Введение
Актуальность темы исследования связана с требованиями к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по учебному предмету «Физическая культура». Учащиеся 4 класса должны овладеть жизненно важными навыками гимнастики, что требует достаточного уровня развития координации движений.
Учащиеся 9-10 лет только начинают овладевать основными двигательными действиями на уроках физической культуры в школе. Низкий уровень координации может привести к травмам на занятиях, поэтому следует своевременно и планомерно развивать данное физическое качество, чтобы способствовать дальнейшему успешному прохождению школьной программы по предмету «Физическая культура».
Координационные способности — это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.
Ритмическая гимнастика, или ритмика – это система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом. Метод заключается в развитии чувства ритма, времени – координации движений.
Использование ритмической гимнастики на уроках физической культуры с учащимися 4 класса поможет не только развить координационные способности школьников, но и пробудить интерес к урокам физкультуры.
Проблема исследования: каким образом использовать элементы ритмической гимнастики для развития координационных способностей учащихся 4 класса на уроках физической культуры по разделу «Гимнастика»?
Объект исследования: процесс развития координационных способностей учащихся 4 класса на уроках физической культуры по разделу «Гимнастика».
Предмет исследования: использование элементов ритмической гимнастики для развития координационных способностей учащихся 4 класса на уроках физической культуры по разделу «Гимнастика».
Цель исследования: теоретическое обоснование и определение возможностей использования элементов ритмической гимнастики для развития координационных способностей учащихся 4 класса на уроках физической культуры по разделу «Гимнастика».
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать анатомо-физиологические особенности развития учащихся 4 класса;
2) Охарактеризовать сущность понятия «координационные способности» в физическом воспитании;
3) Раскрыть принципы организации уроков физической культуры по разделу «Гимнастика» в 4 классе;
4) Рассмотреть характеристику использования элементов ритмической гимнастики для развития координационных способностей учащихся 4 класса на уроках физической культуры по разделу «Гимнастика»;
5) Апробировать подобранные элементы ритмической гимнастики для развития координационных способностей учащихся 4 класса на уроках физической культуры по разделу «Гимнастика» и проверить их результативность.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- тестирование;
- сравнительный анализ.
Теоретической основой нашего исследования явились труды следующих авторов:
1. Фомин Н.А. об анатомо-физиологические особенности 4 класса;
2.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. о сущности понятия «координационные способности» в физическом воспитании;
3.В.М. Смолевский о принципах организации урока гимнастики в 4 классе;
4. Кузьменко М.В. о характеристике использования ритмической гимнастики для развития координационных способностей учащихся 4 класса.
Новизна исследования заключается в апробации подобранных элементов ритмической гимнастики для развития координационных способностей учащихся 4 класса на уроках физической культуры по разделу «Гимнастика».
Практическая значимость опытно–практической работы заключается в возможности использования результатов исследования учителями физической культуры и тренерами–преподавателями при работе с учащимися младшего школьного возраста на уроках физической культуры или в процессе внеурочной деятельности по гимнастике.
1.2. Сущность понятия «координационные способности» в физическом воспитании
Координационные способности – это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.
Координация движений – процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи, определение Матвеева А.П. [15].
Координированность – есть результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности.
Главной трудностью управления двигательного аппарата является преодоление избыточных степеней свободы. Как нам стало известно из научных трудов Ю.Ф. Курамшина, по подсчёту О. Фишера, с учётом возможных перемещений между туловищем, головой и свободными конечностями в человеческом теле находится не менее 107 возможных направлений движений. Из этого следует, что основная задача, которую решает человек при координации движений – исключение избыточных степеней свободы [21].
Основными трудностями при управлении опорно-двигательным аппаратом являются:
1) Необходимость распределения внимания между движениями во многих суставах и звеньях тела, необходимость правильно согласовывать все их между собой;
2) Преодоление большого количества степеней свободы, которые характерны для человеческого тела;
3) Упругая податливость мышц.
Согласно работам Ж.К. Холодова и В.С. Кузнецова принято выделять три вида координации при выполнении двигательного действия: нервную, мышечную и двигательную.
Нервная координация – согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечные напряжения. Это согласованное сочетание нервных процессов, которые приводят в конкретные условия (внешние и внутренние) для решения двигательной задачи.
Мышечная координация – согласование напряжения мышц, которые передают команды управления звеньям тела от нервной системы и других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хоть и управляется ею[25].
Двигательная координация –согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. И она неоднозначна мышечной координации, хотя и определяются ею.
При одной и той же задаче, и вместе с тем разных внешних условиях, разном состоянии человека сочетание движений обязательно изменится для успешного решения задачи.
Когда речь идет о двигательной координации, в трудах Полуниной Т.И., наряду с указанными выше видами координации следует различать и такие разновидности, как сенсорно-моторная и моторно-вегетативная, от которых зависит качество выполнения задачи. Первая связана с согласованием деятельности опорно-двигательного аппарата и собственно сенсорных систем (анализаторов) — зрительной, слуховой, вестибулярной, двигательной по восприятию, об¬работке (анализу и синтезу) и передаче афферентной информации при регуляции движений и позы тела. К ним, в частности, относятся зритель¬но-двигательные координации, вестибуломоторные и др.[19].
Значение органов чувств человека огромно. Посредством этих органов мы познаем не только состояние окружающей нас внешней среды и про-исходящие в ней перемены, но и некоторые процессы, совершающиеся в нашем теле. Сенсорно-моторный тип координации требует быстрого и тонкого анализа внешних сигналов — зрительных, слуховых, тактильных и их сопоставления с внутренними сигналами — проприорецептивными и вестибулярными[21].
Природной базой координационных способностей, отмечает Максименко А.М., являются задатки, под которыми понимают врожденные и наследственные анатомо-физиологические специфики организма. К ним причисляют особенности нервной системы (силу, подвижность, уравновешенность нервных процессов), субъективные варианты строения коры головного мозга, степень зрелости ее отдельных областей и других отделов центральной нервной системы, уровень формирования отдельных анализаторов (сенсорных систем), особенности строения и функционирования нервно-мышечного аппарата, свойства продуктивности психических процессов (ощущения, восприятие, память, представления, внимание, мышление), темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.[14].
Координационные способности характеризуют индивидуальную пред-расположенность к тому или иному виду деятельности, которая выявляет¬ся и совершенствуется в процессе овладения определенными умениями и навыками. Из сказанного следует, что координационные способности и двигательные навыки тесно связаны между собой, хотя это и разные поня¬тия. С одной стороны, координационные способности обусловливаются двигательными умениями и навыками, проявляются в процессе их овладения, а с другой — позволяют легко, быстро и прочно овладеть этими умениями и навыками. Координационные способности лежат в основе проявления различных координационных характеристик техники двигатель¬ных действий.
Таким образом, координационные способности определяются как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательным действиям и их регуляции.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы использования ритмической гимнастики для развития координационных способностей учащихся 4 класса на уроках физической культуры по разделу «Гимнастика»…………………………........6
1.1.Анатомо-физиологические особенности развития учащихся 4 класса.............6
1.2.Сущность понятия «координационные способности» в физическом воспитании…………………………………………………………………………..11
1.3.Принципы организации урока физической культуры по разделу «Гимнастика» в 4 классе............................................................................................14
1.4.Характеристика использования элементов ритмической гимнастики для развития координационных способностей учащихся 4 класса на уроках физической культуры по разделу «Гимнастика»....................................................17
Глава II. Содержание опытно-практической работы по использованию ритмической гимнастики для развития координационных способностей учащихся 4 класса на уроках физической культуры по разделу «Гимнастика»………………………........................................................................22
2.1.Организация исследования..................................................................................22
2.2.Проведение работы по использованию ритмической гимнастики для развития координационных способностей учащихся 4 класса на уроках физкультуры по разделу «Гимнастика»...................................................................25
2.3. Результаты исследования...................................................................................31
Заключение………………………………………………………………………....35
Библиографический список……………………….…………………………..…37
Приложения……………………………………………………………………..….40
Библиографический список
1. Акулова А.И. Ритмическая гимнастика для детей 6-7 лет : учебн. пособ. / А.И. Акулова. – Москва : Физкультура и спорт, 2017. – 50с. – Текст : непосредственный.
2. Баршай В.М. Гимнастика : учебник / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : КНОРУС, 2018. – 312с. – Текст : непосредственный.
3. Венедиктов И. Н. Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы / И. Н. Венедиктов, И. И. Кипрушина, З. Ю. Анисимова // Начальная школа. – 2015. -№2.-С.73-77. – Текст : непосредственный.
4. Гимнастика : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / [М.Л.Журавин, О.В.Загрядская, Н.В.Казакевич и др.] под ред. М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова. – 2-е изд. стер. – Москва : Академия, 2019. – 448с. Текст : непосредственный.
5. Гимнастика и методика преподавания : учебн. для инст. физ. культ. / под ред. В.М. Смолевского. – 3-е изд., перераб., доп. - Москва : Физкультура и спорт, 1987. - 336с. – Текст : непосредственный.
6. Иваницкий А.В. Ритмическая гимнастика на ТВ : учебн. пособ. / А.В. Иваницкий, В.В. Матов, О.А. Иванова, И.Н. Шаробанова. – Москва : Советский спорт, 1989. – 89с. – Текст : непосредственный
7. Караулова Л. К. Физиология физического воспитания и спорта : учебник для студ. учрежд. высш. проф. образ. в направл. физ. культ. / Л. К. Караулова. – Москва : Академия, 2018. – 296с. – Текст : непосредственный.
8. Кожухова Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребёнка : учебн. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова. – 2-е изд., перераб. и дополн. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 312с.– Текст : непосредственный.
9. Кузьменко М.В. Ритмика, музыка, танцы : учебн. прог. / М.В. Кузьменко. – Малаховка : Московская государственная академия физической культуры, 2018. – 56с. – Текст : электронный.
10. Кузьменко М.В. Ритмическая гимнастика : учебн. пособ. / М.В. Кузьменко. – Малаховка : Московская государственная академия физической культуры, 2021. – 239с. – Текст : непосредственный.
11. Лебедихина Т.М. Гимнастика: теория и методика преподавания : учебн. пособ. / Т.М. Лебедихина. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2018. – 112с. – Текст : непосредственный.
12. Лукьяненко В. П. Физическая культура : основы знаний : учебн. пособие / В. П. Лукьяненко. – Ставрополь : Издательство Ставропольского государственного университета, 2001. – 224с. – Текст : непосредственный.
13. Максименко А. М. Основы теории и методики физической культуры : учебн. пособие / А.М.Максименко. – Москва : 4-й филиал военного издательства, 2001. – 310с. – Текст : непосредственный.
14. Максименко А. М. Теория и методика физической культуры : учебник / А. М. Максименко. – Москва : Физическая культура, 2005. – 544с. – Текст : непосредственный.
15. Матвеев А. П. Методика физического воспитания в начальной школе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Москва : Владос-пресс, 2018. – 248с. – Текст : непосредственный.
16. Наглядная физиология С. Зильбернагль, А. Деспопулос / пер. с англ. — 2-е изд., исправ. и дополн. - Москва : Лаборатория знаний, 2019. — 424с. – Текст : непосредственный.
17. Настольная книга учителя физической культуры : справочник / [Г. И. Погадаев] / под ред. Л. Б. Кофмана. – Москва : Физкультура и спорт, 1998. – 495с. – Текст : непосредственный.
18. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе : учебн. для ВУЗов. / П.К. Петров. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Владос, 2018. - 350с. – Текст : непосредственный.
19. Полунина Т.И. Ритмика и физическая подготовка / Т.И. Полунина // Физическая культура в школе. – 2019. - №8.-С.17-20. – Текст : непосредственный
20. Смирнов В. М. Физиология физического воспитания и спорта : учебник для студентов сред. и высш. уч. заведений / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. – Москва : Владос, 2018. – 608с. – Текст : непосредственный.
21. Теория и методика физической культуры : учебник / [Ю.Ф. Курамшин, В.И. Григорьев, Н.Е. Латышева и др.] / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – 4-е изд., стереотип. - Москва : Советский спорт, 2018. – 464с. - Текст : непосредственный
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 3-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2018. – 47с. – Текст : непосредственный.
23. Физиология человека. В 2-х томах. Том 1 Физиология человека / под ред. Покровского В. М., Коротько Г. Ф. – 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Медицина, 2003. – 656с. – Текст : непосредственный.
24. Фомин Н. А. Возрастные основы физического воспитания : книга для препод. физ. восп., трен., науч. раб., врачей и психологов спорта / Н. А. Фомин, В. П. Филин. – Москва : Физкультура и спорт, 1972. – 176с. – Текст : непосредственный.
25. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 13-е изд., исправ. и дополн. – Москва : Академия, 2019. – 496с. – Текст : непосредственный.