Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность и необходимость исследования проблемы определяется тем, что существующий уровень профилактики девиантного поведения подростков не отвечает в полной мере современным требованиям, предъявляемым к подросткам в процессе становления личности и социализации в условиях новой организации обучения и воспитания.
Целью исследования в дипломной работе выступает выявление психолого-педагогических условий профилактики девиатного поведения подростков.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи, которые необходимо решить по ходу работы:
– провести обзор литературы по вопросам девиантного поведения несовершеннолетних;
– исследовать теоретические аспекты деятельности педагога с несовершеннолетними девиантного поведения;
– провести анализ педагогической работы с несовершеннолетними девиантного поведения;
– составить программу девиантного поведения несовершеннолетних.
Объектом исследования выступает девиантное поведение подростков.
Предметом исследования является деятельность педагога с несовершеннолетними на примере МОУ СОШ №5 г. Лыткарино МО.
Общая гипотеза исследования: у несовершеннолетних с девиантным поведением существует взаимосвязь между уровнем интеллекта и проявлением агрессии. Рабочая гипотеза исследования: у несовершеннолетних с девиантным поведением со средним и пониженным уровнем интеллекта чаще отмечается проявление агрессии при общении со сверстниками.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что был проведен анализ психолого-педагогической литературы, в процессе выявлены наиболее существенные характеристики, особенности, критерии, закономерности, противоречия и пр., связанные с рассматриваемым явлением.
Практическая значимость работы заключается в том, что были определены методы и методики психолого-педагогической работы психолога и педагога с несовершеннолетними девиантного поведения, которые могут быть использованы в профилактической деятельности органов внутренних дел.
Ученые относят к трудным периодам неблагоприятного проявления девиатного поведения несовершеннолетних именно сам подростковый возраст. Этому посвящены работы (А. Адлер, Дж. Боулби, А.Я. Варга, В. Де Гольжак, B.Н. Дружинин, А.М. Прихожан, Е.А. Сергиенко, C.В. Черников, Н.Е. Харламенкова, А.А. Шутцен-Бергер).
Исходные положения методики и методологии исследования инновационной проблематики представлены в работах авторов В.Т. Алексеева, П.П. Блонского, А.И. Долгова, A.C. Личко, В.Я. Титаренко, М.М. Бабаева, Г.В. Болдырева, В.Л. Васильева, А.Э. Жалинского, А.И. Миллера. Есть данные о наличии различий в темпераменте у девиантных подростков в таких трудах как (А. Торгерсен, М. Риза), в Я-концепции (Ю.А. Пучкова, Е.В. Свистунова, К.В. Сергеева, В.О. Щипрова).
Проблемы и вопросы профилактики девиантного поведения рассматриваются в юридической психологии, клинической, возрастной и педагогической психологии (В.Ф. Десятников, Г.Р. Трофимов, В.Г. Козюля, М.М. Гатауллин, В.В. Юстицкий). Однако авторы расходятся в выводах, связывая различные акцентуации с девиантным поведением.
Обоснованность и достоверность исследования, информационную базу исследования составили: официальные нормативные акты, статистические отчеты, опыт педагогов.
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности девиантного поведения подростков 5
1.1. Сущность девиантного поведения подростков 5
1.2. Причины девиантного поведения подростков 7
Глава 2. Исследование профилактической работы с подростками 9
2.1. Роль психолого-педагогической работы с подростками 9
2.2. Основные направления технологий и методик психолого-педагогической работы психолога при работе с несовершеннолетними девиантного поведения 13
Глава 3. Эмпирическое исследование девиантного поведения подростков и профилактика 23
3.1. Организация и методика исследования 23
3.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 28
3.3 Программа по коррекции девиантного поведения несовершеннолетних 30
Заключение 39
Список литературы 41
Приложения
В исследовании приняло участие 65 учащихся 2 классов из МОУ СОШ №5 г. Лыткарино. Возраст детей 14-16 лет. А также социальные педагоги данных общеобразовательных учреждений. В результате полученных данных из анкеты для социальных педагогов нам удалось выяснить их отношение к проблеме девиантного поведения и о их работе с несовершеннолетними в школе
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации»// Российская газета, N 303, 31.12.2012.
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 N 1611 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета)»
3. Авдулова Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: учебное пособие/ Авдулова Т.П., Хузеева Г.Р.– М.: Прометей, 2013.–138 c.
4. Богус М.Б. Мотивационные факторы развития умственных способностей младших школьников // Успехи современного естествознания. 2012. № 9. С. 148-151.
5. Бочарова В. Г. Социальная педагогика: монография. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004. – 368 с.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: АСТ, 2014. – 671 с.
7. Ванюшкин В.А., Третьякова И.А. Исследование развития координационных способностей и психических функций у детей с легкой степенью умственной отсталости // Теория и практика физической культуры. 2011. № 2. С. 40-44.
8. Волгуснова Е.А., Волгуснов И.А. Особенности работы Психологого педагога с несовершеннолетними девиантного поведения в школе // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. № 2 (22). С. 71-75.
9. Кристенсен К., Оллвор Дж., Дилон К. Стратегия жизни. – М., 2013. – 242 с.
10. Кряквин В.Я. Организационно-педагогические основы Психолого-психологической адаптации подростков (из опыта работы муниципального комплекса образования и воспитания подростковг. Магнитогорска): Монография: Изд-во Факел ЧГПУ, 2012. – 235 с.
11. Кузнецов В.И. Психолого-педагогические условия формирования учащихся. – М.: Просвещение, 2016. – 200 с.
12. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 192 с.
13. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М.: Политиздат, 2014. – 479 с.
14. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев: изд-во Логос, 2014. – 439 с.
15. Личко А.Е. Патахарактерологическийдиагностический опросник для подростков и опыт его практического использования. – М.: НИИПП им. Бехтерова, 2016. – 96 с.
16. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. – М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 2013. – 416 с.
17. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с.
18. Невский И.А. Предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников. – М.: Педагогика, 2012. – 212 с.
19. Основы психологии и педагогики развития дошкольников в системе непрерывного образования: коллективная научная монография / Под ред. М.В. Бывшевой, А.Ю. Нагорновой. – Ульяновск: SIMJET, 2015. – 275 с.
20. Почивалова Ж.Г. Подготовка будущего учителя к взаимодействию со школьниками с девиантным поведением в условиях образовательного процесса. – Дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2015. – 165 с.
21. Профилактика и преодоление отклонений от норм поведения у подростков. Под ред. Е.Д. Дедкова, Е.Г.Диденкуса.– Челябинск: изд-во «Речь», 2015. – 34 с.
22. Психологический тренинг с подростками/ Л.Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2013. – 272 с.
23. Пятунин В.А. Социально-педагогические особенности девиантного поведения: Учеб. пособие. Ч.I. Основные формы девиантного поведения. – Магнитогорск: МГПИ, 2015. – 110 с.
24. Пятунин В.А. Социально-педагогические особенности девиантного поведения: Учеб. пособие. Ч.II. Факторы формирования девиантного поведения. – Магнитогорск: МГПИ, 2014. – 142 с.
25. Раттер М. Помощь трудным детям. Пер. с англ. Е. Алексеевой, С. Нуровой. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2014. – 432 с.
26. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. – 224 с.
27. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М.: Мир, 2014. – 320 с.
28. Социальные отклонения. Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юридич. лит., 2014. – 213 с.
29. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для учителей и родителей. – 2-е из., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.
30. Телина И. А. Социальный педагог в школе. – М. : ФЛИНТА, 2013 – 265 с.
31. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик – подросток – юноша: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2012. – 207 с.
32. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска» / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Ин-т. практич. психологии, 2016. – 224 с.
33. Шевчук В.Ф. Нормативное и отклоняющееся поведение: Социально-психологический аспект. – Ярославль: ЯПИ, 2012. – 154 с.
34. Филина Н.А. Социальный интеллект как фактор эффективности коммуникативного процесса между социальным педагогом и несовершеннолетними группы риска автореферат дис. ... кандидата психологических наук / Моск. гос. обл. ун-т. Москва, 2016. – 27 с.
35. Федоров Г.Г. Трудный подросток – становление личности. – СПб.: Знание, 2012. – 32 с.
36. Фокин В.М. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних, не занятых учебой и работой. – М.: Педагогика, 2013. – 218 с.
37. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2017. – 150 с.
38. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. академия РАН Осипова Г.В. – М.: издательский центр «Академия», 2015. – 939 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность и необходимость исследования проблемы определяется тем, что существующий уровень профилактики девиантного поведения подростков не отвечает в полной мере современным требованиям, предъявляемым к подросткам в процессе становления личности и социализации в условиях новой организации обучения и воспитания.
Целью исследования в дипломной работе выступает выявление психолого-педагогических условий профилактики девиатного поведения подростков.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи, которые необходимо решить по ходу работы:
– провести обзор литературы по вопросам девиантного поведения несовершеннолетних;
– исследовать теоретические аспекты деятельности педагога с несовершеннолетними девиантного поведения;
– провести анализ педагогической работы с несовершеннолетними девиантного поведения;
– составить программу девиантного поведения несовершеннолетних.
Объектом исследования выступает девиантное поведение подростков.
Предметом исследования является деятельность педагога с несовершеннолетними на примере МОУ СОШ №5 г. Лыткарино МО.
Общая гипотеза исследования: у несовершеннолетних с девиантным поведением существует взаимосвязь между уровнем интеллекта и проявлением агрессии. Рабочая гипотеза исследования: у несовершеннолетних с девиантным поведением со средним и пониженным уровнем интеллекта чаще отмечается проявление агрессии при общении со сверстниками.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что был проведен анализ психолого-педагогической литературы, в процессе выявлены наиболее существенные характеристики, особенности, критерии, закономерности, противоречия и пр., связанные с рассматриваемым явлением.
Практическая значимость работы заключается в том, что были определены методы и методики психолого-педагогической работы психолога и педагога с несовершеннолетними девиантного поведения, которые могут быть использованы в профилактической деятельности органов внутренних дел.
Ученые относят к трудным периодам неблагоприятного проявления девиатного поведения несовершеннолетних именно сам подростковый возраст. Этому посвящены работы (А. Адлер, Дж. Боулби, А.Я. Варга, В. Де Гольжак, B.Н. Дружинин, А.М. Прихожан, Е.А. Сергиенко, C.В. Черников, Н.Е. Харламенкова, А.А. Шутцен-Бергер).
Исходные положения методики и методологии исследования инновационной проблематики представлены в работах авторов В.Т. Алексеева, П.П. Блонского, А.И. Долгова, A.C. Личко, В.Я. Титаренко, М.М. Бабаева, Г.В. Болдырева, В.Л. Васильева, А.Э. Жалинского, А.И. Миллера. Есть данные о наличии различий в темпераменте у девиантных подростков в таких трудах как (А. Торгерсен, М. Риза), в Я-концепции (Ю.А. Пучкова, Е.В. Свистунова, К.В. Сергеева, В.О. Щипрова).
Проблемы и вопросы профилактики девиантного поведения рассматриваются в юридической психологии, клинической, возрастной и педагогической психологии (В.Ф. Десятников, Г.Р. Трофимов, В.Г. Козюля, М.М. Гатауллин, В.В. Юстицкий). Однако авторы расходятся в выводах, связывая различные акцентуации с девиантным поведением.
Обоснованность и достоверность исследования, информационную базу исследования составили: официальные нормативные акты, статистические отчеты, опыт педагогов.
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности девиантного поведения подростков 5
1.1. Сущность девиантного поведения подростков 5
1.2. Причины девиантного поведения подростков 7
Глава 2. Исследование профилактической работы с подростками 9
2.1. Роль психолого-педагогической работы с подростками 9
2.2. Основные направления технологий и методик психолого-педагогической работы психолога при работе с несовершеннолетними девиантного поведения 13
Глава 3. Эмпирическое исследование девиантного поведения подростков и профилактика 23
3.1. Организация и методика исследования 23
3.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 28
3.3 Программа по коррекции девиантного поведения несовершеннолетних 30
Заключение 39
Список литературы 41
Приложения
В исследовании приняло участие 65 учащихся 2 классов из МОУ СОШ №5 г. Лыткарино. Возраст детей 14-16 лет. А также социальные педагоги данных общеобразовательных учреждений. В результате полученных данных из анкеты для социальных педагогов нам удалось выяснить их отношение к проблеме девиантного поведения и о их работе с несовершеннолетними в школе
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации»// Российская газета, N 303, 31.12.2012.
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 N 1611 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета)»
3. Авдулова Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: учебное пособие/ Авдулова Т.П., Хузеева Г.Р.– М.: Прометей, 2013.–138 c.
4. Богус М.Б. Мотивационные факторы развития умственных способностей младших школьников // Успехи современного естествознания. 2012. № 9. С. 148-151.
5. Бочарова В. Г. Социальная педагогика: монография. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004. – 368 с.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: АСТ, 2014. – 671 с.
7. Ванюшкин В.А., Третьякова И.А. Исследование развития координационных способностей и психических функций у детей с легкой степенью умственной отсталости // Теория и практика физической культуры. 2011. № 2. С. 40-44.
8. Волгуснова Е.А., Волгуснов И.А. Особенности работы Психологого педагога с несовершеннолетними девиантного поведения в школе // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. № 2 (22). С. 71-75.
9. Кристенсен К., Оллвор Дж., Дилон К. Стратегия жизни. – М., 2013. – 242 с.
10. Кряквин В.Я. Организационно-педагогические основы Психолого-психологической адаптации подростков (из опыта работы муниципального комплекса образования и воспитания подростковг. Магнитогорска): Монография: Изд-во Факел ЧГПУ, 2012. – 235 с.
11. Кузнецов В.И. Психолого-педагогические условия формирования учащихся. – М.: Просвещение, 2016. – 200 с.
12. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 192 с.
13. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М.: Политиздат, 2014. – 479 с.
14. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев: изд-во Логос, 2014. – 439 с.
15. Личко А.Е. Патахарактерологическийдиагностический опросник для подростков и опыт его практического использования. – М.: НИИПП им. Бехтерова, 2016. – 96 с.
16. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. – М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 2013. – 416 с.
17. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с.
18. Невский И.А. Предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников. – М.: Педагогика, 2012. – 212 с.
19. Основы психологии и педагогики развития дошкольников в системе непрерывного образования: коллективная научная монография / Под ред. М.В. Бывшевой, А.Ю. Нагорновой. – Ульяновск: SIMJET, 2015. – 275 с.
20. Почивалова Ж.Г. Подготовка будущего учителя к взаимодействию со школьниками с девиантным поведением в условиях образовательного процесса. – Дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2015. – 165 с.
21. Профилактика и преодоление отклонений от норм поведения у подростков. Под ред. Е.Д. Дедкова, Е.Г.Диденкуса.– Челябинск: изд-во «Речь», 2015. – 34 с.
22. Психологический тренинг с подростками/ Л.Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2013. – 272 с.
23. Пятунин В.А. Социально-педагогические особенности девиантного поведения: Учеб. пособие. Ч.I. Основные формы девиантного поведения. – Магнитогорск: МГПИ, 2015. – 110 с.
24. Пятунин В.А. Социально-педагогические особенности девиантного поведения: Учеб. пособие. Ч.II. Факторы формирования девиантного поведения. – Магнитогорск: МГПИ, 2014. – 142 с.
25. Раттер М. Помощь трудным детям. Пер. с англ. Е. Алексеевой, С. Нуровой. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2014. – 432 с.
26. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. – 224 с.
27. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М.: Мир, 2014. – 320 с.
28. Социальные отклонения. Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юридич. лит., 2014. – 213 с.
29. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для учителей и родителей. – 2-е из., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.
30. Телина И. А. Социальный педагог в школе. – М. : ФЛИНТА, 2013 – 265 с.
31. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик – подросток – юноша: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2012. – 207 с.
32. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска» / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Ин-т. практич. психологии, 2016. – 224 с.
33. Шевчук В.Ф. Нормативное и отклоняющееся поведение: Социально-психологический аспект. – Ярославль: ЯПИ, 2012. – 154 с.
34. Филина Н.А. Социальный интеллект как фактор эффективности коммуникативного процесса между социальным педагогом и несовершеннолетними группы риска автореферат дис. ... кандидата психологических наук / Моск. гос. обл. ун-т. Москва, 2016. – 27 с.
35. Федоров Г.Г. Трудный подросток – становление личности. – СПб.: Знание, 2012. – 32 с.
36. Фокин В.М. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних, не занятых учебой и работой. – М.: Педагогика, 2013. – 218 с.
37. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2017. – 150 с.
38. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. академия РАН Осипова Г.В. – М.: издательский центр «Академия», 2015. – 939 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
900 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149294 Курсовой работы — поможем найти подходящую