Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Все процессы познания – будь то восприятие или мышление или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимаем не восприятие само по себе, и мыслит не сама мысль; воспринимает и мыслит человек – воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изученных до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Внимание своего содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание. Внимание проявление этой связи сознания и предмета, который в нем осознается. Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления при этом совпадают.
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать иногда представляется достаточно сложным процессом.
В качестве гипотезы мы выдвинули утверждение о том, что успеваемость и успешность обучения младших школьников связаны с развитием свойств внимания.
Понятие внимания
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении кото¬рого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной сто¬роны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явле¬ние, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психиче¬ском процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.
Что же такое внимание? Для того чтобы ответить на этот вопрос, представьте себе школьника, выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком углублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия, перехо¬дит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что он делает, что он обращает внима¬ние на те предметы, которые он выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о том, что его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической дея¬тельности на чем-либо определенном и называется вниманием .
В свою очередь, под направленностью психической деятельности следует под¬разумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода пси¬хической деятельности. В понятие направленности включается также и сохране¬ние деятельности на определенный промежуток времени.
Как следует из данного нами определения, другой характеристикой внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью прежде всего подразуме¬вается большая или меньшая углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность вни¬мания, т. е. требуется большая углубленность. С другой стороны, сосредоточен¬ность связана с отвлечением от всего постороннего. В противном случае, когда вам не удается отвлечься от постороннего, решение задачи осложняется .
Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого.
Внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физио¬логическими явлениями. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет воз¬буждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на че¬ловека раздражитель вызывает активизацию мозга.
Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует отметить ори¬ентировочный рефлекс.
Н. Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп .
Объект исследования – внимание, как психологическая категория.
Предмет исследования – свойства внимания.
Цель исследования – изучить свойства внимания.
Задачи исследования:
1. Дать основную характеристику понятию «внимание».
2. Рассмотреть различные теоретические подходы к понятию «внимание».
3. Рассмотреть свойства внимания.
4. Рассмотреть основные виды внимания.
5. Экспериментально исследовать свойства внимания.
Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2: Вопросы общей психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982.
2. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. — М.,1974.
3. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М., 1985.
4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988.
5. Лурия А. Р. Внимание и память. — М., 1975.
6. Маклаков А.Г. Общая психология. Изд-во Питер, 2007 г. С. 583
7. Павлов И. II. Полное собрание сочинений Т. 3. Кн. 2. - М.: Изд. АН СССР, 1952.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
9. Сеченов И. М. Физиология нервных центров: из лекций, чит. в собрании врачей в Москве в 1889-1890 гг. - М.: Изд. АМН СССР, 1952.
10. Пути выявления, профилактики и коррекции неуспеваемости младших школьников //Пути совершенствования содержания и методов коммунистического воспитания учащихся.- Красноярск, 1984.- С. 106-109.
11. Социально-биологические факторы в неуспеваемости младших школьников // Функциональная морфология.- Новосибирск, 1984.- С. 164-165.
12. Особенности эмоционально-волевой регуляции внимания у неуспевающих младших школьников с задержкой психического развития //Эмоциональная регуляция поведения и деятельности.- М., 1986. - С. 71-72.
13. Особенности эмоциональной регуляции и произвольного внимания у неуспевающих младших школьников // Эмоциональная, регуляция учебной и трудовой деятельности.- М.-Одесса, 1986,- С. 178.
14. Особенности произвольного внимания и познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология,- 1987.- № 6.- С. 17-22.
15. Баскакова Л. И. Экспериментальное исследование устойчивости внимания подростков - учащихся массовой и вспомогательной школ: Автореф. канд. дис. М., 1968. 19 с.
16. Диева Н. П. Индивидуальные особенности внимания в младшем школьном возрасте: Автореф. канд. дис. М., 1969. 17 с.
17. Дубровина И. В. Изучение математических способностей детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии способностей: Сб. статей / Под ред. В.А. Крутецкого. М.: Педагогика, 1973. С. 5—59.
18. Завалова II. Д. Вопросы внимания при изучении грамматики в V классе: Автореф. канд. дис. М., 1956. 21 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Все процессы познания – будь то восприятие или мышление или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимаем не восприятие само по себе, и мыслит не сама мысль; воспринимает и мыслит человек – воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изученных до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Внимание своего содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание. Внимание проявление этой связи сознания и предмета, который в нем осознается. Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления при этом совпадают.
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать иногда представляется достаточно сложным процессом.
В качестве гипотезы мы выдвинули утверждение о том, что успеваемость и успешность обучения младших школьников связаны с развитием свойств внимания.
Понятие внимания
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении кото¬рого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной сто¬роны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явле¬ние, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психиче¬ском процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.
Что же такое внимание? Для того чтобы ответить на этот вопрос, представьте себе школьника, выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком углублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия, перехо¬дит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что он делает, что он обращает внима¬ние на те предметы, которые он выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о том, что его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической дея¬тельности на чем-либо определенном и называется вниманием .
В свою очередь, под направленностью психической деятельности следует под¬разумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода пси¬хической деятельности. В понятие направленности включается также и сохране¬ние деятельности на определенный промежуток времени.
Как следует из данного нами определения, другой характеристикой внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью прежде всего подразуме¬вается большая или меньшая углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность вни¬мания, т. е. требуется большая углубленность. С другой стороны, сосредоточен¬ность связана с отвлечением от всего постороннего. В противном случае, когда вам не удается отвлечься от постороннего, решение задачи осложняется .
Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого.
Внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физио¬логическими явлениями. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет воз¬буждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на че¬ловека раздражитель вызывает активизацию мозга.
Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует отметить ори¬ентировочный рефлекс.
Н. Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп .
Объект исследования – внимание, как психологическая категория.
Предмет исследования – свойства внимания.
Цель исследования – изучить свойства внимания.
Задачи исследования:
1. Дать основную характеристику понятию «внимание».
2. Рассмотреть различные теоретические подходы к понятию «внимание».
3. Рассмотреть свойства внимания.
4. Рассмотреть основные виды внимания.
5. Экспериментально исследовать свойства внимания.
Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2: Вопросы общей психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982.
2. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. — М.,1974.
3. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М., 1985.
4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988.
5. Лурия А. Р. Внимание и память. — М., 1975.
6. Маклаков А.Г. Общая психология. Изд-во Питер, 2007 г. С. 583
7. Павлов И. II. Полное собрание сочинений Т. 3. Кн. 2. - М.: Изд. АН СССР, 1952.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
9. Сеченов И. М. Физиология нервных центров: из лекций, чит. в собрании врачей в Москве в 1889-1890 гг. - М.: Изд. АМН СССР, 1952.
10. Пути выявления, профилактики и коррекции неуспеваемости младших школьников //Пути совершенствования содержания и методов коммунистического воспитания учащихся.- Красноярск, 1984.- С. 106-109.
11. Социально-биологические факторы в неуспеваемости младших школьников // Функциональная морфология.- Новосибирск, 1984.- С. 164-165.
12. Особенности эмоционально-волевой регуляции внимания у неуспевающих младших школьников с задержкой психического развития //Эмоциональная регуляция поведения и деятельности.- М., 1986. - С. 71-72.
13. Особенности эмоциональной регуляции и произвольного внимания у неуспевающих младших школьников // Эмоциональная, регуляция учебной и трудовой деятельности.- М.-Одесса, 1986,- С. 178.
14. Особенности произвольного внимания и познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология,- 1987.- № 6.- С. 17-22.
15. Баскакова Л. И. Экспериментальное исследование устойчивости внимания подростков - учащихся массовой и вспомогательной школ: Автореф. канд. дис. М., 1968. 19 с.
16. Диева Н. П. Индивидуальные особенности внимания в младшем школьном возрасте: Автореф. канд. дис. М., 1969. 17 с.
17. Дубровина И. В. Изучение математических способностей детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии способностей: Сб. статей / Под ред. В.А. Крутецкого. М.: Педагогика, 1973. С. 5—59.
18. Завалова II. Д. Вопросы внимания при изучении грамматики в V классе: Автореф. канд. дис. М., 1956. 21 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
730 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149513 Курсовых работ — поможем найти подходящую