Введение
Урок физической культуры в школе отличается большей активностью, что приводит к высокому проценту травм, пишет В.М. Баршай. В отличие от других предметов, учащиеся 6 класса на уроках гимнастики занимаются на различных гимнастических снарядах. При неправильном выполнении упражнений учащийся может получить травму, что составляет до 20% общих травм полученных в школе. Для того, чтобы сократить процент полученных травм, одним из способов могут быть подводящие упражнения.
Из трудов М.В. Максимовой причинами травматизма на занятиях гимнастикой могут стать:
• неправильная организация и методика проведения учебного занятия;
• выполнение сложных, незнакомых упражнений;
• занятие без разминки иди недостаточной разминки;
• отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся;
• нарушение техники безопасности и дисциплины на уроке;
• пользование неисправным оборудованием;
• отсутствие строгого контроля за рациональной одеждой, обувью учащихся.
Брыкин А.Т. в своих трудах указывает, что основными мерами профилактики травматизма на уроках гимнастики в 6 классе являются: правильная спортивная форма для занятий, дисциплина, соблюдение санитарно-гигиенических норм, достаточный медицинский контроль, соблюдение принципов организации занятий.
По мнению Велитченко В.К. подводящие упражнения применяются для создания или уточнения техники представленной об упражнении. Они помогают прочувствовать и понять характер движений в каждой фазе изучаемого упражнения. За счёт этого подводящие упражнения способны помочь избежать травм при выполнении того или иного упражнения в полной координации. Возникает проблема исследования: какие подводящие упражнения можно использовать для профилактики травматизма учащихся 6 класса на уроках физической культуры по разделу «Гимнастика»?
Объект исследования: процесс профилактики травматизма учащихся 6 класса на уроке физической культуры по разделу «Гимнастика».
Предмет исследования: подводящие упражнения как средство профилактики травматизма учащихся 6 класса на уроках физической культуры по разделу «Гимнастика».
Цель исследования: подбор и апробирование уроков с использованием подводящих упражнений с целью профилактики травматизма учащихся 6 класса на уроках физической культуры по разделу «Гимнастика».
Задачи исследования:
1. Изучить организацию уроков физической культуры по разделу «Гимнастика»;
2. Раскрыть причины травматизма на уроках гимнастики;
3. Изучить меры предотвращения травматизма учащихся 6 класса на уроках гимнастики;
4. Подобрать и апробировать подводящие упражнения с целью профилактики травматизма учащихся 6 класса на уроках физкультуры по разделу «Гимнастика».
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, описание, обобщение мнений авторов по изучаемому вопросу.
Теоретической основой нашего исследования стали авторские идеи:
1. Баршай В. М. об организации уроков физкультуры по разделу «Гимнастика»;
2. Максимова М. В. о причинах травматизма на уроках гимнастики;
3. Брыкин А.Т. о мерах предупреждения травм на уроках гимнастики;
4. Велитченко В. К. о применении подводящих упражнений для профилактики травматизма.
Новизна исследования: подбор подводящих упражнений с целью профилактики травматизма учащихся 6 класса на уроках физической культуры по разделу «Гимнастика».
Практическая значимость: подобранные нами подводящие упражнения помогут в профилактике травматизма на уроках физической культуры по разделу «Гимнастика» учителям СОШ и студентам специальности на педагогической практике.
Глава I. Теоретические основы использования подводящих упражнений в целях профилактики травматизма учащихся 6 класса на уроках физической культуры по разделу «Гимнастика»
1.1. Организация урока физической культуры в 6 классе по разделу «Гимнастика»
Рассмотрев труды Баршай В.М, мы выяснили, что в школьной программе для 6 класса по физической культуре гимнастические упражнения занимают значительное место. Учитывая большое разнообразие гимнастических упражнений, их всестороннее воздействие на организм школьников и положительное влияние на воспитание морально-волевых качеств учащихся 6 класса, следует признать, что раздел гимнастики школьной учебной программы по физическому воспитанию является одним из ведущих для решения основных задач физического воспитания учащихся средних общеобразовательных школ.
Большой объем гимнастических упражнений, представленных в учебной программе, обеспечивает рациональный выбор упражнений для учащихся 6 класса в соответствии с возрастом, полом, физическим развитием и физической подготовленностью школьников [2].
Основная форма организации занятий по гимнастики в школе – это урок физкультуры с гимнастической направленностью. Согласно классификации уроков физической культуры Ж.К. Холодова и В.С. Кузнецова в зависимости от основных дидактических задач каждого урока принято различать несколько их типов:
1. Вводные уроки - проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении новой темы; служат для ознакомления учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетными требованиями и учебными нормативами;
2. Уроки изучения нового материала - ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение;
3. Уроки повторения и закрепления - применяются для углубленного изучения и закрепления учебного материала;
4. Смешанные уроки - содержат в себе задачи и элементы, характерные для уроков 1, 2 и 3 типов.
5. Контрольные уроки - направлены на выявление успеваемости или определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения им знаний, умений и навыков по теме или разделу [27].
При проведении серии уроков физической культуры с гимнастической направленностью предпочтение отдается урокам смешанного типа, в которых ставится несколько дидактических задач и осуществляется сочетание изучения нового материала с повторением и закреплением ранее освоенного. Уроки физической культуры с гимнастической направленностью в основном носят образовательный характер, указывает В.М. Смолевский. Большая часть изучаемых программных упражнений очень проста и не требует специальной подготовки организма занимающихся, поэтому такие прикладные упражнения, как бег, ходьба, прыжки, а также общеразвивающие упражнения с предметами и без них, на гимнастической стенке и скамейке могут служить в качестве подготовительных [8].
Как и любой другой урок физической культуры уроки с гимнастической направленностью имеют свою структуру, которая подразумевает строгую последовательность отдельных его частей в выделенное для них время.
М.Л. Журавин отмечает, что урок физической культуры по разделу «Гимнастика» в общеобразовательной школе состоит из трёх частей, каждая из которых имеет свои задачи и содержание:
1. Подготовительная часть урока (8 - 15 мин) предназначена для решения многих педагогических задач: оздоровительных (подготовка организма занимающихся к интенсивной работе в основной части урока; формирование и коррекция правильной осанки; освоение школы основных движений с большой и малой амплитудой; мышечным напряжением и изменением темпа и ритма двигательных действий), образовательных (формирование знаний техники изучаемых гимнастических упражнений; определение возможности использования этих упражнений в прикладных, трудовых и лечебных целях; создание правильного представления об осанке, строевой выправке, красивой походке) и воспитательных (привитие любви и осознанного отношения к занятиям гимнастическими упражнениями; формирование уверенности в необходимости систематических занятий гимнастикой).
Основные средства решения педагогических задач подготовительной части урока: строевые упражнения, разнообразные виды передвижения, общеразвивающие упражнения, танцевальные комбинации [6].
2. Основная часть урока (25 - 35 мин), целью которой является решение главных педагогических задач, направлена на приобретение учащимися специальных теоретических знаний, формирование разнообразных двигательных умений и навыков, т.е. на овладение учебным материалом программы по физической культуре. Основными задачами этой части урока являются: развитие и повышение функциональных возможностей занимающихся, укрепление здоровья, формирование правильного телосложения; повышение физической подготовленности и работоспособности занимающихся; обучение занимающихся жизненно необходимым двигательным действиям с целью доведения их выполнения до уровня навыка; информирование занимающихся в процессе изучения программного материала о технических способах выполнения тех или иных упражнений, возможных ошибках при их выполнении и способах исправления ошибок; сообщение теоретических сведений о личной гигиене и требований, необходимых для успешного проведения учебных занятий; воспитание у занимающихся активного и сознательного отношения к занятиям гимнастикой, учебе и труду; развитие и коррекция нравственно-волевой сферы занимающихся (воли, настойчивости, доброжелательности к окружающим, уважения к старшим и др.) [6].
Эти задачи, считает А.М. Шлемин, решаются во взаимосвязи путем использования разнообразных упражнений: акробатических, на гимнастических снарядах, танцевальных упражнений, подвижных игр и др. Подбор упражнений осуществляется в соответствии с физической и технической подготовленностью занимающихся с постепенно возрастающей трудностью и сложностью упражнений. Успешность решения этих задач зависит от методической грамотности, практического опыта преподавателя и умения в ходе проведения урока обеспечить высокую общую и двигательную плотность. Под общей плотностью урока понимается все полезно затраченное на уроке время (объяснение заданий преподавателем, исправление ошибок, переноска и установка оборудования и др.). Двигательная (моторная) плотность определяется временем, затраченным на освоение запланированных на уроке движений [7].
Ю.Ф. Курамшин сообщает, что в основной части урока первыми осваиваются упражнения, которые необходимо изучать, далее сложно-координационные и требующие большой точности исполнения. Ближе к концу основной части урока могут быть использованы интенсивные (на силу, гибкость). При этом весьма важно сохранить высокий уровень работоспособности занимающихся. Эта задача может быть решена при своевременной смене видов физических упражнений (висов, упоров и др.), позволяющей равномерно распределять физическую нагрузку на отдельные мышечные группы, связки и суставы занимающихся, а также при рациональном использовании интервалов отдыха между отдельными гимнастическими упражнениями [24].
3. Заключительная часть урока (3 – 5 мин) направлена на постепенное и плавное снижение двигательной деятельности учащихся, приводящего организм в относительно спокойное состояние, объяснение домашнего задания ученикам, рефлексию и подведение итогов урока. Продуманная организация проведения заключительной части урока создает благоприятные условия для дальнейшего проведения учебно-воспитательного процесса в школе. Для успешного решения задач заключительной части урока с гимнастической направленностью обычно применяются успокаивающие упражнения, позволяющие установить спокойное дыхание, малоподвижные игры, легкий бег, ходьба, упражнения на расслабление. При проведении заключительной части урока необходимо учитывать характер последующей деятельности учеников и в соответствии с этим подбирать учебный материал.
Определяя объем (количественный показатель совершаемой работы) и интенсивность (количество выполняемой работы за единицу времени) физической нагрузки, необходимо учитывать, какое влияние физические упражнения оказывают на сердечно-сосудистую, дыхательную системы организма, отдельные мышцы и мышечные группы, опорно-двигательный аппарат организма в целом. По мнению Г.В. Барчуковой такой подход к определению величины физических нагрузок позволяет использовать следующие способы ее дозирования: изменение исходных положений, применение отягощений, соединение упражнений в различные комбинации, повышение трудности упражнений; варьирование числа повторений упражнений; изменение темпа выполнения упражнений, применение поточного способа выполнения упражнений, выполнение упражнений фронтально или посменно группой занимающихся [23].
Во всех случаях определения физической нагрузки на уроках следует руководствоваться принципами постепенного ее повышения и разностороннего воздействия на организм.
Учитывая специфические особенности развития организма девочек 6 класса, следует планировать им меньшую, чем мальчикам, физическую нагрузку, особенно при освоении таких упражнений, как лазание по канату, опорные прыжки, упоры и др.
Таким образом, организация урока физкультуры по разделу «Гимнастика» в 6 классе направлена на постановку педагогических задач и подбор средств и методов обучения для их решения для конкретного контингента учащихся, согласно их возрасту, полу, состоянию здоровья, уровню подготовленности, а так же построение урока по основным дидактическим принципам и правилам. От этого зависит эффективность урока физической культуры с гимнастической направленностью.
1.2. Причины травматизма на уроках гимнастики
Уроки физической культуры по разделу «Гимнастика» являются наиболее травмоопасными, указывает Башкиров В.Ф., за счёт использования большого количества инвентаря, выполнения сложно-координационных упражнений на снарядах. Это оборудование включает в себя: гимнастического коня, гимнастического козла, гимнастический мостик, брусья параллельные и разновысокие, бревно, перекладину, канат, стенки и скамейки гимнастические[3].
Травматизм – это совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах у одинаковых групп населения за определенный отрезок времени (месяц, квартал, год и т.д.) – определение Петрова П.К. [19].
Максимова М.В. считает, что основными причинами травматизма на уроках по разделу «Гимнастика» являются:
1. Несоблюдение правил организации урока. Неправильная организация учебного процесса, несвоевременное начало и конец урока, неправильное их построение. Несвоевременное и неорганизованное начало урока не даёт возможности должным образом проводить подготовительную часть и качественно подготовить опорно-двигательный аппарат и другие системы организма к выполнению гимнастических упражнений, вследствие чего возможны различные травмы: растяжения и разрывы мышц и сухожилий.
Для того чтобы устранить эти причины, преподавателю надо: заранее тщательно продумывать организацию и проведение каж¬дого занятия, учитывая особенности групп учащихся; предусмот¬реть возможность использования в качестве помощников лучших гимнастов, лиц, освобожденных от занятий.
2. Нарушение методики и принципов обучения. Нарушение принципов последовательности, систематичности и доступности часто приводит к тому, что перед учениками ставят слишком сложные и непосильные задачи. У них не хватает физической и технической подготовки для выполнения предложенных упражнений. Это может привести учащихся к срыву со снаряда и серьёзным повреждениям.
Для того чтобы не допустить этого, надо хорошо знать прин¬ципы дидактики, воспитания и уметь практически реализовывать их в учебном процессе. Надо решительно избегать натаскивания занимающихся на ре-зультат[14].
3. Недостаточный уровень воспитательной работы среди учащихся. Опоздание на урок, невнимательность и несерьёзность, невыполнение требований учителя и нарушение техники безопасности приводят к повышенному травматизму. Учащиеся обязаны заниматься на снарядах только в присутствии учителя и с его разрешения. Использовать гимнастические снаряды необходимо только по назначению. Выполняя упражнения потоком необходимо соблюдать достаточные интервалы.
С.В. Мартынов отмечает, что педагог не должен оставлять без внимания любое нарушение дисциплины. Надо разъяснять значение дисциплины как на уроках физкультуры по разделу «Гимнастика», так и в жизни, в трудовой деятельности. Систематическая воспитательная работа не только предупреждает травматизм, но формирует сознательное и актив¬ное отношение к занятиям, повышает качество учебного процесса [15].
4. Недооценка или неправильное применение приемов страховки и помощи во время выполнения упражнений. Это является основной причиной травматизма на уроках гимнастики. Сложные элементы и незнакомые упражнения выполняются со страховкой. Обучение страховке и оказанию помощи друг другу выполняется под руководством учителя;
5. Отсутствие систематического врачебного контроля и самоконтроля за состоянием здоровья учащихся. Иногда ученик может приходить на урок с плохим самочувствием по причине болезни или другим отклонениям в состоянии здоровья, что может привести к чрезмерному утомлению и ухудшению общего состояния организма. Необходимо приучить учащихся своевременно обращаться за помощью в кабинет врача, а также обязательно сообщать учителю о своём состоянии здоровья. Нельзя выполнять упражнения на снарядах с влажными ладонями и при наличии свежих мозолей на них. При появлении во время занятий боли в руках, покраснениях кожи или при появлении потёртостей на ладонях учащихся следует прервать их занятие и направить за помощью к медсестре.
Для устранения этих причин, отмечает В.Ю. Давыдов, необходимо строгое соблюдение требований врачебного контроля за состоянием занимающихся со стороны медицинских работников, родителей учащихся, а также учителей [9].
6. Нарушение соответствующих требований к подготовке места занятий и отсутствие регулярной проверки состояния спортивного инвентаря и оборудования. Неправильное пользование гимнастическими матами, небрежное отношение к установлению перекладины, брусьев, бревна и других снарядов может быть причиной серьезных травм, поэтому учитель должен лично проверять состояние и подготовку того или иного снаряда к занятиям, указывает Л.П. Матвеев. При занятиях на параллельных брусьях ширина жердей устанавливается в зависимости от индивидуальных данных учащихся. Ширина должна, приблизительно, равняться длине предплечья. При изменении высоты жердей брусьев необходимо ослабить винты и поднимать (опускать) жерди только одновременно, удерживая оба конца жерди, при этом нельзя держаться за её металлическую часть (опору). Рабочую поверхность перекладины необходимо регулярно очищать, она должна быть гладкой, без ржавчины. При установке гимнастических прыжковых снарядов опоры у гимнастического «коня» и «козла» выдвигаются поочерёдно с каждой стороны, предварительно наклонив снаряд. Каждый раз перед выполнением упражнений проверяются: закреплены ли стопорные винты. Не допускается выполнение упражнений учащимися на снарядах без специальных растяжек, которыми гимнастический снаряд крепиться к полу [16].
Для устранения этих причин, обозначает Г.И. Погадаев, необходима регулярная проверка состояния зала, качества инвентаря и оборудования, своевремен¬ное устранение неполадок. Систематическая работа над конструк-цией гимнастического оборудования существенно снижает воз¬можности травматических повреждений у занимающихся и спо¬собствует повышению эффективности учебного процесса [17].
7. Несоответствие одежды и обуви требованиям. Учащиеся должны убрать все свисающие концы одежды, шнурки. Подошва обуви не должна скользить. Также необходимо снять все украшения, часы.
Правила техники безопасности на уроках физической культуры по разделу «Гимнастика» представлены в приложении 1.
Таким образом, основными причинами травматизма на уроках физической культуры по разделу «Гимнастика» являются: несоблюдение правил организации занятий и соревнований; нарушение методики и принципов обучения и тренировки; недостаточный уровень воспитательной работы среди гимнастов; недооценка или неправильное применение приемов страховки и помощи во время выполнения упражнений; отсутствие систематического врачебного контроля и самоконтроля за состоянием здоровья спортсменов; нарушение соответствующих требований к подготовке места занятий или соревнований и отсутствие регулярной проверки состояния спортивного инвентаря и оборудования; несоответствие одежды и обуви спортивным требованиям.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы использования подводящих упражнений в целях профилактики травматизма учащихся 6 класса на уроках физической культуры по разделу «Гимнастика»……………………………...6
1.1.Организация урока физической культуры в 6 классе по разделу «Гимнастика»………………………………………………………………………..6
1.2.Причины травматизма на уроках гимнастики……………………........11
1.3. Меры предупреждения травматизма учащихся 6 класса на уроках физической культуры по разделу «Гимнастика»………………………………...14
1.4. Подводящие упражнения как средство профилактики травматизма учащихся 6 класса на уроках физической культуры по разделу «Гимнастика»……………………………………………………………………….17
Глава II. Содержание опытно-практической работы по использованию подводящих упражнений в целях профилактики травматизма учащихся 6 класса на уроках физической культуры по разделу «Гимнастика»……….21
2.1.Организация исследования………………………………………...........21
2.2. Содержание исследования………………………...................................23
2.3. Результаты исследования........................................................................30
Заключение………………………………………………………………………...32
Библиографический список……………………….…………………………….34
Приложения………………………………………………………………………..37
Библиографический список
1. Баёва Н.А. Анатомия и физиология детей школьного возраста : учебн. пособ. / Н.А. Баёва, О.В. Погадаева. – Омск : СибГУФК, 2003. – 56с. – Текст : непосредственный.
2. Баршай В.М. Гимнастика : учебник / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : КНОРУС, 2013. – 312с. – Текст : непосредственный.
3. Башкиров В.Ф. Профилактика травм у спортсменов : учебн. пособ. / В.Ф. Башкиров. – Москва : Физкультура и спорт, 1987. – 177с. – Текст : непосредственный.
4. Брыкин А.Т. Гимнастика : учеб. для техн. физ. культ. / А.Т. Брыкин. – Москва : Физкультура и спорт, 1950. – 512с. – Текст : непосредственный.
5. Велитченко В.К. Физкультура без травм : учебн. пособ. / В.К. Велитченко. – Москва : Просвещение, 1993. – 127с. – Текст : непосредственный.
6. Гимнастика : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / [М.Л.Журавин, О.В.Загрядская, Н.В.Казакевич и др.] под ред. М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова. – 2-е изд. стер. – Москва : Академия, 2002. – 448с. Текст : непосредственный.
7. Гимнастика : учеб. для техн. физ. культ. / [М.Л. Укран] под ред. А.М. Шлемин – Москва : Физкультура и спорт, 1977. – 422с. - Текст : непосредственный.
8. Гимнастика и методика преподавания : учебн. для инст. физ. культ. / под ред. В.М. Смолевского. – 3-е изд., перераб., доп. - Москва : Физкультура и спорт, 1987. – 336с. – Текст : непосредственный.
9. Давыдов В.Ю. Меры безопасности на уроках физической культуры : учебно-метод. пособ. / В.Ю. Давыдов. – Москва : Советский спорт, 2007. – 140с. – Текст : непосредственный.
10. Лебедихина Т.М. Гимнастика: теория и методика преподавания : учебн. пособ. / Т.М. Лебедихина. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2017. – 112с. – Текст : непосредственный.
11. Лукьяненко В. П. Физическая культура : основы знаний : учебн. пособие / В. П. Лукьяненко. – Ставрополь : Издательство Ставропольского государственного университета, 2001. – 224с. – Текст : непосредственный.
12. Максименко А. М. Основы теории и методики физической культуры : учебн. пособие / А.М.Максименко. – Москва : 4-й филиал военного издательства, 2001. – 310с. – Текст : непосредственный.
13. Максименко А. М. Теория и методика физической культуры : учебник / А. М. Максименко. – Москва : Физическая культура, 2005. – 544с. – Текст : непосредственный.
14. Максимова М.В. Травматизм у школьников : учебн пособ. / М.В. Максимова. – Москва : Медицина, 1988. – 103с. – Текст : непосредственный.
15. Мартынов С.В. Предупреждение травм у детей : учебн. пособ. / С.В. Мартынов. – Москва : Медицина, 1995. – 124с. – Текст : непосредственный.
16. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник для инст. физ. культ. / Л. П. Матвеев. – Москва : Физкультура и спорт, 1991. – 543с. – Текст : непосредственный.
17. Настольная книга учителя физической культуры : справочник / [Г. И. Погадаев] / под ред. Л. Б. Кофмана. – Москва : Физкультура и спорт, 1998. – 495с. – Текст : непосредственный.
18. Основы теории и методики физической культуры : учебник для инст. физ. культ. / под ред. А. А. Гужаловского. – Москва : Физкультура и спорт, 1986. – 352с. – Текст : непосредственный.
19. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе : учебн. для ВУЗов. / П.К. Петров. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Владос, 2017. - 350с. – Текст : непосредственный.
20. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитании и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» от 28 сентября 2020 г. №28. – Москва : Сфера, 2021. – 45с. – Текст : непосредственный.
21. Теория и методика физического воспитания : учебн. для инст. физ. культ. / [Л.П. Матвеев] под ред. А.Д. Новикова. – 2-е изд. стереотип. - Москва : Физкультура и спорт, 1976. – 256с. – Текст : непосредственный.
22. Теория и методика физического воспитания : учебник для студентов факультетов физ. культ. / [Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.] / под общ. ред. Б. А. Ашмарина. – Москва : Просвещение, 1990. – 329с. – Текст : непосредственный.
23. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / [И. С. Барчуков] / под ред. Г. В. Барчуковой. – Москва : КНОРУС, 2017. – 368с. – Текст : непосредственный.
24. Теория и методика физической культуры : учебник / [Ю.Ф. Курамшин, В.И. Григорьев, Н.Е. Латышева и др.] / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – 4-е изд., стереотип. – Москва : Советский спорт, 2017. – 464с. – Текст : непосредственный
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 3-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2017. – 47с. – Текст : непосредственный.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 8-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2019. – 61с. – Текст : непосредственный.
27. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 13-е изд., исправ. и дополн. – Москва : Академия, 2017. – 496с. – Текст : непосредственный.
28. Янсон Ю. А. Физическая культура в школе : научно-педагогические аспекты : Н. для педагога / Ю. А. Янсон. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 621с. – Текст : непосредственный.