст : непосредственный