Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Изменения, происходящие в современном российском обществе, привели к разрушению традиционных ценностей, падению идеи их объективной обоснованности, что способствовало утрате регуляторов человеческих контактов. Кризисы многих сторон жизни (социальной, экономической) обострили вопрос о самостоятельном, индивидуально осуществляемом развивающейся личностью выборе жизненных приоритетов. Радикальное обновление ценностей и норм, переход к принципиально иным представлениям о должном и правильном, к новым эталонам поведения, формирование новых привычек и традиций происходит, главным образом, на стадии базовой социализации новых поколений. Как известно, трудность настоящего этапа общественного развития заключается в том, что произошел «разрыв» духовных ценностей предыдущих и нынешнего поколений. Настоящий период характеризуется атомизацией общества, появлением одиночек даже в среде подростков, что вызывает серьезные воспитательные проблемы, требующие неотлагательного решения. Как следствие, в молодежной среде стали распространяться негативные социально-психологические явления ухода от социальной активности, проявляющиеся в асоциальном поведении (алкоголизм, наркомания и проч.), вступлении в религиозные и преступные сообщества.
Оказавшись в ситуации одиночества, подросток начинает искать смысл своего существования, строить собственную систему координат.
Переживание бессмысленности своего существования актуализирует переживания одиночества, беспомощности, страха. Если подросток не находит поддержки и понимания во взаимоотношениях со взрослыми, то он обращается к таким же сверстникам, которых «не поняли» окружающие. Одинокий среди взрослых и среди законопослушных сверстников, лишенный всесторонней защиты от внешних притязаний, включаясь в асоциальную группу, подросток немедленно приобретает реальную физическую, психологическую, моральную и даже материальную поддержку. Это коренным образом меняет его самочувствие и формирует уверенность, что в группе никому не удастся его обидеть и притеснить. Включаясь в субкультуру с ее нормами и ценностями, несовершеннолетний получает широкое поле для самоутверждения, самореализации своего Я и компенсации тех неудач, которые постигли его в законопослушном обществе. При этом в асоциальной среде максимально реализуется стремление подростка к самостоятельности (М.Н. Кабанова, В.В. Лунеев, В.Д. Пирожков, Д.И. Фелыитейн и др.). Поиск связей между чувством одиночества подростков и их асоциальным поведением делает данное исследование особенно актуальным.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Немов Р. С., Маклаков А. Г., Вайнштейн Л. А., Котова И. Б., Марцинковская Т. Д., Кравченко А. И., Штейнмец А. Э., Богачкина Н. А., Островская И. В., Феоктистова С. В., Петровский А. В., Руденко А. М., Авсянников Н. М., Лукацкий М. А. и др.
Объект исследования: ученики 8-10 классов (13-16 лет) средней школы № ХХХХ города ХХХХ в количестве 38 человек.
Предметом изучения являются особенности подросткового одино-чества.
Целью данной работы является изучение одиночества подростков, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть определение понятия «одиночество»;
- Исследовать особенности одиночества в подростковом возрасте;
- Охарактеризовать организацию экспериментального исследования;
- Проанализировать характеристику методов исследования;
- Выявить этапы экспериментального исследования одиночества у подростков.
Гипотезы исследования:
1. Подростки, испытывающие состояние одиночества, обладают определёнными личностными особенностями и особенностями общения, которые вызывают данное состояние.
2. Состояние одиночества отрицательно влияет на коммуникатив-ные способности подростков и их статус в коллективе сверстни-ков.
Методы исследования. В качестве методов исследования нами использовались метод теоретического анализа специальной психологической, философской литературы и такие эмпирические методы как тестирование и социометрия. Для количественного анализа полученных данных использовались методы математической статистики, в частности t – критерий Стьюдента, коэффициент ранговой корреляции по Спирмену.
Общей методологической и теоретической основой исследования являются методологические принципы системности, единства сознания и деятельности, детерминизма, психологии развития, личностного подхода.
Научная новизна исследования заключается:
1) в комплексном анализе существующих точек зрения в философско-психологической литературе относительно проблемы одиночества, в том числе и подросткового;
2) в выявлении личностных особенностей подростков, чувствующих себя одинокими;
3) в выявлении особенностей социализации подростков, испытывающих состояние одиночества.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы психологами и педагогами при работе с подростками, в том числе в процессе психологического консультирования.
Достоверность и надежность исследования определяются и обеспечиваются исходными методологическими позициями, репрезентативностью выборки.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты одиночества в подростковом возрасте 6
1.1 Определение понятия «одиночество» 6
1.2 Особенности одиночества в подростковом возрасте 11
Глава 2. Методические основы исследования подросткового одиночества 18
2.1 Организация экспериментального исследования 18
2.2 Характеристика методов исследования 21
Глава 3. Этапы экспериментального исследования одиночества у подростков 25
3.1 Первый этап экспериментального исследования 25
3.2 Проведение второго этапа исследования 27
3.3 Определение результатов третьего этапа экспериментального исследования 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
По всей работе ссылки или подстрочные или в квадратных скобках (в разных работах по разному)
Работа прошла проверку по системе ЕТХТ, но пройдет и по системе -antiplagiat.ru, -Антиплагиат ВУЗ- (http://rane.antiplagiat.ru/ и др. тому подобные), -ЕТХТ (и документом и текстом), Руконтекст, проходит и польский СТРАЙК и plagiat.pl, новую систему СКОЛКОВО (самая последняя версия АП ВУЗ)
1. Авсянников Н. М. Психология / Н. М. Авсянников. - М. : Проспект, 2018. - 752 с.
2. Богачкина Н. А. Психология / Н. А. Богачкина. - М. : Эксмо, 2021. - 32 с.
3. Вайнштейн Л. А. Общая психология / Л. А. Вайнштейн, В. А. Поликарпов, И. А. Фурманов. - М. : Современная школа, 2019. - 512 с.
4. Гаврина С. Е. Общая психология / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. - М. : АСТ, Сова, 2019. - 64 с.
5. Глуханюк Н. С. Общая психология / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - М. : Академия, 2019. - 288 с.
6. Гуревич П. С. Психология / П. С. Гуревич. - М. : Юрайт, 2018. - 608 с.
7. Котова И. Б. Общая психология / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич. - М. : Дашков и Ко, АкадемЦентр, 2018. - 480 с.
8. Кравченко А. И. Общая психология / А. И. Кравченко. - М. : Проспект, 2019. - 432 с.
9. Краснов А. Н. Общая психология / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. - М. : Феникс, 2021. - 384 с.
10. Лукацкий М. А. Психология / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 584 с.
11. Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - М. : Питер, 2018. - 592 с.
12. Марцинковская Т. Д. Общая психология / Т. Д. Марцинковская. - М. : Академия, 2018. - 384 с.
13. Немов Р. С. Общая психология. Том 3. Психология личности / Р. С. Немов. - М. : Юрайт, 2018. - 752 с.
14. Никандров В. В. Психология / В. В. Никандров. - М. : Wolters Kluwer, 2019. - 984 с.
15. Нуркова В. В. Психология / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. - М. : Юрайт, 2018. - 576 с.
16. Общая психология и психология личности / Под редакцией А. А. Реана. - М. : АСТ, АСТ Москва, Прайм-Еврознак, 2019. - 640 с.
17. Общая психология / Под редакцией Е. И. Рогова. - М. : МарТ, Феникс, 2018. - 560 с.
18. Островская И. В. Психология / И. В. Островская. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 400 с.
19. Петровский А. В. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М. : Академия, 2019. - 512 с.
20. Психология / Под редакцией В. Н. Дружинина. - М. : Питер, 2019. - 656 с.
21. Руденко А. М. Психология / А. М. Руденко. - М. : Феникс, 2018. - 560 с.
22. Узорова О. В. Общая психология. Шпаргалки / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М. : АСТ, Сова, 2020. - 32 с.
23. Штейнмец А. Э. Общая психология / А. Э. Штейнмец. - М. : Академия, 2018. - 288 с.
24. Феоктистова С. В. Психология / С. В. Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. - М. : Академия, 2019. - 240 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Изменения, происходящие в современном российском обществе, привели к разрушению традиционных ценностей, падению идеи их объективной обоснованности, что способствовало утрате регуляторов человеческих контактов. Кризисы многих сторон жизни (социальной, экономической) обострили вопрос о самостоятельном, индивидуально осуществляемом развивающейся личностью выборе жизненных приоритетов. Радикальное обновление ценностей и норм, переход к принципиально иным представлениям о должном и правильном, к новым эталонам поведения, формирование новых привычек и традиций происходит, главным образом, на стадии базовой социализации новых поколений. Как известно, трудность настоящего этапа общественного развития заключается в том, что произошел «разрыв» духовных ценностей предыдущих и нынешнего поколений. Настоящий период характеризуется атомизацией общества, появлением одиночек даже в среде подростков, что вызывает серьезные воспитательные проблемы, требующие неотлагательного решения. Как следствие, в молодежной среде стали распространяться негативные социально-психологические явления ухода от социальной активности, проявляющиеся в асоциальном поведении (алкоголизм, наркомания и проч.), вступлении в религиозные и преступные сообщества.
Оказавшись в ситуации одиночества, подросток начинает искать смысл своего существования, строить собственную систему координат.
Переживание бессмысленности своего существования актуализирует переживания одиночества, беспомощности, страха. Если подросток не находит поддержки и понимания во взаимоотношениях со взрослыми, то он обращается к таким же сверстникам, которых «не поняли» окружающие. Одинокий среди взрослых и среди законопослушных сверстников, лишенный всесторонней защиты от внешних притязаний, включаясь в асоциальную группу, подросток немедленно приобретает реальную физическую, психологическую, моральную и даже материальную поддержку. Это коренным образом меняет его самочувствие и формирует уверенность, что в группе никому не удастся его обидеть и притеснить. Включаясь в субкультуру с ее нормами и ценностями, несовершеннолетний получает широкое поле для самоутверждения, самореализации своего Я и компенсации тех неудач, которые постигли его в законопослушном обществе. При этом в асоциальной среде максимально реализуется стремление подростка к самостоятельности (М.Н. Кабанова, В.В. Лунеев, В.Д. Пирожков, Д.И. Фелыитейн и др.). Поиск связей между чувством одиночества подростков и их асоциальным поведением делает данное исследование особенно актуальным.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Немов Р. С., Маклаков А. Г., Вайнштейн Л. А., Котова И. Б., Марцинковская Т. Д., Кравченко А. И., Штейнмец А. Э., Богачкина Н. А., Островская И. В., Феоктистова С. В., Петровский А. В., Руденко А. М., Авсянников Н. М., Лукацкий М. А. и др.
Объект исследования: ученики 8-10 классов (13-16 лет) средней школы № ХХХХ города ХХХХ в количестве 38 человек.
Предметом изучения являются особенности подросткового одино-чества.
Целью данной работы является изучение одиночества подростков, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть определение понятия «одиночество»;
- Исследовать особенности одиночества в подростковом возрасте;
- Охарактеризовать организацию экспериментального исследования;
- Проанализировать характеристику методов исследования;
- Выявить этапы экспериментального исследования одиночества у подростков.
Гипотезы исследования:
1. Подростки, испытывающие состояние одиночества, обладают определёнными личностными особенностями и особенностями общения, которые вызывают данное состояние.
2. Состояние одиночества отрицательно влияет на коммуникатив-ные способности подростков и их статус в коллективе сверстни-ков.
Методы исследования. В качестве методов исследования нами использовались метод теоретического анализа специальной психологической, философской литературы и такие эмпирические методы как тестирование и социометрия. Для количественного анализа полученных данных использовались методы математической статистики, в частности t – критерий Стьюдента, коэффициент ранговой корреляции по Спирмену.
Общей методологической и теоретической основой исследования являются методологические принципы системности, единства сознания и деятельности, детерминизма, психологии развития, личностного подхода.
Научная новизна исследования заключается:
1) в комплексном анализе существующих точек зрения в философско-психологической литературе относительно проблемы одиночества, в том числе и подросткового;
2) в выявлении личностных особенностей подростков, чувствующих себя одинокими;
3) в выявлении особенностей социализации подростков, испытывающих состояние одиночества.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы психологами и педагогами при работе с подростками, в том числе в процессе психологического консультирования.
Достоверность и надежность исследования определяются и обеспечиваются исходными методологическими позициями, репрезентативностью выборки.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты одиночества в подростковом возрасте 6
1.1 Определение понятия «одиночество» 6
1.2 Особенности одиночества в подростковом возрасте 11
Глава 2. Методические основы исследования подросткового одиночества 18
2.1 Организация экспериментального исследования 18
2.2 Характеристика методов исследования 21
Глава 3. Этапы экспериментального исследования одиночества у подростков 25
3.1 Первый этап экспериментального исследования 25
3.2 Проведение второго этапа исследования 27
3.3 Определение результатов третьего этапа экспериментального исследования 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
По всей работе ссылки или подстрочные или в квадратных скобках (в разных работах по разному)
Работа прошла проверку по системе ЕТХТ, но пройдет и по системе -antiplagiat.ru, -Антиплагиат ВУЗ- (http://rane.antiplagiat.ru/ и др. тому подобные), -ЕТХТ (и документом и текстом), Руконтекст, проходит и польский СТРАЙК и plagiat.pl, новую систему СКОЛКОВО (самая последняя версия АП ВУЗ)
1. Авсянников Н. М. Психология / Н. М. Авсянников. - М. : Проспект, 2018. - 752 с.
2. Богачкина Н. А. Психология / Н. А. Богачкина. - М. : Эксмо, 2021. - 32 с.
3. Вайнштейн Л. А. Общая психология / Л. А. Вайнштейн, В. А. Поликарпов, И. А. Фурманов. - М. : Современная школа, 2019. - 512 с.
4. Гаврина С. Е. Общая психология / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. - М. : АСТ, Сова, 2019. - 64 с.
5. Глуханюк Н. С. Общая психология / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - М. : Академия, 2019. - 288 с.
6. Гуревич П. С. Психология / П. С. Гуревич. - М. : Юрайт, 2018. - 608 с.
7. Котова И. Б. Общая психология / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич. - М. : Дашков и Ко, АкадемЦентр, 2018. - 480 с.
8. Кравченко А. И. Общая психология / А. И. Кравченко. - М. : Проспект, 2019. - 432 с.
9. Краснов А. Н. Общая психология / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. - М. : Феникс, 2021. - 384 с.
10. Лукацкий М. А. Психология / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 584 с.
11. Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - М. : Питер, 2018. - 592 с.
12. Марцинковская Т. Д. Общая психология / Т. Д. Марцинковская. - М. : Академия, 2018. - 384 с.
13. Немов Р. С. Общая психология. Том 3. Психология личности / Р. С. Немов. - М. : Юрайт, 2018. - 752 с.
14. Никандров В. В. Психология / В. В. Никандров. - М. : Wolters Kluwer, 2019. - 984 с.
15. Нуркова В. В. Психология / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. - М. : Юрайт, 2018. - 576 с.
16. Общая психология и психология личности / Под редакцией А. А. Реана. - М. : АСТ, АСТ Москва, Прайм-Еврознак, 2019. - 640 с.
17. Общая психология / Под редакцией Е. И. Рогова. - М. : МарТ, Феникс, 2018. - 560 с.
18. Островская И. В. Психология / И. В. Островская. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 400 с.
19. Петровский А. В. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М. : Академия, 2019. - 512 с.
20. Психология / Под редакцией В. Н. Дружинина. - М. : Питер, 2019. - 656 с.
21. Руденко А. М. Психология / А. М. Руденко. - М. : Феникс, 2018. - 560 с.
22. Узорова О. В. Общая психология. Шпаргалки / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М. : АСТ, Сова, 2020. - 32 с.
23. Штейнмец А. Э. Общая психология / А. Э. Штейнмец. - М. : Академия, 2018. - 288 с.
24. Феоктистова С. В. Психология / С. В. Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. - М. : Академия, 2019. - 240 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
2 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
450 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149297 Курсовых работ — поможем найти подходящую