Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Формирование познавательных универсальных действий в процессе обучения выразительному чтению в начальной школе

  • 41 страниц
  • 2022 год
  • 3 просмотра
  • 1 покупка
Автор работы

lydiast

Опыт написания работ по психологии и педагогике с 2009 года. Образование - магистр психологии.

350 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

В современном начальном общем образовании чтению принадлежит значительная роль. Как известно, целью начального курса «Литературное чтение» является формирование у обучающихся младшего школьного возраста основ читательской культуры, эмоционально-оценочного отношения к содержанию прочитанного, формирование личности средствами художественного слова. Чтение на родном языке является мощным средством воспитательного и развивающего воздействия на личность начинающего читателя. Оно приобщает детей в казну духовности и культуры, литературных достижений русского народа и народов мира, способствует моральному, этическому и эстетическому развитию.
В настоящее время основными недостатками чтения и устной речи младших школьников является бедность интонационного рисунка, неправильно выбранный тон, недостаточная громкость речи.
Овладением навыком выразительного чтения помогает младшим школьникам понять, что у слова есть не только конкретно-предметное, номинативное значение, но и внутренний, изобразительно-выразительный, образный смысл, который и побуждает к восприятию художественного произведения как явления искусства. В ходе подготовки к выразительному чтению художественных произведений младшие школьники демонстрируют степень понимания того, что они читают или, о чем рассказывают. Таким образом, выразительность как коммуникативное качество речи тесно связано с мышлением. Следовательно, компоненты навыка хорошего чтения (скорость, правильность, осознание прочитанного, выразительность) являются неразделимыми. Чтобы сформировать у обучающихся начальных классов навык выразительного чтения, совершенствовать их устную речь, необходимо интенсивно работать над усвоением ими средств выразительности речи.
Изучением проблем и разработкой различных вопросов, связанных с исследованием формирования навыков выразительного чтения у младших школьников, занимались многие ученые и исследователи, в частности, Г.В. Артоболевский, М.М. Бахтин, Ф.И. Буслаев, Т.Ф. Завадская, Ю.М. Лотман, В.П. Острогорский, М.А. Рыбникова, Н.И. Сентюрина, В.И. Тюпа, К.Д. Ушинский.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. ФГОС НОО ставит целью формирование активной личности, поэтому процесс обучения должен быть направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся.
В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала большое значение имеет умение учителя придавать этому материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным. Основной задачей учителя при организации эффективного учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию и активизации мыслительной деятельности, развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Это приводит к актуализации проблемы поиска приемов обучения, которые позволяют обучающимся быть инициативными, настойчивыми, самостоятельными.
Объект – познавательные универсальные учебные действия младших школьников.
Предмет – уроки выразительного чтения как средство формирования познавательных универсальных действий обучающихся.
Цель – теоретически обосновать и практически исследовать возможности уроков литературного чтения в формировании познавательных универсальных действий младших школьников в процессе работы над выразительностью чтения.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть выразительность речи как коммуникативное качество речи.
3. Изучить сущность понятия «познавательные универсальные учебные действия» в психолого-педагогической литературе.
4. Организовать и провести исследование уровня сформированности познавательных логических универсальных учебных действий младших школьников.
5. Разработать методические рекомендации по формированию познавательных универсальных действий в процессе обучения выразительному чтению в начальной школе.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, анализ и обобщение педагогического опыта.
Структура работы: введение, четыре параграфа, заключение, список литературы.




Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных действий в процессе обучения выразительному чтению в начальной школе 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2. Выразительность речи как коммуникативное качество речи 10
1.3. Сущность понятия «познавательные универсальные учебные действия» в психолого-педагогической литературе 18
Глава 2. Практические аспекты формирования познавательных универсальных действий в процессе обучения выразительному чтению в начальной школе 23
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательных логических универсальных учебных действий младших школьников 23
2.2. Формирование познавательных универсальных действий в процессе обучения выразительному чтению в начальной школе 28
Заключение 35
Список литературы 38





В современном начальном общем образовании чтению принадлежит значительная роль. Как известно, целью начального курса «Литературное чтение» является формирование у обучающихся младшего школьного возраста основ читательской культуры, эмоционально-оценочного отношения к содержанию прочитанного, формирование личности средствами художественного слова. Чтение на родном языке является мощным средством воспитательного и развивающего воздействия на личность начинающего читателя. Оно приобщает детей в казну духовности и культуры, литературных достижений русского народа и народов мира, способствует моральному, этическому и эстетическому развитию.

1. Авдулова Т.П. Возрастная психология: учебное пособие. М.: Академия, 2014. 329 с.
2. Алексеева А.Н. Образные средства выразительности как важное условие повышения эффективности обучения на уроках русского языка в условиях ФГОС // Начальная школа. 2012. №9. С. 50-59.
3. Артоболевский Г.В. Художественное чтение. М.: Просвещение, 1978. 156 с.
4. Батюта М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие. М.: Логос, 2016. 306 c.
5. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям. М.: Просвещение, 2002. 315 с.
6. Блинова В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал для преодоления недостатков письма у детей. Киев: Благовест, 2014. 196 с.
7. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. 526 c.
8. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций. М.: Просвещение, 1982. 174 с.
9. Глухов В.П. Основы психолингвистики. М.: ACT: Астрель, 2005.
410 с.
10. Гримак Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции. М.: URSS, Либроком, 2018. 366 с.
11. Гуревич П.С. Психология: учебник. М.: Инфра-М, 2015. 330 с.
12. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: ВЛАДОС, 2013. 335 с.
13. Жесткова Е.А. Творческие задания как средство формирования выразительности речи младших школьников // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. №3. С. 17-20.
14. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: курс лекций / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. М.: Проспект, 2007. 344 с.
15. Исаева А.А. Организация читательской деятельности школьников. К., 2001. 170 с
16. Канакина В.П. Программа для начальной школы по русскому языку. М.: Просвещение, 2016. 290 с.
17. Канакина, В.П. Русский язык «Школа России» Концепция и программы для начальных классов. М.: Просвещение, 2016. 112 с.
18. Капская А.И. Выразительное чтение. К.: Высшая школа, 1995.
168 с.
19. Клычева А.С. Языковая игра как средство формирования высказывания младших школьников на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: материалы Всерос. научно-практ. конф. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. С. 327-332
20. Литовский В.Ф. Становление младшего школьника как субъекта письменной речи (в условиях культурологического ориентированного обучения): Автореф. дис. М, 2003. 20 с.
21. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 464 с.
22. Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин. СПб: Питер Пресс, 2017. 582 с.
23. Немов Р.С. Психология: учебник. Москва: КноРус, 2014. 718 с.
24. Никитченкова А.Ю. Речевое развитие младшего школьника в изменяющемся мире // Начальная школа. 2016. № 2. С. 20-25.
25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2017. 460 c.
26. Обухова Л.Ф. Особенности возрастной психологии: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2019. 320 c.
27. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: 1998. 874 с.
28. Олейник Г.А. Выразительное чтение. Основы теории. Пособие для учителей. Тернополь, 2007. 224 с.
29. Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников : учеб. пособие для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика нач. образования». М.: Вентана-Граф, 2005 (Архангельск: ОАО Издат.-полигр. предприятие Правда Севера). 127 с.
30. Пелешок Е. Работа над средствами выразительности на уроках чтения // Начальная школа. 1998. №12. С. 12-14.
31. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2014. 191 с.
32. Рамендик Д.М. Общая психология и психологический практикум: учебник. Москва: Юрайт, 2016. 303 с.
33. Савченко А.Я. Методика чтения в начальных классах. К.: Образование, 2007. 334 с.
34. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2016. 367 c.
35. Эльконин Д.Б. Психическое развитие: избранные психологические труды. М.; Воронеж, 2001. 375 с.
36. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. акад. РАН Осипова Г.В. М.: ИСПИ РАН, 1995. 939 с.
37. Язовицкий Е.В. Говорите правильно: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2012. 127 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Курсовую работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

В современном начальном общем образовании чтению принадлежит значительная роль. Как известно, целью начального курса «Литературное чтение» является формирование у обучающихся младшего школьного возраста основ читательской культуры, эмоционально-оценочного отношения к содержанию прочитанного, формирование личности средствами художественного слова. Чтение на родном языке является мощным средством воспитательного и развивающего воздействия на личность начинающего читателя. Оно приобщает детей в казну духовности и культуры, литературных достижений русского народа и народов мира, способствует моральному, этическому и эстетическому развитию.
В настоящее время основными недостатками чтения и устной речи младших школьников является бедность интонационного рисунка, неправильно выбранный тон, недостаточная громкость речи.
Овладением навыком выразительного чтения помогает младшим школьникам понять, что у слова есть не только конкретно-предметное, номинативное значение, но и внутренний, изобразительно-выразительный, образный смысл, который и побуждает к восприятию художественного произведения как явления искусства. В ходе подготовки к выразительному чтению художественных произведений младшие школьники демонстрируют степень понимания того, что они читают или, о чем рассказывают. Таким образом, выразительность как коммуникативное качество речи тесно связано с мышлением. Следовательно, компоненты навыка хорошего чтения (скорость, правильность, осознание прочитанного, выразительность) являются неразделимыми. Чтобы сформировать у обучающихся начальных классов навык выразительного чтения, совершенствовать их устную речь, необходимо интенсивно работать над усвоением ими средств выразительности речи.
Изучением проблем и разработкой различных вопросов, связанных с исследованием формирования навыков выразительного чтения у младших школьников, занимались многие ученые и исследователи, в частности, Г.В. Артоболевский, М.М. Бахтин, Ф.И. Буслаев, Т.Ф. Завадская, Ю.М. Лотман, В.П. Острогорский, М.А. Рыбникова, Н.И. Сентюрина, В.И. Тюпа, К.Д. Ушинский.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. ФГОС НОО ставит целью формирование активной личности, поэтому процесс обучения должен быть направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся.
В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала большое значение имеет умение учителя придавать этому материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным. Основной задачей учителя при организации эффективного учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию и активизации мыслительной деятельности, развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Это приводит к актуализации проблемы поиска приемов обучения, которые позволяют обучающимся быть инициативными, настойчивыми, самостоятельными.
Объект – познавательные универсальные учебные действия младших школьников.
Предмет – уроки выразительного чтения как средство формирования познавательных универсальных действий обучающихся.
Цель – теоретически обосновать и практически исследовать возможности уроков литературного чтения в формировании познавательных универсальных действий младших школьников в процессе работы над выразительностью чтения.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть выразительность речи как коммуникативное качество речи.
3. Изучить сущность понятия «познавательные универсальные учебные действия» в психолого-педагогической литературе.
4. Организовать и провести исследование уровня сформированности познавательных логических универсальных учебных действий младших школьников.
5. Разработать методические рекомендации по формированию познавательных универсальных действий в процессе обучения выразительному чтению в начальной школе.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, анализ и обобщение педагогического опыта.
Структура работы: введение, четыре параграфа, заключение, список литературы.




Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных действий в процессе обучения выразительному чтению в начальной школе 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2. Выразительность речи как коммуникативное качество речи 10
1.3. Сущность понятия «познавательные универсальные учебные действия» в психолого-педагогической литературе 18
Глава 2. Практические аспекты формирования познавательных универсальных действий в процессе обучения выразительному чтению в начальной школе 23
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательных логических универсальных учебных действий младших школьников 23
2.2. Формирование познавательных универсальных действий в процессе обучения выразительному чтению в начальной школе 28
Заключение 35
Список литературы 38





В современном начальном общем образовании чтению принадлежит значительная роль. Как известно, целью начального курса «Литературное чтение» является формирование у обучающихся младшего школьного возраста основ читательской культуры, эмоционально-оценочного отношения к содержанию прочитанного, формирование личности средствами художественного слова. Чтение на родном языке является мощным средством воспитательного и развивающего воздействия на личность начинающего читателя. Оно приобщает детей в казну духовности и культуры, литературных достижений русского народа и народов мира, способствует моральному, этическому и эстетическому развитию.

1. Авдулова Т.П. Возрастная психология: учебное пособие. М.: Академия, 2014. 329 с.
2. Алексеева А.Н. Образные средства выразительности как важное условие повышения эффективности обучения на уроках русского языка в условиях ФГОС // Начальная школа. 2012. №9. С. 50-59.
3. Артоболевский Г.В. Художественное чтение. М.: Просвещение, 1978. 156 с.
4. Батюта М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие. М.: Логос, 2016. 306 c.
5. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям. М.: Просвещение, 2002. 315 с.
6. Блинова В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал для преодоления недостатков письма у детей. Киев: Благовест, 2014. 196 с.
7. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. 526 c.
8. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций. М.: Просвещение, 1982. 174 с.
9. Глухов В.П. Основы психолингвистики. М.: ACT: Астрель, 2005.
410 с.
10. Гримак Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции. М.: URSS, Либроком, 2018. 366 с.
11. Гуревич П.С. Психология: учебник. М.: Инфра-М, 2015. 330 с.
12. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: ВЛАДОС, 2013. 335 с.
13. Жесткова Е.А. Творческие задания как средство формирования выразительности речи младших школьников // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. №3. С. 17-20.
14. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: курс лекций / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. М.: Проспект, 2007. 344 с.
15. Исаева А.А. Организация читательской деятельности школьников. К., 2001. 170 с
16. Канакина В.П. Программа для начальной школы по русскому языку. М.: Просвещение, 2016. 290 с.
17. Канакина, В.П. Русский язык «Школа России» Концепция и программы для начальных классов. М.: Просвещение, 2016. 112 с.
18. Капская А.И. Выразительное чтение. К.: Высшая школа, 1995.
168 с.
19. Клычева А.С. Языковая игра как средство формирования высказывания младших школьников на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: материалы Всерос. научно-практ. конф. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. С. 327-332
20. Литовский В.Ф. Становление младшего школьника как субъекта письменной речи (в условиях культурологического ориентированного обучения): Автореф. дис. М, 2003. 20 с.
21. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 464 с.
22. Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин. СПб: Питер Пресс, 2017. 582 с.
23. Немов Р.С. Психология: учебник. Москва: КноРус, 2014. 718 с.
24. Никитченкова А.Ю. Речевое развитие младшего школьника в изменяющемся мире // Начальная школа. 2016. № 2. С. 20-25.
25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2017. 460 c.
26. Обухова Л.Ф. Особенности возрастной психологии: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2019. 320 c.
27. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: 1998. 874 с.
28. Олейник Г.А. Выразительное чтение. Основы теории. Пособие для учителей. Тернополь, 2007. 224 с.
29. Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников : учеб. пособие для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика нач. образования». М.: Вентана-Граф, 2005 (Архангельск: ОАО Издат.-полигр. предприятие Правда Севера). 127 с.
30. Пелешок Е. Работа над средствами выразительности на уроках чтения // Начальная школа. 1998. №12. С. 12-14.
31. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2014. 191 с.
32. Рамендик Д.М. Общая психология и психологический практикум: учебник. Москва: Юрайт, 2016. 303 с.
33. Савченко А.Я. Методика чтения в начальных классах. К.: Образование, 2007. 334 с.
34. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2016. 367 c.
35. Эльконин Д.Б. Психическое развитие: избранные психологические труды. М.; Воронеж, 2001. 375 с.
36. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. акад. РАН Осипова Г.В. М.: ИСПИ РАН, 1995. 939 с.
37. Язовицкий Е.В. Говорите правильно: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2012. 127 с.

Купить эту работу

Формирование познавательных универсальных действий в процессе обучения выразительному чтению в начальной школе

350 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

22 января 2023 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
lydiast
4.7
Опыт написания работ по психологии и педагогике с 2009 года. Образование - магистр психологии.
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
350 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Deva4cka3605 об авторе lydiast 2014-06-17
Курсовая работа

Доволен работой автора

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна_5085 об авторе lydiast 2018-09-26
Курсовая работа

автор ответственный, всегда на связи, корректировки делает быстро

Общая оценка 5
Отзыв Оксана Сперскиене об авторе lydiast 2017-06-07
Курсовая работа

От совместной работы с автором остались самые лучшие впечатления. Ценным было то, что работа была сделана в кротчайшие сроки, качественно. Все пожелания по доработке выполнялись сразу, без задержек. Пять баллов с огромным плюсом и благодарностью! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Филипп Минаев об авторе lydiast 2015-05-15
Курсовая работа

Благодарю за работу!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽