Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность исследования обусловлена той значимостью, которую приобретает проблема профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте. Профессиональная деятельность в настоящее время считается одной из основных приоритетных сфер жизнедеятельности человека, которая не только удовлетворяет его материальные потребности, но и является основным механизмом достижения социального успеха, а также личностной самореализации.
По мнению Н.Г. Арустамовой, традиционные способы профориентации, оправдывавшие себя до настоящего времени, не соответствуют современной социально-экономической ситуации, сложившейся в нашей стране. Сейчас необходимо формирование осознанного отношения личности к условиям современного рынка труда . А для этого крайне важно выбирать профессию с учетом глубинных, морально-нравственных, духовных мотивы, потребности в самореализации, а не поверхностных, внешних мотивы престижа, больших денег, крутости.
Проблема мотивации и личностного самоопределения в старше школьном возрасте исследована в психологии достаточно хорошо.
Исследованиями, посвященными развитию личности в ранней юности и личностному самоопределению, занимались К.А.Абдульханова-Славская, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, Г.П.Щедровицкий, А.В. Мудрик.
Готовность к выбору профессии, проблемы профессионального самоопределения исследовали Е.А. Климов, Н.С.Пряжников, С.Н. Чистякова, А.Е.Голомшток.
Проблемами мотивациизанимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых особо можно отметить В.Г. Асеева, Л.И. Божович, И.А Васильева и М.Ш. Магомед-Эминова, А. Маслоу, Е.П. Ильина, В.К. Вилюнаса, Х. Хекхаузена и др.
Однако проблема связи мотивации и профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте исследована недостаточно, что и обусловило выбор темы курсовой работы.
Целью данной работы является изучение связи мотивации и профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.
Объектом исследования является процесс профессионального самоопределения старшеклассников.
Предметом исследования – влияние мотивации на профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте.
В соответствии с целью предполагается решение следующих задач:
1) дать определение понятию «мотивация» и рассмотреть основные подходы к его пониманию;
2) охарактеризовать особенности мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач;
3) описать процесс профессионального самоопределения и его особенности в старшем школьном возрасте;
4) показать влияние мотивации на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что преобладание мотивации достижения успеха либо мотивации избегания неудачи у старшеклассников оказывает влияние на особенности выбираемой профессии.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции Н.С. Пряжникова, Х. Хекххаузена, А.Г. Шмелева.
Метод исследования:библиографический (теоретический анализ литературы).
Введение 3
Глава I. Мотивация как психологический феномен и ее виды 5
1.1. Категория мотивации в психологии 5
1.2. Основные подходы к рассмотрению мотивации в отечественной и зарубежной психологии 7
1.3. Характеристика мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач 12
Глава II. Проблема профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте 17
2.1. Профессиональное самоопределение как психологическая проблема 17
2.2. Особенности профессионального самоопределения у старших школьников 19
2.3. Особенности взаимодействия мотивации и профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте 22
Заключение 27
Литература 28
Заключение
Для того, что выбор профессии осуществился успешно, личность должна быть полноценно и разносторонне развита, характеризоваться набором развитых интересов, зрелой мотивационно-потребностной сферой.
Иерархическая система мотивов позволяет выбрать ту или иную профессиональную деятельность за счет ее привлекательности, возможности удовлетворить ведущие личностные потребности.
На профессиональное самоопределение школьников старших классов большое влияние оказывает структура их мотивационной сферы,соотношение мотивов достижения успеха и избегания неудач.
Теоретический анализ литературы по данной проблеме позволил выявить, что мотивация достижения является личностным образованием, проявляющимся в склонности личности осуществить какую-либо деятельность качественно, благодаря чему возникают эмоции успеха, радости, удовлетворенности собой.
Мотивация оказывает значительное влияние на то, как будет происходить выбор профессии в старшем школьном возрасте. Молодые люди часто выбирают именно те профессии, которые соответствуют их задаткам и склонностям и в которых они с большей долей вероятности смогут достичь успеха.
Однако завышенная потребность в достижении успеха может способствовать выбору профессии не в соответствии с задатками и склонностями, а, исходя из престижности и высокооплачиваемости профессии, возможности с ее помощью добиться высокого статуса и общественного признания.
В рамках данной работы проблема влияния мотивации на выбор старшеклассниками профессии рассмотрена лишь в самых общих чертах, поскольку выяснилось, что, несмотря на ее значимость, исследований этой проблемы не так много, и она требует дальнейшего, более глубокого изучения.
Литература
1. Арустамова Н.Г. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rae.ru/forum2012/pdf/2043.pdf
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 1976. – 158 с.
3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Педагогика, 1972. – С. 7-44.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
5. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. – 178 с.
6. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: МГУ, 1990. – 288 с.
7. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 47-103.
8. Горожанина Е.В. Формирование мотивации достижения успеха в процессе обучения детей с нарушениями интеллекта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ololo.cc/b/165780/read
9. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М.: Политиздат, 1978. – 272 с.
10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 536 с.
11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
12. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. – Вильнюс, 1981. – 196 с.
13. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб.: Сенсор, 2000. – 368 с.
14. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М.: МГУ, 1971. – 265 с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975. – 304 с.
16. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
17. Маслоу А. Мотивация и личность. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 351 с.
18. Маркова А.К. Мотивация как объект исследования в возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1982. –115 с.
19. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. – М.: Просвещение, 1988. – 248 с.
20. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учеб.пособие для вузов. – М.: МППИ, 2005. – 224 с.
21. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. — М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.
22. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 104 с.
23. Практическая психология образования / Под ред. Дубровиной И.В. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
24. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.
25. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 479 с.
26. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2-х тт. Т.1. – М.: Педагогика, 1986. – 408 с.
27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
28. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. – М.: Логос, 2001. – 136 с.
29. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 512 с.
30. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века: учеб.пособие для высш. учеб. завед. – М.: Академия, 1996. – 416 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность исследования обусловлена той значимостью, которую приобретает проблема профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте. Профессиональная деятельность в настоящее время считается одной из основных приоритетных сфер жизнедеятельности человека, которая не только удовлетворяет его материальные потребности, но и является основным механизмом достижения социального успеха, а также личностной самореализации.
По мнению Н.Г. Арустамовой, традиционные способы профориентации, оправдывавшие себя до настоящего времени, не соответствуют современной социально-экономической ситуации, сложившейся в нашей стране. Сейчас необходимо формирование осознанного отношения личности к условиям современного рынка труда . А для этого крайне важно выбирать профессию с учетом глубинных, морально-нравственных, духовных мотивы, потребности в самореализации, а не поверхностных, внешних мотивы престижа, больших денег, крутости.
Проблема мотивации и личностного самоопределения в старше школьном возрасте исследована в психологии достаточно хорошо.
Исследованиями, посвященными развитию личности в ранней юности и личностному самоопределению, занимались К.А.Абдульханова-Славская, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, Г.П.Щедровицкий, А.В. Мудрик.
Готовность к выбору профессии, проблемы профессионального самоопределения исследовали Е.А. Климов, Н.С.Пряжников, С.Н. Чистякова, А.Е.Голомшток.
Проблемами мотивациизанимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых особо можно отметить В.Г. Асеева, Л.И. Божович, И.А Васильева и М.Ш. Магомед-Эминова, А. Маслоу, Е.П. Ильина, В.К. Вилюнаса, Х. Хекхаузена и др.
Однако проблема связи мотивации и профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте исследована недостаточно, что и обусловило выбор темы курсовой работы.
Целью данной работы является изучение связи мотивации и профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.
Объектом исследования является процесс профессионального самоопределения старшеклассников.
Предметом исследования – влияние мотивации на профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте.
В соответствии с целью предполагается решение следующих задач:
1) дать определение понятию «мотивация» и рассмотреть основные подходы к его пониманию;
2) охарактеризовать особенности мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач;
3) описать процесс профессионального самоопределения и его особенности в старшем школьном возрасте;
4) показать влияние мотивации на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что преобладание мотивации достижения успеха либо мотивации избегания неудачи у старшеклассников оказывает влияние на особенности выбираемой профессии.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции Н.С. Пряжникова, Х. Хекххаузена, А.Г. Шмелева.
Метод исследования:библиографический (теоретический анализ литературы).
Введение 3
Глава I. Мотивация как психологический феномен и ее виды 5
1.1. Категория мотивации в психологии 5
1.2. Основные подходы к рассмотрению мотивации в отечественной и зарубежной психологии 7
1.3. Характеристика мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач 12
Глава II. Проблема профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте 17
2.1. Профессиональное самоопределение как психологическая проблема 17
2.2. Особенности профессионального самоопределения у старших школьников 19
2.3. Особенности взаимодействия мотивации и профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте 22
Заключение 27
Литература 28
Заключение
Для того, что выбор профессии осуществился успешно, личность должна быть полноценно и разносторонне развита, характеризоваться набором развитых интересов, зрелой мотивационно-потребностной сферой.
Иерархическая система мотивов позволяет выбрать ту или иную профессиональную деятельность за счет ее привлекательности, возможности удовлетворить ведущие личностные потребности.
На профессиональное самоопределение школьников старших классов большое влияние оказывает структура их мотивационной сферы,соотношение мотивов достижения успеха и избегания неудач.
Теоретический анализ литературы по данной проблеме позволил выявить, что мотивация достижения является личностным образованием, проявляющимся в склонности личности осуществить какую-либо деятельность качественно, благодаря чему возникают эмоции успеха, радости, удовлетворенности собой.
Мотивация оказывает значительное влияние на то, как будет происходить выбор профессии в старшем школьном возрасте. Молодые люди часто выбирают именно те профессии, которые соответствуют их задаткам и склонностям и в которых они с большей долей вероятности смогут достичь успеха.
Однако завышенная потребность в достижении успеха может способствовать выбору профессии не в соответствии с задатками и склонностями, а, исходя из престижности и высокооплачиваемости профессии, возможности с ее помощью добиться высокого статуса и общественного признания.
В рамках данной работы проблема влияния мотивации на выбор старшеклассниками профессии рассмотрена лишь в самых общих чертах, поскольку выяснилось, что, несмотря на ее значимость, исследований этой проблемы не так много, и она требует дальнейшего, более глубокого изучения.
Литература
1. Арустамова Н.Г. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rae.ru/forum2012/pdf/2043.pdf
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 1976. – 158 с.
3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Педагогика, 1972. – С. 7-44.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
5. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. – 178 с.
6. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: МГУ, 1990. – 288 с.
7. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 47-103.
8. Горожанина Е.В. Формирование мотивации достижения успеха в процессе обучения детей с нарушениями интеллекта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ololo.cc/b/165780/read
9. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М.: Политиздат, 1978. – 272 с.
10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 536 с.
11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
12. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. – Вильнюс, 1981. – 196 с.
13. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб.: Сенсор, 2000. – 368 с.
14. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М.: МГУ, 1971. – 265 с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975. – 304 с.
16. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
17. Маслоу А. Мотивация и личность. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 351 с.
18. Маркова А.К. Мотивация как объект исследования в возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1982. –115 с.
19. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. – М.: Просвещение, 1988. – 248 с.
20. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учеб.пособие для вузов. – М.: МППИ, 2005. – 224 с.
21. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. — М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.
22. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 104 с.
23. Практическая психология образования / Под ред. Дубровиной И.В. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
24. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.
25. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 479 с.
26. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2-х тт. Т.1. – М.: Педагогика, 1986. – 408 с.
27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
28. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. – М.: Логос, 2001. – 136 с.
29. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 512 с.
30. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века: учеб.пособие для высш. учеб. завед. – М.: Академия, 1996. – 416 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145035 Курсовых работ — поможем найти подходящую