все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Развитие навыков письменной речи и письма, по мнению специалистов, является трудоемким и длительным процессом. Данные навыки у младших школьников формируются путем регулярных упражнений, требующих усилия и сосредоточения. Лишь к окончанию начальной школы у детей складывается более-менее устойчивый почерк, возникает автоматизация письма. При этом в данном случае, речь идет о детях с нормальным уровнем развития.
Отдельную сложность представляет собой проблема выработки навыков письма у младших школьников с отставанием в развитии, в частности, с интеллектуальными нарушениями. У данной категории школьников данный процесс имеет определенную специфику.
Вопросами формирования навыков письма у детей с отклонениями в развитии занимались как отечественные, так и зарубежные ученые.
Так, в своих работах Е.К. Грачева, А.Н. Граборов, Г. Я Трошин, М.П. Постовская, отмечают, что недостаточное развитие кисти руки, а так же мелкой пальцевой моторики значительно затрудняют формирование графических навыков учащихся с интеллектуальными нарушениями. Это проявляется, в частности, в искажении размеров и форм букв, отрыва букв от строки, ломанность и «заборность» письма, пропуски и замены букв, и т.д.
В исследованиях Е.И.Скиотис, Г.Н. Рахмаковой, Р.Д. Тригер приводятся данные о недостаточной выработке у данной категории детей сенсорных процессов. Это приводит к недостаточной сформированности навыка связного письма, либо полному отсутствию этого навыка, и др.
О.Б. Иншакова М.М. Безруких делают выводы о взаимосвязи уровня развития интеллекта и графомоторных навыков у детей.
Нельзя не отметить, что число учащихся начальных школ с проблемами в обучении письму, а также с разнообразными нарушениями функций письма в последнее время неуклонно растет. Кроме того, имеет место удручающая тенденция роста числа детей с интеллектуальными нарушениями. Однако, в младших классах возможно частичное и даже полное решение данной проблемы путем своевременной, грамотной коррекционной работы. Это и обусловило актуальность нашего исследования.
Исходя из сказанного выше, цель данной работы состоит в изучении специфики формирования навыков письма у учащихся младшей школы с умственной отсталостью.
Объект исследования – навыки письма учащихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования – особенности навыков письма учащихся с умственной отсталостью.
В соответствии с целью, нами был сформулирован ряд задач:
1.Выявить общую тенденцию формирования навыков письма у младших школьников с развитием в норме.
2.Исследовать особенности формирования навыков письма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
3.На практике изучить процесс формирования навыков письма у учащихся третьего класса, с интеллектуальными нарушениями.
Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования навыков письменной речи у младших школьников с отставанием в умственном развитии. 5
1.1. Особенности формирования навыков письма у учащихся на начальном этапе школьного обучения 5
1.2.Специфика формирования навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта 9
Глава 2. Практическое изучение особенностей навыков письма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка 16
2.1. Методы экспериментального исследования 16
2.2 Результаты экспериментального исследования 19
Заключение 24
Литература 26
В ходе проделанной нами работы были выявлены значительные затруднения при письме у младших школьников с отставанием в умственном развитии. В специальной педагогике подчеркивается, что формирование письменных навыков у учащихся данной категории имеются свои специфические особенности, связанные как с интеллектуальными, так и с психофизическими отклонениями в развитии, которые, прежде всего выражаются в недоразвитии мелкой моторики, недосформированности психических функций, проблем межанализаторного взаимодействия и т.д.
Следует отметить, что развитие навыка письма представляет собой длительный процесс, непростой даже для детей с развитием в норме. Он сложен как по структуре самого воспроизведения звукобуквенной речи, так и по психофизиологическим механизмам, заложенным в его основе. Однако, в ходе многочисленных упражнений школьников по выработке навыка письма, он совершенствуется и автоматизируется.
В случае умственной отсталости у учеников младшего школьного возраста данный процесс значительно осложняется из-за малой динамичности мышц кисти, недоразвития мелкой моторики рук и слабости мышечного тонуса. Кроме того, у изучаемой нами категории младших школьников, выявлены недостатки восприятия и переработки сенсорной информации, проблемы в сфере межанализаторной интеграции, затруднения в плане зрительного и двигательного контроля, что приводит к немалым трудностям в освоении письменной речи.
Своевременная и грамотно выстроенная работа по обучению детей с отставанием в развитии интеллекта навыкам письма успешно применяется в области коррекционной педагогики и дает хорошие результаты. Разумеется, не все ученики коррекционного класса осваивают письмо одинаково успешно. Учитывая особенности их развития, педагогу следует уделять отстающим детям повышенное внимание.
Литература
1. Аксенова А.К. Методы обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Владос, 2002. – 106 с.
2. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников. // Начальная школа. – 1999. - №4. – с. 15-17.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973. – 47 с.
4. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, - 1999. – с. 264.
5. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
6. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений. – М.: Академия, 2002. – 174 с.
7. Кинаш Е.А. Особенности готовности к письму умственно отсталых детей, воспитывающихся в условиях ДОУ компенсирующего вида. // Дефектология. – 2002. - № 6. – с. 60-66.
8. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М.,1950. – 98 с.
9. Лурия А.Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования. – М.: Академия, 2002. – 304 с.
10. Специальная психология. / Под ред. В.И. Лубовского – М.: Академия, 2003. – 338 с.
11. Мальцева Е.В. Организация коррекционного развивающей работы по подготовки к письму воспитанников коррекционных групп в старшем дошкольном возрасте. // Дефектология. – 2002. - № 2. – с. 60-64.
12. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1992. – с. 245.
13. Насонова В.А. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детьми с задержкой психического развития. // Дефектология. – 1991. - № 2. – с. 41-46.
14. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.: Академия, 2002. – с. 159.
15. Краткий психологический словарь. /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Просвещение, 1985. – с.195.
16. Рахмакова Г.Н. Некоторые особенности письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития. // Дефектология. – 1991. - № 2. – с. 10-14.
17. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 230 с.
18. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение. – 1983. – с.15-19.
19. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в
детском возрасте. М.: Лабиринт, 2007. -340 с.
20. Скиотис Е.И. Особенности развития связной письменной речи младших школьников с задержкой психического развития. // Дефектология. – 1996. - № 6. – с.24-27.
21. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., Воронеж, 1996.
22. Чечель М.Б. Приключения кота Ластика. Комплекс графических упражнений для детей дошкольного возраста. - М., 1960
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Развитие навыков письменной речи и письма, по мнению специалистов, является трудоемким и длительным процессом. Данные навыки у младших школьников формируются путем регулярных упражнений, требующих усилия и сосредоточения. Лишь к окончанию начальной школы у детей складывается более-менее устойчивый почерк, возникает автоматизация письма. При этом в данном случае, речь идет о детях с нормальным уровнем развития.
Отдельную сложность представляет собой проблема выработки навыков письма у младших школьников с отставанием в развитии, в частности, с интеллектуальными нарушениями. У данной категории школьников данный процесс имеет определенную специфику.
Вопросами формирования навыков письма у детей с отклонениями в развитии занимались как отечественные, так и зарубежные ученые.
Так, в своих работах Е.К. Грачева, А.Н. Граборов, Г. Я Трошин, М.П. Постовская, отмечают, что недостаточное развитие кисти руки, а так же мелкой пальцевой моторики значительно затрудняют формирование графических навыков учащихся с интеллектуальными нарушениями. Это проявляется, в частности, в искажении размеров и форм букв, отрыва букв от строки, ломанность и «заборность» письма, пропуски и замены букв, и т.д.
В исследованиях Е.И.Скиотис, Г.Н. Рахмаковой, Р.Д. Тригер приводятся данные о недостаточной выработке у данной категории детей сенсорных процессов. Это приводит к недостаточной сформированности навыка связного письма, либо полному отсутствию этого навыка, и др.
О.Б. Иншакова М.М. Безруких делают выводы о взаимосвязи уровня развития интеллекта и графомоторных навыков у детей.
Нельзя не отметить, что число учащихся начальных школ с проблемами в обучении письму, а также с разнообразными нарушениями функций письма в последнее время неуклонно растет. Кроме того, имеет место удручающая тенденция роста числа детей с интеллектуальными нарушениями. Однако, в младших классах возможно частичное и даже полное решение данной проблемы путем своевременной, грамотной коррекционной работы. Это и обусловило актуальность нашего исследования.
Исходя из сказанного выше, цель данной работы состоит в изучении специфики формирования навыков письма у учащихся младшей школы с умственной отсталостью.
Объект исследования – навыки письма учащихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования – особенности навыков письма учащихся с умственной отсталостью.
В соответствии с целью, нами был сформулирован ряд задач:
1.Выявить общую тенденцию формирования навыков письма у младших школьников с развитием в норме.
2.Исследовать особенности формирования навыков письма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
3.На практике изучить процесс формирования навыков письма у учащихся третьего класса, с интеллектуальными нарушениями.
Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования навыков письменной речи у младших школьников с отставанием в умственном развитии. 5
1.1. Особенности формирования навыков письма у учащихся на начальном этапе школьного обучения 5
1.2.Специфика формирования навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта 9
Глава 2. Практическое изучение особенностей навыков письма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка 16
2.1. Методы экспериментального исследования 16
2.2 Результаты экспериментального исследования 19
Заключение 24
Литература 26
В ходе проделанной нами работы были выявлены значительные затруднения при письме у младших школьников с отставанием в умственном развитии. В специальной педагогике подчеркивается, что формирование письменных навыков у учащихся данной категории имеются свои специфические особенности, связанные как с интеллектуальными, так и с психофизическими отклонениями в развитии, которые, прежде всего выражаются в недоразвитии мелкой моторики, недосформированности психических функций, проблем межанализаторного взаимодействия и т.д.
Следует отметить, что развитие навыка письма представляет собой длительный процесс, непростой даже для детей с развитием в норме. Он сложен как по структуре самого воспроизведения звукобуквенной речи, так и по психофизиологическим механизмам, заложенным в его основе. Однако, в ходе многочисленных упражнений школьников по выработке навыка письма, он совершенствуется и автоматизируется.
В случае умственной отсталости у учеников младшего школьного возраста данный процесс значительно осложняется из-за малой динамичности мышц кисти, недоразвития мелкой моторики рук и слабости мышечного тонуса. Кроме того, у изучаемой нами категории младших школьников, выявлены недостатки восприятия и переработки сенсорной информации, проблемы в сфере межанализаторной интеграции, затруднения в плане зрительного и двигательного контроля, что приводит к немалым трудностям в освоении письменной речи.
Своевременная и грамотно выстроенная работа по обучению детей с отставанием в развитии интеллекта навыкам письма успешно применяется в области коррекционной педагогики и дает хорошие результаты. Разумеется, не все ученики коррекционного класса осваивают письмо одинаково успешно. Учитывая особенности их развития, педагогу следует уделять отстающим детям повышенное внимание.
Литература
1. Аксенова А.К. Методы обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Владос, 2002. – 106 с.
2. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников. // Начальная школа. – 1999. - №4. – с. 15-17.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973. – 47 с.
4. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, - 1999. – с. 264.
5. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
6. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений. – М.: Академия, 2002. – 174 с.
7. Кинаш Е.А. Особенности готовности к письму умственно отсталых детей, воспитывающихся в условиях ДОУ компенсирующего вида. // Дефектология. – 2002. - № 6. – с. 60-66.
8. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М.,1950. – 98 с.
9. Лурия А.Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования. – М.: Академия, 2002. – 304 с.
10. Специальная психология. / Под ред. В.И. Лубовского – М.: Академия, 2003. – 338 с.
11. Мальцева Е.В. Организация коррекционного развивающей работы по подготовки к письму воспитанников коррекционных групп в старшем дошкольном возрасте. // Дефектология. – 2002. - № 2. – с. 60-64.
12. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1992. – с. 245.
13. Насонова В.А. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детьми с задержкой психического развития. // Дефектология. – 1991. - № 2. – с. 41-46.
14. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.: Академия, 2002. – с. 159.
15. Краткий психологический словарь. /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Просвещение, 1985. – с.195.
16. Рахмакова Г.Н. Некоторые особенности письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития. // Дефектология. – 1991. - № 2. – с. 10-14.
17. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 230 с.
18. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение. – 1983. – с.15-19.
19. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в
детском возрасте. М.: Лабиринт, 2007. -340 с.
20. Скиотис Е.И. Особенности развития связной письменной речи младших школьников с задержкой психического развития. // Дефектология. – 1996. - № 6. – с.24-27.
21. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., Воронеж, 1996.
22. Чечель М.Б. Приключения кота Ластика. Комплекс графических упражнений для детей дошкольного возраста. - М., 1960
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
2 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 150475 Курсовых работ — поможем найти подходящую