Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Современная стратегия дошкольного образования представляет собой личностно-ориентированный процесс обеспечения развития сторон личности ребенка-дошкольника, раскрытие и реализацию его способностей. Развитие речи и речевого общение в целом является одной из главных задач детского сада в русле подготовки к школьному обучению. Для старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), у которых отмечаются трудности связной речи (программирование содержания высказываний и их речевое оформление: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень использования фразовой речи), решение данной проблемы является чрезвычайно актуальной.
Основным средством организации жизни дошкольников является игра, поэтому знание специфики игровой деятельности детей с речевыми нарушениями является важным для эффективного планирования и построения полноценной коррекционно-развивающей работы логопеда [1; 4; 6]. Дошкольники с ОНР, хоть и с запозданием, но проходят такие же этапы развития игровой деятельности, как и их сверстники с нормой речи, однако, они обладают своими, присущими только им, особенностями: раздражительность, плаксивость, агрессивность, бедность представлений об окружающей действительности, отставание в сообразительности, стереотипность мышления, однообразие, недостаточное владение отдельными игровыми действиями, постоянное нарушение правил, заученное поведение при разных игровых ситуациях. Все это делает игровую деятельность искаженной, а иногда и вообще невозможной. Именно поэтому, формирование навыков игровой деятельности у детей с ОНР – длительный, сложный и творческий процесс, для развития которого является очень важным психологический климат системного процесса коррекции [5; 6]. Игровая деятельность активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды. В частности, у детей с ОНР, которые из-за системного недоразвития речи и, как следствие, нарушения вербального мышления, внимания, памяти, быстро истощаются и устают, теряют интерес к любой деятельности, именно игровая деятельность, в отличие от других, вызывает повышенный и специфический интерес.
Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива (а потребности выступают в роли мотива деятельности) - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования ею в общении. В результате этого речь быстро становится объектом наблюдений ребенка. В системе специального обучения детей учитываются особенности речевого общения дошкольников, используется игра и продуктивные виды деятельности с целью формирования потребности в овладении речевыми средствами.
Объект исследования – процесс развития связной детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования – творческая игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования – теоретически обосновать возможности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи III уровня средствами творческой игры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать нормативную, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить комплекс методов и приемов изучения связной речи у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Раскрыть возможности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи III уровня посредством творческой игры.
Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования: анализ и обобщение программно-нормативных документов, научной и методической литературы, проектирование работы, направленной на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи III уровня средствами творческой игры.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи III уровня 6
1.1. Характеристика речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня 6
1.2. Методы, приемы развития связной речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня 12
Глава 2. Возможности творческих игр в процессе формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи III уровня 18
2.1. Методики исследования особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи III уровня 18
2.2. Творческие игры как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи III уровня 23
Заключение 29
Список литературы 32
Современная стратегия дошкольного образования представляет собой личностно-ориентированный процесс обеспечения развития сторон личности ребенка-дошкольника, раскрытие и реализацию его способностей. Развитие речи и речевого общение в целом является одной из главных задач детского сада в русле подготовки к школьному обучению.
1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О.С.Ахманова. - М.: Советская энциклопедия, 1969. - 608 с.
2. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. – М.: Издательского Московского университета, 1989. – 218 с.
3. Бацевич Ф. С. Основы коммуникативной лингвистики: учебник / Ф. С. Бацевич. - М.: ИЦ «Академия», 2009. - 374 с.
4. Бернанке Д. Х. Устный монолог: общие особенности языковой культуры / Д. Х. Баранник. - Днепр Петровский: ВГУ, 1969. - 144 с.
5. Блонский П.П. . Психология доказывания и особенности у детей / П.П. Блонский // Вопросы психологии. - 1964. - ғ 3. - С. 41-54.
6. Богуш А. Дошкольное лингводидактики: теория и практика / Богуш А. -Запорожье: Просвита, 2000. - 216 с.
7. Гавриш Н.В. Развитие речетворческой деятельности в дошкольном детстве: Автореф. дис. на получение наук. степени доктора педагогических наук: 13.00.02 / Н.В. Гавриш. - М., 2002. - 32 с.
8. Ганич Д. И. Словарь лингвистических терминов / Д. И. Ганич, И. С. Олейник. - М.: Высшая школа, 1985. - 360 с.
9. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. - 1994.-№2.- С.56-73.
10. Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
11. Грамматика русского языка / [под ред. В. В. Виноградова и Е. С. Истрин]. - М.: АН СССР, 1954. - Т. 2: Синтаксис. Ч. 1-2. - 440 с.
12. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / Н.И. Жинкин // Советская педагогика. - 1954.- № 6. - С.46-50.
13. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. – 320 с.
14. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. психология личности и деятельности дошкольника / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М .: Просвещение, 1965, - 245 с.
15. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб: СОЮЗ, 2001. - 220 с.
16. Лингвистический энциклопедический словарь / [гл. ред. В. Н. Ярцева]. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 685 с.
17. Литературоведческий словарь-справочник / [Г. Т. Громьяк, Ю. И. Кузнецов и др.]. - М.: Академия, 1997. - 752 с.
18. Лурия, А.Р. Язык и сознание /под. ред. Е. Д. Хомской. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979. – 320 с.
19. Монке А.С. Формирования оценочно-этических суждений в художественно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста: дис. ... на соискание наук. ступ. канд. пед. наук .: 13.00.02 / Монке Елена Станиславовна. - Одесса, 2002. - 214 с.
20. Омельяненко А.В. Обучение детей старшего дошкольного возраста составлять рассказы: монография / Алла Омельяненко. - Донецк: Юго-Восток, 2009. - 196 с.
21. Примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe-obrazovanie/anonsy/120120181417.html
22. Рибцун Ю. В. Пути формирования связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи / Ю. В. Рибцун // Теория и практика современной логопедии: Сборник научных трудов: Вып. 3. - М .: Актуальное образование, 2006. - С.136-144
23. Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. - СПб.: Питер,2000. – 712с.
24. Селиванова А. Современная лингвистика: терминологическая энциклопедия / А. Селиванова. - Полтава: Окружающая среда, 2006. - 716 с.
25. Скалкин В. Л. Обучение монологическому высказыванию / В. Л. Скалкин. - М.: Просвещение, 1983. - 119 с.
26. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс Стиль, 2003. - 124с.
27. Современный словарь иностранных слов / [сост .: А. И. Скопненко, Т. В. Цимбалюк]. - М.: Доверие, 2006. - 789 с.
28. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохин. – М.: Просвещение, 1984. - 296 с.
29. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 272с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
31. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: 1991. – 44 с.
32. Чиркина, Г.В. Коррекция нарушений речи: программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2009. – 190 с.
33. Чумаков Г. М. Синтаксис конструкций с чужой речью / Г. М. Чумаков. - М.: Высшая школа, 1975. - 220 с.
34. Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование / Л.П. Якубинская. - М., 1986. - 345 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Современная стратегия дошкольного образования представляет собой личностно-ориентированный процесс обеспечения развития сторон личности ребенка-дошкольника, раскрытие и реализацию его способностей. Развитие речи и речевого общение в целом является одной из главных задач детского сада в русле подготовки к школьному обучению. Для старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), у которых отмечаются трудности связной речи (программирование содержания высказываний и их речевое оформление: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень использования фразовой речи), решение данной проблемы является чрезвычайно актуальной.
Основным средством организации жизни дошкольников является игра, поэтому знание специфики игровой деятельности детей с речевыми нарушениями является важным для эффективного планирования и построения полноценной коррекционно-развивающей работы логопеда [1; 4; 6]. Дошкольники с ОНР, хоть и с запозданием, но проходят такие же этапы развития игровой деятельности, как и их сверстники с нормой речи, однако, они обладают своими, присущими только им, особенностями: раздражительность, плаксивость, агрессивность, бедность представлений об окружающей действительности, отставание в сообразительности, стереотипность мышления, однообразие, недостаточное владение отдельными игровыми действиями, постоянное нарушение правил, заученное поведение при разных игровых ситуациях. Все это делает игровую деятельность искаженной, а иногда и вообще невозможной. Именно поэтому, формирование навыков игровой деятельности у детей с ОНР – длительный, сложный и творческий процесс, для развития которого является очень важным психологический климат системного процесса коррекции [5; 6]. Игровая деятельность активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды. В частности, у детей с ОНР, которые из-за системного недоразвития речи и, как следствие, нарушения вербального мышления, внимания, памяти, быстро истощаются и устают, теряют интерес к любой деятельности, именно игровая деятельность, в отличие от других, вызывает повышенный и специфический интерес.
Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива (а потребности выступают в роли мотива деятельности) - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования ею в общении. В результате этого речь быстро становится объектом наблюдений ребенка. В системе специального обучения детей учитываются особенности речевого общения дошкольников, используется игра и продуктивные виды деятельности с целью формирования потребности в овладении речевыми средствами.
Объект исследования – процесс развития связной детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования – творческая игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования – теоретически обосновать возможности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи III уровня средствами творческой игры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать нормативную, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить комплекс методов и приемов изучения связной речи у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Раскрыть возможности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи III уровня посредством творческой игры.
Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования: анализ и обобщение программно-нормативных документов, научной и методической литературы, проектирование работы, направленной на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи III уровня средствами творческой игры.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи III уровня 6
1.1. Характеристика речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня 6
1.2. Методы, приемы развития связной речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня 12
Глава 2. Возможности творческих игр в процессе формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи III уровня 18
2.1. Методики исследования особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи III уровня 18
2.2. Творческие игры как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи III уровня 23
Заключение 29
Список литературы 32
Современная стратегия дошкольного образования представляет собой личностно-ориентированный процесс обеспечения развития сторон личности ребенка-дошкольника, раскрытие и реализацию его способностей. Развитие речи и речевого общение в целом является одной из главных задач детского сада в русле подготовки к школьному обучению.
1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О.С.Ахманова. - М.: Советская энциклопедия, 1969. - 608 с.
2. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. – М.: Издательского Московского университета, 1989. – 218 с.
3. Бацевич Ф. С. Основы коммуникативной лингвистики: учебник / Ф. С. Бацевич. - М.: ИЦ «Академия», 2009. - 374 с.
4. Бернанке Д. Х. Устный монолог: общие особенности языковой культуры / Д. Х. Баранник. - Днепр Петровский: ВГУ, 1969. - 144 с.
5. Блонский П.П. . Психология доказывания и особенности у детей / П.П. Блонский // Вопросы психологии. - 1964. - ғ 3. - С. 41-54.
6. Богуш А. Дошкольное лингводидактики: теория и практика / Богуш А. -Запорожье: Просвита, 2000. - 216 с.
7. Гавриш Н.В. Развитие речетворческой деятельности в дошкольном детстве: Автореф. дис. на получение наук. степени доктора педагогических наук: 13.00.02 / Н.В. Гавриш. - М., 2002. - 32 с.
8. Ганич Д. И. Словарь лингвистических терминов / Д. И. Ганич, И. С. Олейник. - М.: Высшая школа, 1985. - 360 с.
9. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. - 1994.-№2.- С.56-73.
10. Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
11. Грамматика русского языка / [под ред. В. В. Виноградова и Е. С. Истрин]. - М.: АН СССР, 1954. - Т. 2: Синтаксис. Ч. 1-2. - 440 с.
12. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / Н.И. Жинкин // Советская педагогика. - 1954.- № 6. - С.46-50.
13. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. – 320 с.
14. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. психология личности и деятельности дошкольника / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М .: Просвещение, 1965, - 245 с.
15. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб: СОЮЗ, 2001. - 220 с.
16. Лингвистический энциклопедический словарь / [гл. ред. В. Н. Ярцева]. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 685 с.
17. Литературоведческий словарь-справочник / [Г. Т. Громьяк, Ю. И. Кузнецов и др.]. - М.: Академия, 1997. - 752 с.
18. Лурия, А.Р. Язык и сознание /под. ред. Е. Д. Хомской. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979. – 320 с.
19. Монке А.С. Формирования оценочно-этических суждений в художественно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста: дис. ... на соискание наук. ступ. канд. пед. наук .: 13.00.02 / Монке Елена Станиславовна. - Одесса, 2002. - 214 с.
20. Омельяненко А.В. Обучение детей старшего дошкольного возраста составлять рассказы: монография / Алла Омельяненко. - Донецк: Юго-Восток, 2009. - 196 с.
21. Примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe-obrazovanie/anonsy/120120181417.html
22. Рибцун Ю. В. Пути формирования связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи / Ю. В. Рибцун // Теория и практика современной логопедии: Сборник научных трудов: Вып. 3. - М .: Актуальное образование, 2006. - С.136-144
23. Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. - СПб.: Питер,2000. – 712с.
24. Селиванова А. Современная лингвистика: терминологическая энциклопедия / А. Селиванова. - Полтава: Окружающая среда, 2006. - 716 с.
25. Скалкин В. Л. Обучение монологическому высказыванию / В. Л. Скалкин. - М.: Просвещение, 1983. - 119 с.
26. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс Стиль, 2003. - 124с.
27. Современный словарь иностранных слов / [сост .: А. И. Скопненко, Т. В. Цимбалюк]. - М.: Доверие, 2006. - 789 с.
28. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохин. – М.: Просвещение, 1984. - 296 с.
29. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 272с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
31. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: 1991. – 44 с.
32. Чиркина, Г.В. Коррекция нарушений речи: программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2009. – 190 с.
33. Чумаков Г. М. Синтаксис конструкций с чужой речью / Г. М. Чумаков. - М.: Высшая школа, 1975. - 220 с.
34. Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование / Л.П. Якубинская. - М., 1986. - 345 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
350 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149297 Курсовых работ — поможем найти подходящую