Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования обусловлена теоретической и практической значимостью изучения и решения проблемы роста агрессивности в поведении младших школьников и факторами, влияющими на ее снижение и предупреждение.
В настоящее время увеличилось число детей, имеющих отклонения в развитии, и оно продолжает расти. Разного рода нарушения в развитии ребенка накладывают свой отпечаток на формирование его личности (Л. С. Выготский, Ж.И. Шиф, В. Лубовский, Г. Е. Сухарева и др.). Они оказывают неблагоприятное воздействие на физическое и психическое развитие, эмоционально-волевую сферу, т.е. на весь организм и психику в целом. Среди этих нарушений существенное место занимают отклонения в поведении детей.
В последнее десятилетие социально-экономические и политические катаклизмы, происходящие в нашей стране, сказались на личностном развитии и поведении детей. Среди многочисленных видов поведенческих нарушений ученые и практики выделяют детскую агрессивность, которая приобрела форму социального явления (47).
Изучению феномена детской агрессивности посвящено значительное число исследований, разрабатываемых в рамках основных психологических направлений (А.И. Захарова, Е.П. Ильин, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, И.А. Фурманов,Дж. Каган, 1969; Ф. Аллан, Л. Бендер, Д. Дьюсбери, О. Меннинг, Р. Хайнд, А. Бандурой, Фишбах, 1964; Д. Доллард и др.). В исследованиях вышеперечисленных ученых рассматриваются такие аспекты проблемы, как: природа и причины возникновения и закрепления в поведении, теории и виды агрессивного поведения между сверстниками, способы предупреждения и коррекции агрессивного поведения со сверстниками.
Несмотря на достаточную разработанность, феномен агрессии и ее коррекции в младшем школьном возрасте, является недостаточно изученным.
Отсутствие должного внимания к предупреждению и коррекции агрессивности у школьников затрудняет воспитательную работу в последующие возрастные периоды, так как агрессивность стабильна во времени. Сформировавшись в дошкольные годы, она может перейти в стойкое асоциальное или антисоциальное поведение у подростков и юношей, в результате формируется социально-жестокая личность.
Необходимость определения реальных психологических причин агрессии в дошкольном возрасте, как начальном этапе ее становления, раскрытия средств предотвращения, обуславливают актуальность данной работы.
Исходя из актуальности проблемы и анализа научной литературы, мною была поставлена следующая цель исследования: изучить психолого-педагогические условия агрессии детей младшего школьного возраста.
Объект - агрессия детей младшего школьного возраста как нарушение поведения.
Предмет - психолого-педагогические условия коррекции агрессии детей младшего школьного возраста.
Гипотезой исследования выступило предложение о том, что работа по коррекции агрессии детей младшего школьного возраста будет успешней, если создать следующие психолого-педагогические условия:
- осуществление индивидуального подхода к детям;
- проведение коррекционной работы в ведущем виде детской деятельности;
- комплексное использование методов психологической коррекции.
На основе выдвинутой цели и гипотезы были поставлены следующие задачи:
1.Провести анализ научной и методической, психологической, педагогической, медицинской, специальной литературы по данной проблеме с целью выявления особенностей агрессии как нарушения поведения у детей младшего школьного возраста.
2. Определить критерии оценки, подобрать методики и выявить уровни агрессии в поведении детей младшего школьного возраста.
3. Определить психолога – педагогические условия коррекции агрессии детей младшего школьного возраста.
4. На основе полученных результатов выявить эффективность проведенной работы.
Для решения поставленных целей и задач, в соответствии с объектом, предметом и гипотезой были использованы методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической, и терапевтической, и методической литературы по проблеме; систематизация полученной информации; синтез;
- эмпирические: изучение психолого-педагогической и медицинской документации детей; наблюдение за проявлением агрессии в разных видах детской деятельности, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности, констатирующий и формирующий эксперимент;
- методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный анализ.
Теоретическая база: аффективно-динамическая теория (И.А. Фурманова, 1996); психодинамическая теория (З. Фрейда, 1920); фрустрационная теория (Розенцвейга, 1930, 1950).
Экспериментальная база исследования: Инженерно-техническая школа.
Организация исследования. Исследование осуществлялось с 2017 по 2018 год. Общее количество детей, задействованных в эксперименте: 20 человек.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап - изучение и анализ научно-теоретической литературы по проблеме, формирование цели, задач и рабочей гипотезы, подбор методов и методик.
Второй этап - проведение констатирующего эксперимента, в процессе которого изучались достоверность выдвинутой гипотезы, особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Третий этап - интерпретация полученных данных, оформление результатов исследования.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы агрессии у детей младшего школьного возраста 7
1.1 Агрессивность детей: определение и сущность 7
1.2 Агрессивность у детей младшего школьного возраста 10
1.3 Коррекция и профилактика агрессивного поведения младших школьников 12
Работа с агрессивными детьми 14
Выводы первой главы 14
Глава 2. Экспериментальное исследование агрессии детей младшего школьного возраста 16
2.1. Организация и методики эксперимента 16
2.2.Экспериментальная программа по коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возраста 25
2.3 Результаты экспериментального исследования 34
Выводы второй главы 35
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Анализ результатов проведенного исследования показывает, что коррекция агрессии у детей младшего школьного возраста в современном школьном образовательном учреждении наиболее эффективно при реализации, предложенной нами программы.
Последовательное решение задач исследования позволило достичь его цели: изучить психолого-педагогические условия коррекции агрессии детей младшего школьного возраста.
Результаты, полученные в экспериментальном исследовании, подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы. Ход данного исследования и его результаты позволяют сделать следующие выводы.
1. Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
2. Существуют различные теории возникновения и проявления агрессивности: психодинамическая, фрустрационная, поведенческая и аффективно-динамическая модели.
3. В настоящее время в психологической науке существует множество классификаций агрессии, в основе которых лежат следующие критерии: по направленности на объект, по способу выражения, по конечной цели, по форме выражения. В нашей работе мы опирались на классификацию агрессии, разработанной И.А. Фурмановым (1996).
4.На каждом возрастном этапе проявление агрессии имеет свои специфические особенности:
- в младенческом возрасте: бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы.
- в младшем дошкольном возрасте: вспышки злости и гнева, сопровождающиеся криком, брыканием, кусанием, драчливостью и т.д.
- в старшем дошкольном возрасте: игры, сопровождающиеся ударами, преследованием друг друга, борьбой и т.д.
- в младшем школьном возрасте: подражание поведению любимых героев («Бригада», «Брат» и пр.).
Во I главе нами изложено экспериментальное исследование, которое проводились на базе ГБОУ Инженерно-техническая школа города Москвы в подготовительных группах с 2017 по 2018 год. Общее количество человек, задействованных в эксперименте, составило 20 детей. Констатирующий эксперимент проводился по методикам: «Дом – Дерево – Человек», «Несуществующее животное», «Кактус».
Выявленные особенности в ходе констатирующего эксперимента подтвердили необходимость коррекции агрессии у детей младшего школьного возраста. В связи с этим нами был проведен формирующий эксперимент.
Формирующий эксперимент предусматривал создание программы по коррекции агрессии у детей школьного возраста.
Данная программа была построена на основе следующих принципов:
- принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка;
- принцип социальной адекватности воспитания;
- принцип индивидуализации воспитания детей с отклонением в поведении.
Программой предусмотрено введение в работу с детьми образовательных занятий коммуникативной направленности, нормализующих межличностные отношения и направленную на коррекцию агрессивности у детей младшего школьного возраста.
Проведенный качественный и количественный анализ экспериментальных данных, полученных на начальном и заключительном этапах эксперимента, доказал результативность и целесообразность предложенной обучающей технологии, направленной на коррекцию агрессии детей школьного возраста.
1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб, 2006.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995.
3. Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. 1967. №3. с. 60-67.
4. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб, 2000. – С. 26-27.
5. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. – М., 2002.
6. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.
7. Бэрон Р. Агрессия. – СПб, 2002.
8. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. - СПб, 2000.
9. Ермолаева М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие. – М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: издательство НПО «Модек», 2008.
10. Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения. – М., 1991.
11. ЗахаровА.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб, 1998.
12. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведениия). – М., 2003.
13. Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 1980.
14. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. – М., 1998.
15. Клиническая психиатрия / Под ред. Т.Б. Дмитриевой. – М., 1999.
16. Кравцова Е.Е., Нураханова А.А. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении. – Минск, 1990.
17. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. – СПб, 2000.
18. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. 1976. №6.
19. Лоренц К. Агрессия. – М., 1994.
20. Мид М. Развитие ребенка. – М., 1968.
21. Ниссен Г. Агрессивность и аутоагрессивность у детей и подростков // Социальная и клиническая психиатрия. 1992. №4.
22. Нравственность. Агрессия. Справедливость. // Под ред. А.М. Матюшкова. – М., 1992.
23. Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Журнал «Обруч» - 2000. - №5. – с. 12-13.
24. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М., 1997.
25. Пасечник Л. Тревожный ребенок //Дошкольное воспитание. – 2007. – № 9. – С. 89–95. – № 10. – С. 64–71.
26. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие // Ред.состав Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.
27. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. Изд-е 2-е. – М., 1997.
28. Психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005.
29. Психоаналитические термины и понятия / Под ред. Б.Э. Мура, Б.Д. Файна, - М., 2000.
30. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М., 1981.
31. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1991.
32. Реан А.А. Агрессия и агрессивность // Психологический журнал. 1996. №5. с. 3-18.
33. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1995.
34. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методики в психодиагностике. – М., Дидакт, 1992.
35. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учеб. пособие. – М., 1998.
36. Смирнова Е., Хузеева Г. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / http://www.kid.ru/32002/index6.php3
37. Смирнова Е., Хузеева Г. Агрессивные дети. // Дошкольное воспитание. – №4. – 2003. – С. 62-67.
38. Сорокин А.И. Конфликтность в поведении детей и подростков. Уфа, 1996.
39. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин – Минск: 1997.
40. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.
41. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 2002.
42. Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. – Прага, 1978.
43. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 1998.
44. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога (3-е изд.) – Ростов – н/Д., 2005.
45. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В.В. Лебединского, О.Е. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. – М., 1990.
46. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л., 1989.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования обусловлена теоретической и практической значимостью изучения и решения проблемы роста агрессивности в поведении младших школьников и факторами, влияющими на ее снижение и предупреждение.
В настоящее время увеличилось число детей, имеющих отклонения в развитии, и оно продолжает расти. Разного рода нарушения в развитии ребенка накладывают свой отпечаток на формирование его личности (Л. С. Выготский, Ж.И. Шиф, В. Лубовский, Г. Е. Сухарева и др.). Они оказывают неблагоприятное воздействие на физическое и психическое развитие, эмоционально-волевую сферу, т.е. на весь организм и психику в целом. Среди этих нарушений существенное место занимают отклонения в поведении детей.
В последнее десятилетие социально-экономические и политические катаклизмы, происходящие в нашей стране, сказались на личностном развитии и поведении детей. Среди многочисленных видов поведенческих нарушений ученые и практики выделяют детскую агрессивность, которая приобрела форму социального явления (47).
Изучению феномена детской агрессивности посвящено значительное число исследований, разрабатываемых в рамках основных психологических направлений (А.И. Захарова, Е.П. Ильин, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, И.А. Фурманов,Дж. Каган, 1969; Ф. Аллан, Л. Бендер, Д. Дьюсбери, О. Меннинг, Р. Хайнд, А. Бандурой, Фишбах, 1964; Д. Доллард и др.). В исследованиях вышеперечисленных ученых рассматриваются такие аспекты проблемы, как: природа и причины возникновения и закрепления в поведении, теории и виды агрессивного поведения между сверстниками, способы предупреждения и коррекции агрессивного поведения со сверстниками.
Несмотря на достаточную разработанность, феномен агрессии и ее коррекции в младшем школьном возрасте, является недостаточно изученным.
Отсутствие должного внимания к предупреждению и коррекции агрессивности у школьников затрудняет воспитательную работу в последующие возрастные периоды, так как агрессивность стабильна во времени. Сформировавшись в дошкольные годы, она может перейти в стойкое асоциальное или антисоциальное поведение у подростков и юношей, в результате формируется социально-жестокая личность.
Необходимость определения реальных психологических причин агрессии в дошкольном возрасте, как начальном этапе ее становления, раскрытия средств предотвращения, обуславливают актуальность данной работы.
Исходя из актуальности проблемы и анализа научной литературы, мною была поставлена следующая цель исследования: изучить психолого-педагогические условия агрессии детей младшего школьного возраста.
Объект - агрессия детей младшего школьного возраста как нарушение поведения.
Предмет - психолого-педагогические условия коррекции агрессии детей младшего школьного возраста.
Гипотезой исследования выступило предложение о том, что работа по коррекции агрессии детей младшего школьного возраста будет успешней, если создать следующие психолого-педагогические условия:
- осуществление индивидуального подхода к детям;
- проведение коррекционной работы в ведущем виде детской деятельности;
- комплексное использование методов психологической коррекции.
На основе выдвинутой цели и гипотезы были поставлены следующие задачи:
1.Провести анализ научной и методической, психологической, педагогической, медицинской, специальной литературы по данной проблеме с целью выявления особенностей агрессии как нарушения поведения у детей младшего школьного возраста.
2. Определить критерии оценки, подобрать методики и выявить уровни агрессии в поведении детей младшего школьного возраста.
3. Определить психолога – педагогические условия коррекции агрессии детей младшего школьного возраста.
4. На основе полученных результатов выявить эффективность проведенной работы.
Для решения поставленных целей и задач, в соответствии с объектом, предметом и гипотезой были использованы методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической, и терапевтической, и методической литературы по проблеме; систематизация полученной информации; синтез;
- эмпирические: изучение психолого-педагогической и медицинской документации детей; наблюдение за проявлением агрессии в разных видах детской деятельности, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности, констатирующий и формирующий эксперимент;
- методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный анализ.
Теоретическая база: аффективно-динамическая теория (И.А. Фурманова, 1996); психодинамическая теория (З. Фрейда, 1920); фрустрационная теория (Розенцвейга, 1930, 1950).
Экспериментальная база исследования: Инженерно-техническая школа.
Организация исследования. Исследование осуществлялось с 2017 по 2018 год. Общее количество детей, задействованных в эксперименте: 20 человек.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап - изучение и анализ научно-теоретической литературы по проблеме, формирование цели, задач и рабочей гипотезы, подбор методов и методик.
Второй этап - проведение констатирующего эксперимента, в процессе которого изучались достоверность выдвинутой гипотезы, особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Третий этап - интерпретация полученных данных, оформление результатов исследования.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы агрессии у детей младшего школьного возраста 7
1.1 Агрессивность детей: определение и сущность 7
1.2 Агрессивность у детей младшего школьного возраста 10
1.3 Коррекция и профилактика агрессивного поведения младших школьников 12
Работа с агрессивными детьми 14
Выводы первой главы 14
Глава 2. Экспериментальное исследование агрессии детей младшего школьного возраста 16
2.1. Организация и методики эксперимента 16
2.2.Экспериментальная программа по коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возраста 25
2.3 Результаты экспериментального исследования 34
Выводы второй главы 35
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Анализ результатов проведенного исследования показывает, что коррекция агрессии у детей младшего школьного возраста в современном школьном образовательном учреждении наиболее эффективно при реализации, предложенной нами программы.
Последовательное решение задач исследования позволило достичь его цели: изучить психолого-педагогические условия коррекции агрессии детей младшего школьного возраста.
Результаты, полученные в экспериментальном исследовании, подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы. Ход данного исследования и его результаты позволяют сделать следующие выводы.
1. Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
2. Существуют различные теории возникновения и проявления агрессивности: психодинамическая, фрустрационная, поведенческая и аффективно-динамическая модели.
3. В настоящее время в психологической науке существует множество классификаций агрессии, в основе которых лежат следующие критерии: по направленности на объект, по способу выражения, по конечной цели, по форме выражения. В нашей работе мы опирались на классификацию агрессии, разработанной И.А. Фурмановым (1996).
4.На каждом возрастном этапе проявление агрессии имеет свои специфические особенности:
- в младенческом возрасте: бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы.
- в младшем дошкольном возрасте: вспышки злости и гнева, сопровождающиеся криком, брыканием, кусанием, драчливостью и т.д.
- в старшем дошкольном возрасте: игры, сопровождающиеся ударами, преследованием друг друга, борьбой и т.д.
- в младшем школьном возрасте: подражание поведению любимых героев («Бригада», «Брат» и пр.).
Во I главе нами изложено экспериментальное исследование, которое проводились на базе ГБОУ Инженерно-техническая школа города Москвы в подготовительных группах с 2017 по 2018 год. Общее количество человек, задействованных в эксперименте, составило 20 детей. Констатирующий эксперимент проводился по методикам: «Дом – Дерево – Человек», «Несуществующее животное», «Кактус».
Выявленные особенности в ходе констатирующего эксперимента подтвердили необходимость коррекции агрессии у детей младшего школьного возраста. В связи с этим нами был проведен формирующий эксперимент.
Формирующий эксперимент предусматривал создание программы по коррекции агрессии у детей школьного возраста.
Данная программа была построена на основе следующих принципов:
- принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка;
- принцип социальной адекватности воспитания;
- принцип индивидуализации воспитания детей с отклонением в поведении.
Программой предусмотрено введение в работу с детьми образовательных занятий коммуникативной направленности, нормализующих межличностные отношения и направленную на коррекцию агрессивности у детей младшего школьного возраста.
Проведенный качественный и количественный анализ экспериментальных данных, полученных на начальном и заключительном этапах эксперимента, доказал результативность и целесообразность предложенной обучающей технологии, направленной на коррекцию агрессии детей школьного возраста.
1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб, 2006.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995.
3. Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. 1967. №3. с. 60-67.
4. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб, 2000. – С. 26-27.
5. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. – М., 2002.
6. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.
7. Бэрон Р. Агрессия. – СПб, 2002.
8. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. - СПб, 2000.
9. Ермолаева М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие. – М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: издательство НПО «Модек», 2008.
10. Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения. – М., 1991.
11. ЗахаровА.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб, 1998.
12. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведениия). – М., 2003.
13. Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 1980.
14. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. – М., 1998.
15. Клиническая психиатрия / Под ред. Т.Б. Дмитриевой. – М., 1999.
16. Кравцова Е.Е., Нураханова А.А. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении. – Минск, 1990.
17. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. – СПб, 2000.
18. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. 1976. №6.
19. Лоренц К. Агрессия. – М., 1994.
20. Мид М. Развитие ребенка. – М., 1968.
21. Ниссен Г. Агрессивность и аутоагрессивность у детей и подростков // Социальная и клиническая психиатрия. 1992. №4.
22. Нравственность. Агрессия. Справедливость. // Под ред. А.М. Матюшкова. – М., 1992.
23. Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Журнал «Обруч» - 2000. - №5. – с. 12-13.
24. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М., 1997.
25. Пасечник Л. Тревожный ребенок //Дошкольное воспитание. – 2007. – № 9. – С. 89–95. – № 10. – С. 64–71.
26. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие // Ред.состав Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.
27. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. Изд-е 2-е. – М., 1997.
28. Психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005.
29. Психоаналитические термины и понятия / Под ред. Б.Э. Мура, Б.Д. Файна, - М., 2000.
30. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М., 1981.
31. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1991.
32. Реан А.А. Агрессия и агрессивность // Психологический журнал. 1996. №5. с. 3-18.
33. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1995.
34. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методики в психодиагностике. – М., Дидакт, 1992.
35. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учеб. пособие. – М., 1998.
36. Смирнова Е., Хузеева Г. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / http://www.kid.ru/32002/index6.php3
37. Смирнова Е., Хузеева Г. Агрессивные дети. // Дошкольное воспитание. – №4. – 2003. – С. 62-67.
38. Сорокин А.И. Конфликтность в поведении детей и подростков. Уфа, 1996.
39. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин – Минск: 1997.
40. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.
41. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 2002.
42. Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. – Прага, 1978.
43. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 1998.
44. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога (3-е изд.) – Ростов – н/Д., 2005.
45. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В.В. Лебединского, О.Е. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. – М., 1990.
46. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л., 1989.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
380 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149278 Курсовых работ — поможем найти подходящую