Введение
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость – способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
В.П. Назаров определяет ловкость, как сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).
В 7 классе, указывает Л.К. Караулова, происходит кардинальная перестройка организма, увеличиваются размеры тела, однако иногда нервная система не всегда успевает за развитием скелета, это означает, что данный возраст как никакой другой нуждается в развитии координации движений.
Проблема исследования: как осуществлять развитие координационных способностей посредством специальных прыжковых упражнений у учащихся 7 класса на уроках физической культуры по разделу «Лёгкая атлетика»?
Объект исследования: процесс развития координационных способностей у учащихся 7 класса на уроках физической культуры по разделу «Лёгкая атлетика».
Предмет исследования: использование специальных прыжковых упражнений как средства развития координационных способностей у учащихся 7 класса на уроках лёгкой атлетики.
Цель исследования: теоретическое обоснование использования специальных прыжковых упражнений для развития координационных способностей у учащихся 7 класса, подбор и апробирование их на уроках физической культуры по разделу «Лёгкой атлетики».
Задачи исследования:
1. Изучить анатомо-физиологические особенности учащихся 12-14 лет;
2. Раскрыть сущность понятия «координационные способности»;
3. Подобрать специальные прыжковые упражнения для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках лёгкой атлетики;
4. Провести опытно-практическую работу по использованию специальных прыжковых упражнений для развития координационных способностей у учащихся 7 класса на уроках лёгкой атлетики.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, описание и обобщение, беседа, тестирование, апробирование.
Теоретической основой нашего исследования являются авторские идеи:
1. Караулова Л.К. об анатомо-физиологических учащихся 7 класса;
2. Назаров В.П. о сущности понятия «координационные способности»;
3. Алабин В.Г. об специальных прыжковых упражнениях в лёгкой атлетике;
4. Гойхман П.Н. об использовании специальных прыжковых упражнений для развития координационных способностей.
Научная новизна заключается в подборе специальных прыжковых упражнений для развития координационных способностей у учащихся 7 класса на уроках физической культуры по разделу «Лёгкая атлетика».
Практическая значимость: подобранные нами специальные прыжковые упражнения могут быть использованы в практической деятельности с учащимися 7 класса учителями физической культуры, студентами-практикантами и тренерами-преподавателями.
Глава I. Теоретические основы использование специальных прыжковых упражнений для развития координационных способностей у учащихся 7 класса на уроках физической культуры по разделу «Легкая атлетика»
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития учащихся 7 класса
По мнению Карауловой Л.К. 13-14 лет совпадает по времени со вторым периодом вытяжения, отличительной особенностью которого является рост тела в длину за счёт роста конечностей и развитие организма в целом. Достаточно взглянуть на подростка, чтобы сразу же отметить некоторые его внешние особенности, бросающиеся в глаза даже без специального наблюдения: нескладность, непропорциональность частей тела, угловатость движений. Эти впечатления подтверждаются данными специальных антропометрических измерений, которые отражены в системах организма, таких как костная система, сердечно-сосудистая система, дыхательная система, нервная система, мышечная система[7] .
Костная система характеризуется в быстром росте трубчатых костей верхних и нижних конечностей. Ускоряется рост в высоту позвонков. Гормоны роста действуют на хрящевую ткань, заставляя тем самым клетки усиленно делиться. Позвоночник в это время не успевает расти за остальным телом. Относительная эластичность и малая сопротивляемость под действием нагрузок или просто при постоянном неправильном положении тела ведут к его деформациям. На данном возрастном этапе позвоночный столб очень подвижен и важно правильно организовать соотношение нагрузки и отдыха, отмечает С. Зильбернагль.
Развивающееся и увеличивающееся в весе тело требует при физической нагрузке поступления большего количества кислорода и питательных веществ. Это повышает требования к работе сердца и сосудам. Сердечная мышца быстрее адаптируется к изменившимся нагрузкам, тогда как кровеносные сосуды не успевают расти соразмерно им. В 12 лет пульс 80 ударов в минуту считается нормой, в последующем он находится в пределах 60-80 ударов в минуту (как у взрослого человека) [24].
Дыхательная система. В подростковом возрасте происходит рост легких и увеличивается их жизненная емкость. Объем легких значительно увеличивается почти в два раза, повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких Режим дыхания у учащихся среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый 20 мл.
Эндокринная система. В возрасте глубокая перестройка происходит в эндокринной системе. В этот период начинается усиленный рост половых желез, повышается активность надпочечников и щитовидной железы. Активизация гормональной функции увеличивает количество хромаффинных клеток.
Период полового созревания сопровождается резким усилением функций половых и других желез внутренней секреции. Это приводит к ускорению темпов роста и развитию организма. Умеренные физические нагрузки не оказывают существенного влияния на процесс полового созревания и функции желез внутренней секреции, пишет Смирнов В.М. Чрезмерные физические напряжения могут замедлить нормальные темпы развития подростков, а тем самым снизить их координационные способности
Подростковому возрасту свойственно снижение порога возбудимости центральной нервной системы, следствием чего является повышенная реактивность, часто неадекватность реакций характеру и силе воздействия, выраженная неустойчивость вегетативной нервной системы. Корковая нейродинамика подростков отличается преобладанием возбудительных процессов над тормозными, поэтому особенности поведения подростков часто характеризуются выраженной эмоциональностью, эффективностью. В подростковом возрасте значительно усилен обмен веществ.
Мышечная система связанная с костной. Она закономерно претерпевает изменения вместе с ней. У мальчиков мышечная система развивается по мужскому типу. Под действием андрогенов (мужских половых гормонов) происходит развитие мышечной массы на руках, ногах, укрепляются мышцы брюшного пресса. Плечи становятся шире, тело вытягивается в длину, и соответственно ему бедра кажутся уже. Регулярные физические упражнения придадут уверенности в движениях, избавит от излишней закомплексованности по поводу внешнего вида. Если у мальчиков на первом плане идет увеличение мышечной массы, то для девушек в результате работы эстрогенов (женских половых гормонов) и гормонов гипофиза более характерно отложение жира на животе, бедрах, мышечная масса увеличивается гораздо меньше. Фигура девушки приобретает женственность и мягкость [28].
Таким образом, возраст учащихся 7 класса совпадает с периодом биологического созревания организма. Усиленно растут трубчатые, длинные кости конечностей и позвонки; мышечная система развивается быстрыми темпами; существенные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе; объём лёгких увеличивается почти в два раза; начинается усиленный рост половых желез, повышается активность надпочечников и щитовидной железы. Всё это создаёт предпосылки для развития координационных способностей обучающихся данного школьного возраста. Зная особенности семиклассников, при подборе соответствующих средств развития координационных способностей, можно достичь высоких результатов.
1.2. Сущность понятия «координационные способности»
Координационные способности являются комплексным физическим качеством, включающим в себя целый ряд двигательных способностей.
Координационные способности (КС) - это совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции – определение Ляха В.И. [19].
Природной основой КС являются задатки, под которыми понимают врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности организма, пишет Бернштейн Н.А. К ним относят свойства нервной системы (силу, подвижность, уравновешенность нервных процессов), индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень зрелости ее отдельных областей и других отделов центральной нервной системы, уровень развития отдельных анализаторов, особенности строения и функционирования нервно мышечного аппарата, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др. [4].
Координационные способности - это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях, пишет Назаров В.П.
В основе координационных способностей лежит широкий комплекс факторов, выходящих за пределы чисто двигательных качеств:
1) Пластичность центральной нервной системы (подвижность процессов возбуждения и торможения). Вследствие этого ловкость в немалой степени определяется наследственностью.
2) Уровень развития физических качеств, прежде всего скоростные способности, динамическая сила и гибкость.
3) Двигательный опыт, т.е. запас разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков.
4) Способность быстро расслабляться при выполнении двигательных действий, особенно скоростно-силовой направленности.
5) Антиципация, т.е. способность к предугадыванию последствий как своих возможных двигательных актов, так и наиболее вероятных действий соперника или партнера.
6) Психологическая установка, направленная на достижение двигательной задачи в любых условиях, в частности, находчивость и инициативность, способность к неожиданному экспромту в разных ситуациях и т.д.[25].
Большинство из обозначенных факторов поддаются определенному совершенствованию, поэтому в принципе координационные способности можно успешно развивать. Наиболее благоприятным периодом для этого считается ранний возраст. В частности, 4 и 5 годы жизни по темпу прироста координационных способностей являются наиболее важными, указывает Чиркин М.Д. Если в этот период целенаправленно воздействовать на них, то к 7-10 годам организм детей готов к их высокому развитию [35].
В связи с комплексным характером координационных способностей, естественно, отсутствует обобщенный показатель уровня их развития. Для этого используется ряд критериев, наиболее важными из которых, по мнению Ж.К. Холодова, являются:
1) Время освоения нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности.
2) Время, необходимое для перестройки своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей.
3) Биомеханическая сложность выполняемых двигательных действий или их комплексы (комбинации).
4) Точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным).
5) Сохранение устойчивости при нарушенном равновесии.
6) Экономичность двигательной деятельности, связанная с умением расслабляться по ходу выполнения движений. Нерациональная мышечная напряженность свидетельствует о слабых координационных возможностях человека [34].
Под координационными способностями понимаются способности человека к согласованию и соподчинению отдельных движений в единую, целостную двигательную деятельность.
Для эффективного формирования координационных способностей необходимо на базе общего подхода к физическому воспитанию выработать конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов координационных способностей с учетом их места и роли в общей системе двигательной деятельности человека. Отсюда и вытекает необходимость классификации координационных способностей.
Применительно к детскому спорту можно выделить следующие наиболее значимые, фундаментальные координационные способности человека в процессе управления двигательными действиями, из работ Ляха В.И.:
-способность к реагированию;
-способность к равновесию;
-ориентационная способность;
-дифференцированная способность, разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения;
-ритмическая способность.
Способность к реагированию - это способность быстро и точно начать движения соответственно определенному сигналу. Различают зрительно- моторную реакцию и слухо-моторную реакцию. Критерием оценки служит время реакции на различные сигналы. Например, старт по свистку, отмашки флажка или сигнал, поданный голосом [18].
Способность к равновесию - это сохранение устойчивого положения тела в условиях затрудняющих сохранение равновесия. Различают статическое и динамическое равновесие. К ним относятся упражнения на различные виды равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед или шагом, бегом, прыжками, различные виды лазания и так далее. Второй путь основан на избирательном совершенствовании анализаторов, обеспечивающих сохранение равновесия. Для совершенствования вестибулярной функции следует применять упражнения с прямолинейными и угловыми ускорениями. Например, кувырок вперед, перекат в сторону (колесо).
Ориентационная способность - это способность к определению и изменению положения тела в пространстве и во времени, особенно с учетом изменяющейся ситуации или движущегося объекта.
Например, выход после прыжка в три оборота, акробатические прыжки, вольные упражнения в спортивной гимнастике и так далее.
Способность к дифференцированию - это способность к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а также движения в целом. Например, бросок в кольцо с различных точек, ритмическая способность при броске.
Ритмическая способность - это способность определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта. Например, выполнение вольных упражнений под музыку.
Таким образом, координационные способности представляют собой совокупность свойств организма человека, проявляющаяся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности в соответствии с уровнем построения движений и обусловливающая успешность управления двигательными действиями. Выделяют следующие координационные способности: способность к реагированию; способность к равновесию; ориентационная способность; дифференцированная способность; ритмическая способность; способность к реагированию; cпособность к равновесию; ориентационная способность. Рассматривая координационные способности можно сказать что они все могут развивать в процессе выполнения специальных прыжковых упражнений.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………….......3
Глава I. Теоретические основы использование специальных прыжковых упражнений для развития координационных способностей у учащихся 7 класса на уроках физической культуры по разделу «Легкая атлетика»……....6
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития учащихся 7 класса….6
1.2. Сущность понятия «координационные способности» ……………..…….8
1.3. Специальные прыжковые упражнения как средство развития координационных способностей..................................................................................13
Глава II. Организация опытно практического исследования использование специальных прыжковых упражнений для развития координационных способностей у учащихся 7 класса на уроках физической культуры по разделу «Легкая атлетика»…………………………………………………………………...18
2.1. Организация опытно практическое исследование …………...….............18
2.2. Проведение серий уроков..............................……………………………...22
2.3.Результаты исследования .............................................................................33
Заключение……………………………………………………………………………35
Библиографический список……………………….………………………………..37
Приложения……………………………………………………………………….......41
Библиографический список
1. Алабин В. Г. 2000 упражнений для легкоатлетов : учебн. пособ. / В.Г. Алабин. – Харьков : Основа 2016. – 120 с. – Текст : непосредственный.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания : учебн. пособ. /Б.А. Ашмарин. – Москва : Физкультура и спорт, 1990. - 235с. – Текст : непосредственный.
3. Барышева Н. В. Основы физической культуры учащихся средних классов : учеб. пособие / Н. В. Барышева, В.М. Минияров, М.Г. Неклюдова – Самара : Самара, 1995. – 235с. – Текст : непосредственный.
4. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии : учебн. пособ. /Н.А. Бернштейн. – Москва : Физкультура и спорт, 2016. – 288с. – Текст : непосредственный.
5. Гойхман П. Н. Легкая атлетика в школе : учебн. пособ./ П.Н. Гойхман, О.Н. Трофимов. - Москва : Физкультура и Спорт, 2016. – 119 с. – Текст : непосредственный.
6. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры : учебню пособ. /А.А. Гужаловский. – Москва : Физкультура и спорт, 1988. - 186с. – Текст : непосредственный.
7. Караулова Л. К. Физиология физического воспитания и спорта : учебник для студ. учрежд. высш. проф. образ. в направл. физ. культ. / Л. К. Караулова. – Москва : Академия, 2012. – 296с. – Текст : непосредственный.
8. Книга тренера по легкой атлетике : учебник. / Под ред. Л.С. Хоменкова. – Москва : Физкультура и Спорт, 2016. – 436 с. – Текст : непосредственный.
9. Кожухова Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребёнка: учебн. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова. – 2-е изд., перераб. и дополн. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 312с. – Текст : непосредственный.
10. Колодий О. В. Легкая атлетика и методика преподавания : учебн. пособ. / О.В. Колодий. - Москва : Физкультура и Спорт, 2016. – 271 с. – Текст : непосредственный.
11. Коробков А. В. О беге почти все : учебн. пособ. /А.В. Коробков. – Mосква : Физкультура и Спорт, 2016. – 64 с.
12. Креер В.А. Легкоатлетические прыжки : учебн. пособ. /В.А. Креер, В.Б. Попов. - Москва : Физкультура и Спорт, 2016. – 66с. – Текст : непосредственный.
13. Кривоносов М. П. Методика обучения легкоатлетическим упражнениям : учебн. пособ. /М.П. Кривоносов, Т.П. Юшкевич. – Минск.: Высшая школа, 2016. – 310с.
14. Кузнецов В. В. Легкая атлетика на уроках физической культуры в общеобразовательной школе : учебн. пособ. / В.В. Кузецов, Ж.К. Ходжаев. - Москва : Физкультура и Спорт, 2016. – 129с. – Текст : непосредственный.
15. Легкая атлетика : учебник. / Под общ. ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронина, Ю. Н. Примакова. - Москва : Физкультура и Спорт, 2016. – 672с. – Текст : непосредственный.
16. Легкая атлетика : учебник. / Под ред. А. Н. Макарова. – Москва : Просвещение, 1987. – 304с. – Текст : непосредственный.
17. Лукьяненко В. П. Физическая культура : основы знаний: учебн. пособие / В. П. Лукьяненко. – Ставрополь : Издательство Ставропольского государственного университета, 2001. – 224с. – Текст : непосредственный.
18. Лях В. И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры : научный журнал. – 1995, № 11. – Текст : непосредственный.
19. Лях В. И. Координационные способности школьников /В.И. Лях // Физическая культура в школе : научный журнал. – 2001, № 2. – С. 7-14. – Текст : непосредственный.
20. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся V-XI классов общеобразовательной школы : мет. пособ. /В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. – Москва : Просвещение, 1992. – 48 с. – Текст : неспосредственный.
21. Максименко А. М. Основы теории и методики физической культуры : учебн. пособие / А.М.Максименко. – Москва : 4-й филиал военного издательства, 2001. – 310с. – Текст : непосредственный.
22. Максименко А. М. Теория и методика физической культуры : учебник / А. М. Максименко. – Москва : Физическая культура, 2005. – 544с. – Текст : непосредственный.
23. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник для инст. физ. культ. / Л. П. Матвеев. – Москва : Физкультура и спорт, 1991. – 543с. – Текст : непосредственный.
24. Наглядная физиология С. Зильбернагль, А. Деспопулос / пер. с англ. — 2-е изд., исправ. и дополн. - Москва : Лаборатория знаний, 2019. — 424с. – Текст : непосредственный.
25. Назаров В.П. Координация движений у детей школьного возраста : учебн. пособ. /В.П. Назаров. – Москва : Физкультура и Спорт, 2016. -32с. – Текст : непосредственный.
26. Настольная книга учителя физической культуры : справочник / [Г. И. Погадаев] / под ред. Л. Б. Кофмана. – Москва : Физкультура и спорт, 1998. – 495с. – Текст : непосредственный.
27. Попов В.Б. 1001 упражнение для легкоатлетов : учебн. пособ. /В.Б. Попов. – Москва : Физкультура, образование и наука, 2016. – 56с. – Текст : непосредственный.
28. Смирнов В. М. Физиология физического воспитания и спорта :учебник для студентов сред. и высш. уч. заведений / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. – Москва : Владос, 2002. – 608с. – Текст : непосредственный.
29. Теория и методика физической культуры : учебник / [Ю.Ф. Курамшин, В.И. Григорьев, Н.Е. Латышева и др.] / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – 4-е изд., стереотип. – Москва : Советский спорт, 2010. – 464с.–Текст : непосредственный
30. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2014. – 63с. – Текст : непосредственный.
31. Физиология человека. В 2-х томах. Том 1 Физиология человека / под ред. Покровского В. М., Коротько Г. Ф. – 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Медицина, 2003. – 656с. – Текст : непосредственный.
32. Физическая культура 5-9 классы. Рабочие программы по учебникам М. Я. Виленского, В. И. Ляха / сост. Г. О. Рощина. – Волгоград : Учитель, 2019. – 187с. – Текст : непосредственный.
33. Фомин Н. А. Возрастные основы физического воспитания : книга для препод. физ. восп., трен., науч. раб., врачей и психологов спорта / Н. А. Фомин, В. П. Филин. – Москва : Физкультура и спорт, 1972. – 176с. – Текст : непосредственный.
34. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 13-е изд., исправ. и дополн. – Москва : Академия, 2016. – 496с. – Текст : непосредственный.
35. Чиркин М. Д. Анатомо-физиологические и психологические особенности возрастных школьных групп. Теория и практика физической культуры : учебн. пособ. /М.Д. Чиркин. – Москва : Физкультура и спорт, 1956. – 145с. – Текст : непосредственный.