Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки.
Актуальность. Современная образовательная ситуация характеризуется гуманизацией и гуманитаризацией обучения и воспитания, ориентацией на развитие целостной, разносторонне развитой личности, способной к самоопределению в многообразии открывающихся ей перспектив. Одним из неотъемлемых процессов в усилении гуманизации образования является его аксиологизация - насыщение ценностно важными содержательными компонентами, играющими значительную роль в становлении мировоззрения, в духовном развитии школьника. Однако основное влияние в подростковом возрасте на формирование личности оказывает не столько собственно содержание образования, сколько методы и технологии обучения и воспитания, характер и стиль педагогического общения. Нельзя также не учитывать влияния собственной субъектности, социальной среды и наследственности подростка.
Проблема развития ценностных ориентаций является междисциплинарной и имеет богатую историю изучения. Ей посвящены труды философов: Н.А.Бердяева, Н.О. Лосского, А.А. Лосева, М.Кагана; социологов: У. Томаса, Ф. Знаменского, М.Вебера; психологов: А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева, Л. И. Божович; педагогов: В. А. Караковского, В.А. Сластенина, И.Я Лернера, И.Л. Федотенко. Несмотря на значительный литературный материал по проблеме, вне поля зрения ученых оставался такой аспект, как развитие ценностных ориентаций во внеурочной воспитательной работе.
Таким образом, вышеуказанное определяет целостное, интегративное значение рассматриваемой темы для педагогики, психологии, теории и методики обучения, педагогической практики в целом.
Не случайным является и выбор второй части темы нашей работы.
Современный человек живет в условиях постоянного повышения требований к его физическим, личностным, духовным качествам. Возможно, что отчасти кризис современного общества связан именно с этим фактом. А что ещё, если не интеллект, призвано помогать человеку адаптироваться ко всё более изменчивому миру?
Адаптироваться помогает интеллект, ценностные ориентации человека вносят свой, уникальный для каждого, вклад. Поэтому ценностные ориентации изучаются нами во взаимосвязи с социальным интеллектом. В данной работе мы опирались на труды и взгляды признанных отечественных и зарубежных ученых: Б.Г. Ананьева, Т.М. Андреевой, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготского, Т. Здравомыслова, А.Ф. Лазурского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Г. Олпорта, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, В. Франкла, В.А. Ядова, А.В. Мудрика, И.С. Кона, В.М. Кузнецова, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Д.В. Ушакова, А.И. Савенко, Г. Мида, Г. Келли, Дж. Гилфорда, Л. Торндайка и др. Анализ их трудов позволил нам сформулировать гипотезу исследования.
Целями нашей работы является теоретическое обоснование и экспериментальное исследование ценностных ориентаций у старших подростков с разным уровнем развития социального интеллекта.
Объект: ценностные ориентации.
Предмет: взаимосвязь ценностных ориентаций старших подростков с уровнем развития социального интеллекта.
Гипотеза исследования заключается в утверждении:
Ценностные ориентации старших подростков с разным уровнем социального интеллекта отличаются, а именно, лица с более развитой оценкой перспективы, пониманием людей, знанием социальных правил, открытостью в отношениях к окружающим, способностью иметь дело с людьми, социальной приспособляемостью, теплотой в межличностных отношениях, способностью к саморегуляции, социальной выразительностью имеют отличия в содержательной стороне направленности личности, в отношении к окружающему миру, к другим людям, к себе самим, в мировоззрении и мотивации жизненной активности, от лиц с менее развитыми описанными качествами.
Задачи:
⦁ Теоретический анализ исследований по проблеме ценностных ориентаций и социального интеллекта;
⦁ Эмпирически исследовать уровень развития социального интеллекта у испытуемых;
⦁ С помощью диагностических методик исследовать ценностные ориентации у старших подростков;
⦁ Исследовать взаимосвязь ценностных ориентаций старших подростков с уровнем развития их социального интеллекта.
В качестве методов и методик используется:
⦁ анализ теоретических источников;
⦁ Методика «Ценностные ориентации» Рокича, тест «Социальный интеллект» Гилфорда;
⦁ методы математической обработки полученных данных (U-критерий Манна-Уитни).
введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы взаимосвязи уровня социального интеллекта и ценностных ориентаций в подростковом возрасте
1.1. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» личности ……………………………………………………..…….6
1.2 Ценностные ориентации подросткового возраста………..…………21
1.3 Понятие социального интеллекта в современной науке ……….…..26
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня социального интеллекта и ценностных ориентаций подростков
2.1 Исследование уровня социального интеллекта у старших подростков..............................................................................................................36
2.2. Исследование уровня ценностных ориентаций …………………….42
2.3. Исследование взаимосвязи социального интеллекта с ценностными ориентациями старших подростков, качественный анализ полученных результатов……………………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………...……52
Список литературы…………………………..……………………53
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..56
Ценностные ориентации подросткового возраста.
Значение развития ценностных ориентаций в подростковом возрасте определяется их местом в системе психических процессов на данном этапе созревания.
Многие исследователи придавали большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Так, например, Л. Колберг, занимаясь развитием индивида, исследовал стадии морального развития личности и связывал их со стадиями умственного развития по Пиаже.
П.М. Якобсон, выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества.
Исследование источников, описанных в разделе 1.1, позволяет выделить факторы, влияющие на систему ценностных ориентаций:
1) Культурный опыт: Человек изначально, с момента своего рождения помещен в мир культуры. Однако, присвоение культурного опыта, безусловно, не происходит автоматически. От каждого отдельного человека оно требует предельно личного осознания.
2) Моральные принципы: В моральных принципах зафиксированы общие правила поведения, требования общественной дисциплины, предъявляемые ко множеству совершаемых людьми поступков какого-либо типа. Здесь необходимо учесть, что переход от традиционной патриархальной семьи к современной, основанной на равенстве супругов, привел к снижению авторитета отца, утрате согласованности воспитательных воздействий родителей. Распространены стали также семьи с одним - двумя детьми, для которых характерен детоцентризм, а отсюда - эгоцентризм детей.
3) Атмосфера внутрисемейных детско-родительских отношений: Значимость семейной среды для формирования ценностных ориентаций обусловлена тем, что именно через сферу семейной жизни ребенок впервые начинает понимать отношения человека с миром вокруг.
4) Личный опыт, который «закрепляет» отдельные ценности, имеющие для конкретного человека определенную значимость. Кроме того, сам процесс оценивания утверждений происходит именно через приобретение личного опыта.
В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы – главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.
⦁ Александрова Ю.В. Индивидуальные различия и структура психологических свойств. Учебное пособие. – М., 2000
⦁ Андреева Г.М. Социальная психология.Учебник для вузов. - М.,1999
⦁ Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками // Новый мир. –1999. – №4.
⦁ Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика 1999г. - №4
⦁ Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики //Психологический журнал.-2003.-№1
⦁ Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982
⦁ Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов.-М.: Трикста, 2006
⦁ Воронин А.Н., Габриелян Н.А. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия сборник научных статей.– М., 2000
⦁ Всемирная энциклопедия: Философия/ Глав. науч.ред. и сост. А.А. Грицанов.-М.: Мысль, 2001
⦁ Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. – 2002. – №1
⦁ Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. -М., 1994
⦁ Здравомыслов А.Г. Потребность. Интересы. Ценности. М. 1986
⦁ Знаков В. В. Понимание в познании и общении / РАН. — М., 1994
⦁ Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. – 1999. – №2.
⦁ Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений: Опыт сравнит. социол. исслед. рос. молодежи // Социол. исслед. – 1998. – №5
⦁ Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. - М., 2004
⦁ Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1998
⦁ Немов Р. С. Психологический словарь. М., 2007.
⦁ Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос 1998
⦁ Пономарев Я.А. Психология творчества. - М., 1976
⦁ Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. - Воронеж, 2002
⦁ Поршнев Б.Ф. Функция выбора – основа личности //Проблемы личности: материалы симпозиума.-М.: Педагогика, 1999
⦁ Практический интеллект/ Под ред. Р. Стернберга. - СПб., 2003
⦁ Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М. 1976
⦁ Психология: Учебник /под ред. А.А. Крылова.-М.: Проспект, 2005
⦁ Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.-М.,
⦁ Ружгис П. Культура и интеллект: кросскультурное изучение имплицитных теорий интеллекта// Вопросы психологии, 94\1
⦁ Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998
⦁ Социология молодежи/под ред. Ю.Г. Волкова.-Ростов н/Д.-Феникс, 2001.
⦁ Таннен, Д. Ты меня не понимаешь! – М., 1996.
⦁ Теоретические и методологические проблемы социальной психологии/Под ред. Г. М. Андреевой и Н. Н. Богомоловой. М., 1977.
⦁ Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М., 2004
⦁ Философский энциклопедический словарь.-М.: Советская энциклопедия, 1989
⦁ Харман Д. Факторный анализ. - М., 1973
⦁ Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. 1990. N 5.
⦁ Юркевич B.C. Проблема эмоционального интеллекта // Вестник практической психологии образования. 2005, № 3 (4)
⦁ Ядов В.А. Саморегуляция и пргнозирование социального поведения личности.-Л.: Наука, 1979
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки.
Актуальность. Современная образовательная ситуация характеризуется гуманизацией и гуманитаризацией обучения и воспитания, ориентацией на развитие целостной, разносторонне развитой личности, способной к самоопределению в многообразии открывающихся ей перспектив. Одним из неотъемлемых процессов в усилении гуманизации образования является его аксиологизация - насыщение ценностно важными содержательными компонентами, играющими значительную роль в становлении мировоззрения, в духовном развитии школьника. Однако основное влияние в подростковом возрасте на формирование личности оказывает не столько собственно содержание образования, сколько методы и технологии обучения и воспитания, характер и стиль педагогического общения. Нельзя также не учитывать влияния собственной субъектности, социальной среды и наследственности подростка.
Проблема развития ценностных ориентаций является междисциплинарной и имеет богатую историю изучения. Ей посвящены труды философов: Н.А.Бердяева, Н.О. Лосского, А.А. Лосева, М.Кагана; социологов: У. Томаса, Ф. Знаменского, М.Вебера; психологов: А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева, Л. И. Божович; педагогов: В. А. Караковского, В.А. Сластенина, И.Я Лернера, И.Л. Федотенко. Несмотря на значительный литературный материал по проблеме, вне поля зрения ученых оставался такой аспект, как развитие ценностных ориентаций во внеурочной воспитательной работе.
Таким образом, вышеуказанное определяет целостное, интегративное значение рассматриваемой темы для педагогики, психологии, теории и методики обучения, педагогической практики в целом.
Не случайным является и выбор второй части темы нашей работы.
Современный человек живет в условиях постоянного повышения требований к его физическим, личностным, духовным качествам. Возможно, что отчасти кризис современного общества связан именно с этим фактом. А что ещё, если не интеллект, призвано помогать человеку адаптироваться ко всё более изменчивому миру?
Адаптироваться помогает интеллект, ценностные ориентации человека вносят свой, уникальный для каждого, вклад. Поэтому ценностные ориентации изучаются нами во взаимосвязи с социальным интеллектом. В данной работе мы опирались на труды и взгляды признанных отечественных и зарубежных ученых: Б.Г. Ананьева, Т.М. Андреевой, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготского, Т. Здравомыслова, А.Ф. Лазурского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Г. Олпорта, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, В. Франкла, В.А. Ядова, А.В. Мудрика, И.С. Кона, В.М. Кузнецова, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Д.В. Ушакова, А.И. Савенко, Г. Мида, Г. Келли, Дж. Гилфорда, Л. Торндайка и др. Анализ их трудов позволил нам сформулировать гипотезу исследования.
Целями нашей работы является теоретическое обоснование и экспериментальное исследование ценностных ориентаций у старших подростков с разным уровнем развития социального интеллекта.
Объект: ценностные ориентации.
Предмет: взаимосвязь ценностных ориентаций старших подростков с уровнем развития социального интеллекта.
Гипотеза исследования заключается в утверждении:
Ценностные ориентации старших подростков с разным уровнем социального интеллекта отличаются, а именно, лица с более развитой оценкой перспективы, пониманием людей, знанием социальных правил, открытостью в отношениях к окружающим, способностью иметь дело с людьми, социальной приспособляемостью, теплотой в межличностных отношениях, способностью к саморегуляции, социальной выразительностью имеют отличия в содержательной стороне направленности личности, в отношении к окружающему миру, к другим людям, к себе самим, в мировоззрении и мотивации жизненной активности, от лиц с менее развитыми описанными качествами.
Задачи:
⦁ Теоретический анализ исследований по проблеме ценностных ориентаций и социального интеллекта;
⦁ Эмпирически исследовать уровень развития социального интеллекта у испытуемых;
⦁ С помощью диагностических методик исследовать ценностные ориентации у старших подростков;
⦁ Исследовать взаимосвязь ценностных ориентаций старших подростков с уровнем развития их социального интеллекта.
В качестве методов и методик используется:
⦁ анализ теоретических источников;
⦁ Методика «Ценностные ориентации» Рокича, тест «Социальный интеллект» Гилфорда;
⦁ методы математической обработки полученных данных (U-критерий Манна-Уитни).
введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы взаимосвязи уровня социального интеллекта и ценностных ориентаций в подростковом возрасте
1.1. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» личности ……………………………………………………..…….6
1.2 Ценностные ориентации подросткового возраста………..…………21
1.3 Понятие социального интеллекта в современной науке ……….…..26
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня социального интеллекта и ценностных ориентаций подростков
2.1 Исследование уровня социального интеллекта у старших подростков..............................................................................................................36
2.2. Исследование уровня ценностных ориентаций …………………….42
2.3. Исследование взаимосвязи социального интеллекта с ценностными ориентациями старших подростков, качественный анализ полученных результатов……………………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………...……52
Список литературы…………………………..……………………53
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..56
Ценностные ориентации подросткового возраста.
Значение развития ценностных ориентаций в подростковом возрасте определяется их местом в системе психических процессов на данном этапе созревания.
Многие исследователи придавали большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Так, например, Л. Колберг, занимаясь развитием индивида, исследовал стадии морального развития личности и связывал их со стадиями умственного развития по Пиаже.
П.М. Якобсон, выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества.
Исследование источников, описанных в разделе 1.1, позволяет выделить факторы, влияющие на систему ценностных ориентаций:
1) Культурный опыт: Человек изначально, с момента своего рождения помещен в мир культуры. Однако, присвоение культурного опыта, безусловно, не происходит автоматически. От каждого отдельного человека оно требует предельно личного осознания.
2) Моральные принципы: В моральных принципах зафиксированы общие правила поведения, требования общественной дисциплины, предъявляемые ко множеству совершаемых людьми поступков какого-либо типа. Здесь необходимо учесть, что переход от традиционной патриархальной семьи к современной, основанной на равенстве супругов, привел к снижению авторитета отца, утрате согласованности воспитательных воздействий родителей. Распространены стали также семьи с одним - двумя детьми, для которых характерен детоцентризм, а отсюда - эгоцентризм детей.
3) Атмосфера внутрисемейных детско-родительских отношений: Значимость семейной среды для формирования ценностных ориентаций обусловлена тем, что именно через сферу семейной жизни ребенок впервые начинает понимать отношения человека с миром вокруг.
4) Личный опыт, который «закрепляет» отдельные ценности, имеющие для конкретного человека определенную значимость. Кроме того, сам процесс оценивания утверждений происходит именно через приобретение личного опыта.
В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы – главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.
⦁ Александрова Ю.В. Индивидуальные различия и структура психологических свойств. Учебное пособие. – М., 2000
⦁ Андреева Г.М. Социальная психология.Учебник для вузов. - М.,1999
⦁ Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками // Новый мир. –1999. – №4.
⦁ Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика 1999г. - №4
⦁ Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики //Психологический журнал.-2003.-№1
⦁ Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982
⦁ Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов.-М.: Трикста, 2006
⦁ Воронин А.Н., Габриелян Н.А. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия сборник научных статей.– М., 2000
⦁ Всемирная энциклопедия: Философия/ Глав. науч.ред. и сост. А.А. Грицанов.-М.: Мысль, 2001
⦁ Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. – 2002. – №1
⦁ Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. -М., 1994
⦁ Здравомыслов А.Г. Потребность. Интересы. Ценности. М. 1986
⦁ Знаков В. В. Понимание в познании и общении / РАН. — М., 1994
⦁ Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. – 1999. – №2.
⦁ Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений: Опыт сравнит. социол. исслед. рос. молодежи // Социол. исслед. – 1998. – №5
⦁ Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. - М., 2004
⦁ Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1998
⦁ Немов Р. С. Психологический словарь. М., 2007.
⦁ Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос 1998
⦁ Пономарев Я.А. Психология творчества. - М., 1976
⦁ Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. - Воронеж, 2002
⦁ Поршнев Б.Ф. Функция выбора – основа личности //Проблемы личности: материалы симпозиума.-М.: Педагогика, 1999
⦁ Практический интеллект/ Под ред. Р. Стернберга. - СПб., 2003
⦁ Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М. 1976
⦁ Психология: Учебник /под ред. А.А. Крылова.-М.: Проспект, 2005
⦁ Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.-М.,
⦁ Ружгис П. Культура и интеллект: кросскультурное изучение имплицитных теорий интеллекта// Вопросы психологии, 94\1
⦁ Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998
⦁ Социология молодежи/под ред. Ю.Г. Волкова.-Ростов н/Д.-Феникс, 2001.
⦁ Таннен, Д. Ты меня не понимаешь! – М., 1996.
⦁ Теоретические и методологические проблемы социальной психологии/Под ред. Г. М. Андреевой и Н. Н. Богомоловой. М., 1977.
⦁ Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М., 2004
⦁ Философский энциклопедический словарь.-М.: Советская энциклопедия, 1989
⦁ Харман Д. Факторный анализ. - М., 1973
⦁ Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. 1990. N 5.
⦁ Юркевич B.C. Проблема эмоционального интеллекта // Вестник практической психологии образования. 2005, № 3 (4)
⦁ Ядов В.А. Саморегуляция и пргнозирование социального поведения личности.-Л.: Наука, 1979
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
500 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149297 Курсовых работ — поможем найти подходящую