Введение
В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры. Современный баскетбол, как один из видов спортивных игр, находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и в защите. Эта игра является одним из средств физической подготовки и воспитания молодежи.
Занятия баскетболом способствуют приобретению жизненно необходимых навыков (бег, прыжки, координация, броски), содействуют активному воспитанию физических и морально-волевых качеств, а также стимулируют развитие когнитивных и интеллектуальных способностей (познавательность, наблюдательность, анализ, прогнозирование).
В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников баскетбол является одним из средств физического воспитания. Техника игры в баскетбол многообразна. Важнейшим техническим приемом являются броски. От точности броска, в конечном счете, зависит успех в игре. Проблемой повышения точности бросков в баскетболе занимались многие специалисты Гомельский А.Я., Яхонтов Е.Р., Сковородникова Н.В. и др. Большинство специалистов отмечают, что точность бросков высока, как правило, при выполнении их из стандартных положений, например, при выполнении штрафного броска.
Броски по кольцу являются наиболее существенным элементом технической подготовленности в атаке. Они составляют конечную цель всех нападающих действий игроков, задействованных в игре. И, несмотря на то, что для получения преимущества над соперником требуется применение многих других технических элементов, все же их значимость определяется, в основном, созданием удобной позиции для выполнения бросков по кольцу, от эффективности реализации которых, в конечном счете, зависит успех в матче.
Обучение школьников баскетболу начинается в 5-х классах. Однако в учебно-методической литературе представлено недостаточно исследований по методике обучения школьников этой игре и особенно броскам. Знание уровня подготовленности и динамики становления техники броска по кольцу позволит учителю подбирать и использовать в уроке средства, обеспечивающие обучение на более высоком уровне, что и определяет актуальность избранной темы. Встаёт проблема: как развивать точность бросков по кольцу посредством специальных упражнений у учащихся 9 класса на уроках физической культуры по разделу «Спортивные игры. Баскетбол»?
Объект исследования: процесс развития точности броска по кольцу у учащихся 9 класса на уроках физической культуры по разделу спортивные игры баскетбол.
Предмет исследования: использование специальных упражнений для развития точности броска по кольцу у учащихся 9 класса на уроках физической культуры по разделу «Спортивные игры. Баскетбол».
Цель исследования: теоретическое обоснование и апробирование серии уроков по использованию специальных упражнений для развития точности броска по кольцу у учащихся 9 класса на уроках физической культуры по разделу «Спортивные игры. Баскетбол».
Задачи исследования:
1) Изучить анатомо-физиологические особенности учащихся 9 класса;
2) Раскрыть понятие «точность» в физическом воспитании;
3) Рассмотреть характеристику, классификацию и значение бросков в баскетболе;
4) Определить специальные упражнения для развития точности при выполнении броска в баскетболе;
5) Подобрать и апробировать специальные упражнения для развития точности броска по кольцу у учащихся 9 класса на уроках физической культуры по разделу «Спортивные игры. Баскетбол».
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, описание и обобщение, тестирование, апробирование, беседа.
Теоретической основой нашего исследования являются авторские идеи:
1) Карауловой Л.К. об анатомо-физиологических и психологических особенностях учащихся 9 класса;
2) Максименко А.М. о понятии «точность» в физическом воспитании.
3) Портнова М.Ю. о характеристике, классификации и значении бросков в баскетболе;
4) Яхонтова Е.Р. о специальных упражнениях для развития точности в бросках баскетболистов.
Новизна исследования заключается в апробации подобранных упражнений для совершенствования точности броска в корзину у учащихся 9 класса на уроках физической культуре по разделу спортивные игры баскетбол.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности с учащимися среднего школьного возраста учителями физической культуры, студентами-практикантами и тренерами-преподавателями.
Глава I. Теоретические основы использования специальных упражнений для развития точности броска по кольцу у учащихся 9 класса на уроках физической культуры по разделу «Спортивные игры. Баскетбол»
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития учащихся 9 класса
Средний школьный возраст охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся V–IX классов. Этот период еще называют периодом «полуребенка- полувзрослого», пишет в своих трудах Караулова Л.К.
Характерная особенность среднего школьного (подросткового) возраста – половое созревание организма. У девочек этот период сопровождается более выраженными изменениями в организме, чем у юношей. Он начинается у девочек в среднем на 1–2 года раньше, чем у юношей. В это время происходит бурный рост и развитие всего организма. Прежде всего, наблюдается резкий рост тела в длину: у девочек максимум прироста обычно приходится на 12–13 лет, у мальчиков – на 14–15 лет. Значительно возрастает сила мышц. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков 13–14 лет, а у девочек – в 11–12 лет [11].
Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно- сосудистой системы. Сердце значительно увеличивается в объеме, становится более сильным, работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это часто приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, пишет С. Зильбернагль, повышению кровяного давления, следствием чего являются наблюдающиеся у некоторых подростков головокружения, учащенное сердцебиение, головные боли, слабость, сравнительно быстрая утомляемость.
В данном возрасте происходит процесс активного формирования типологических свойств нервной системы, в результате чего врожденные генотипические особенности становятся устойчивыми. Складывается индивидуальный тип нервной деятельности. Творческие возможности школьника приобретают устойчивую физиологическую и структурную основ [21].
В подростковый период дети увеличиваются в длину на 5–8 см в год. Девочки растут наиболее активно в 11–12 лет (их рост в это время увеличивается до 10 см в год), рост мальчиков наиболее интенсивно идет в 13–14 лет, и после 15 лет в росте они обгоняют девочек. Увеличение роста идет в основном за счет роста трубчатых костей конечностей, из трудов Смирнова В.М., кости грудной клетки растут медленнее, отчего у подростков часто можно видеть плоскую, а иногда и впалую грудь, что затрудняет дыхание. Вместе с ростом увеличивается и масса тела. Девочки прибавляют в год 4–8 кг, особенно заметна прибавка в 14–15 лет; у мальчиков прибавка в массе составляет 7– 8 кг в год. Однако темпы роста массы несколько отстают от темпа роста скелета, что сказывается на внешнем виде подростка (фигура вытянута, нескладна, костлява) [24].
В периоде полового созревания наблюдается ослабление всех видов внутреннего торможения, пишет Волков Б.С. Вот почему одной из важных задач в воспитании подростков является развитие коркового торможения, «воспитание тормозов».
Подростковый возраст считается самым трудным с точки зрения организации с детьми этого возраста учебно-воспитательной работы, и в тоже время этот период исключительно важен в отношении психического, физического развития, формирования личности. Именно в этот период происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненной позиции, «рождение гражданина». Подросток в одно и тоже время –и ребенок, и взрослый, а точнее сказать, подросток – это уже не ребенок, но в тоже время еще и не взрослый. Это период, когда как раз и происходит переход от детства к взрослости [4].
Подростковый возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств, отмечает Гогунов Е.Н. У школьников достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.
Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность [6].
Успех воспитания зависит, прежде всего, от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка. С давних пор детство (время от рождения ребенка до 18 лет) делят на периоды, характеризующиеся качественным своеобразием психофизиологических признаков в том или ином возрасте.
Идеал подростка – это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей, пишет Солодков А.С. Но действенность идеала определяется не столько рассудочной деятельностью подростка, сколько силой его эмоций.
Для подросткового возраста характерна потребность в общении с товарищами. Подростки не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. Находясь под контролем коллектива, подростки приучаются выполнять каждодневные обязанности, формируют общественную активность, инициативу, способность определять свою волю и интересы волей коллектива. Подросток не мыслит себя вне коллектива, гордится коллективом, дорожит его честью, уважает и высоко ценит тех одноклассников, которые являются хорошими товарищами. Место, которое занимают подростки среди товарищей по классу, имеет огромное социально-психологическое значение. Главной основой дружбы подростков является общность интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования, и дружба носит более длительный характер. У подростков начинают складываться относительно устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения, оценки, убеждения [26].
У школьников возникает своя система требований и норм, и они могут упорно их отстаивать, не боясь осуждения и наказания со стороны взрослых. Этим объясняется, видимо, стойкость некоторых «моральных установок», которые из года в год существуют в среде школьников и почти не поддаются педагогическому воздействию, например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке, и вполне добродушное, даже поощрительное отношение к тем, кто списывает и пользуется подсказкой.
Таким образом, возрастной период учащихся 9 класса относится к подростковому периоду. В этом возрасте происходит процесс окостенения скелета, роста и развития мышечной ткани, рост кровеносных сосудов, развитие лёгочного аппарата, активизация эндокринной системы, интенсивный рост всего тела. Рассматривая сенситивные периоды данный возраст является благоприятно для развития координационных способностей, а именно -точность.
1.2. Точность как физическое качество и её проявление
Точность каждого двигательного действия определяется степенью его соответствия внешней форме и содержанию, пишет А.М. Максименко.
Внешняя сторона определяет направление, амплитуду, согласованность отдельных двигательных актов, т. е. форму физического упражнения.
Внутренняя сторона двигательного действия определяется взаимосвязью различных физиологических процессов в организме под воздействием определенной физической нагрузки и составляет его содержание. Чем выше согласованность этих процессов, тем экономичнее осуществляется работа. Упражнения, выполняемые с высокой степенью точности, технически совершенны. Рациональная мышечная деятельность определяется уменьшением количества вовлеченных в работу двигательных единиц благодаря строгому дозированию их активности. При достаточно эффективной организации мышечной деятельности легче усваиваются основы техники изучаемого упражнения. Детали (части техники) помогают правильно выполнить двигательное действие, способствуют экономному распределению усилий. Экономичность в значительной степени обеспечивается чередованием напряжения и расслабления мышц. Во время расслабления не только создаются благоприятные условия для концентрации усилий, но и появляется возможность принятия наиболее выгодного положения для их приложения. Поэтому в подготовительной, основной и заключительной фазах двигательного действия их распределение различно. Способность чередовать напряжение мышц с их расслаблением, рационально распределять усилия во времени – одно из важных условий точного выполнения упражнений и создания ритма движений. Без овладения ритмом двигательного действия невозможно точное воспроизведение всех его параметров. Следовательно, точность двигательного действия обеспечивается тремя основными компонентами: формой, содержанием и ритмом [18].
В различных двигательных действиях точность проявляется по-разному. Анализ трудов Лукьяненко В.П. позволил выявить следующие проявления точности:
• Точность воспроизведения по пространственно-временным и силовым параметрам имеет большое значение при освоении ведущего звена техники любого двигательного действия. Степень точности оценки пространственных характеристик определяет скорость движений и рациональное распределение усилий. Так, при приеме футбольного мяча необходимо в минимальное время определить нужное направление и расстояние до своего партнера, которому предназначается передача, а также силу удара. Неточность одной из составляющих этого сложного двигательного действия приведет к потере мяча.
• Точность дифференцирования усилий в конкретной ситуации как следующее проявление исследуемого качества характерна для подвижных и спортивных игр, единоборств, метаний и др. Например, направление и сила ветра существенно отражаются на основных параметрах движений в беге, прыжках; резкие перепады температуры воздуха влияют на выбор способа передвижения лыжника-гонщика, состав участников соревнования определяет тактику ведения боя боксерами и борцами и т. д.
• Точность движений тела и его отдельных звеньев в ответ на внешний раздражитель. Таким раздражителем является характер двигательного действия соперника в фехтовании, в теннисе и других видах единоборств и спортивных игр; свисток судьи; резкое изменение скорости на дистанции в лыжных гонках: поворот, подъем, спуск и т. д. Лучшего результата добивается спортсмен более высоким уровнем проявления точности [17].
Прирост данного двигательно-координационного качества (точности) зависит от ряда факторов, пишет Матвеев Л.П., и в первую очередь – от уровня межцентральных взаимоотношений (степени выраженности индукционных процессов, иррадиации, концентрации нервных процессов). При оптимальном сосредоточении нервных процессов внимание занимающихся акцентируется не только на ведущем звене техники, но и на деталях. Это позволяет выполнить двигательное действие с требуемой степенью точности.
Уровень функциональной лабильности нервных центров – следующий фактор, влияющий на развитие точности. Чем быстрее в нервных центрах происходит замена процессов возбуждения торможением и наоборот, тем лучше усваиваются пространственные, временные и силовые характеристики физических упражнений. Так, скорость беговых шагов в беге на короткие дистанции зависит от того, насколько быстро мышцы напрягаются и расслабляются, обеспечивая скорость восстановительных процессов [20].
Состояние системы анализаторов – также один из факторов, во многом определяющий уровень развития точности движений. В зависимости от характера и сложности двигательного действия ведущую роль могут играть зрительный, вестибулярный, двигательный и слуховой анализаторы. Например, при выполнении броска мяча по баскетбольному кольцу преимущественное значение имеет зрительный анализатор. В физических упражнениях, выполняемых вниз головой: стойки на руках, сальто, пируэты – основную роль играет вестибулярный анализатор, из научных работ Г.И. Погадаева. В видах спорта, использующих музыкальное сопровождение, большое место отводится слуховому анализатору. В плавании и прыжках в воду велика роль тактильного анализатора.
Следующий фактор – степень координации деятельности двигательных и вегетативных систем. Каждый двигательный навык имеет моторные и вегетативные компоненты. Поэтому ритм и темп технически совершенного двигательного действия характеризуется высокой степенью скоординированности ритмов дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем. Этим движения мастеров спорта главным образом отличаются от движений новичков [22].
Уровень развития физических и координационных качеств – как один из факторов, влияющих на проявление точности, в значительной степени обусловливается пространственными, временными и силовыми параметрами двигательного действия.
Психическое и эмоциональное состояния также влияют на проявление точности выполняемого действия, пишет А.А. Гужаловский. Уровень эмоционального возбуждения и функционального состояния организма создает наиболее благоприятные возможности для протекания физиологических процессов и достижения высокой степени их согласованности. Так, удачное начало выступления вызывает у спортсмена дополнительный подъем душевных сил, чувства вдохновения, окрыленности. При пониженном эмоциональном настрое может возникнуть рассогласование функциональных систем как одна из причин снижения точности двигательного действия [23].
Развитие и совершенствование точности невозможно без использования критериев, позволяющих оценить степень прироста данного качества. Выявление компонентов изучаемого качества, его различных проявлений позволило прийти к выводу, что один из критериев оценки прироста данного качества – степень точного воспроизведения внешней формы двигательного действия. Физическое упражнение, как указано в трудах Холодова Ж.К., имеет свои определенные параметры: положение тела и изменение его формы, амплитуду, направление движения, величину прилагаемых усилий и их рациональное распределение. Это позволяет объединить данные характеристики по трем основным критериям, дающим возможность оценивать степень прироста точности:
1) качество воспроизведения внешней формы двигательного действия;
2) степень соответствия выполняемого упражнения его пространственным, временным и силовым параметрам;
3) качество воспроизведения ритма двигательного действия [35].
Таким образом, точность — это двигательно-координационное качество, обеспечивающее наиболее полное соответствие двигательного действия его пространственным, временным и силовым параметрам в зависимости от конкретной ситуации и условий. Высокая степень точности выполнения двигательной задачи обеспечивается мышечной и внутримышечной координацией. Известно, что экономичность движений связана с уменьшением количества вовлеченных в работу двигательных единиц за счет их строгого дозирования. Следовательно, качество двигательной деятельности в значительной мере определяется уровнем развития точности как одной из ведущих двигательных характеристик.
Оглавление
Введение………………………………………………………………….......……...3
Глава I. Теоретические основы использования специальных упражнений для развития точности броска по кольцу у учащихся 9 класса на уроках физической культуры по разделу «Спортивные игры. Баскетбол»………………………………………………………………………….6
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития учащихся 9 класса............................................................................................................................6
1.2. Точность как физическое качество и её проявление…………………..9
1.3. Характеристика, классификация и значение бросков в современном баскетболе. ………………………………………………………………................13
1.4. Развитие точности броска по кольцу посредством специальных упражнений у учащихся 9 класса на уроках физической культуры по разделу спортивные игры баскетбол ……………………....................................................18
Глава II. Организация опытно-практического исследования по развитию точности броска по кольцу у учащихся 9 класса на уроках физической культуры по разделу «Спортивные игры. Баскетбол»....................................24
2.1. Организация опытно-практического исследования…………………..24
2.2. Проведение серии уроков с использованием специальных упражнений для развития точности броска по кольцу у учащихся 9 класса на уроках физической культуры по разделу «Спортивные игры. Баскетбол»………….……………………………………………………….............26
2.3. Результат опытно-практического исследования……………………35
Заключение…………………………………………………………………….......37
Библиографический список……………………………………………………..40
Приложения………………………………………………………………………..43
Библиографический список
1. Баскетбол : учебник для вузов физической культуры / под ред. Ю. М. Портнова. – Москва : Физкультура и спорт, 2018. – 480с. – Текст : непосредственный.
2. Баскетбол : учебник для институтов физической культуры – Москва : Физкультура и спорт, 2018. – 288с.– Текст : непосредственный.
3. Вальтин А. И. Методические рекомендации по совершенствованию техники бросков мяча в корзину : учебн. пособ / А. И. Вальтин. – Киев, 2018. – 24с.– Текст : непосредственный.
4. Волков Б.С. Психология подростка : учебник / Б.С. Волков. –Москва : Просвещение, 2018. – 212с. – Текст : непосредственный.
5. Гзовский Б. М. Студенческий баскетбол (анализ и упражнения) : учебн. пособ. / Б. М. Гзовский, В. А. Кудряшов. – Минск : Вышэйшая школа,2018. – 383с.– Текст : непосредственный.
6. Гогунов Е. Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – Москва : Академия, 2018. – 288с.– Текст : непосредственный.
7. Дрюэт Д. Баскетбол : учебн пособ. / Д. Дрюэт, П. Мэйсон. – Москва : Издательство АСТ, 2019. – 48с.– Текст : непосредственный.
8. Дулин А. А. Баскетбол в школе : учебн. пособ. – Ижевск : Удмуртский университет, 12018. – 400с.– Текст : непосредственный.
9. Зельдович Т. А. Подготовка юных баскетболистов : учебн. пособ. /Т.А. Зельдович, С.А. Кераминас. – Москва : Физкультура и спорт, 2018. – 218с.– Текст : непосредственный.
10. Зинин А. Детский баскетбол : учебн. пособ. /А. Зинин. – Москва : Физкультура и спорт,2017. – 183с. – Текст : непосредственный.
11. Караулова Л. К. Физиология физического воспитания и спорта : учебник для студ. учрежд. высш. проф. образ. в направл. физ. культ. / Л. К. Караулова. – Москва : Академия, 2018. – 296с.– Текст : непосредственный.
12. Кожухова Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребёнка :учебн. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова. – 2-е изд., перераб. и дополн. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 312с.– Текст : непосредственный.
13. Корягин В. М. Подготовка высококвалифицированных баскетболистов : учебн. пособ. /В.М. Корягин. – Львов : Край, 1998. – 200с. Текст : непосредственный.
14. Красникова О.С. Уроки баскетбола: игровые упражнения и игры : учебн. пособ. / О.С. Красникова. — Нижневартовск : Нижневартовский государственный университет, 2019. - 91с. - Текст : непосредственный.
15. Кузин В. В. Баскетбол. Начальный этап обучения : учебн. пособ. /В.В. Кузин, С. А. Полиевский. – Москва : Физкультура и спорт, 1999. – 136с.– Текст : непосредственный.
16. Линденберг Ф. Баскетбол: игра и обучение : учебн. пособ. / Ф. Линденберг. – Москва : Физкультура и спорт, 2018. – 205с. - Текст : непосредственный.
17. Лукьяненко В. П. Физическая культура : основы знаний : учебн. пособие / В. П. Лукьяненко. – Ставрополь : Издательство Ставропольского государственного университета, 2018. – 224с.– Текст : непосредственный.
18. Максименко А. М. Теория и методика физической культуры : учебник / А. М. Максименко. – Москва : Физическая культура, 2018. – 544с.– Текст : непосредственный.
19. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры :учебн. пособие / А.М.Максименко. – Москва :4-й филиал военного издательства, 2001. – 310с.– Текст : непосредственный.
20. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник для инст. физ. культ. / Л. П. Матвеев. – Москва : Физкультура и спорт, 1991. – 543с.– Текст : непосредственный.
21. Наглядная физиология С. Зильбернагль, А. Деспопулос/ пер. с англ. — 2-е изд., исправ. и дополн. - Москва :Лаборатория знаний, 2019. — 424с.– Текст : непосредственный.
22. Настольная книга учителя физической культуры : справочник / [Г. И. Погадаев] / под ред. Л. Б. Кофмана. – Москва : Физкультура и спорт, 1998. – 495с. – Текст : непосредственный.
23. Основы теории и методики физической культуры : учебник для инст. физ. культ. / под ред. А. А. Гужаловского. – Москва : Физкультура и спорт, 1986. – 352с.– Текст : непосредственный.
24. Смирнов В. М. Физиология физического воспитания и спорта :учебник для студентов сред. и высш. уч. заведений / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. – Москва :Владос, 2018. – 608с.– Текст : непосредственный.
25. Соловьев В. Н. Применение дидактических технологий при подготовке специалистов по физической культуре и спорту в процессе обучения подвижным и спортивным играм: научн. пособ. /В.Н. Соловьёв, Ю.А. Мельников, А.В. Пушкарёв, С.И. Егорова. – Ижевск : Удмуртский университет, 2019. – 410с.– Текст : непосредственный.
26. Солодков А.С Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учебн. / Солодков А.С., Сологуб Е.Б. - изд. 2-е, испр. и доп. — Москва : Олимпия Пресс, 2005. - 528с. - Текст : непосредственный.
27. Сортэл Н. Баскетбол. 100 упражнений и советов для юных игроков : учебн. пособ. /Н. Сортэл. – Москва : Астрель АСТ, 2018. – 238с. – Текст : непосредственный.
28. Спортивные игры и методика преподавания : учебн. для пед. университетов / под ред. Ю. И. Портных – изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва : Физкультура и спорт, 1986. – 320с.– Текст : непосредственный.
29. Теория и методика физического воспитания :учебн. для инст. физ. культ. / [Л.П. Матвеев] под ред. А.Д. Новикова. – 2-е изд. стереотип. - Москва : Физкультура и спорт, 1976. – 256с.– Текст : непосредственный.
30. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / [И. С. Барчуков] / под ред. Г. В. Барчуковой. – Москва : КНОРУС, 2019. – 368с.– Текст : непосредственный.
31. Теория и методики физического воспитания : учебник для студентов факультетов физ. культ. / [Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.] / под общ. ред. Б. А. Ашмарина. – Москва : Просвещение, 1990. – 329с. – Текст : непосредственный.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд., перераб. –Москва : Просвещение, 2014. – 63с.– Текст : непосредственный.
33. Физиология человека. В 2-х томах. Том 1 Физиология человека / под ред. Покровского В. М., Коротько Г. Ф. – 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Медицина, 2017. – 656с.– Текст : непосредственный.
34. Фомин Н.А. Возрастные особенности физического воспитания : учебн. пособ. / Н.А.Фомин, Филин В.П. – Москва : Академия, 1983.- 75с. - Текст : непосредственный.
35. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 13-е изд., исправ. и дополн. – Москва : Академия, 2019. – 496с.– Текст : непосредственный.
36. Юный баскетболист : пособие для тренеров / Под ред. Е.Р. Яхонтова. – Москва : Физкультура и спорт, 1987. – 175с.– Текст : непосредственный.