Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. Основным направлением государственной семейной политики в России выступает формирование в сознании людей понимание важности роли семьи в жизни каждого человека; содействие возрождению традиционно крепкой, трудолюбивой, экономически состоятельной семьи; пропаганда необходимости конструктивного взаимодействия между представителями разных поколений. В течение веков семья считалась одним из наиболее значимых трансляторов и ретрансляторов традиций, обычаев, культурных, этнических, нравственных ценностей народа, она выполняла и продолжает выполнять специфические, только ей присущие функции по рождению, содержанию и социализации новых поколений.
Семейные традиции и обычаи являются неотъемлемым атрибутом семейного благополучия и счастья. Традиции всегда были обязательной составляющей сплоченной семьи, отражая моральную позицию всех ее членов. Многие традиции переходят из поколения в поколение, полностью воспринимаясь молодой семьей современного общества. Вовлечение детей с самого раннего детства в родственные традиции прививает им важность семьи и семейного взаимодействия.
Несмотря на очевидную значимость данной темы, в настоящее время ценность семьи для современной молодежи не является высокой. Необходима работа по формированию положительного образа семьи, ценностного отношения к ней. Под ценностным отношением к семье понимается осмысление человеком значимости семьи, для жизни и счастья, для присутствия любви в жизни, для радости общения с представителями семьи, взаимопонимания. Авторы, изучающие данную проблему, считают, что ценностное отношение играет роль поддержания нормального функционирования общества, а самое главное, формирование будущего поколения.
Проблемой исследования ценностного отношения к семье и влияния родственных традиций на формирование этих ценностей занимались: А. И. Антонов, И. В. Бестужев-Лада, А. Г. Вишневский, Ю. А. Гаспарян, С. В. Дармодехин, В. В. Елизаров, О. М. Здравомыслова, Г. И. Климантова, В. Т. Лисовский, В. М. Медков, О. В. Петров, Б. Рассел, Г. Л. Сафаров, О. Г. Шмелев и др.
Объект исследования – отношение младших школьников к семье.
Предмет исследования – развитие ценностного отношения к семье у младшего школьника.
Цель исследования – на основании теоретического анализа проблемы и ее эмпирического исследования разработать мероприятия по развитию ценностного отношения к семье у младшего школьника.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме изучения семьи как ценности в отечественной и зарубежной литературе.
2. Раскрыть особенности развития ценностного отношения к семье у младшего школьника.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей ценностного отношения к семье у младшего школьника.
Гипотеза – предположительно у детей младшего школьного возраста наблюдается низкий уровень сформированности ценностного отношения к семье.
Методы исследования. Для решения поставленных задач исследования был использован комплекс методов:
теоретические: анализ, сравнение, систематизация и обобщение научной литературы по проблеме исследования ценностного отношения к семье;
эмпирические: наблюдение, беседы, тестирование (опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3)) Д. Х. Олсона, «Незаконченные предложения» Д. Сакса и С. Леви» (адаптация В. Михала для детей), опросник «Семейные ценности» М. С. Константиновой - М. В. Мартыновой.
Практическая значимость – результаты работы могут быть использованы в практической деятельности специалистов в работе с детьми младшего школьного возраста.
Экспериментальная база исследования: МБУ «Школа № 72 имени Героя Советского Союза А.В. Голоднова», в исследовании приняли участие ученики 2 Б класса, в общем количестве 27 человек.
Структура работы – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития ценностного отношения к семье у младшего школьника 6
1.1 Анализ проблемы изучения семьи в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Семья как ценность 12
1.3. Ценность семьи для младшего школьника 15
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Эмпирическое изучение ценностного отношения к семье у младшего школьника 22
2.1 Организация и методы эмпирического изучения 22
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 23
Выводы по 2 главе 28
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение 34
Основным направлением государственной семейной политики в России выступает формирование в сознании людей понимание важности роли семьи в жизни каждого человека; содействие возрождению традиционно крепкой, трудолюбивой, экономически состоятельной семьи; пропаганда необходимости конструктивного взаимодействия между представителями разных поколений.
1. Акутина С. П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей / С. П. Акутина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 94. – С. 9–15.
2. Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов) / А. И. Антонов. – М .: Изд-во МГУ, 1998. – 159 с.
3. Антонов А. И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. – М .: Изд-во МГУ, 1996. – 303 с.
4. Биккинина Д.Д. Ценности семьи в представлениях молодежи: традиции и трансформации // Образование и право. 2017. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-semi-v-predstavleniyah-molodezhi-traditsii-i-transformatsii (дата обращения: 27.12.2021).
5. Бондарь Т. А., Легенчук Д. В. Особенности формирования семейных ценностей у старшеклассников городской гимназии // Форум молодёжной науки. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-semeynyh-tsennostey-u-starsheklassnikov-gorodskoy-gimnazii (дата обращения: 27.12.2021).
6. Гноевая О. Н. Становление готовности учащихся к семейной жизни в условиях деятельности психолого-педагогического отделения реабилитационного центра: автореф. дис. … канд. пед. науч. / О. Н. Гноевая. – Петропавловск-Камчатский, 2006. – 24 с.
7. Груздова О.Г. Воспитание у младших школьников ценностного отношения к семье в условиях общеобразовательной школы // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-u-mladshih-shkolnikov-tsennostnogo-otnosheniya-k-semie-v-usloviyah-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 27.12.2021).
8. Жиров Ю.С. Семья в системе ценностей учащийся молодежи / / Сацыяльна-педагапчная работа // 2004. № 6.
9. Зацепин В. И. Семья. Социально-психологические и этические проблемы: справочник / И. В. Зацепин. – К .: УМХ, 1990. – 225 с.
10. Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Семейные отношения в ценностном пространстве современной молодежи // Управленческое консультирование. 2015. № 6.
11. Ильиных С.А. Семейные ценности молодежи: традиции и трансформации // Вестник Томского государственного университета (Философия. Социология. Политология). 2012. № 4 (20). Вып. 1.
12. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / А. О. Карабанова. – М .: Гардарики., 2006. – 320 с.
13. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации русского общества. / В. Л. Карцева // Социологические исследования. – 2003. – № 4 – С. 92–100.
14. Кучмаева О.В., Ростовская Т.К. Представления молодых россиян о семейной жизни: социологический ракурс // Вопросы управления. 2015. Вып. 34.
15. Кучуб Н. А. Семья как ценность развивающегося социума и личности // Вестник ОГУ. 2008. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-kak-tsennost-razvivayuschegosya-sotsiuma-i-lichnosti (дата обращения: 27.12.2021).
16. Лобзина Т.П. Развитие ценностного отношения к ребенку и его семье - основа взаимодействия ДОУ с семьей // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsennostnogo-otnosheniya-k-rebenku-i-ego-semie-osnova-vzaimodeystviya-dou-s-semiey (дата обращения: 27.12.2021).
17. Медкова Д. В. Семейные ценности как объект социологического анализа / Д. В. Медкова // Ломоносовские чтения. – 2003. – Т. 2. – С. 55–67.
18. Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // Социологические исследования. 2004. № 5.
19. Михайлова Е.В. Особенности формирования нравственных ценностей у младших школьников // Актуальные проблемы психологии, педагогики и общественных наук: Международный межвузовский сборник научных работ. Вып. 2. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Экон-Информ, 2006. - С. 221-228
20. Потапчук Н. Возникновение психологии семьи / Н. Потапчук // Сборник научных трудов Национальной академии Государственной пограничной службы., 2014. – № 4. – С. 465–478.
21. Саржанова Г.Б., Кукубаева А.Х. Формирование ценностного отношения к семье в дошкольном и младшем школьном возрасте // НИР/S&R. 2021. №1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsennostnogo-otnosheniya-k-semie-v-doshkolnom-i-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 27.12.2021).
22. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания [Текст] / В.В. Чечет. - Минск: Пачатковая школа, 2007. - 184 с
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. Основным направлением государственной семейной политики в России выступает формирование в сознании людей понимание важности роли семьи в жизни каждого человека; содействие возрождению традиционно крепкой, трудолюбивой, экономически состоятельной семьи; пропаганда необходимости конструктивного взаимодействия между представителями разных поколений. В течение веков семья считалась одним из наиболее значимых трансляторов и ретрансляторов традиций, обычаев, культурных, этнических, нравственных ценностей народа, она выполняла и продолжает выполнять специфические, только ей присущие функции по рождению, содержанию и социализации новых поколений.
Семейные традиции и обычаи являются неотъемлемым атрибутом семейного благополучия и счастья. Традиции всегда были обязательной составляющей сплоченной семьи, отражая моральную позицию всех ее членов. Многие традиции переходят из поколения в поколение, полностью воспринимаясь молодой семьей современного общества. Вовлечение детей с самого раннего детства в родственные традиции прививает им важность семьи и семейного взаимодействия.
Несмотря на очевидную значимость данной темы, в настоящее время ценность семьи для современной молодежи не является высокой. Необходима работа по формированию положительного образа семьи, ценностного отношения к ней. Под ценностным отношением к семье понимается осмысление человеком значимости семьи, для жизни и счастья, для присутствия любви в жизни, для радости общения с представителями семьи, взаимопонимания. Авторы, изучающие данную проблему, считают, что ценностное отношение играет роль поддержания нормального функционирования общества, а самое главное, формирование будущего поколения.
Проблемой исследования ценностного отношения к семье и влияния родственных традиций на формирование этих ценностей занимались: А. И. Антонов, И. В. Бестужев-Лада, А. Г. Вишневский, Ю. А. Гаспарян, С. В. Дармодехин, В. В. Елизаров, О. М. Здравомыслова, Г. И. Климантова, В. Т. Лисовский, В. М. Медков, О. В. Петров, Б. Рассел, Г. Л. Сафаров, О. Г. Шмелев и др.
Объект исследования – отношение младших школьников к семье.
Предмет исследования – развитие ценностного отношения к семье у младшего школьника.
Цель исследования – на основании теоретического анализа проблемы и ее эмпирического исследования разработать мероприятия по развитию ценностного отношения к семье у младшего школьника.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме изучения семьи как ценности в отечественной и зарубежной литературе.
2. Раскрыть особенности развития ценностного отношения к семье у младшего школьника.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей ценностного отношения к семье у младшего школьника.
Гипотеза – предположительно у детей младшего школьного возраста наблюдается низкий уровень сформированности ценностного отношения к семье.
Методы исследования. Для решения поставленных задач исследования был использован комплекс методов:
теоретические: анализ, сравнение, систематизация и обобщение научной литературы по проблеме исследования ценностного отношения к семье;
эмпирические: наблюдение, беседы, тестирование (опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3)) Д. Х. Олсона, «Незаконченные предложения» Д. Сакса и С. Леви» (адаптация В. Михала для детей), опросник «Семейные ценности» М. С. Константиновой - М. В. Мартыновой.
Практическая значимость – результаты работы могут быть использованы в практической деятельности специалистов в работе с детьми младшего школьного возраста.
Экспериментальная база исследования: МБУ «Школа № 72 имени Героя Советского Союза А.В. Голоднова», в исследовании приняли участие ученики 2 Б класса, в общем количестве 27 человек.
Структура работы – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития ценностного отношения к семье у младшего школьника 6
1.1 Анализ проблемы изучения семьи в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Семья как ценность 12
1.3. Ценность семьи для младшего школьника 15
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Эмпирическое изучение ценностного отношения к семье у младшего школьника 22
2.1 Организация и методы эмпирического изучения 22
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 23
Выводы по 2 главе 28
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение 34
Основным направлением государственной семейной политики в России выступает формирование в сознании людей понимание важности роли семьи в жизни каждого человека; содействие возрождению традиционно крепкой, трудолюбивой, экономически состоятельной семьи; пропаганда необходимости конструктивного взаимодействия между представителями разных поколений.
1. Акутина С. П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей / С. П. Акутина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 94. – С. 9–15.
2. Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов) / А. И. Антонов. – М .: Изд-во МГУ, 1998. – 159 с.
3. Антонов А. И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. – М .: Изд-во МГУ, 1996. – 303 с.
4. Биккинина Д.Д. Ценности семьи в представлениях молодежи: традиции и трансформации // Образование и право. 2017. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-semi-v-predstavleniyah-molodezhi-traditsii-i-transformatsii (дата обращения: 27.12.2021).
5. Бондарь Т. А., Легенчук Д. В. Особенности формирования семейных ценностей у старшеклассников городской гимназии // Форум молодёжной науки. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-semeynyh-tsennostey-u-starsheklassnikov-gorodskoy-gimnazii (дата обращения: 27.12.2021).
6. Гноевая О. Н. Становление готовности учащихся к семейной жизни в условиях деятельности психолого-педагогического отделения реабилитационного центра: автореф. дис. … канд. пед. науч. / О. Н. Гноевая. – Петропавловск-Камчатский, 2006. – 24 с.
7. Груздова О.Г. Воспитание у младших школьников ценностного отношения к семье в условиях общеобразовательной школы // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-u-mladshih-shkolnikov-tsennostnogo-otnosheniya-k-semie-v-usloviyah-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 27.12.2021).
8. Жиров Ю.С. Семья в системе ценностей учащийся молодежи / / Сацыяльна-педагапчная работа // 2004. № 6.
9. Зацепин В. И. Семья. Социально-психологические и этические проблемы: справочник / И. В. Зацепин. – К .: УМХ, 1990. – 225 с.
10. Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Семейные отношения в ценностном пространстве современной молодежи // Управленческое консультирование. 2015. № 6.
11. Ильиных С.А. Семейные ценности молодежи: традиции и трансформации // Вестник Томского государственного университета (Философия. Социология. Политология). 2012. № 4 (20). Вып. 1.
12. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / А. О. Карабанова. – М .: Гардарики., 2006. – 320 с.
13. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации русского общества. / В. Л. Карцева // Социологические исследования. – 2003. – № 4 – С. 92–100.
14. Кучмаева О.В., Ростовская Т.К. Представления молодых россиян о семейной жизни: социологический ракурс // Вопросы управления. 2015. Вып. 34.
15. Кучуб Н. А. Семья как ценность развивающегося социума и личности // Вестник ОГУ. 2008. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-kak-tsennost-razvivayuschegosya-sotsiuma-i-lichnosti (дата обращения: 27.12.2021).
16. Лобзина Т.П. Развитие ценностного отношения к ребенку и его семье - основа взаимодействия ДОУ с семьей // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsennostnogo-otnosheniya-k-rebenku-i-ego-semie-osnova-vzaimodeystviya-dou-s-semiey (дата обращения: 27.12.2021).
17. Медкова Д. В. Семейные ценности как объект социологического анализа / Д. В. Медкова // Ломоносовские чтения. – 2003. – Т. 2. – С. 55–67.
18. Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // Социологические исследования. 2004. № 5.
19. Михайлова Е.В. Особенности формирования нравственных ценностей у младших школьников // Актуальные проблемы психологии, педагогики и общественных наук: Международный межвузовский сборник научных работ. Вып. 2. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Экон-Информ, 2006. - С. 221-228
20. Потапчук Н. Возникновение психологии семьи / Н. Потапчук // Сборник научных трудов Национальной академии Государственной пограничной службы., 2014. – № 4. – С. 465–478.
21. Саржанова Г.Б., Кукубаева А.Х. Формирование ценностного отношения к семье в дошкольном и младшем школьном возрасте // НИР/S&R. 2021. №1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsennostnogo-otnosheniya-k-semie-v-doshkolnom-i-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 27.12.2021).
22. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания [Текст] / В.В. Чечет. - Минск: Пачатковая школа, 2007. - 184 с
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
350 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149297 Курсовых работ — поможем найти подходящую