Спасибо за помощь!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Общепризнанно, что физическая культура и спорт гораздо важнее для человека с ограниченными физическими возможностями, чем для не имеющего таковых. Дело в том, что серьезный физический или ментальный недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений и ориентацию, что сопровождается психическим напряжением. Недостаточное речевое развитие влияет на здоровье, психомоторное и физическое развитие детей (Н.Г. Байкина, Б.В. Сермеев, 1991 и др., 2002; Г.Е. Шанина, 2003).
Слух теснейшим образом связан с движениями, при этом движение корректируется не только зрением, но и слухом. Между ними существует тесная функциональная взаимозависимость (Н.А. Бернштейн, 1966; Б.Г. Ананьев, 1968; С.П. Евсеев, 2002). Как отечественные, так и зарубежные исследователи выявили, что нарушение слуха оказывает влияние на физическое развитие, наступает нарушение функции нервной, сердечно-сосудистой и двигательной систем. При этом значительные нарушения выявлены в функции вестибулярного анализатора и ослабленной координации у половины глухонемых детей (В.И. Павлова, Н.В. Мамылина, Е.И. Иголкина и др., 2004).
До настоящего времени отсутствуют альтернативные программы по физическому воспитанию для неслышащих и слабослышащих детей на основе игровой, тренировочной деятельности, применению модульной системы уроков, специализированных учебно-тренировочных модулей, направленных на коррекцию и повышения функциональных возможностей систем и органов детей.
В связи с этим, проведение исследований по диагностике особенностей здоровья, физического развития, двигательных способностей у глухих детей приобретает особую значимость и актуальность.
Объект исследования: Педагогический процесс физического воспитания неслышащих детей, направленный на коррекцию и функциональную подготовленность организма.
Предмет исследования:Комплексная оздоровительно-коррекционная программа физического воспитания с координационной и тренировочной направленностью для неслышащих детей.
Цель исследования – рассмотреть физическое воспитание неслышащих подростков.
Задачи:
- изучить литературу по физическому воспитанию неслыщаших детей;
- провести экспериментальное исследование физического уровня неслышащих подростков.
Теоретико-методическую основу исследования составляют:
– современные научные представления о воспитании аномальных детей (Л.Л. Дмитриев, Л.С. Каргалицкая, В.А. Кручинии, Н.Л. Менчинская);
– теория и организация адаптивной физической культуры (С.П. Евсеев, Л.B. Шапкова);
– теория и методика физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, В.С. Фарфель, М.В. Зациорский, Л.П. Матвеев, В.П. Филин, Н.А. Фомин и др.);
– сурдопсихологии (В.Г. Алямовская, П.Я.Гальперин, Т.П. Обухова, Т.В. Розанова);
– об общих и специфических закономерностях онтогенеза нормально развивающих детей и детей с нарушением слуха (Л.С. Выготский, И.М. Соловьев, Т.В. Розанова, Б.В. Сермеев, Р.М. Боскис);
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСЛЫШАЩИХ ПОДРОСТКОВ
1.1 Анатомо-физиологические особенности организма детей с нарушением слуха
Слух – это отражение действительности в форме звуковых явлений, способность человека (живого организма) воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством слуховой системы или звукового анализатора человека, представляющего совокупность нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих звуковые раздражения, и определяющих направление и степень удаленности источника звука, т.е. осуществляющих слуховую структуру в пространстве.
Поражение слуховой функции может быть связано с патологическими изменениями в звукопроводящем или звуковоспринимающем отделах органа слуха (Л.В Нейман, 1977). Особый интерес у исследователей патологии органов слуха вызывают дети с этой аномалией, так как ежегодно во всем мире продолжают рождаться и выявляться сотни и тысячи детей с патологией органа слуха.
Развитие детей с нарушением слуха – это своеобразный путь формирования, осуществляющийся в особых условиях взаимодействия с внешним миром, поскольку снижение или потеря слуха в детском возрасте ведет к изменениям или отсутствию речи, что в свою очередь порождает ряд проблем социального характера. Возникает необходимость содержания и обучения таких детей в специальных коррекционных учреждениях, а в дальнейшем приобщения к социально-трудовой деятельности с учетом их дефекта (Л.Д. Хода, 2007, 2008)
Стойким нарушением слуха считается такое поражение слуховой функции, при котором не обнаруживается признаков улучшения – как само-
стоятельного, так и в результате лечения. Стойкие нарушения слуха у детей могут быть врожденными и приобретенными. Врожденный характер нарушения слуха отмечается значительно реже (в 25% случаев), чем приобретенный. По мнению Л.В.Неймана (1961) и А.Н. Велицкого (1978), следует различать поражения слуха по времени: врожденное нарушение от момента рождения до 3 лет (в этот период дефект слуха нарушает формирование речи и останавливает её развитие); после 3-х лет (в связи с дефектом слуха происходит распад речевой функции). Следует отметить, что подразделение на врожденные и приобретенные нарушения слуха нередко оказывается трудноосуществимым.
Роль наследственного (генетического) фактора как причины врожденных нарушений слуха в прежние годы несколько преувеличивалась. Однако этот фактор нельзя недооценивать, так как известно, что у глухих родителей дети с дефектом слуха рождаются чаще, чем у слышащих. Вероятность рождения глухого ребенка значительно повышается в следующих случаях:
- в семьях, где один или оба родителя страдают врожденной глухотой;
- в браках между близкими родственниками;
- в союзах, где наблюдается большая разница в возрасте одного из супругов. Кроме того, к группе риска относятся дети с различными хромосомными заболеваниями (Г.С. Лях, 1996,2001; Е.М. Мастюкова, 1992).
В работе рассматривается комплексная оздоровительно-коррекционная программа физического воспитания с координационной и тренировочной направленностью для неслышащих детей. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Абилова, Э.Н. Особенности развития двигательной сферы глухих детей младшего школьного возраста / Э.Н. Абилова // Дефектология. – 1992. – №4. – С. 17-19.
2. Айрапетьянц, Л.Р. Педагогические основы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Л.Р. Айрапетьянц. – М., 1992. - 42 с.
3. Алехина, В. Г. Развитие двигательных качеств у глухих школьников на уроках физической культуры /В.Г. Алехина //Проблемы физ. воспитания аномальных детей. – М., 1987. – С. 23-26.
4. Антонюк, С.Д. Особенности морфофункционального статуса детей 4-6 лет, имеющих стойкие отклонения в состоянии здоровья /С.Д. Антонюк, С.А. Королев, А.А. Черных //Российские морфологические ведомости. –2000. –№1-2.
– С. 193-197.
5. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 1990. – 286 с.
6. Байкина, Н.Г. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков / Н.Г. Байкина, А.В. Мутьев, Я.В. Крет // Адаптивная физическая культура. – СПб., 2002, № 4 (12). – С.14– 19.
7. Байкина, Н.Г. Интенсификация учебного процесса в школе слабослышащих / Н.Г. Байкина // Сборн. науч. трудов НИИ дефектологии. – М.: НИИД, 1988. – 34 с.
8. Байкина, Н.Г. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих : учеб. – метод. рекомендации /Н.Г. Байкина, Б.В. Сермеев. – М.: Советский спорт, 1991. – 61 с.
9. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка):
учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений /М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 416 с.
10. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологической активности / Н.А. Бернштейн. – М.: Медицина, 1966. – 349 с.
11. Бертынь, Г.П. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом / Г.П. Бертынь, Т.В. Розанова // Дефектология. – 1993. –
№4. – С.9-13.
12. Боскис, P.M. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. – М.: Советский спорт, 2004. – 304с.
13. Велицкий, А.П. Клинико-аудиологические материалы функционального исследования органа слуха при различных формах его поражения.: автореф. дисс. ... канд. мед. наук / А.П. Велицкий. – Л., 1966. – 28 с.
14. Ветошкипа, Э.В. Ритмическая гимнастика как средство социальной реабилитации глухих и слабослышащих людей /Э.В. Ветошкина //Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. – 1996. – № 26. – С. 107 - 110.
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский // под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика. – 1991. – 480 с.
16. Гоголева, Л.В. Особенности развития внимания глухих школьников /Л.В. Гоголева // Дефектология. – 1981. – № 3.– С.11-14.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Общепризнанно, что физическая культура и спорт гораздо важнее для человека с ограниченными физическими возможностями, чем для не имеющего таковых. Дело в том, что серьезный физический или ментальный недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений и ориентацию, что сопровождается психическим напряжением. Недостаточное речевое развитие влияет на здоровье, психомоторное и физическое развитие детей (Н.Г. Байкина, Б.В. Сермеев, 1991 и др., 2002; Г.Е. Шанина, 2003).
Слух теснейшим образом связан с движениями, при этом движение корректируется не только зрением, но и слухом. Между ними существует тесная функциональная взаимозависимость (Н.А. Бернштейн, 1966; Б.Г. Ананьев, 1968; С.П. Евсеев, 2002). Как отечественные, так и зарубежные исследователи выявили, что нарушение слуха оказывает влияние на физическое развитие, наступает нарушение функции нервной, сердечно-сосудистой и двигательной систем. При этом значительные нарушения выявлены в функции вестибулярного анализатора и ослабленной координации у половины глухонемых детей (В.И. Павлова, Н.В. Мамылина, Е.И. Иголкина и др., 2004).
До настоящего времени отсутствуют альтернативные программы по физическому воспитанию для неслышащих и слабослышащих детей на основе игровой, тренировочной деятельности, применению модульной системы уроков, специализированных учебно-тренировочных модулей, направленных на коррекцию и повышения функциональных возможностей систем и органов детей.
В связи с этим, проведение исследований по диагностике особенностей здоровья, физического развития, двигательных способностей у глухих детей приобретает особую значимость и актуальность.
Объект исследования: Педагогический процесс физического воспитания неслышащих детей, направленный на коррекцию и функциональную подготовленность организма.
Предмет исследования:Комплексная оздоровительно-коррекционная программа физического воспитания с координационной и тренировочной направленностью для неслышащих детей.
Цель исследования – рассмотреть физическое воспитание неслышащих подростков.
Задачи:
- изучить литературу по физическому воспитанию неслыщаших детей;
- провести экспериментальное исследование физического уровня неслышащих подростков.
Теоретико-методическую основу исследования составляют:
– современные научные представления о воспитании аномальных детей (Л.Л. Дмитриев, Л.С. Каргалицкая, В.А. Кручинии, Н.Л. Менчинская);
– теория и организация адаптивной физической культуры (С.П. Евсеев, Л.B. Шапкова);
– теория и методика физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, В.С. Фарфель, М.В. Зациорский, Л.П. Матвеев, В.П. Филин, Н.А. Фомин и др.);
– сурдопсихологии (В.Г. Алямовская, П.Я.Гальперин, Т.П. Обухова, Т.В. Розанова);
– об общих и специфических закономерностях онтогенеза нормально развивающих детей и детей с нарушением слуха (Л.С. Выготский, И.М. Соловьев, Т.В. Розанова, Б.В. Сермеев, Р.М. Боскис);
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСЛЫШАЩИХ ПОДРОСТКОВ
1.1 Анатомо-физиологические особенности организма детей с нарушением слуха
Слух – это отражение действительности в форме звуковых явлений, способность человека (живого организма) воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством слуховой системы или звукового анализатора человека, представляющего совокупность нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих звуковые раздражения, и определяющих направление и степень удаленности источника звука, т.е. осуществляющих слуховую структуру в пространстве.
Поражение слуховой функции может быть связано с патологическими изменениями в звукопроводящем или звуковоспринимающем отделах органа слуха (Л.В Нейман, 1977). Особый интерес у исследователей патологии органов слуха вызывают дети с этой аномалией, так как ежегодно во всем мире продолжают рождаться и выявляться сотни и тысячи детей с патологией органа слуха.
Развитие детей с нарушением слуха – это своеобразный путь формирования, осуществляющийся в особых условиях взаимодействия с внешним миром, поскольку снижение или потеря слуха в детском возрасте ведет к изменениям или отсутствию речи, что в свою очередь порождает ряд проблем социального характера. Возникает необходимость содержания и обучения таких детей в специальных коррекционных учреждениях, а в дальнейшем приобщения к социально-трудовой деятельности с учетом их дефекта (Л.Д. Хода, 2007, 2008)
Стойким нарушением слуха считается такое поражение слуховой функции, при котором не обнаруживается признаков улучшения – как само-
стоятельного, так и в результате лечения. Стойкие нарушения слуха у детей могут быть врожденными и приобретенными. Врожденный характер нарушения слуха отмечается значительно реже (в 25% случаев), чем приобретенный. По мнению Л.В.Неймана (1961) и А.Н. Велицкого (1978), следует различать поражения слуха по времени: врожденное нарушение от момента рождения до 3 лет (в этот период дефект слуха нарушает формирование речи и останавливает её развитие); после 3-х лет (в связи с дефектом слуха происходит распад речевой функции). Следует отметить, что подразделение на врожденные и приобретенные нарушения слуха нередко оказывается трудноосуществимым.
Роль наследственного (генетического) фактора как причины врожденных нарушений слуха в прежние годы несколько преувеличивалась. Однако этот фактор нельзя недооценивать, так как известно, что у глухих родителей дети с дефектом слуха рождаются чаще, чем у слышащих. Вероятность рождения глухого ребенка значительно повышается в следующих случаях:
- в семьях, где один или оба родителя страдают врожденной глухотой;
- в браках между близкими родственниками;
- в союзах, где наблюдается большая разница в возрасте одного из супругов. Кроме того, к группе риска относятся дети с различными хромосомными заболеваниями (Г.С. Лях, 1996,2001; Е.М. Мастюкова, 1992).
В работе рассматривается комплексная оздоровительно-коррекционная программа физического воспитания с координационной и тренировочной направленностью для неслышащих детей. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Абилова, Э.Н. Особенности развития двигательной сферы глухих детей младшего школьного возраста / Э.Н. Абилова // Дефектология. – 1992. – №4. – С. 17-19.
2. Айрапетьянц, Л.Р. Педагогические основы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Л.Р. Айрапетьянц. – М., 1992. - 42 с.
3. Алехина, В. Г. Развитие двигательных качеств у глухих школьников на уроках физической культуры /В.Г. Алехина //Проблемы физ. воспитания аномальных детей. – М., 1987. – С. 23-26.
4. Антонюк, С.Д. Особенности морфофункционального статуса детей 4-6 лет, имеющих стойкие отклонения в состоянии здоровья /С.Д. Антонюк, С.А. Королев, А.А. Черных //Российские морфологические ведомости. –2000. –№1-2.
– С. 193-197.
5. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 1990. – 286 с.
6. Байкина, Н.Г. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков / Н.Г. Байкина, А.В. Мутьев, Я.В. Крет // Адаптивная физическая культура. – СПб., 2002, № 4 (12). – С.14– 19.
7. Байкина, Н.Г. Интенсификация учебного процесса в школе слабослышащих / Н.Г. Байкина // Сборн. науч. трудов НИИ дефектологии. – М.: НИИД, 1988. – 34 с.
8. Байкина, Н.Г. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих : учеб. – метод. рекомендации /Н.Г. Байкина, Б.В. Сермеев. – М.: Советский спорт, 1991. – 61 с.
9. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка):
учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений /М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 416 с.
10. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологической активности / Н.А. Бернштейн. – М.: Медицина, 1966. – 349 с.
11. Бертынь, Г.П. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом / Г.П. Бертынь, Т.В. Розанова // Дефектология. – 1993. –
№4. – С.9-13.
12. Боскис, P.M. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. – М.: Советский спорт, 2004. – 304с.
13. Велицкий, А.П. Клинико-аудиологические материалы функционального исследования органа слуха при различных формах его поражения.: автореф. дисс. ... канд. мед. наук / А.П. Велицкий. – Л., 1966. – 28 с.
14. Ветошкипа, Э.В. Ритмическая гимнастика как средство социальной реабилитации глухих и слабослышащих людей /Э.В. Ветошкина //Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. – 1996. – № 26. – С. 107 - 110.
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский // под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика. – 1991. – 480 с.
16. Гоголева, Л.В. Особенности развития внимания глухих школьников /Л.В. Гоголева // Дефектология. – 1981. – № 3.– С.11-14.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
730 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149297 Курсовых работ — поможем найти подходящую