Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Несмотря на достаточную изученность и большое количество работ, проблема внимания и в настоящее время является одной из актуальных проблем психологии, педагогики и психофизиологии. Уровень развития как произвольного, так и непроизвольного внимания определяет эффективность воздействий каких-либо стимулов. Общепризнанно, что внимание является необходимым условием успешного осуществления какой-либо деятельности человека. Развитие внимания является определяющим фактором в усвоении учащимися учебного материала. Внимание – это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста.
Проблемой изучения внимания занимались известные зарубежные и отечественные психологи, педагоги. В советской психологии проблему внимания исследовали в пределах общетеоретических подходов. Самые интересные, с нашей точки зрения, идеи выразили Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе. Сейчас многие концепций внимания, предложенных достаточно давно, находят «второе дыхание». В частности, дальнейшего развития получили идеи У. Джеймса, который считал, что сознание характеризуется четырьмя основными свойствами: индивидуальностью, непрерывностью, изменчивостью и избирательностью. Именно с избирательностью он связывал явление внимания.
Особую роль в психическом развитии дошкольника играет внимание, поскольку именно внимание, в частности произвольное, является необходимым условием усвоения ребенком нового жизненного опыта, который определяет дальнейшую успешность как познавательного, так и личностного его развития. Становление произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте является одним из непременных условий формирования познавательной готовности ребенка к школе и дальнейшего обучения. Умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат - все это требования, которые предъявляет школа к произвольности детского внимания. Все это обусловливает высокую актуальность и высокую значимость исследования проблемы особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры. Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребёнка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. Таким образом, роль дидактических игр и занятий в умственном воспитании детей несомненна.
Таким образом, проблема исследования как развить внимание у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: внимание у дошкольников.
Предмет: программа развития внимания у дошкольников.
Цель: теоретически обосновать проблему развития внимания у дошкольников.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать отечественные и зарубежные подходы к рассмотрению понятия «внимание».
2. Рассмотреть психолого-педагогические исследования развития внимания у дошкольников.
3. Описать программы развития внимания у дошкольников.
Теоретико-методологические основы исследования: положения системной методологии, а также деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова. Концепция о развитии произвольного внимания в процессе деятельности таких ученых, как Ю.Б. Романов, Н.Ф. Добрынин. Концепция развития внимания дошкольников в процессе учебной деятельности исследователей В.А. Крутецкий, С.С. Левитина, Т.А. Мешкова.
Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы, синтез, классификация, анализ и обобщение педагогического опыта.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития внимания у детей дошкольного возраста 6
1.1. Понятие внимания как познавательного процесса 6
1.2. Исследования развития внимания у дошкольников в психолого-педагогической литературе 14
1.3. Программы развития внимания у дошкольников 17
1.4. Игры, направленные на развитие внимания дошкольников 21
Заключение 27
Список литературы 30
Приложение 33
Несмотря на достаточную изученность и большое количество работ, проблема внимания и в настоящее время является одной из актуальных проблем психологии, педагогики и психофизиологии. Уровень развития как произвольного, так и непроизвольного внимания определяет эффективность воздействий каких-либо стимулов. Общепризнанно, что внимание является необходимым условием успешного осуществления какой-либо деятельности человека. Развитие внимания является определяющим фактором в усвоении учащимися учебного материала.
1. Агеносова Н. Л. Развитие произвольного восприятия у детей дошкольного возраста. В сб.: «Развитие познавательных процессов». М., «Просвещение», 2011. – 450 с.
2. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2014. - 811 с.
3. Внимание, Память, Логика, 6-7 лет, Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., 2015. – 210 с.
4. Возрастная психология [Текст] : Курс лекций / Н. Ф. Добрынин, А. М. Бардиан, Н. В. Лаврова ; Под ред. проф. Н. Ф. Добрынина. - Москва : Просвещение, 2011. - 295 с.
5. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Советская педагогика, 1938. № 8. С. 136.
6. Доминанта / Алексей Ухтомский. - СПб. и др. : Питер, 2014. - 448 с.
7. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. — М.: Знание, 2013. — 80 с.
8. Замотайлов А.С. Памяти М. И. Зазимко // Защита и карантин растений. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pamyati-m-i-zazimko (дата обращения: 12.05.2020).
9. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К. Д. Ушинский ; Ред., и вводная статья В. Струминского. - Москва : Гос. учеб.-пед. изд-во, 2010. - 1 т.;
10. Когнитивная психология памяти / под ред. У. Найссера и А. Хаймен. - 2-е междунар. изд. - СПб. : прайм-Еврознак ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2015 (ПФ Красный пролетарий). - 639 с.
11. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник / Кондаков Николай Иванович – М.: Книга по Требованию, 2012. – 721 с.
12. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 2015, —304с.
13. Кузнецова, О.О. Программа занятий по развитию внимания у младших школьников / О.О. Кузнецова//-.http://festival.1september.ru/articles/210401/
14. Купцова О.В. Современные российские исследования феномена слепоты по невниманию // Современные инновации, 2017: Материалы научной конференции. Москва: Проблемы науки, 2017. С. 78.
15. Купцова Ольга Валерьевна Внимание как особый психический процесс // Проблемы Науки. 2017. №20 (102). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnimanie-kak-osobyy-psihicheskiy-protsess (дата обращения: 12.05.2020).
16. Лекции по общей психологии : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология" / А. Н. Леонтьев. - Москва : Смысл, 2017. – 509 с.,
17. Немов Р.С. Психология. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
18. Основы нейропсихологии : Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А. Р. Лурия. - [2. изд.]. - Москва : Academia, 2012. - 380, [1] с.
19. Очерки психологии / [Соч.] Э.Б. Тиченера, проф. Корнельск. ун-та в Соединенных штатах; Пер. со 2-го англ. изд. М. Чепинской. - Санкт-Петербург : Ф. Павленков, 2011. - 286 с.
20. Психологические основы обучения : Учеб.-метод. материалы для студентов 3-5 курсов высш. пед. учеб. заведений. М-во образования Рос. Федерации. Стерлитамак. гос. пед. ун-т (СГПИ). - Стерлитамак : Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2014 (Тип. ин-та). - 160 с.
21. Психологический отбор летчиков [Текст] / Науч.-исслед. ин-т психологии УССР ; Под ред. Е. А. Милеряна. - Киев : [б. и.], 2014. - 234 с.
22. Психологический тренинг для учителя / Н. В. Самоукина. - 2-е изд., испр. - Москва : Психотерапия, 2013 (Смоленск : Смоленская обл. тип. им. В.И. Смирнова). – 185 с.
23. Психология / Л. С. Выготский. - М. : Апрель пресс : ЭКСМО-пресс, 2015. – 1006 с.
24. Психология внимания [Текст] = La psycholoogie de l'attention / Т. А. Рибо ; пер. с фр. А. И. Цомакион. - Изд. 4-е. - Москва : URSS : Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2011. – 95 с.
25. Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. М., 2013. – 450 с.
26. Рефлексы головного мозга : попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы : с биографией И. М. Сеченова / И. М. Сеченов. - Изд. 4-е. - Москва : URSS, 2009. - 123, [2] с.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 2011. – 340 с.
28. Солсо Р. Когнитивная психология: 7-е изд. СПб.: Питер, 2013. 589 с.
29. Фаликман М.В. Внимание // Общая психология: в 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. М.: ACADEMA, 2012. Т. 3. 476 с.
30. Оконешникова А.В. Особенности внимания младших школьников и пути развития их произвольного внимания // European research. 2016. №1 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vnimaniya-mladshih-shkolnikov-i-puti-razvitiya-ih-proizvolnogo-vnimaniya (дата обращения: 20.05.2020).
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Несмотря на достаточную изученность и большое количество работ, проблема внимания и в настоящее время является одной из актуальных проблем психологии, педагогики и психофизиологии. Уровень развития как произвольного, так и непроизвольного внимания определяет эффективность воздействий каких-либо стимулов. Общепризнанно, что внимание является необходимым условием успешного осуществления какой-либо деятельности человека. Развитие внимания является определяющим фактором в усвоении учащимися учебного материала. Внимание – это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста.
Проблемой изучения внимания занимались известные зарубежные и отечественные психологи, педагоги. В советской психологии проблему внимания исследовали в пределах общетеоретических подходов. Самые интересные, с нашей точки зрения, идеи выразили Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе. Сейчас многие концепций внимания, предложенных достаточно давно, находят «второе дыхание». В частности, дальнейшего развития получили идеи У. Джеймса, который считал, что сознание характеризуется четырьмя основными свойствами: индивидуальностью, непрерывностью, изменчивостью и избирательностью. Именно с избирательностью он связывал явление внимания.
Особую роль в психическом развитии дошкольника играет внимание, поскольку именно внимание, в частности произвольное, является необходимым условием усвоения ребенком нового жизненного опыта, который определяет дальнейшую успешность как познавательного, так и личностного его развития. Становление произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте является одним из непременных условий формирования познавательной готовности ребенка к школе и дальнейшего обучения. Умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат - все это требования, которые предъявляет школа к произвольности детского внимания. Все это обусловливает высокую актуальность и высокую значимость исследования проблемы особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры. Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребёнка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. Таким образом, роль дидактических игр и занятий в умственном воспитании детей несомненна.
Таким образом, проблема исследования как развить внимание у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: внимание у дошкольников.
Предмет: программа развития внимания у дошкольников.
Цель: теоретически обосновать проблему развития внимания у дошкольников.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать отечественные и зарубежные подходы к рассмотрению понятия «внимание».
2. Рассмотреть психолого-педагогические исследования развития внимания у дошкольников.
3. Описать программы развития внимания у дошкольников.
Теоретико-методологические основы исследования: положения системной методологии, а также деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова. Концепция о развитии произвольного внимания в процессе деятельности таких ученых, как Ю.Б. Романов, Н.Ф. Добрынин. Концепция развития внимания дошкольников в процессе учебной деятельности исследователей В.А. Крутецкий, С.С. Левитина, Т.А. Мешкова.
Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы, синтез, классификация, анализ и обобщение педагогического опыта.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития внимания у детей дошкольного возраста 6
1.1. Понятие внимания как познавательного процесса 6
1.2. Исследования развития внимания у дошкольников в психолого-педагогической литературе 14
1.3. Программы развития внимания у дошкольников 17
1.4. Игры, направленные на развитие внимания дошкольников 21
Заключение 27
Список литературы 30
Приложение 33
Несмотря на достаточную изученность и большое количество работ, проблема внимания и в настоящее время является одной из актуальных проблем психологии, педагогики и психофизиологии. Уровень развития как произвольного, так и непроизвольного внимания определяет эффективность воздействий каких-либо стимулов. Общепризнанно, что внимание является необходимым условием успешного осуществления какой-либо деятельности человека. Развитие внимания является определяющим фактором в усвоении учащимися учебного материала.
1. Агеносова Н. Л. Развитие произвольного восприятия у детей дошкольного возраста. В сб.: «Развитие познавательных процессов». М., «Просвещение», 2011. – 450 с.
2. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2014. - 811 с.
3. Внимание, Память, Логика, 6-7 лет, Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., 2015. – 210 с.
4. Возрастная психология [Текст] : Курс лекций / Н. Ф. Добрынин, А. М. Бардиан, Н. В. Лаврова ; Под ред. проф. Н. Ф. Добрынина. - Москва : Просвещение, 2011. - 295 с.
5. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Советская педагогика, 1938. № 8. С. 136.
6. Доминанта / Алексей Ухтомский. - СПб. и др. : Питер, 2014. - 448 с.
7. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. — М.: Знание, 2013. — 80 с.
8. Замотайлов А.С. Памяти М. И. Зазимко // Защита и карантин растений. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pamyati-m-i-zazimko (дата обращения: 12.05.2020).
9. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К. Д. Ушинский ; Ред., и вводная статья В. Струминского. - Москва : Гос. учеб.-пед. изд-во, 2010. - 1 т.;
10. Когнитивная психология памяти / под ред. У. Найссера и А. Хаймен. - 2-е междунар. изд. - СПб. : прайм-Еврознак ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2015 (ПФ Красный пролетарий). - 639 с.
11. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник / Кондаков Николай Иванович – М.: Книга по Требованию, 2012. – 721 с.
12. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 2015, —304с.
13. Кузнецова, О.О. Программа занятий по развитию внимания у младших школьников / О.О. Кузнецова//-.http://festival.1september.ru/articles/210401/
14. Купцова О.В. Современные российские исследования феномена слепоты по невниманию // Современные инновации, 2017: Материалы научной конференции. Москва: Проблемы науки, 2017. С. 78.
15. Купцова Ольга Валерьевна Внимание как особый психический процесс // Проблемы Науки. 2017. №20 (102). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnimanie-kak-osobyy-psihicheskiy-protsess (дата обращения: 12.05.2020).
16. Лекции по общей психологии : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология" / А. Н. Леонтьев. - Москва : Смысл, 2017. – 509 с.,
17. Немов Р.С. Психология. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
18. Основы нейропсихологии : Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А. Р. Лурия. - [2. изд.]. - Москва : Academia, 2012. - 380, [1] с.
19. Очерки психологии / [Соч.] Э.Б. Тиченера, проф. Корнельск. ун-та в Соединенных штатах; Пер. со 2-го англ. изд. М. Чепинской. - Санкт-Петербург : Ф. Павленков, 2011. - 286 с.
20. Психологические основы обучения : Учеб.-метод. материалы для студентов 3-5 курсов высш. пед. учеб. заведений. М-во образования Рос. Федерации. Стерлитамак. гос. пед. ун-т (СГПИ). - Стерлитамак : Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2014 (Тип. ин-та). - 160 с.
21. Психологический отбор летчиков [Текст] / Науч.-исслед. ин-т психологии УССР ; Под ред. Е. А. Милеряна. - Киев : [б. и.], 2014. - 234 с.
22. Психологический тренинг для учителя / Н. В. Самоукина. - 2-е изд., испр. - Москва : Психотерапия, 2013 (Смоленск : Смоленская обл. тип. им. В.И. Смирнова). – 185 с.
23. Психология / Л. С. Выготский. - М. : Апрель пресс : ЭКСМО-пресс, 2015. – 1006 с.
24. Психология внимания [Текст] = La psycholoogie de l'attention / Т. А. Рибо ; пер. с фр. А. И. Цомакион. - Изд. 4-е. - Москва : URSS : Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2011. – 95 с.
25. Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. М., 2013. – 450 с.
26. Рефлексы головного мозга : попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы : с биографией И. М. Сеченова / И. М. Сеченов. - Изд. 4-е. - Москва : URSS, 2009. - 123, [2] с.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 2011. – 340 с.
28. Солсо Р. Когнитивная психология: 7-е изд. СПб.: Питер, 2013. 589 с.
29. Фаликман М.В. Внимание // Общая психология: в 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. М.: ACADEMA, 2012. Т. 3. 476 с.
30. Оконешникова А.В. Особенности внимания младших школьников и пути развития их произвольного внимания // European research. 2016. №1 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vnimaniya-mladshih-shkolnikov-i-puti-razvitiya-ih-proizvolnogo-vnimaniya (дата обращения: 20.05.2020).
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
350 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149297 Курсовых работ — поможем найти подходящую