Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты адаптации первоклассника к обучению в школе 5
1.1. Содержание понятия «адаптация» 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет 9
1.3 Формы и содержание деятельности педагога на этапе адаптации первоклассников к школе 15
Глава 2. Исследование школьной адаптации первоклассников к школе 22
2.1 Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе 22
2.2 Проектирование системы педагогической поддержки в период адаптации первоклассников к школьной жизни 27
2.3 Повторное исследование адаптации к школе первоклассников 32
Заключение 35
Список литературы 37
1.1. Содержание понятия «адаптация»
Понятие «адаптация» происходит от позднелатинского «adaptio», которое понимается как приспособление, и широко использовалось первоначально в биологических науках для описания механизмов и феномена приспособительного поведения индивидов в мире, эволюции разных форм жизни.
Общая приспособленность живого организма к условиям существования в биологии складывается из большого количества адаптации самого разного масштаба. В ходе эволюции все адаптации возникают в результате естественного отбора мутаций (наследственных вариаций) и их комбинаций. Данные мутации возникают всегда и в любой популяции живых организмов в огромнейшем количестве, причем их большая часть не проявляется, а находится только в скрытом виде в генофонде. Из поколения в поколение, шаг за шагом при помощи преимущественного размножения особей – носителей подобных полезных изменений становятся такие новые свойства характерными для вида.
...
1.3 Формы и содержание деятельности педагога на этапе адаптации первоклассников к школе
Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно устанавливать контакты со сверстниками и педагогами, учиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. И во всём этом ребенку должен помочь учитель. Ведь действительно от педагога зависит очень многое.
Учителю необходимо помочь ребенку вжиться в позицию школьника, сформировать «внутреннюю позицию». Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью.
...
2.1 Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
Адаптация первоклассников к школьной жизни, как мы уже выяснили, в себя включает:
- адаптацию ребенка к коллективу школы (эмоциональное благополучие школьника в межличностном взаимодействии);
- адаптацию организма ребенка к изменившимся условиям жизни (более напряженный режим дня, смена сферы деятельности, физические нагрузки на организм и т д.);
- адаптацию ребенка к новой для него деятельности (изменение деятельности игровой на учебную).
В связи с этим мы решили выделить три основные критерия, по которым можно судить об имеющемся уровне адаптации первоклассников к обучению в школе: эмоциональный, деятельностный, физиологический. Показатели и критерии уровня адаптации рассмотрен в табл. 1.
Таблица 1.
Критерии и показатели уровня адаптации младшего школьника
Критерии
Показатели
Методы диагностики
1. Физиологический
1. заболеваемость в период адаптации
2. работоспособность
2.2 Проектирование системы педагогической поддержки в период адаптации первоклассников к школьной жизни
Для включения каждого из учеников в систему межличностных отношений на уроке наиболее благоприятные условия могут создать групповые формы работы. На уроках в качестве подготовительной работы использовалось сочетание их индивидуальной и фронтальной форм работы. Так как в классе есть ученики и слабые, и сильные и со средней успеваемостью, то задания были даны дифференцировано для каждого индивидуально.
После того, как научились дети работать по индивидуальной карточке, им было предложено поучиться работать в паре «учитель-ученик». Главным становится в первом классе выработка умений договариваться, умений общаться. Необходимо было научить выслушивать внимательно ответ, тактично дополнять и исправлять, справедливо оценить, выслушивать ответ. Для этого к доске вызывалась любая пара. На практическом примере показывалось, как правильно нужно работать.
...
2.3 Повторное исследование адаптации к школе первоклассников
Для анализа эффективности проделанной работы мы провели повторную диагностику первоклассников. Дети диагностировались по тесту, который был предложен перед началом формирующего эксперимента. Родителям был предложен тест (анкета в приложении 5).
Результаты тестирования представлены в таблице 2
Таблица 2.
Статистическая характеристика
уровня адаптации учеников 1 класса А
Критерий
Высокий
Средний
Низкий
Кол.
%
Кол.
%
Кол.
%
Физиологический
3
30%
7
70%
0
0%
Деятельностный
3
30%
6
60%
1
10%
Эмоциональный
3
30%
6
60%
1
10%
Рисунок 2.
Сравнительная характеристика
уровня адаптации учеников 1 - х классов
Проведенная повторная диагностика, таким образом, показала улучшение результатов у детей исследуемой группы. Таким образом, мы можем заключить, что выбранная нами адаптационная программа для учащихся первых классов является эффективной.
...
Заключение
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования показало, что под адаптацией младшего школьника понимается постепенное приспособление ребенка к его новой жизни в социуме в соответствии с новой в его жизни ситуацией обучения в школе. Педагогическая сущность процесса адаптации сожжет быть осуществлена с учетом того, что личность, по сути, является членом общества, в отношении которого педагогическая поддержка состоит в том, чтобы ученик смог успешно адаптироваться к условиям современного общества и активно включиться в его жизнедеятельность.
Педагог должен школьнику оказывать помощь в овладении учебными навыками, обращая при этом внимание на сложность перестройки ребенка на новый для него вид деятельности.
...
Всего:25 источников.
1. Алмазова, И. Г. Проектирование как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития субъектов образования [Текст] / И. Г. Алмазова // Начальная школа. - 2006. - № 7. - С. 91-96.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 2002. – 364с.
3. Баданина, Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход [Текст] /Л. П. Баданина // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 12. - С. 59-62.
4. Басова, Е. Д. Воспитательная работа классного руководителя: системный подход [Текст] / Е. Д. Басова // Воспитание школьников. - 2009. - № 8. - С. 48-54.
5. Болховитин, С. М. Содержание и методика воспитательной работы в группах продленного дня [Текст] / С. М. Болховитин, А. А. Огородников // Начальная школа. - 2008. - № 2. - С. 50-52.
6. Венецкая, А. Б. Формирование культуры общения младших школьников [Текст] / А. Б. Венецкая // Начальная школа. - 2009. - № 2. - С. 73-77.
7. Воронцов, А. Педагогические условия реализации адаптационного периода в первом классе школ развивающего обучения [Текст] /А.Воронцов // Начальная школа.-2008.-№ 13. - С. 32-35.
8. Герц, Е. Н. Психологическая адаптация учащихся 1-х классов [Текст] / Е. Н. Герц, Е. А. Кутузова // Завуч начальной школы.-2008.- № 4. - С. 59-66.
9. Изотова, В. А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного творчества русского народа [Текст] / В.А. Изотова // Начальная школа. - 2000. - № 5. - С. 20-23.
10. Корнетов, Г. Б. Педагогическая среда: потенциал и проектирование [Текст] / Г.Б.Корнетов // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 23-32.
.....
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты адаптации первоклассника к обучению в школе 5
1.1. Содержание понятия «адаптация» 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет 9
1.3 Формы и содержание деятельности педагога на этапе адаптации первоклассников к школе 15
Глава 2. Исследование школьной адаптации первоклассников к школе 22
2.1 Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе 22
2.2 Проектирование системы педагогической поддержки в период адаптации первоклассников к школьной жизни 27
2.3 Повторное исследование адаптации к школе первоклассников 32
Заключение 35
Список литературы 37
1.1. Содержание понятия «адаптация»
Понятие «адаптация» происходит от позднелатинского «adaptio», которое понимается как приспособление, и широко использовалось первоначально в биологических науках для описания механизмов и феномена приспособительного поведения индивидов в мире, эволюции разных форм жизни.
Общая приспособленность живого организма к условиям существования в биологии складывается из большого количества адаптации самого разного масштаба. В ходе эволюции все адаптации возникают в результате естественного отбора мутаций (наследственных вариаций) и их комбинаций. Данные мутации возникают всегда и в любой популяции живых организмов в огромнейшем количестве, причем их большая часть не проявляется, а находится только в скрытом виде в генофонде. Из поколения в поколение, шаг за шагом при помощи преимущественного размножения особей – носителей подобных полезных изменений становятся такие новые свойства характерными для вида.
...
1.3 Формы и содержание деятельности педагога на этапе адаптации первоклассников к школе
Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно устанавливать контакты со сверстниками и педагогами, учиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. И во всём этом ребенку должен помочь учитель. Ведь действительно от педагога зависит очень многое.
Учителю необходимо помочь ребенку вжиться в позицию школьника, сформировать «внутреннюю позицию». Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью.
...
2.1 Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
Адаптация первоклассников к школьной жизни, как мы уже выяснили, в себя включает:
- адаптацию ребенка к коллективу школы (эмоциональное благополучие школьника в межличностном взаимодействии);
- адаптацию организма ребенка к изменившимся условиям жизни (более напряженный режим дня, смена сферы деятельности, физические нагрузки на организм и т д.);
- адаптацию ребенка к новой для него деятельности (изменение деятельности игровой на учебную).
В связи с этим мы решили выделить три основные критерия, по которым можно судить об имеющемся уровне адаптации первоклассников к обучению в школе: эмоциональный, деятельностный, физиологический. Показатели и критерии уровня адаптации рассмотрен в табл. 1.
Таблица 1.
Критерии и показатели уровня адаптации младшего школьника
Критерии
Показатели
Методы диагностики
1. Физиологический
1. заболеваемость в период адаптации
2. работоспособность
2.2 Проектирование системы педагогической поддержки в период адаптации первоклассников к школьной жизни
Для включения каждого из учеников в систему межличностных отношений на уроке наиболее благоприятные условия могут создать групповые формы работы. На уроках в качестве подготовительной работы использовалось сочетание их индивидуальной и фронтальной форм работы. Так как в классе есть ученики и слабые, и сильные и со средней успеваемостью, то задания были даны дифференцировано для каждого индивидуально.
После того, как научились дети работать по индивидуальной карточке, им было предложено поучиться работать в паре «учитель-ученик». Главным становится в первом классе выработка умений договариваться, умений общаться. Необходимо было научить выслушивать внимательно ответ, тактично дополнять и исправлять, справедливо оценить, выслушивать ответ. Для этого к доске вызывалась любая пара. На практическом примере показывалось, как правильно нужно работать.
...
2.3 Повторное исследование адаптации к школе первоклассников
Для анализа эффективности проделанной работы мы провели повторную диагностику первоклассников. Дети диагностировались по тесту, который был предложен перед началом формирующего эксперимента. Родителям был предложен тест (анкета в приложении 5).
Результаты тестирования представлены в таблице 2
Таблица 2.
Статистическая характеристика
уровня адаптации учеников 1 класса А
Критерий
Высокий
Средний
Низкий
Кол.
%
Кол.
%
Кол.
%
Физиологический
3
30%
7
70%
0
0%
Деятельностный
3
30%
6
60%
1
10%
Эмоциональный
3
30%
6
60%
1
10%
Рисунок 2.
Сравнительная характеристика
уровня адаптации учеников 1 - х классов
Проведенная повторная диагностика, таким образом, показала улучшение результатов у детей исследуемой группы. Таким образом, мы можем заключить, что выбранная нами адаптационная программа для учащихся первых классов является эффективной.
...
Заключение
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования показало, что под адаптацией младшего школьника понимается постепенное приспособление ребенка к его новой жизни в социуме в соответствии с новой в его жизни ситуацией обучения в школе. Педагогическая сущность процесса адаптации сожжет быть осуществлена с учетом того, что личность, по сути, является членом общества, в отношении которого педагогическая поддержка состоит в том, чтобы ученик смог успешно адаптироваться к условиям современного общества и активно включиться в его жизнедеятельность.
Педагог должен школьнику оказывать помощь в овладении учебными навыками, обращая при этом внимание на сложность перестройки ребенка на новый для него вид деятельности.
...
Всего:25 источников.
1. Алмазова, И. Г. Проектирование как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития субъектов образования [Текст] / И. Г. Алмазова // Начальная школа. - 2006. - № 7. - С. 91-96.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 2002. – 364с.
3. Баданина, Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход [Текст] /Л. П. Баданина // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 12. - С. 59-62.
4. Басова, Е. Д. Воспитательная работа классного руководителя: системный подход [Текст] / Е. Д. Басова // Воспитание школьников. - 2009. - № 8. - С. 48-54.
5. Болховитин, С. М. Содержание и методика воспитательной работы в группах продленного дня [Текст] / С. М. Болховитин, А. А. Огородников // Начальная школа. - 2008. - № 2. - С. 50-52.
6. Венецкая, А. Б. Формирование культуры общения младших школьников [Текст] / А. Б. Венецкая // Начальная школа. - 2009. - № 2. - С. 73-77.
7. Воронцов, А. Педагогические условия реализации адаптационного периода в первом классе школ развивающего обучения [Текст] /А.Воронцов // Начальная школа.-2008.-№ 13. - С. 32-35.
8. Герц, Е. Н. Психологическая адаптация учащихся 1-х классов [Текст] / Е. Н. Герц, Е. А. Кутузова // Завуч начальной школы.-2008.- № 4. - С. 59-66.
9. Изотова, В. А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного творчества русского народа [Текст] / В.А. Изотова // Начальная школа. - 2000. - № 5. - С. 20-23.
10. Корнетов, Г. Б. Педагогическая среда: потенциал и проектирование [Текст] / Г.Б.Корнетов // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 23-32.
.....
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
630 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149278 Курсовых работ — поможем найти подходящую