Введение
Актуальность темы исследования связана с тем, что по Федеральному закону от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу с 30.09.2020) организация физического воспитания включает в себя дополнительные занятия физкультурой и спортом в рамках дополнительных общеобразовательных программ, т. е. секционные занятия.
Хоккей с шайбой является невероятно популярным видом спортом среди юношей. Его привлекательность связана с зрелищностью и многообразием игровых действий, которые выполняют хоккеисты на льду.
Юноши 16-17 лет обладают высоким уровнем развития морально-волевых качеств, что позволит им в рамках школьной секции по хоккею с шайбой добиться высоких успехов, а физическое развитие поможет им повысить уровень специальной физической подготовленности по виду спорта «Хоккей с шайбой».
Проблема исследования: каким образом организовать занятия по специальной физической подготовке с юношами 16-17 лет в процессе внеурочной деятельности по хоккею с шайбой?
Объект исследования: процесс специальной физической подготовки юношей 16-17 лет на внеурочных занятиях по хоккею с шайбой.
Предмет исследования: организация занятий по специальной физической подготовке с юношами 16-17 лет в процессе внеурочной деятельности по хоккею с шайбой.
Цель исследования: теоретическое обоснование и определение возможностей организации занятий по специальной физической подготовке с юношами 16-17 лет в процессе внеурочной деятельности по хоккею с шайбой.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать анатомо-физиологические особенности развития юношей 16–17 лет.
2) Охарактеризовать содержание специальной физической подготовки юношей 16-17 лет в процессе внеурочной деятельности по хоккею с шайбой.
3) Раскрыть принципы организации занятий хоккеем с шайбой с юношами 16–17 лет в процессе внеурочной деятельности.
4) Рассмотреть особенности организации занятий по специальной физической подготовке с юношами 16–17 лет в процессе внеурочной деятельности по хоккею с шайбой.
5) Апробировать организацию занятий по специальной физической подготовке с юношами 16–17 лет в процессе внеурочной деятельности по хоккею с шайбой и проверить их результативность.
Теоретической основой нашего исследования явились труды следующих авторов:
1) Смирнов В.М. об анатомо-физиологических и психологических особенностях юношей 16-17 лет;
2) Железняк Ю.Д об особенностях организации секционных занятий с юношами 16-17 лет;
3) Тарасов А.В. об особенностях специальной физической подготовки при занятиях хоккеем с шайбой.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- тестирование;
- сравнительный анализ.
Новизна исследования заключается в апробации организации занятий по специальной физической подготовке с юношами 16–17 лет в процессе внеурочной деятельности по хоккею.
Практическая значимость опытно–практической работы заключается в возможности использования результатов исследования учителями физической культуры и тренерами–преподавателями при работе с юношами старшего школьного возраста на уроках физической культуры или в процессе внеурочной деятельности по хоккею с шайбой.
Глава I. Теоретические основы организации занятий по специальной физической подготовке с юношами 16–17 лет в процессе внеурочной деятельности по хоккею с шайбой
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития юношей 16–17 лет
Юноши в возрасте от 16 до 17 лет относятся к учащимся старшего школьного возраста (10-11 класс).
Изучив исследования В. М. Смирнова, мы выяснили, что в этом возрасте продолжается равномерное развитие отдельных органов и систем организма школьника, а так же завершается процесс полового созревания.
В физическом развитии юноши сильно опережают девушек. Стандарты физического развития юношей 16-17 лет практически не отличаются от стандартов физического развития взрослого человека.
Продолжает изменяться эндокринная система, в связи с чем происходит формирование фигуры по мужскому типу под действием половых гормонов [15].
У юношей рост скелета начинает останавливаться с 17 лет. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий и связок, пишет С. Зильбернагль. Строение грудной клетки, таза и костной системы в целом схоже с их строением у взрослого человека. Заканчивается окостенение скелета, поэтому неправильно сросшиеся переломы, искривления позвоночника, костей рук и ног после рахита и другие недостатки исправить очень трудно, а зачастую и вообще невозможно.
Мышечная масса тела и сила растут за счёт того, что мышцы развиваются равномерно и быстро. В возрасте 16-17 лет присутствует асимметрия в росте силы мышц правой и левой стороны тела. Так же в данном возрасте появляются благоприятные условия для развития силы и мышечной выносливости [11].
Юноши обладают большим приростом мышечной массы, плечевой пояс заметно развивается. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиля-ция и объем потребления кислорода достаточно развиты у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кро¬вообращения и дыхания у них оказываются достаточно высокими.
Сердечно-сосудистая система по своим характеристикам также приближается к строению у взрослых людей. Частота пульса – примерно 60-80 ударов в минуту, артериальное давление – 120/70 мм рт. ст. Сердце юношей на 10—15% больше по объему и массе, чем у деву¬шек; пульс реже на 6—8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление.
Для развития нервной системы характерно формирование и улучшение нервно-психической деятельности, из трудов Карауловой Л.К. Юноши 16-17 лет отвлекаются от наглядно-образного мышления и отдают предпочтение абстрактному мышлению. Формирование познавательной сферы старшеклассников завершается в 16-17 лет. У юношей появляется способность понимать структуру движения возрастает, точность в воспроизведении и дифференциации отдельных (силовых, временных, пространственных) движений повышается [4].
Согласно научным исследованиям Н.А. Фомина проявление высокой волевой активности (настойчивость, усердие, терпение и т.д.) характерно для учащихся 10-11 класса. В возрасте 16-17 лет заметно изменяются эстетические чувства, способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни. Развивающиеся эстетические чувства смягчают резкие проявления личности юношей, помогают освобождаться от непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности [22].
Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает большие возможности для выбора будущей профессии. Вместе с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.
Таким образом, юноши возраста 16-17 лет — это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движениями и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.
1.2. Содержание специальной физической подготовки юношей 16-17 лет в процессе внеурочной деятельности по хоккею с шайбой
Содержание специальной физической подготовки юношей 16-17 лет, занимающихся в секции по хоккею с шайбой:
Упражнения для развития силы (взрывной) из трудов Тарасова А.В. Приседание на одной и двух ногах с отягощениями (гантели, блины и т.п.), вес которых достигает 4 кг. Не допускается выполнение упражнения методом «до отказа». Подскоки и прыжки с отягощением и без отягощения. Броски, толкание, метание камней, набивных мячей и других предметов весом до 4 кг от груди, из-за головы, сбоку, снизу, вперед, назад. Бег в году на коротких отрезках 5-20м, бег в воде, многоскоки на песке. Броски шайбы на дальность. Подвижные игры: «Бой петухов», «Перетягивание через черту» и другие. Спортивные игры: футбол, баскетбол, ручной мяч, регби (по упрощенным правилам), с применением элементов силовой борьбы, заслонов и других приемов хоккея. Упражнения с набивными, футбольными, баскетбольными мячами: сгибание и разгибание рук, маховые и круговые движения, броски на дальность, ловля мячей. Бег на коньках с перепрыгиванием препятствий, с резким торможением и последующими стартами. Толчки сопротивляющегося партнера плечом, грудью. Единоборства за шайбу у борта, на ограниченных площадках. Игры и эстафеты на коньках с переноской предметов и т.п. Силовая тренировка с быстрым темпом выполнения упражнения (работа 20-30 сек., вес отягощения для рук не более 10 кг, интервалы отдыха 60-90 сек, число повторений в серии 4-5 раз). Бег и прыжки вверх по лестнице, имитация бега на коньках с отягощениями [18].
Упражнения для развития быстроты из трудов Петрусевой Н.А. Передвижения (на коньках и без коньков). Повторное пробегание коротких отрезков о 15 до 40 м из различных исходных положений в различных направлениях. Бег с максимальной скоростью и резкими остановками, внезапным изменением скорости и направления движения по зрительному сигналу. Ускорения, бег по виражу, кругу, спирали, восьмерке (лицом и спиной назад). Эстафеты и игры с применением беговых упражнений. Ловля и быстрая передача мяча, шайбы. Упражнения с мячами (футбольными, баскетбольными, теннисными) у стенки, связанные с броском и ловлей отскочившего мяча в максимально быстром темпе, с быстрым переносом клюшки слева на право и обратно. Игры и упражнения, построенные на опережении действий партнера (овладение мячом, шайбой и т.д.). Броски шайбы поточно, в борт, с фиксацией времени. Бег на коньках 18,36 и 54 м - на время. Упражнения на расслабление. Более широко используется метод сопряженного воздействия на развитие физических качеств и совершенствования техники выполнения упражнений [13].
Упражнения для развития выносливости из трудов А.М. Брусованского, Ю.С. Лукашина и Д.Л. Рыжкова. Длительный равномерный бег с частотой пульса 140-160 уд/мин и переменный бег с частотой пульса 130-180 уд/мин. Кроссы 8-16 км. Серийный, интервальный бег на коротких отрезках с около предельной или максимальной скоростью в течении 4-5 минут (работа 5-12 сек., интервал отдыха 15-30 сек.).Чередование бега на коньках с максимальной, умеренной и малой интенсивностью. Серийное интервальное выполнение игровых и технико-тактических упражнений с интенсивностью 75-85% от максимальной (длительность одного повторения 20-30 сек, интервал отдыха 1,5-2,5 мин, число повторений в серии 3-5 раз, интервал между сериями 10-12 минут, число серий 1-2). Продолжительные игры (футбол, баскетбол, ручной мяч) и упражнения с уменьшенным количеством участников, на площадках увеличенного размера. Упражнения с отягощениями, выполняемые с максимальной скоростью (работа 15-20 сек., вес отягощения для рук не более 3 кг, интервал отдыха 30-60 сек, число повторений 4-5 раз). Бег по песку, по воде. Бег и прыжки по лестнице. Имитация бега на коньках. Игры на поле для хоккея с мячом. Дополнительно вводится: фартлек, добавляются бег на 200, 300, 400 м, челночный бег, игровые упражнения, выполняемые в виде интервальной тренировки (работа 40-50 сек., интервалы отдыха 1-2 минуты, число повторений в серии 5-6 раз, отдых между сериями 8-16 минут, число серий 2-3) [23].
Упражнения для развития ловкости из трудов П. Твиста. Эстафеты с предметами и без предметов. Игры и упражнения для совершенствования игрового мышления. Прыжки на коньках через препятствия. Падения и подъемы. Ходьба и бег на носках и пятках лезвий коньков. Выбивание шайбы у партнера в падении. Игра клюшкой лежа и на коленях. Эстафеты и игры с обведением стоек, с 68 противодействующими партнерами, уклонениями от применения силовых приемов, резкая смена направления бега. Более широко используются упражнения, моделирующие сложные игровые ситуации.
Упражнения для развития гибкости. Маховые движения руками, ногами, с большой амплитудой, с отягощениями, пружинистые наклоны в разные стороны. Вращения туловища шпагат, полушпагат. Упражнения с клюшкой и партнером «Мост» из положения лежа на спине или наклона назад, другие упражнения для увеличения подвижности суставов и растягивания мышц, несущих основную нагрузку в игре. Более широко используются отягощения малого веса [24].
Таким образом, содержание специальной физической подготовки для юношей возраста 16-17 лет в общем соответствует содержанию программ более ранних этапов подготовки, однако увеличивается вес отягощений, длинна дистанций в беге, а также усложняются игровые ситуации в подвижных и спортивных играх, эстафетах.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы организации занятий по специальной физической подготовке с юношами 16–17 лет в процессе внеурочной деятельности по хоккею с шайбой………………………..................................5
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития юношей 16–17 лет…..........................................................................................................................5
1.2. Содержание специальной физической подготовки юношей 16-17 лет в процессе внеурочной деятельности по хоккею с шайбой ……….............7
1.3. Принципы организации занятий хоккеем с шайбой с юношами 16–17 лет в процессе внеурочной деятельности……………………......................10
1.4. Особенности организации занятий по специальной физической подготовке с юношами 16–17 лет в процессе внеурочной деятельности по хоккею с шайбой ………………………………………………………...............13
Глава II. Содержание опытно-практической работы по организации занятий по специальной физической подготовке с юношами 16–17 лет в процессе внеурочной деятельности по хоккею с шайбой ………...............18
2.1. Организация исследования………………………..............................18
2.2. Планирование работы по организации занятий по специальной физической подготовке с юношами 16–17 лет в процессе внеурочной деятельности по хоккею с шайбой ………………………..................................21
2.3. Результаты исследования………………………….............................32
Заключение……………………………………………………………………...34
Библиографический список…………………………………………………..36
Приложения……………………………………………………………………..39
Библиографический список
1. Баёва Н.А. Анатомия и физиология детей школьного возраста : учебн. пособ. / Н.А. Баёва, О.В. Погадаева. – Омск : СибГУФК, 2018. – 56с. – Текст : непосредственный.
2. Горский Л. Тренировка хоккеистов : учебн. пособие / Л. Горский. – Москва : Физкультура и спорт, 1981. – 224с. – Текст : непосредственный.
3. Железняк Ю.Д. Спортивные игры : Техника, тактика, методика обучения : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков. – 2-е изд., стереотип. – Москва : Академия, 2018. – 520с. – Текст : непосредственный.
4. Караулова Л. К. Физиология физического воспитания и спорта : учебник для студ. учрежд. высш. проф. образ. в направл. физ. культ. / Л. К. Караулова. – Москва : Академия, 2018. – 296с. – Текст : непосредственный.
5. Кожухова Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребёнка: учебн. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова. – 2-е изд., перераб. и дополн. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 312с. – Текст : непосредственный.
6. Костка В. Современный хоккей / пер. с чеш. – Москва : Физкультура и спорт, 1976. – 256с. – Текст : непосредственный.
7. Лукьяненко В. П. Физическая культура : основы знаний: учебн. пособие / В. П. Лукьяненко. – Ставрополь : Издательство Ставропольского государственного университета, 2019. – 224с. – Текст : непосредственный.
8. Максименко А. М. Основы теории и методики физической культуры : учебн. пособие / А.М.Максименко. – Москва : 4-й филиал военного издательства, 2018. – 310с. – Текст : непосредственный.
9. Максименко А. М. Теория и методика физической культуры : учебник / А. М. Максименко. – Москва : Физическая культура, 2018. – 544с. – Текст : непосредственный.
10. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник для инст. физ. культ. / Л. П. Матвеев. – Москва : Физкультура и спорт, 1991. – 543с. – Текст : непосредственный.
11. Наглядная физиология С. Зильбернагль, А. Деспопулос / пер. с англ. — 2-е изд., исправ. и дополн. - Москва : Лаборатория знаний, 2019. — 424с. – Текст : непосредственный.
12. Настольная книга учителя физической культуры : справочник / [Г. И. Погадаев] / под ред. Л. Б. Кофмана. – Москва : Физкультура и спорт, 2018. – 495с. – Текст : непосредственный.
13. Петрусева Н. А. Лед, труд и характер… : учебн. пособ. / Н. А. Петрусева. – Москва : Физкультура и спорт, 1985. – 80с. – Текст : непосредственный.
14. Савин В. П. Теория и методика хоккея : учеб. для ин-тов физ. культ. / В. П. Савин. – Москва : Академия, 2019. - 400с. – Текст : непосредственный.
15. Смирнов В. М. Физиология физического воспитания и спорта : учебник для студентов сред. и высш. уч. заведений / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. – Москва : Владос, 2018. – 608с. – Текст : непосредственный.
16. Спасский О. Д. Хоккей : учебн. пособие / О. Д. Спасский. – 2-е изд. доп. – Москва : Физкультура и спорт, 1983. – 175с. – Текст : непосредственный.
17. Тарасов А. В. Тактика хоккея : учебн. пособие / А.В. Тарасов – Москва : Физкультура и спорт, 1963. – 272с. – Текст : непосредственный.
18. Тарасов А. В. Хоккей без тайн : учебн. пособ. / А. В. Тарасов. – Москва : Молодая гвардия, 1988. – 269с. – Текст : непосредственный.
19. Теория и методика физической культуры : учебник / [Ю.Ф. Курамшин, В.И. Григорьев, Н.Е. Латышева и др.] / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – 4-е изд., стереотип. - Москва : Советский спорт, 2019. – 464с. - Текст : непосредственный
20. Физиология человека. В 2-х томах. Том 1 Физиология человека / под ред. Покровского В. М., Коротько Г. Ф. – 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Медицина, 2003. – 656с. – Текст : непосредственный.
21. Физическая культура 5-9 классы. Рабочие программы по учебникам М. Я. Виленского, В. И. Ляха / сост. Г. О. Рощина. – Волгоград : Учитель, 2019. – 187с. – Текст : непосредственный.
22. Фомин Н. А. Возрастные основы физического воспитания : книга для препод. физ. восп., трен., науч. раб., врачей и психологов спорта / Н. А. Фомин, В. П. Филин. – Москва : Физкультура и спорт, 1972. – 176с. – Текст : непосредственный.
23. Хоккей: Малая энциклопедия спорта : энцикл. / сост. А.М. Брусованский, Ю.С. Лукашин, Д. Л. Рыжков. – Москва : Физкультура и спорт, 2019. – 686с. – Текст : непосредственный.
24. Хоккей: теория и практика П. Твист / пер. с англ. – Москва : АСТ: Астрель, 2018. – 288с. – Текст : непосредственный.
25. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 13-е изд., исправ. и дополн. – Москва : Академия, 2019. – 496с. – Текст : непосредственный.