Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Успешность учебно-воспитательной работы в современной школе зависит от учета специфики психологических особенностей учащихся в переходные периоды их жизнедеятельности. Одним из наиболее значимых периодов в жизни школьника является период окончания начальной школы и переход в на среднюю ступень школьного обучения.
Актуальность проблемы психологической готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе определяется тем, что ценность образования в глазах современных подростков невысока. А это неизбежно сказывается на эффективности учебной деятельности, что, в свою очередь, имеет целый ряд отдаленных социально–психологических последствий, с которыми общество сталкивается уже сейчас.
Несмотря на большую научную и практическую значимость, проблема психологической готовности младших школьников к обучению в основной школе остается еще малоизученной.
Цель данной работы – рассмотреть и обобщить научные результаты и сведения по вопросу психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе.
Исходя из обозначенных проблемы, цели, объекта, предмета работы, были выдвинуты следующие задачи:
1) Рассмотреть разные точки зрения отечественных и зарубежных ученых на проблему психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе, основные теоретические подходы к ее решению.
2) Сформулировать понятие, структуру и содержание психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе.
3) Провести обзор методик для диагностики психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе.
Введение 3
Глава 1. Психологическая готовность младшего школьника к обучению в средней школе 4
1.1 Требования к личности школьника при переходе на вторую ступень общего образования 4
1.2. Психологический анализ трудностей в деятельности и общении школьников при переходе из начальной школы в основную 6
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния среды на готовность младшего школьника к обучению в средней школе 12
2.1. Методика для диагностики психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе 12
2.2. Проведение эксперимента и его результаты 15
3.3 Пути коррекционной психолого-педагогической работы по устранению причин дезадаптивного поведения учащихся 23
Заключение 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Приложения 30
Период перехода из начальной школы в основную является важным этапом в развитии личности школьника. В это время ученик открывает для себя новые знания, ценности и выступает в качестве субъекта многоплановой деятельности и усложняющегося по форме и содержанию общения. Адаптация учащихся к новым условиям обучения и качественно новому уровню общения способствует успешному овладению деятельностью, помогает преодолевать трудности, создает возможности для оптимального функционирования личности в новых условиях.
Большую роль в адаптации пятиклассников в условиях основной школы играет их психологическая готовность к переходу на вторую ступень общего образования, которая активизирует жизнь школьника, делает ее более результативной, творческой, лишенной психологического дискомфорта, способствует овладению новой социальной ситуацией развития. Психологическая готовность является важнейшим интегральным показателем психологических возможностей учащихся. Вот почему так важно заранее психологически подготовить младших школьников к жизни и деятельности на второй ступени общего образования.
Трудности переходного периода препятствуют повышению эффективности учебно–воспитательного процесса и приводят к возникновению различных дезадаптаций, которые не только снижают успеваемость и желание детей учиться дальше, но и ведут к различным личностным нарушениям.
Психологическая готовность младших школьников к переходу из начальной школы в основную обусловлена специфическими требованиями, которые предъявляет к ним новая социально-психологическая ситуация. Одной из причин адаптационных затруднений учащихся в 5 классе является несоответствие между их психологическими возможностями и новыми, не всегда посильными для пятиклассников, социальными требованиями. Важно соразмерять предъявляемые к учащимся требования с их возрастными особенностями, не возлагать на школьников груз, который они еще не в силах тянуть, так как это может привести к нервным срывам.
Содержание и структура психологической готовности учащихся к переходу на вторую ступень общего образования определяются на основе требований, предъявляемых к ним в основной школе, и с учетом типичных трудностей, испытываемых учащимися в адаптационном периоде. Для того, чтобы успешно адаптироваться при переходе из начальной школы в основную, ученик должен обладать определенными личностными особенностями, свидетельствующими не только об успешном завершении начальной школы, но и всего предыдущего этапа возрастного развития. Всю совокупность качеств, необходимых ученику для успешной учебной деятельности в основной школе, можно определить как нормативную модель личности школьника, характеризующую эталонного выпускника начальной школы в аспекте его психологической готовности к обучению в основной школе.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что школа и семья полностью не решают сегодня задачу психологической подготовки учащихся к переходу в основную школу. Во многих школах эта работа проводится эпизодически и, как следствие, учащиеся, переходя в 5 класс, по своим личностным и другим психологическим параметрам не во всем соответствуют нормативной модели личности выпускника начальной школы.
Одной из основных причин неудовлетворительной работы школы по формированию психологической готовности младших школьников к переходу на вторую ступень общего образования является отсутствие преемственности в работе учителей начальных классов и учителей – предметников. Нуждается в перестройке весь комплекс учебно – воспитательной работы. Успех психологической подготовки младших школьников к переходу из начальной школы в основную зависит от ее организации, содержания и методов учебно-воспитательной работы, которая должна строиться с учетом требований деятельности на второй ступени общего образования, типичных трудностей переходного периода, а также психологических особенностей возраста.
Дезадаптация личности рассматривается как система, охватывающая ее биологическую, психологическую и социальную стороны. На уровне субъекта проявляется психологическая дезадаптация, предопределяемая деформациями в психическом развитии человека. На уровне личности социальная дезадаптация выражается в несоответствии поведения личности требованиям норм, правилам поведения в обществе при взаимодействии с другими людьми в процессах деятельности, общения и познания.
С точки зрения субъект-субъектного подхода адаптация - это способность человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для собственного развития. Для этого необходимо развитие социально значимых способностей или, как говорил А.Адлер, «центрация на полезной стороне жизни», что ведет к формированию чувства собственной ценности.
В связи с этим необходима специальная работа по переориентации отношения человека к своей судьбе. Это становится реальным, если у него формируются определенные социальные установки на себя, свое настоящее и возможное будущее, на окружающих, на различные сферы жизнедеятельности и отношений как на потенциальные сферы самореализации. Большую роль может сыграть обучение целеполаганию, раскрытие перед человеком спектра позитивных, реальных конкретно для него жизненных целей. Очень важным аспектом коррекционного воспитания становится работа с семьей и ближайшим окружением, ибо от них зависит, получат ли подкрепление усилия, прилагаемые воспитателями или, наоборот, они будут блокироваться.
1. Абрамова Г.С. Ведение в практическую психологию.- М., 2010.-520 с.
2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 2011. – 352 с.
3. Блонский П.П. Психология младшего школьника. /М.: Воронеж: Институт практической психологии, 2011. – 574с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 2009. – 464 с.
5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. / Минск: изд – во БГУ, 2011. – 176 с.
6. Круглов В.С. Некоторые проблемы содержания и организации психологической службы в системе народного образования // Психологическая служба в школе: Сб. науч. трудов. / М.: Изд-во АПН СССР, 1984. – с.18 – 29.
7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 464с.
8. Матвеева О., Львова Е. Программа психолого – педагогического сопровождения. «Каждому пятикласснику – творческий шанс» // Народное образование. -2010.- № 8.- С. 143 –148.
9. Монахова А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодей¬ствия/Художник А. А. Селиванов. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2012. — 160 с.
10. Новикова Е.В. Особенности обучения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / Под ред. А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. /М.: Педагогика, 1987. с.17 – 40.
11. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1998. – 240 с.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-М.: Учпедгиз, 2011.–704с.
13. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. -2011. -№ 5. - С. 19 –31.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Успешность учебно-воспитательной работы в современной школе зависит от учета специфики психологических особенностей учащихся в переходные периоды их жизнедеятельности. Одним из наиболее значимых периодов в жизни школьника является период окончания начальной школы и переход в на среднюю ступень школьного обучения.
Актуальность проблемы психологической готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе определяется тем, что ценность образования в глазах современных подростков невысока. А это неизбежно сказывается на эффективности учебной деятельности, что, в свою очередь, имеет целый ряд отдаленных социально–психологических последствий, с которыми общество сталкивается уже сейчас.
Несмотря на большую научную и практическую значимость, проблема психологической готовности младших школьников к обучению в основной школе остается еще малоизученной.
Цель данной работы – рассмотреть и обобщить научные результаты и сведения по вопросу психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе.
Исходя из обозначенных проблемы, цели, объекта, предмета работы, были выдвинуты следующие задачи:
1) Рассмотреть разные точки зрения отечественных и зарубежных ученых на проблему психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе, основные теоретические подходы к ее решению.
2) Сформулировать понятие, структуру и содержание психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе.
3) Провести обзор методик для диагностики психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе.
Введение 3
Глава 1. Психологическая готовность младшего школьника к обучению в средней школе 4
1.1 Требования к личности школьника при переходе на вторую ступень общего образования 4
1.2. Психологический анализ трудностей в деятельности и общении школьников при переходе из начальной школы в основную 6
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния среды на готовность младшего школьника к обучению в средней школе 12
2.1. Методика для диагностики психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе 12
2.2. Проведение эксперимента и его результаты 15
3.3 Пути коррекционной психолого-педагогической работы по устранению причин дезадаптивного поведения учащихся 23
Заключение 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Приложения 30
Период перехода из начальной школы в основную является важным этапом в развитии личности школьника. В это время ученик открывает для себя новые знания, ценности и выступает в качестве субъекта многоплановой деятельности и усложняющегося по форме и содержанию общения. Адаптация учащихся к новым условиям обучения и качественно новому уровню общения способствует успешному овладению деятельностью, помогает преодолевать трудности, создает возможности для оптимального функционирования личности в новых условиях.
Большую роль в адаптации пятиклассников в условиях основной школы играет их психологическая готовность к переходу на вторую ступень общего образования, которая активизирует жизнь школьника, делает ее более результативной, творческой, лишенной психологического дискомфорта, способствует овладению новой социальной ситуацией развития. Психологическая готовность является важнейшим интегральным показателем психологических возможностей учащихся. Вот почему так важно заранее психологически подготовить младших школьников к жизни и деятельности на второй ступени общего образования.
Трудности переходного периода препятствуют повышению эффективности учебно–воспитательного процесса и приводят к возникновению различных дезадаптаций, которые не только снижают успеваемость и желание детей учиться дальше, но и ведут к различным личностным нарушениям.
Психологическая готовность младших школьников к переходу из начальной школы в основную обусловлена специфическими требованиями, которые предъявляет к ним новая социально-психологическая ситуация. Одной из причин адаптационных затруднений учащихся в 5 классе является несоответствие между их психологическими возможностями и новыми, не всегда посильными для пятиклассников, социальными требованиями. Важно соразмерять предъявляемые к учащимся требования с их возрастными особенностями, не возлагать на школьников груз, который они еще не в силах тянуть, так как это может привести к нервным срывам.
Содержание и структура психологической готовности учащихся к переходу на вторую ступень общего образования определяются на основе требований, предъявляемых к ним в основной школе, и с учетом типичных трудностей, испытываемых учащимися в адаптационном периоде. Для того, чтобы успешно адаптироваться при переходе из начальной школы в основную, ученик должен обладать определенными личностными особенностями, свидетельствующими не только об успешном завершении начальной школы, но и всего предыдущего этапа возрастного развития. Всю совокупность качеств, необходимых ученику для успешной учебной деятельности в основной школе, можно определить как нормативную модель личности школьника, характеризующую эталонного выпускника начальной школы в аспекте его психологической готовности к обучению в основной школе.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что школа и семья полностью не решают сегодня задачу психологической подготовки учащихся к переходу в основную школу. Во многих школах эта работа проводится эпизодически и, как следствие, учащиеся, переходя в 5 класс, по своим личностным и другим психологическим параметрам не во всем соответствуют нормативной модели личности выпускника начальной школы.
Одной из основных причин неудовлетворительной работы школы по формированию психологической готовности младших школьников к переходу на вторую ступень общего образования является отсутствие преемственности в работе учителей начальных классов и учителей – предметников. Нуждается в перестройке весь комплекс учебно – воспитательной работы. Успех психологической подготовки младших школьников к переходу из начальной школы в основную зависит от ее организации, содержания и методов учебно-воспитательной работы, которая должна строиться с учетом требований деятельности на второй ступени общего образования, типичных трудностей переходного периода, а также психологических особенностей возраста.
Дезадаптация личности рассматривается как система, охватывающая ее биологическую, психологическую и социальную стороны. На уровне субъекта проявляется психологическая дезадаптация, предопределяемая деформациями в психическом развитии человека. На уровне личности социальная дезадаптация выражается в несоответствии поведения личности требованиям норм, правилам поведения в обществе при взаимодействии с другими людьми в процессах деятельности, общения и познания.
С точки зрения субъект-субъектного подхода адаптация - это способность человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для собственного развития. Для этого необходимо развитие социально значимых способностей или, как говорил А.Адлер, «центрация на полезной стороне жизни», что ведет к формированию чувства собственной ценности.
В связи с этим необходима специальная работа по переориентации отношения человека к своей судьбе. Это становится реальным, если у него формируются определенные социальные установки на себя, свое настоящее и возможное будущее, на окружающих, на различные сферы жизнедеятельности и отношений как на потенциальные сферы самореализации. Большую роль может сыграть обучение целеполаганию, раскрытие перед человеком спектра позитивных, реальных конкретно для него жизненных целей. Очень важным аспектом коррекционного воспитания становится работа с семьей и ближайшим окружением, ибо от них зависит, получат ли подкрепление усилия, прилагаемые воспитателями или, наоборот, они будут блокироваться.
1. Абрамова Г.С. Ведение в практическую психологию.- М., 2010.-520 с.
2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 2011. – 352 с.
3. Блонский П.П. Психология младшего школьника. /М.: Воронеж: Институт практической психологии, 2011. – 574с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 2009. – 464 с.
5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. / Минск: изд – во БГУ, 2011. – 176 с.
6. Круглов В.С. Некоторые проблемы содержания и организации психологической службы в системе народного образования // Психологическая служба в школе: Сб. науч. трудов. / М.: Изд-во АПН СССР, 1984. – с.18 – 29.
7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 464с.
8. Матвеева О., Львова Е. Программа психолого – педагогического сопровождения. «Каждому пятикласснику – творческий шанс» // Народное образование. -2010.- № 8.- С. 143 –148.
9. Монахова А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодей¬ствия/Художник А. А. Селиванов. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2012. — 160 с.
10. Новикова Е.В. Особенности обучения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / Под ред. А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. /М.: Педагогика, 1987. с.17 – 40.
11. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1998. – 240 с.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-М.: Учпедгиз, 2011.–704с.
13. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. -2011. -№ 5. - С. 19 –31.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
400 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149278 Курсовых работ — поможем найти подходящую