Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность проблемы исследования обусловлена интенсификацией учебного процесса, повышение учебной нагрузки на студентов, увеличением требований к умениям и навыкам будущих специалистов. Учебный стресс оказывает влияние не только на представление о себе, но и на самочувствие, состояние здоровья [20]. Подготовка к экзамену сопровождается интенсивной умственной деятельностью, связанной с переработкой большого объема информации. Это отражается на психоэмоциональном состоянии студентов и приводит к развитию стресса. В этой связи актуальным является изучение особенности учебного стресса у студентов на протяжении обучения в вузе, с целью разработки коррекционных и профилактических программ для устранения негативных влияний стресса на современную молодежь.
Степень разработанности исследуемой проблемы. Проблема психологического стресса является достаточно разработанной в научной психологической литературе. Психологический стресс – состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать сильное и отрицательное влияние на состояние, поведение, деятельность человека под влиянием различных стресс-факторов (информационной перегрузка, ситуации обиды, угрозы, неопределенности и т.п.). Теоретические, методологические и практические вопросы раз¬вития стресса нашли отражение в работах В.А. Бо¬дрова, А.Б. Леоновой, Ю.В. Щербатых и ряда других исследователей.
Анализируя различные психологические исследования можно прийти к выводу, что в настоящее время наметилась тенденция к интегративным системным подходам в области изучения психологического стресса. Проблема изучения адаптации к стрессовым условиям деятельности является предметом исследования разных ученых. Данная проблема изучается учеными в контексте любой деятельности, которая связана с любыми высокими психо-эмоциональными нагрузками. В частности, А. Либин и А. Либина, анализируя исследования феноменов и механизмов адаптации личности в стрессовых условиях деятельности, указывают на следующие личностные особенности, которые оказывают влияние на успешность адаптации: стрессоустойчивость, особенности локуса контроля, направленность характера. Успешность адаптации в сложных жизненных ситуациях ставится в зависимость от степени самоактуализации личности, то есть, чем выше этот показатель, тем успешнее справляется человек с возникающими сложностями. Поэтому проблема изучения стресса также предполагает изучение процессов превентивной защиты организма и психики от стрессогенных воздействий. На основании анализа современной литературы по проблеме учебного стресса выявлено противоречие между необходимостью консультативной практики в области повышения адаптационного потенциала студентов в условиях стресса и недостаточной разработанностью практических и теоретических аспектов изучения данной проблемы, недостаточной систематизацией исследований по проблеме особенности учебного стресса у студентов на разных этапах обучения в вузе. Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане – это проблема систематизации научных исследований по проблеме стресса у студентов. В практическом плане – выявление особенностей в переживании стресса у студентов на разных курсах обучения для разработки в последующем мероприятий по превентивной защите молодых людей от негативного влияния учебного стресса.
Цель исследования: изучить особенность учебного стресса у студентов 1 и 3 курса.
Объект исследования – студенты 1 и 3 курсов 18-20 лет, обучающиеся по специальности «психология».
Предмет исследования – особенность учебного стресса у студентов 1 и 3 курса.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия психологический стресс в трудах зарубежных и отечественных ученых.
2. Изучить особенности проявления учебного стресса у студентов.
3. Провести обзор диагностических методик, направленных на выявление и описание показателей учебного стресса у студентов, принципов его измерения.
4. Провести сравнительный анализ в особенностях учебного стресса у студентов 1 и 3 курсов.
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях учебного стресса у студентов 1 и 3 курса – у студентов 1 курса учебный стресс более выражен.
База (выборка) исследования: 60 студентов, из них 30 человек обучаются на I курсе и 30 студентов обучаются на III курсе.
Методы исследования:
1. Теоретические – анализ и обобщение психологической литературы.
2. Эмпирические – диагностические методики.
3. Методы статистической обработки: t-критерий Стьюдента для независимых выборок.
Теоретико-методологическая основа исследования: теория психологического стресса Р. С. Лазаруса; подход А.Либина относительно механизмов адаптации личности в стрессовых условиях деятельности, подход Ю.В. Щербатых к проблеме учебного стресса.
Структура курсовой работы: диссертация состоит из оглавление, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Теоретический обзор проблемы учебного стресса у студентов …
6
1.1. Научные подходы к проблеме стресса …………………………………… 6
1.2. Особенности проявления учебного стресса у студентов………………. 9
1.3. Обзор диагностических методик, направленных на выявление и описание показателей учебного стресса у студентов, принципов его измерения………………………………………………………………………..
15
Вывод по первой главе ………………………………………………………… 18
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование учебного стресса у студентов 1 и 3 курса……………………………………………..………………………………
19
2.1 Описание психодиагностических методик…………………………........ 19
2.2 Описание процедуры исследования учебного стресса у студентов 1 и 3 курсов…………………………………………………………………………….
20
2.3 Результаты исследования учебного стресса у студентов 1 и 3 курсов…. 20
Вывод по второй главе …………………………………………………………. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….
31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………
34
35
По всей работе ссылки или подстрочные или в квадратных скобках (в разных работах по разному)
Работа прошла проверку по системе ЕТХТ, но пройдет и по системе -antiplagiat.ru, -Антиплагиат ВУЗ- (http://rane.antiplagiat.ru/ и др. тому подобные), -ЕТХТ (и документом и текстом), Руконтекст, проходит и польский СТРАЙК и plagiat.pl, новую систему СКОЛКОВО (самая последняя версия АП ВУЗ)
1. Аверина А.О. Исследование проявлений учебного стресса в жизни студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 46. С. 8–12.
2. Аракелов Г.Г. Стресс-факторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества // Психологическая наука и образование. 2008. №2. С.52-60.
3. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Барканова. Вып.2. Красноярск: Литера-принт, 2009. 237 с.
4. Берстева С.В. Социальная зрелость старшеклассников как фактор формирования социальной активности // Общество, семья, личность: теория 60 и практика решения актуальных проблем: сб. науч. Статей / сост. Ю.В. Братчикова / Урал. Гос. Пед. Ун-т. Екатеринбург, 2013.
5. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 1: «Сoping stress» и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал (РФ). 2006. Том 27. № 1. С.122-133.
6. Возрастная психология: личность от молодости до старости / Под ред. М.В. Гамезо. М.: Ноосфера, 1999. 272 с.
7. Воробьева О.В. Стресс и расстройства адаптации // Русский Медицинский журнал. 2009. №11. С. 789-793.
8. Горизонтов П.Д. Стресс и механизмы его развития // Психологический журнал. 2005. № 6. С.35-39.
9. Городецкая И.В., Солодовникова О.И. Оценка уровня учебного стресса у студентов ВГМУ // Вестник ВГМУ. 2016. №2. С. 118– 128.
10. Долгова В.И. Исследование стратегий психологической защиты старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной аттестации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 151–155.
11. Желтова Е.В. Динамика психологических детерминант школьников с разной учебной успешностью // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 10. С. 151-157.
12. Карбузова В.А. Шамилова Н.В. Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей // Молодой ученый. 2018. №21. С. 451-454.
13. Карпачева А.Б. Психологические особенности учебной деятельности // Тезисы межвузовской научной конференции «Россия на путях модернизации: актуальные проблемы общественного развития». Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2011. 420 с.
14. Киселева Е.В. Акутина С.П. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия // Молодой ученый. 2017. №6. С. 417-419.
15. Котова Г.Н. Социально-гигиенический мониторинг влияния стрессогенных факторов на распространенность учебных стрессов в молодежной среде // Фундаментальные исследования. 2014. №7-4. С. 728–731.
16. Особенности работы с лицами, перенесшими стрессовые ситуации / Е.Г. Аринчина [и др.]. Минск : БГУ, 2008. 95 с.
17. Павличенко Е.П. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса // Воспитание школьников. 2011. №1. С. 33-41.
18. Практическая психодиагностика. Методы и тесты / Сост. Д. Я. Райгородский. Самара : Бахрах, 2008. 622 с.
19. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности у школьников // Психологическая наука и образование. 2008. №2. С. 38-48.
20. Пряничникова Ю.Х. Экзаменационный стресс и его профилактика // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь : Меркурий, 2015. С. 184-186.
21. Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб. : Питер, 2006.607 с.
22. Психоэмоциональный стресс / под ред. К.В. Судакова. М.: НИИ им. П.К. Анохина РАМН, 2012. 148 с.
23. Рамендик Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник и практикум для вузов / Д. М. Рамендик. М.: Издательство Юрайт, 2021. 274 с. Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/470463. С.110-117.
24. Селье Г. Психология стресса // Психологические теории и концепции личности / Под ред. П.А.Горностай, Т.А.Титаренко. М.: Аспект-пресс, 2016. 342 с.
25. Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия // Медицина. 2006. № 1(9). С. 5-25.
26. Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2011. Т. 10. № 1. С.6-19.
27. Черепанова Е.Н. Психопрофилактика стресса. СПб., 2012. 124 с.
28. Шмигель Н.Е. Саморегуляция – искусство управления собой // Журнал «РиТМ Психология для всех». 2011. № 11. С. 10–12.
29. Шмырева О.И. Эмоциональное состояние личности в подростковом возрасте: Моногра¬фия. Воронеж : Изд-во «АИСТ», 2007. 176 с.
30. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2012. 256 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность проблемы исследования обусловлена интенсификацией учебного процесса, повышение учебной нагрузки на студентов, увеличением требований к умениям и навыкам будущих специалистов. Учебный стресс оказывает влияние не только на представление о себе, но и на самочувствие, состояние здоровья [20]. Подготовка к экзамену сопровождается интенсивной умственной деятельностью, связанной с переработкой большого объема информации. Это отражается на психоэмоциональном состоянии студентов и приводит к развитию стресса. В этой связи актуальным является изучение особенности учебного стресса у студентов на протяжении обучения в вузе, с целью разработки коррекционных и профилактических программ для устранения негативных влияний стресса на современную молодежь.
Степень разработанности исследуемой проблемы. Проблема психологического стресса является достаточно разработанной в научной психологической литературе. Психологический стресс – состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать сильное и отрицательное влияние на состояние, поведение, деятельность человека под влиянием различных стресс-факторов (информационной перегрузка, ситуации обиды, угрозы, неопределенности и т.п.). Теоретические, методологические и практические вопросы раз¬вития стресса нашли отражение в работах В.А. Бо¬дрова, А.Б. Леоновой, Ю.В. Щербатых и ряда других исследователей.
Анализируя различные психологические исследования можно прийти к выводу, что в настоящее время наметилась тенденция к интегративным системным подходам в области изучения психологического стресса. Проблема изучения адаптации к стрессовым условиям деятельности является предметом исследования разных ученых. Данная проблема изучается учеными в контексте любой деятельности, которая связана с любыми высокими психо-эмоциональными нагрузками. В частности, А. Либин и А. Либина, анализируя исследования феноменов и механизмов адаптации личности в стрессовых условиях деятельности, указывают на следующие личностные особенности, которые оказывают влияние на успешность адаптации: стрессоустойчивость, особенности локуса контроля, направленность характера. Успешность адаптации в сложных жизненных ситуациях ставится в зависимость от степени самоактуализации личности, то есть, чем выше этот показатель, тем успешнее справляется человек с возникающими сложностями. Поэтому проблема изучения стресса также предполагает изучение процессов превентивной защиты организма и психики от стрессогенных воздействий. На основании анализа современной литературы по проблеме учебного стресса выявлено противоречие между необходимостью консультативной практики в области повышения адаптационного потенциала студентов в условиях стресса и недостаточной разработанностью практических и теоретических аспектов изучения данной проблемы, недостаточной систематизацией исследований по проблеме особенности учебного стресса у студентов на разных этапах обучения в вузе. Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане – это проблема систематизации научных исследований по проблеме стресса у студентов. В практическом плане – выявление особенностей в переживании стресса у студентов на разных курсах обучения для разработки в последующем мероприятий по превентивной защите молодых людей от негативного влияния учебного стресса.
Цель исследования: изучить особенность учебного стресса у студентов 1 и 3 курса.
Объект исследования – студенты 1 и 3 курсов 18-20 лет, обучающиеся по специальности «психология».
Предмет исследования – особенность учебного стресса у студентов 1 и 3 курса.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия психологический стресс в трудах зарубежных и отечественных ученых.
2. Изучить особенности проявления учебного стресса у студентов.
3. Провести обзор диагностических методик, направленных на выявление и описание показателей учебного стресса у студентов, принципов его измерения.
4. Провести сравнительный анализ в особенностях учебного стресса у студентов 1 и 3 курсов.
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях учебного стресса у студентов 1 и 3 курса – у студентов 1 курса учебный стресс более выражен.
База (выборка) исследования: 60 студентов, из них 30 человек обучаются на I курсе и 30 студентов обучаются на III курсе.
Методы исследования:
1. Теоретические – анализ и обобщение психологической литературы.
2. Эмпирические – диагностические методики.
3. Методы статистической обработки: t-критерий Стьюдента для независимых выборок.
Теоретико-методологическая основа исследования: теория психологического стресса Р. С. Лазаруса; подход А.Либина относительно механизмов адаптации личности в стрессовых условиях деятельности, подход Ю.В. Щербатых к проблеме учебного стресса.
Структура курсовой работы: диссертация состоит из оглавление, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Теоретический обзор проблемы учебного стресса у студентов …
6
1.1. Научные подходы к проблеме стресса …………………………………… 6
1.2. Особенности проявления учебного стресса у студентов………………. 9
1.3. Обзор диагностических методик, направленных на выявление и описание показателей учебного стресса у студентов, принципов его измерения………………………………………………………………………..
15
Вывод по первой главе ………………………………………………………… 18
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование учебного стресса у студентов 1 и 3 курса……………………………………………..………………………………
19
2.1 Описание психодиагностических методик…………………………........ 19
2.2 Описание процедуры исследования учебного стресса у студентов 1 и 3 курсов…………………………………………………………………………….
20
2.3 Результаты исследования учебного стресса у студентов 1 и 3 курсов…. 20
Вывод по второй главе …………………………………………………………. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….
31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………
34
35
По всей работе ссылки или подстрочные или в квадратных скобках (в разных работах по разному)
Работа прошла проверку по системе ЕТХТ, но пройдет и по системе -antiplagiat.ru, -Антиплагиат ВУЗ- (http://rane.antiplagiat.ru/ и др. тому подобные), -ЕТХТ (и документом и текстом), Руконтекст, проходит и польский СТРАЙК и plagiat.pl, новую систему СКОЛКОВО (самая последняя версия АП ВУЗ)
1. Аверина А.О. Исследование проявлений учебного стресса в жизни студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 46. С. 8–12.
2. Аракелов Г.Г. Стресс-факторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества // Психологическая наука и образование. 2008. №2. С.52-60.
3. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Барканова. Вып.2. Красноярск: Литера-принт, 2009. 237 с.
4. Берстева С.В. Социальная зрелость старшеклассников как фактор формирования социальной активности // Общество, семья, личность: теория 60 и практика решения актуальных проблем: сб. науч. Статей / сост. Ю.В. Братчикова / Урал. Гос. Пед. Ун-т. Екатеринбург, 2013.
5. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 1: «Сoping stress» и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал (РФ). 2006. Том 27. № 1. С.122-133.
6. Возрастная психология: личность от молодости до старости / Под ред. М.В. Гамезо. М.: Ноосфера, 1999. 272 с.
7. Воробьева О.В. Стресс и расстройства адаптации // Русский Медицинский журнал. 2009. №11. С. 789-793.
8. Горизонтов П.Д. Стресс и механизмы его развития // Психологический журнал. 2005. № 6. С.35-39.
9. Городецкая И.В., Солодовникова О.И. Оценка уровня учебного стресса у студентов ВГМУ // Вестник ВГМУ. 2016. №2. С. 118– 128.
10. Долгова В.И. Исследование стратегий психологической защиты старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной аттестации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 151–155.
11. Желтова Е.В. Динамика психологических детерминант школьников с разной учебной успешностью // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 10. С. 151-157.
12. Карбузова В.А. Шамилова Н.В. Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей // Молодой ученый. 2018. №21. С. 451-454.
13. Карпачева А.Б. Психологические особенности учебной деятельности // Тезисы межвузовской научной конференции «Россия на путях модернизации: актуальные проблемы общественного развития». Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2011. 420 с.
14. Киселева Е.В. Акутина С.П. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия // Молодой ученый. 2017. №6. С. 417-419.
15. Котова Г.Н. Социально-гигиенический мониторинг влияния стрессогенных факторов на распространенность учебных стрессов в молодежной среде // Фундаментальные исследования. 2014. №7-4. С. 728–731.
16. Особенности работы с лицами, перенесшими стрессовые ситуации / Е.Г. Аринчина [и др.]. Минск : БГУ, 2008. 95 с.
17. Павличенко Е.П. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса // Воспитание школьников. 2011. №1. С. 33-41.
18. Практическая психодиагностика. Методы и тесты / Сост. Д. Я. Райгородский. Самара : Бахрах, 2008. 622 с.
19. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности у школьников // Психологическая наука и образование. 2008. №2. С. 38-48.
20. Пряничникова Ю.Х. Экзаменационный стресс и его профилактика // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь : Меркурий, 2015. С. 184-186.
21. Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб. : Питер, 2006.607 с.
22. Психоэмоциональный стресс / под ред. К.В. Судакова. М.: НИИ им. П.К. Анохина РАМН, 2012. 148 с.
23. Рамендик Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник и практикум для вузов / Д. М. Рамендик. М.: Издательство Юрайт, 2021. 274 с. Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/470463. С.110-117.
24. Селье Г. Психология стресса // Психологические теории и концепции личности / Под ред. П.А.Горностай, Т.А.Титаренко. М.: Аспект-пресс, 2016. 342 с.
25. Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия // Медицина. 2006. № 1(9). С. 5-25.
26. Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2011. Т. 10. № 1. С.6-19.
27. Черепанова Е.Н. Психопрофилактика стресса. СПб., 2012. 124 с.
28. Шмигель Н.Е. Саморегуляция – искусство управления собой // Журнал «РиТМ Психология для всех». 2011. № 11. С. 10–12.
29. Шмырева О.И. Эмоциональное состояние личности в подростковом возрасте: Моногра¬фия. Воронеж : Изд-во «АИСТ», 2007. 176 с.
30. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2012. 256 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
450 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149297 Курсовых работ — поможем найти подходящую