Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретический анализ вопроса особенностей эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР………………………………………………………………………...6
1.1. Содержание понятия «эмоционально-волевая сфера» …………………..6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР…………..…..10
1.3. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР……………...19
2 Эмпирическое исследование особенностей эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР……………………………………………………………………….22
2.1 Подбор методик и организация исследования…………………………….22
2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………34
1.1. Содержание понятия «эмоционально-волевая сфера»
Когда мы говорим о психике человека, особое значение приобретают эмоционально-волевые процессы, под которыми понимаются особые психические явления, отвечающие за функциональное ее состояние. Эмоционально-волевые процессы также выполняют функцию управления другими процессами, происходящими в психике человека, то есть оказывают влияние на всю деятельность человека. Составляющими эмоционально-волевых процессов являются эмоции, чувства и воля человека. Любая из этих составляющих отличается собственной физиологией и оказывает специфическое влияние [2, 45c.].
Важно дать определение эмоциям, под которыми в современной психологической литературе понимают психический процесс, который субъективно отражает отношение человека к реальности и себе. Эмоции – это интегративное выражение тонуса нервно-психических процессов, которые находят отражение в изменении параметров нервно-психической деятельности, а также соматических проявлений [7, 487c.].
...
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует отставание в психической деятельности ребенка. Основной причиной такого отстаивания являются слабовыраженные органические повреждения мозга (врожденные или полученные во внутриутробном, природовом, а также в раннем периоде жизни) [5, 89c.].
Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер психического отстаивания, которое с возрастом может преодолеваться и тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия развития и обучения детей рассматриваемой категории.
Характерной особенностью задержки психического развития является выраженная неравномерность в формировании разных сторон психической деятельности, разных психических функций.
...
1.3. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР
У детей с ЗПР эмоциональное развитие задержано: они постоянно испытывают трудности адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Они более чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства. Одна из важных защитных и реабилитационных форм воспитательной работы с данными детьми - создание положительного эмоционального состояния посредством комплексной медико-психолого-педагогической поддержки детей [12, 1531c.
...
2.1 Подбор методик и организация исследования
Анализ и обобщение данных литературных источников позволил сформулировать цель и задачи экспериментального исследования, определить его этапы, продумать методический инструментарий.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Центра коррекционного развития детей «Добро», г. Москва
Данное учреждение оказывает социально-правовую, психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям, имеющих детей с физическими, психическими и умственными нарушениями.
Для подробного исследования нами были выбраны 10 детей с задержкой психического развития, средний возраст которых 6-7 лет.
В экспериментальном исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
• методика «Паровозик» Велиева С.В.;
• тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);
• опросник Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко «Уровень тревожности ребенка»;
• опросник А.И.
...
2.2 Анализ и интерпретация результатов
Для более точного и наглядного анализа мы предоставим сводную таблицу результатов.
Таблица 1. Сводная таблица результатов диагностики испытуемых
№ п/п
Методика
«Паровозик»
Тест тревожности
Опросник Лаврентьева Титаренко
Опросник А.И. Захарова
Тест М. Люшера
1
3
50
12
11
0,5
2
4
28
6
9
1
3
3
57
13
12
0,5
4
3
57
14
13
0,5
5
2
71
16
15
0
6
4
21
6
10
1
7
3
50
12
11
0,5
8
2
64
17
16
0
9
3
50
12
12
0,5
10
3
57
11
13
0,5
Ср. зн.
3
50,5
11,9
12,2
0,5
Изначально, мы проведем анализ общих групповых результатов касательно эмоционального состояния исследуемой группы дошкольников с ЗПР.
Результаты общих групповых результатов будут представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Общие групповые показатели дошкольников с ЗПР по всем методикам исследования
Согласно данным, полученным на рисунке 1, мы можем сделать следующие выводы.
Согласно методике «Паровозик», группа показывает негативное эмоциональное состояние низкой степени, так как полученный балл = 3.
...
1. Анисимова Н.Л. Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. - М.: МГПУ, 2017. – 100 с.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. - М.: АСТ, 2014. - 370 с.
3. Вилюнас В. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2014. - 496 с.
4. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Траектория, 2014. - 356с.
5. Глухов В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. - М.: Спутник, 2014. – 256 с.
6. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Академия, 2016. – 255 с.
7. Зайнуллина Л.М. Некоторые аспекты исследования эмоций // Вестник Башкирск. ун-та. - 2014. - №1. - С.486-491.
8. Иванова Е.С., Люсин Д.В. Психология эмоций: перспективы научных исследований // Научный диалог. - 2014. - №11. - С.137-143.
9. Изард Кэррол Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с.
10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2014. - 392 с.
11. Калина В.И., Мигунова Т.В. Возможности применения телесно-ориентированных подходов в работе педагога ДОУ по развитию эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития // Психология и педагогика. - 2014. - №24-2. - С.77-81.
12. Конева И.А., Романова С.В. Особенности высших психических функций у дошкольников с задержкой психического развития // Современные проблемы науки и образования. – 2014. - №6. - С.1531.
13. Назарова Н. Специальная педагогика. - М.: АСТ, 2014. – 400 с.
14. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. - М.: Флинта, 2014. - 400с.
15. Неретина Т. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. - М.: Феникс, 2014. - 376 с.
16. Попова С.С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития // Молодой ученый. - 2014. - №1. – С.56-58.
17. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 2016. - 392 с.
18. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - М.: Владос, 2014. – 265 с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. – 718 с.
20. Симонов П.В. Что такое эмоция? - М.: Академия, 2014. -300 с.
21. Солодилова И.А. К вопросу о соотношении понятий «Эмоция» и «Когниция» // Вестник Башкирск. ун-та. - 2014. - №4. - С.1348-1351.
22. Сорокин В.Н. Специальная психология. - М.: Речь, 2014. – 366 с.
23. Сухарева Т.Е. Лекции по психиатрии детского. - М.: АСТ, 2014. -260 с.
24. Урунтаева Г.А. Детская психология. – 6-е изд., исправ. - М.: Академия, 2014. -368 с.
25. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста. – Балашов: «Николаев», 2014. - 68 с.
26. Фомина Д.А. Развитие эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в игровой деятельности // Инновационная наука. - 2015. - №5-2. - С.265-268.
27. Хьелл А.Л., Зиглер Дж. Теории личности. - СПб.: Питер, 2016. – 880 с.
28. Шуклова Л.А. Проблема обучения и воспитания детей с ЗПР: подходы и их решение // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - №11. - С.267-272.
29. Юдина Н.Ю. Особенности интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития // Успехи современного естествознания. - 2014. - №9. - С.176-177.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретический анализ вопроса особенностей эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР………………………………………………………………………...6
1.1. Содержание понятия «эмоционально-волевая сфера» …………………..6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР…………..…..10
1.3. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР……………...19
2 Эмпирическое исследование особенностей эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР……………………………………………………………………….22
2.1 Подбор методик и организация исследования…………………………….22
2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………34
1.1. Содержание понятия «эмоционально-волевая сфера»
Когда мы говорим о психике человека, особое значение приобретают эмоционально-волевые процессы, под которыми понимаются особые психические явления, отвечающие за функциональное ее состояние. Эмоционально-волевые процессы также выполняют функцию управления другими процессами, происходящими в психике человека, то есть оказывают влияние на всю деятельность человека. Составляющими эмоционально-волевых процессов являются эмоции, чувства и воля человека. Любая из этих составляющих отличается собственной физиологией и оказывает специфическое влияние [2, 45c.].
Важно дать определение эмоциям, под которыми в современной психологической литературе понимают психический процесс, который субъективно отражает отношение человека к реальности и себе. Эмоции – это интегративное выражение тонуса нервно-психических процессов, которые находят отражение в изменении параметров нервно-психической деятельности, а также соматических проявлений [7, 487c.].
...
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует отставание в психической деятельности ребенка. Основной причиной такого отстаивания являются слабовыраженные органические повреждения мозга (врожденные или полученные во внутриутробном, природовом, а также в раннем периоде жизни) [5, 89c.].
Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер психического отстаивания, которое с возрастом может преодолеваться и тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия развития и обучения детей рассматриваемой категории.
Характерной особенностью задержки психического развития является выраженная неравномерность в формировании разных сторон психической деятельности, разных психических функций.
...
1.3. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР
У детей с ЗПР эмоциональное развитие задержано: они постоянно испытывают трудности адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Они более чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства. Одна из важных защитных и реабилитационных форм воспитательной работы с данными детьми - создание положительного эмоционального состояния посредством комплексной медико-психолого-педагогической поддержки детей [12, 1531c.
...
2.1 Подбор методик и организация исследования
Анализ и обобщение данных литературных источников позволил сформулировать цель и задачи экспериментального исследования, определить его этапы, продумать методический инструментарий.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Центра коррекционного развития детей «Добро», г. Москва
Данное учреждение оказывает социально-правовую, психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям, имеющих детей с физическими, психическими и умственными нарушениями.
Для подробного исследования нами были выбраны 10 детей с задержкой психического развития, средний возраст которых 6-7 лет.
В экспериментальном исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
• методика «Паровозик» Велиева С.В.;
• тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);
• опросник Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко «Уровень тревожности ребенка»;
• опросник А.И.
...
2.2 Анализ и интерпретация результатов
Для более точного и наглядного анализа мы предоставим сводную таблицу результатов.
Таблица 1. Сводная таблица результатов диагностики испытуемых
№ п/п
Методика
«Паровозик»
Тест тревожности
Опросник Лаврентьева Титаренко
Опросник А.И. Захарова
Тест М. Люшера
1
3
50
12
11
0,5
2
4
28
6
9
1
3
3
57
13
12
0,5
4
3
57
14
13
0,5
5
2
71
16
15
0
6
4
21
6
10
1
7
3
50
12
11
0,5
8
2
64
17
16
0
9
3
50
12
12
0,5
10
3
57
11
13
0,5
Ср. зн.
3
50,5
11,9
12,2
0,5
Изначально, мы проведем анализ общих групповых результатов касательно эмоционального состояния исследуемой группы дошкольников с ЗПР.
Результаты общих групповых результатов будут представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Общие групповые показатели дошкольников с ЗПР по всем методикам исследования
Согласно данным, полученным на рисунке 1, мы можем сделать следующие выводы.
Согласно методике «Паровозик», группа показывает негативное эмоциональное состояние низкой степени, так как полученный балл = 3.
...
1. Анисимова Н.Л. Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. - М.: МГПУ, 2017. – 100 с.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. - М.: АСТ, 2014. - 370 с.
3. Вилюнас В. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2014. - 496 с.
4. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Траектория, 2014. - 356с.
5. Глухов В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. - М.: Спутник, 2014. – 256 с.
6. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Академия, 2016. – 255 с.
7. Зайнуллина Л.М. Некоторые аспекты исследования эмоций // Вестник Башкирск. ун-та. - 2014. - №1. - С.486-491.
8. Иванова Е.С., Люсин Д.В. Психология эмоций: перспективы научных исследований // Научный диалог. - 2014. - №11. - С.137-143.
9. Изард Кэррол Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с.
10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2014. - 392 с.
11. Калина В.И., Мигунова Т.В. Возможности применения телесно-ориентированных подходов в работе педагога ДОУ по развитию эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития // Психология и педагогика. - 2014. - №24-2. - С.77-81.
12. Конева И.А., Романова С.В. Особенности высших психических функций у дошкольников с задержкой психического развития // Современные проблемы науки и образования. – 2014. - №6. - С.1531.
13. Назарова Н. Специальная педагогика. - М.: АСТ, 2014. – 400 с.
14. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. - М.: Флинта, 2014. - 400с.
15. Неретина Т. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. - М.: Феникс, 2014. - 376 с.
16. Попова С.С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития // Молодой ученый. - 2014. - №1. – С.56-58.
17. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 2016. - 392 с.
18. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - М.: Владос, 2014. – 265 с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. – 718 с.
20. Симонов П.В. Что такое эмоция? - М.: Академия, 2014. -300 с.
21. Солодилова И.А. К вопросу о соотношении понятий «Эмоция» и «Когниция» // Вестник Башкирск. ун-та. - 2014. - №4. - С.1348-1351.
22. Сорокин В.Н. Специальная психология. - М.: Речь, 2014. – 366 с.
23. Сухарева Т.Е. Лекции по психиатрии детского. - М.: АСТ, 2014. -260 с.
24. Урунтаева Г.А. Детская психология. – 6-е изд., исправ. - М.: Академия, 2014. -368 с.
25. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста. – Балашов: «Николаев», 2014. - 68 с.
26. Фомина Д.А. Развитие эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в игровой деятельности // Инновационная наука. - 2015. - №5-2. - С.265-268.
27. Хьелл А.Л., Зиглер Дж. Теории личности. - СПб.: Питер, 2016. – 880 с.
28. Шуклова Л.А. Проблема обучения и воспитания детей с ЗПР: подходы и их решение // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - №11. - С.267-272.
29. Юдина Н.Ю. Особенности интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития // Успехи современного естествознания. - 2014. - №9. - С.176-177.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
500 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149278 Курсовых работ — поможем найти подходящую