Введение
Актуальность исследования. Футбол – самая популярная и любимая игра в большинстве стран мира. Сотни тысяч детей, юношей, взрослых играют в футбол. Во всех странах с высоким уровнем развития футбола тактическая подготовка занимает ведущее место в общем комплексе подготовки футболистов. Формирование тактического мышления основывается на использовании приобретенных знаний, опыта, на способности внимательно наблюдать, быстро воспринимать и оценивать ситуацию, своевременно принимать верные решения.
Специфика игровой деятельности в футболе предъявляет высокие требования к уровню развития тактической подготовки спортсменов.
Все спортивные игры отличаются специфическим составом деятельности и трудно для них найти аналог в обычной или даже спортивной жизни. Особенно это касается футбола, который среди спортивных игр характеризуется очень высокой вариативностью тактико-технических действий, энергетической мощностью, конфликтностью, высокими требованиями к точной и не свойственной человеку координации движений ногами.
Тактика является основным содержанием деятельности футболистов во время игры и важнейшим фактором, который при примерно равных показателях физической, технической и морально-волевой подготовленности двух команд обеспечивает победу одной из них.
C помощью простейших комбинаций можно добиться огромных результатов на поле. У каждой команды в мировом футболе имеются как минимум 5 комбинаций, а то и больше. Все эти комбинации спортсмены отрабатывают на теоретических и практических тренировках не по одному разу, чтобы во время игры комбинация уже выполнялась на автоматизме.
Проблемой тактической подготовки юношей 16-17 лет в процессе секционных занятий по футболу в своих исследованиях занимались Губа В.П. и Кузнецов Р.Р.
В 16-17 лет происходит совершенствование индивидуальных тактических действий и изучение и совершен¬ствование групповых и командных тактических действий в напа¬дении и защите.
Совершенствование индивидуальных тактических действий в нападении происходит в условиях, максимально приближенных к игровым. (противоборство с соперником, скорость выполнения различных тактических действий и т.д.). Целесообразно использо¬вать групповые упражнения, в которых каждому игроку дается конкретное за¬дание с применением всего арсенала тактических приемов. Упраж¬нения проводятся на ограниченных участках поля.
Проблема исследования: каким образом использовать групповые упражнения для тактической подготовки юношей 16-17 лет в процессе внеурочной деятельности по футболу?
Объект исследования: процесс тактической подготовки 16-17 лет в процессе внеурочной деятельности по футболу.
Предмет исследования: использование групповых упражнений для тактической подготовки юношей 16-17 лет в процессе внеурочной деятельности по футболу.
Цель исследования: теоретическое обоснование и определение возможностей использования групповых упражнений для тактической подготовки юношей 16-17 лет в процессе внеурочной деятельности по футболу.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать анатомо-физиологические особенности развития юношей 16–17 лет;
2) Охарактеризовать сущность понятия «тактическая подготовка» в футболе;
3) Раскрыть принципы организации занятий футболом с юношами 16–17 лет в процессе внеурочной деятельности;
4) Рассмотреть характеристику использования групповых упражнений для развития скоростно-силовых способностей юношей 16-17 лет в процессе внеурочной деятельности по волейболу;
5) Апробировать варианты использования групповых упражнений для тактической подготовки юношей 16-17 лет в процессе внеурочной деятельности по футболу.
Теоретической основой нашего исследования явились труды следующих авторов:
1. Караулова Л.К. об анатомических и психологических особенностях юношей 16-17 лет;
2. Полишкис М.С. о сущности понятия «тактическая подготовка» в футболе;
3. Зеленцов А.С. о принципах организации занятий футболом с юношами 16-17 лет;
4. Золотарёв А.П. об использовании групповых упражнений для тактической подготовки.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- беседа;
- планирование;
- тестирование;
- сравнительный анализ.
Новизна исследования заключается в апробации подобранных вариантов групповых упражнений для тактической подготовки юношей 16-17 лет в процессе внеурочной деятельности по футболу.
Практическая значимость опытно–практической работы заключается в возможности использования результатов исследования учителями физической культуры и тренерами–преподавателями при работе с юношами старшего школьного возраста на уроках физической культуры или в процессе внеурочной деятельности по футболу.
1.2. Сущность понятия «тактическая подготовка» в футболе
Тактическая деятельность футболистов – это решение оперативных задач, возникающих в процессе взаимодействия с партнером и противником. И здесь большое значение имеет умение принимать решения, позволяющие наиболее рационально использовать арсенал действий, которыми владеют спортсмены, для достижения победы над соперником, пишет Полишкис М.С.
Тактическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на достижение эффективного применения технических приемов на фоне непрерывных изменений игровых условий с помощью тактических действий, которые представляют собой рациональную форму организации деятельности футболистов в игре для обеспечения победы над соперником [21].
Понятие “тактическая подготовка” шире понятия “обучение тактике”. Можно хорошо изучить тактику футбола теоретически, но в игре в тактическом плане действовать малоэффективно. Изучения даже всех тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) недостаточно для высокой эффективности в игре. В процессе обучения тактике необходимо добиваться органического единства тактики и техники.
Целесообразно выделить ряд факторов, отмечает Чанади А., предопределяющих успешность тактических действий футболиста в игре.
Во-первых, это высокий уровень развития специальных качеств в сфере интеллекта, перцепции и психомоторики (объема и переключения внимания, объема поля зрения, быстроты сложных реакций, быстроты ответных действий, ориентировки, быстроты выбора решения, тактического мышления, перемещения и т.п.), обеспечивающих ориентировку в сложных условиях игровых ситуаций и осуществление выбора решения данной ситуации.
Во-вторых, это высокая степень надежности выполнения технических приемов в сложных игровых условиях.
И, наконец, в-третьих, надо отметить единство первых двух факторов, выражающееся в высоком уровне овладения навыками индивидуальных тактических действий в нападении и защите [30].
Следовательно, тактическую подготовку нельзя сводить только к обучению тактическим действиям. Основу успешных действий футболиста в игре составляют специальные качества и способности (наблюдательность, быстрота реакции, мышление и т.д.) и умение гибко использовать технические приемы. Собственно же тактические действия служат своеобразной формой организации действий футболистов индивидуально, в группах и командой в условиях единоборства с противником, что позволяет наиболее полно реализовать качества, умения и навыки, приобретенные в процессе тренировочных занятий. Комаров А.В. пишет, что тактическую подготовку как педагогический процесс можно условно разделить на несколько этапов.
Первый этап тактической подготовки должен быть направлен на развитие у занимающихся определенных качеств и способностей, лежащих в основе успешных тактических действий.
В процессе становления тактического мастерства футболиста для совершенствования групповой и командной тактики тренеру необходимо воспитывать и развивать комплекс психических качеств каждого отдельного игрока с целью последовательного решения задач тактической подготовки. Эффективными средствами здесь являются различные упражнения, подвижные игры и эстафеты, которые требуют проявления быстроты реакции, ориентировки и быстроты ответных действий, сообразительности наблюдательности, переключения с одних действий на другие.
Второй этап представляет собой формирование тактических умений в процессе обучения игроков техническим приемам. Обучение следует строить так, чтобы в игровых упражнениях и играх проявлялось единство техники и тактики. Достигается это двумя путями. Во-первых, по мере овладения техническим приемом его “соединяют” с качествами и способностями, обусловливающими успех тактических действий. Во-вторых, на этапе изучения приема в сложных условиях применяют такую систему усложнений, которая способствует формированию тактических умений. Такой подход к делу помогает развить тактические способности и технические качества спортсмена, поскольку при этом изучение и совершенствование технических элементов становятся теснее связанными с тактикой. Отдельные технические приемы дополняют тактические варианты, их отдельные этапы, создавая основу для целостного процесса тактической подготовки.
Это обстоятельство важно также и потому, что в подобных случаях процесс технической и тактической подготовки будет протекать монолитно, целенаправленно, в целостном виде и часы, выделенные в учебно-тренировочном процессе для технической подготовки, будут служить также делу тактической подготовленности спортсменов.
В тех случаях, когда процесс технической подготовки протекает исключительно по принципу “техника для техники”, даже достаточно технически подготовленные игроки из состава команды не могут подчас выполнить в игре простых тактических взаимодействий.
Чтобы сделать процесс технической подготовки эффективным, необходимо пояснить игрокам роль технических элементов в применении тактических действий. Тренировку в технике надо по возможности вести по разновидностям встречающихся в практике тактических вариантов, чтобы тренирующиеся сумели неоднократно попробовать применять определенные технические элементы, давая им тактическое содержание. Это повысит практические результаты тренировочного процесса.
Обстановка, в которой происходит изучение и совершенствование технических элементов, должна создавать такие условия для мышления спортсмена, чтобы оно шло по двум направлениям:
а) совершенствование технических элементов;
б) выбор технических элементов, необходимых для конкретной тактической ситуации.
Третий этап тактической подготовки наиболее характерен для старших учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования. Его цель – изучение собственных тактических действий: индивидуальных, групповых и командных в нападении и в защите. На первый план здесь выступают упражнения по тактике, игровые упражнения и двусторонняя игра[13].
В развитии тактической грамотности футболистов кроме указанных выше средств и методов одно из важных мест занимают вопросы изучения тактических элементов и комбинаций. Выработка тактической подготовленности, начиная с первых занятий не должна, однако, искажать процесс тактического мышления. Наоборот, тактические взаимодействия должны вытекать одно из другого, чтобы, постепенно укрепляя одно другое, создать цельную канву в тактическом мышлении спортсменов.
Таким образом, тактическая подготовка это педагогический процесс, направленный на достижение эффективного применения технических приемов на фоне непрерывных изменений игровых условий с помощью тактических действий, которые представляют собой рациональную форму организации деятельности футболистов в игре для обеспечения победы над соперником.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………....…..3
Глава I. Теоретические основы использования групповых упражнений для тактической подготовки юношей 16–17 лет в процессе внеурочной деятельности по футболу………………………......................................................6
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития юношей 16–17 лет…..............................................................................................................................6
1.2. Сущность понятия «тактическая подготовка» в футболе……….....................8
1.3. Принципы организации занятий футболом с юношами 16–17 лет в процессе внеурочной деятельности…………………………………………….....................12
1.4. Характеристика использования групповых упражнений для тактической подготовки юношей 16–17 лет в процессе внеурочной деятельности по футболу………………………………………………………...................................15
Глава II. Содержание опытно-практической работы по использованию групповых упражнений для тактической подготовки юношей 16–17 лет в процессе внеурочной деятельности по футболу……….....................................21
2.1. Организация исследования………………………........................................…21
2.2. Планирование работы по использованию групповых упражнений для тактической подготовки юношей 16-17 лет в процессе внеурочной деятельности по футболу……………………..................................................................................24
2.3. Результаты исследования…………………………….......................................34
Заключение…………………………………………………………………….......36
Библиографический список…………………………………………………......38
Приложения……………………………………………………………………......42
Библиографический список
1. Андреев С.Н. Футбол в школе : учебн. пособ. / С.Н. Андреева. – Москва : Физкультура и спорт, 2017. – 89с. – Текст : непосредственный.
2. Волков Б.С. Психология подростка : учебник / Б.С. Волков. –Москва : Просвещение, 2018. – 212с. – Текст : непосредственный.
3. Гогунов Е. Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – Москва : Академия, 2018. – 288с.– Текст : непосредственный.
4. Голомазов С. В. Методика совершенствования техники эпизодов игры : учебн. пособ. / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – Москва : Спортакадем-пресс, 2001. – 190с.– Текст : непосредственный.
5. Голомазов С. В. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства : учебн. пособ. / С.В. Голомазов, Б. Г. Чирва. – Москва : Спортакадем-пресс, 2001. – 140с.– Текст : непосредственный.
6. Губа В. П. Эффективность начальной физической и технической подготовки в футболе/ В.П. Губа, Р.Р. Кузнецов// Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2015. -№4 (14).-С.7-13. – Текст : непосредственный
7. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов : учебн. пособ. / В.М. Дьячков. – Москва : Физкультура и спорт, 2018. – 192с. – Текст : непосредственный.
8. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена : учебн. пособ. / В.М. Зациорский. – Москва : Физкультура и спорт, 2001. – 200с. – Текст : непосредственный.
9. Зеленцов А.С. Технико-тактические действия футболистов : проблемы совершенствования : учебн. пособ. / А.С. Зеленцов, В.В. Лобановский, Е.А. Разумовский. – Москва : Физкультура и спорт, 1982. – 112с. – Текст : непосредственный.
10. Золотарёв А.П. Структура основных компонентов соревновательной деятельности юных футболистов : учебн. метод. пособ. / А.П. Золотарёв, А.И. Шамардин. – Волгоград : Физическая культура, 2020. – 116с. – Текст : непосредственный.
11. Караулова Л. К. Физиология физического воспитания и спорта : учебник для студ. учрежд. высш. проф. образ. в направл. физ. культ. / Л. К. Караулова. – Москва : Академия, 2018. – 296с.– Текст : непосредственный.
12. Кожухова Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребёнка :учебн. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова. – 2-е изд., перераб. и дополн. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 312с.– Текст : непосредственный.
13. Комаров А. В.Футбол :учебн. пособие для трен. / А.В. Комаров. – 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Физкультура и спорт, 1969. – 280 с.– Текст : непосредственный.
14. Лукьяненко В. П. Физическая культура : основы знаний : учебн. пособие / В. П. Лукьяненко. – Ставрополь : Издательство Ставропольского государственного университета, 2018. – 224с.– Текст : непосредственный.
15. Максименко А. М. Теория и методика физической культуры : учебник / А. М. Максименко. – Москва : Физическая культура, 2018. – 544с.– Текст : непосредственный.
16. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры :учебн. пособие / А.М.Максименко. – Москва :4-й филиал военного издательства, 2001. – 310с.– Текст : непосредственный.
17. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник для инст. физ. культ. / Л. П. Матвеев. – Москва : Физкультура и спорт, 1991. – 543с.– Текст : непосредственный.
18. Наглядная физиология С. Зильбернагль, А. Деспопулос/ пер. с англ. — 2-е изд., исправ. и дополн. - Москва :Лаборатория знаний, 2019. — 424с.– Текст : непосредственный.
19. Настольная книга учителя физической культуры : справочник / [Г. И. Погадаев] / под ред. Л. Б. Кофмана. – Москва : Физкультура и спорт, 1998. – 495с. – Текст : непосредственный.
20. Основы теории и методики физической культуры : учебник для инст. физ. культ. / под ред. А. А. Гужаловского. – Москва : Физкультура и спорт, 1986. – 352с.– Текст : непосредственный.
21. Полишкис М. С. Футбол : учебник для инст. физ. культ. / М. С. Полишкис, В.А. Выжгин. – Москва : Физкультура, образование и наука, 1999. – 254с.– Текст : непосредственный.
22. Смирнов В. М. Физиология физического воспитания и спорта :учебник для студентов сред. и высш. уч. заведений / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. – Москва :Владос, 2018. – 608с.– Текст : непосредственный.
23. Теория и методика физического воспитания :учебн. для инст. физ. культ. / [Л.П. Матвеев] под ред. А.Д. Новикова. – 2-е изд. стереотип. - Москва : Физкультура и спорт, 1976. – 256с.– Текст : непосредственный.
24. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / [И. С. Барчуков] / под ред. Г. В. Барчуковой. – Москва : КНОРУС, 2019. – 368с.– Текст : непосредственный.
25. Теория и методики физического воспитания : учебник для студентов факультетов физ. культ. / [Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.] / под общ. ред. Б. А. Ашмарина. – Москва : Просвещение, 1990. – 329с. – Текст : непосредственный.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд., перераб. –Москва : Просвещение, 2014. – 63с.– Текст : непосредственный.
27. Физиология человека. В 2-х томах. Том 1 Физиология человека / под ред. Покровского В. М., Коротько Г. Ф. – 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Медицина, 2017. – 656с.– Текст : непосредственный.
28. Фомин Н. А. Возрастные основы физического воспитания : книгадля препод. физ.восп., трен., науч. раб., врачей и психологов спорта / Н. А. Фомин, В. П. Филин. – Москва : Физкультура и спорт, 1972. – 176с. – Текст : непосредственный.
29. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 13-е изд., исправ. и дополн. – Москва : Академия, 2019. – 496с.– Текст : непосредственный.
30. Чанади А. Футбол. Техника :учебн. пособ. / А. Чанади. – Москва : Физкультура и спорт, 1978.– 280с.– Текст : непосредственный.
31. Чесно Ж-Л. Футбол – обучение базовой технике : / пер. с фран. – Москва :Спортакадем-пресс, 2018. – 300с.– Текст : непосредственный.
32. Швыков И. А. Футбол в школе : учебник / И.А. Швыков. – Москва: Терра, 2018. – 110с.– Текст : непосредственный.