Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Феномен сепарации в современной науке рассматривают в основном в аспекте отделения личного пространства ребенка от родителей в раннем юношеском или молодом возрасте [2], однако содержание этой категории значительно глубже собственного обособления личностного пространства индивида в системе «ребенок – мать», «ребенок – отец», «ребенок – родители». Так, Дж. Болби, определяя содержание термина «сепарационная тревога», обращал внимание, что определяющим фактором собственно процесса сепарации является «выделение мировоззренческих ориентиров на фоне эмоциональных переживаний, являющихся необходимым условием формирования гармонической личности, способной полноценно функционировать в социуме» [5]. Наряду с этим, определяя этапы (фазы) сепарации, современные исследователи, в частности А. Варга и Т. Сейко, считают точкой кульминации создание семейной группы, сопровождающейся реализацией определенного типа репродуктивной практики, которая основывается на сформированных в родительской семье паттернах поведения.
Таким образом, сепарация от семейной группы опосредованно формирует тип репродуктивной практики, нуклеарной молодой семьи, особенно в условиях неолокации. Наиболее существенным аргументом сторонников теории сепарации по поводу ее влияния на деятельность личности, в частности в сфере репродукции, является определение уровня сепарации от паттернов родительского поведения как свойства зрелости личности. Следует отметить, что собственное понятие личностная зрелость и высокий уровень сепарации не тождественны, хотя их взаимосвязь является существенной, поскольку только личность, завершившая процесс сепарации, считается зрелой, наличие высокого уровня сепарации от паттернов родительского поведения в молодом возрасте также может выступать как индикатор девиаций.
На пороге взрослой жизни одной из важнейших задач личности является перестройка отношений со взрослыми. Современные исследователи отмечают неэффективность сепарационных процессов, которые отражаются в социальных явлениях, в частности, в увеличении числа разводов, формировании культуры бездетности, преобладании индивидуальных интересов над семейными, увеличении числа синглтонов (людей, которые добровольно отказались от создания семьи) и т.д.
Сепарация – процесс перестройки родительско-детских отношений в связи с взрослением детей. Личности, не завершившие процесс сепарации от родителей, могут испытывать значительные трудности при построении отношений с противоположным полом, создании семей, воспитании собственных детей. Есть несколько подходов в толковании явления сепарации. В частности, сепарацию рассматривают как интрапсихический процесс взросления представители теории привязанности (Дж. Боул-Би, М. Эйнсворд), психоаналитического подхода (М. Кляйн, А. Фрейд, З. Фрейд), эго-психологи как направления психоанализа (М. К.). Малер, Э. Эриксон).
Важными выступают идеи П. Блоса, который вводит понятие второго периода или фазы сепарации-индивидуализации, который соотносится с подростково-юношеским возрастом. Результат удачной сепарации – обретение ребенком автономии и независимости в отношениях с родителями. Современные психоаналитики настаивают на идее, что сепарация продолжается всю жизнь. В частности, Р. Кнайт отмечает, что в «каждом возрастном периоде ребенок должен достичь нового уровня внутренней независимости от родителей».
Кроме того, можно выделить межличностный подход к сепарации, представители которого полностью не отрицают идеи психоаналитиков, но акцентируют внимание на важности межличностных отношений между родителями и детьми и их влиянии на процесс обособления детей в ходе взросления. Примерами являются факторные модели сепарации от родителей Дж. Хофмана, Дж. Франко и т.д. Системный подход в изучении сепарации представлен работами М. Боуэна, А. Варги и других.
В рамках системной семейной теории успешная сепарация способна личности найти баланс между психологическим слиянием с родителями и полной изоляцией от них. Кроме того, сепарация-индивидуализация родителей в юношеском возрасте признается нормативным кризисом семьи.
В современных исследованиях феномена сепарации ученые концентрируют внимание на внешних (социально детерминированных) проявлениях взаимодействия личности, как объективированном критерии, т.е. анализ результатов деятельности индивидов и предоставляет возможность прогнозировать их поведение [2]. В частности, к таким проявлениям относят паттерны родительского поведения в сфере репродукции и социализации как модели неустойчивого характера, поскольку уровень внешнего заимствования на современном этапе очень высоким. Наиболее значимым критерием сепарации большинство исследователей склонна определять образование нуклеарной семейной группы из ее официального закрепления посредством брака [4]. Однако отдельные исследователи [6] считают брак «некорректным» проявлением демонстрации сепарации – его трактуют, как своеобразный побег от глубоко укорененных проблем детско-родительских отношений [2, с. 49].
Объект – сепарация как процесс отделения от родителей и семьи.
Предмет – особенности сепарации девушек от родительской семьи.
Цель – провести теоретический анализ проблемы роли сепарации во взрослой жизни и эмпирически исследовать указанную проблему.
Задачи:
1. Проанализировать понятие и сущность сепарации личности как процесса отделения от родителей и своей семьи.
2. Рассмотреть проблемы сепарации в юношеском возрасте и ее влияния на взрослую жизнь.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование проблемы сепарации личности.
Методы исследования – теоретический анализ литературы, синтез, классификация, психодиагностические методики, количественный и качественный анализ данных.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы сепарации и ее значения во взрослой жизни 7
1.1. Сепарация как интрапсихический процесс взросления 7
1.2. Особенности структуры и диагностики сепарации как взросления взрослого 12
1.3. Процесс сепарации: стадии обособления родителей 15
Выводы по главе 20
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей сепарации в юношеском возрасте 22
2.1. Организация и методики исследования 22
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 22
Выводы по главе 31
Заключение 32
Список литературы 34
Феномен сепарации в современной науке рассматривают в основном в аспекте отделения личного пространства ребенка от родителей в раннем юношеском или молодом возрасте [2], однако содержание этой категории значительно глубже собственного обособления личностного пространства индивида в системе «ребенок – мать», «ребенок – отец», «ребенок – родители».
1. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Д. Боулби. - М.: Академический проект, 2006.
2. Варга А. Сепарация. Что это и зачем она нужна [Электронной ресурс] / А. Варга. Режим доступа: http://www.psynavigator.ru/artides.php7Code =187.
3. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций / А.Я. Варга, Т.С. Драбкина. -СПб.: Речь, 2001.
4. Витакер, К. За пределами психики / К. Витакер. - М.: Класс, 2000.
5. Дзукаева В. П. Паттерны психологической сепарации от матери у студентов колледжей в связи с функционированием родительской семьи / В. П. Дзукаева // Среднее профессиональное образование. 2015. № 5. С. 35--40.
6. Дитюк А.А. Психологическая сепарация как феномен межличностных отношений: к проблеме определения понятия // Психология. Психофизиология. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-separatsiya-kak-fenomen-mezhlichnostnyh-otnosheniy-k-probleme-opredeleniya-ponyatiya (дата обращения: 01.11.2021).
7. Дитюк, А.А. Личностная идентичность и личностная автономия как когнитивно-поведенческий компонент психологической сепарации / А.А. Дитюк // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. - Вып. 8. - 2015. - Вып. 8. - МО.: СВИВТ, 2015. - С. 52-54.
8. Дубинская В. В. Сепарация // Журнал практического психолога. - 2010. - № 6. -С. 73-90.
9. Калина, Н. Ф. Основы психоанализа / Н.Ф. Калина. —М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2001.
10. Кинодо, Ж.-М. Приручение одиночества / Ж.-М. Кинодо. - М.: Когито-Центр, 2008.
11. Луговский В.А. Теоретические подходы к анализу проблемы сепарации в отечественной и зарубежной психологии // Научный журнал КубГАУ. 2016. №119. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-analizu-problemy-separatsii-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-psihologii (дата обращения: 01.11.2021).
12. Маленова А. Ю., Потапова Ю. В. Феномен сепарации: определение проблемного поля исследования // ОмГУ. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-separatsii-opredelenie-problemnogo-polya-issledovaniya (дата обращения: 01.11.2021).
13. Малер М., Мак-Девитт Д. Процесс сепара-ции-индивидуации и формирование идентичности // Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды / ред. М. В. Ро-машкевич. - М., 2005. - 360 с.
14. Малер, М. Процесс сепарации-индиви-дуации и формирование идентичности /М. Малер, Дж. Б. Мак-Девитт // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2005. — № 2. — htpp://psyjournal.ru/j3p/20050209/
15. Найт Р. Процесс привязанности и автономии в латентном и подростковом возрасте. Лонгитюдное исследование десяти детей / Р. Найт // Психоаналитическое исследование ребенка. 2005. 60. РР. 178-210.
16. Олсон Д.Х. Личность модель окружения / Дэвид Х. Олсон и Дин М. Горалл // Журнал супружеской и семейной терапии. 2011. Т. 3,1. РР. 64-80.
17. Петренко Т. В., Сысоева Л. В. Возрастные этапы процесса сепарации в русле психоаналитических теорий // Актуальные вопросы развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. / Отв. редактор А.А. Сукиасян. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2014. - С. 110-112.
18. Процесс сепарации-индивидуализации и формирование идентичности [текст] /М. Малер; Дж. Мак-Девитт // Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды / под ред. М.В. Ромашкевича. - М.: Геррус, 2005. - 431 с.
19. Сытько Т. И. Структура и типы родительско-детских отношений в процессе семейной сепарации: автореф. дис.... канд. психол. наук: спец. 19.00.05 «Социальная психология» / Т. И. Сытько. М., 2014. 26 с.
20. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А.Варга. М.: Когито-Центр, 2008. 488 с.
21. Фрейд, З. Печаль и меланхолия/ З. Фрейд. — СПб.: Алетейя, 1998. — C. 211—231.
22. Хоффман Я. Психологическое отделение поздних подростков от родителей / Я. Хоффман // Журнал консультативной психологии. 1984. Vol. 31. РР. 170-178.
23. Челядинская И.А. Детско-родительские отношения в студенческом возрасте: процедура создания инструмента исследования / И. А. Челядинская // Психологический журнал. - 2007. - № 1.
24. Широкая А. А. Адаптация методики психологической сепарации от родителей в юношеском возрасте / А. А. Широкая // Практическая психология и социальная работа. 2008. № 10. С. 45--49.
25. Bowen, M. The Emotional System in Family Evaluation / M. Bowen, M. Kerr. — M.E.N-Y: Norton & Company, 1988.
26. Hoffman, J.A. Psychological separation of late adolescents from their parents / J.A. Hoffman // Journal of Counseling Psychology. — 1984. — 31. — P. 170—178.
27. Sciacca K. Adolescent Separation [Электронный ресурс] / K. Sciacca. 1990. Режим доступа: http://users.erols.com/ksciacca/artic.htm.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Феномен сепарации в современной науке рассматривают в основном в аспекте отделения личного пространства ребенка от родителей в раннем юношеском или молодом возрасте [2], однако содержание этой категории значительно глубже собственного обособления личностного пространства индивида в системе «ребенок – мать», «ребенок – отец», «ребенок – родители». Так, Дж. Болби, определяя содержание термина «сепарационная тревога», обращал внимание, что определяющим фактором собственно процесса сепарации является «выделение мировоззренческих ориентиров на фоне эмоциональных переживаний, являющихся необходимым условием формирования гармонической личности, способной полноценно функционировать в социуме» [5]. Наряду с этим, определяя этапы (фазы) сепарации, современные исследователи, в частности А. Варга и Т. Сейко, считают точкой кульминации создание семейной группы, сопровождающейся реализацией определенного типа репродуктивной практики, которая основывается на сформированных в родительской семье паттернах поведения.
Таким образом, сепарация от семейной группы опосредованно формирует тип репродуктивной практики, нуклеарной молодой семьи, особенно в условиях неолокации. Наиболее существенным аргументом сторонников теории сепарации по поводу ее влияния на деятельность личности, в частности в сфере репродукции, является определение уровня сепарации от паттернов родительского поведения как свойства зрелости личности. Следует отметить, что собственное понятие личностная зрелость и высокий уровень сепарации не тождественны, хотя их взаимосвязь является существенной, поскольку только личность, завершившая процесс сепарации, считается зрелой, наличие высокого уровня сепарации от паттернов родительского поведения в молодом возрасте также может выступать как индикатор девиаций.
На пороге взрослой жизни одной из важнейших задач личности является перестройка отношений со взрослыми. Современные исследователи отмечают неэффективность сепарационных процессов, которые отражаются в социальных явлениях, в частности, в увеличении числа разводов, формировании культуры бездетности, преобладании индивидуальных интересов над семейными, увеличении числа синглтонов (людей, которые добровольно отказались от создания семьи) и т.д.
Сепарация – процесс перестройки родительско-детских отношений в связи с взрослением детей. Личности, не завершившие процесс сепарации от родителей, могут испытывать значительные трудности при построении отношений с противоположным полом, создании семей, воспитании собственных детей. Есть несколько подходов в толковании явления сепарации. В частности, сепарацию рассматривают как интрапсихический процесс взросления представители теории привязанности (Дж. Боул-Би, М. Эйнсворд), психоаналитического подхода (М. Кляйн, А. Фрейд, З. Фрейд), эго-психологи как направления психоанализа (М. К.). Малер, Э. Эриксон).
Важными выступают идеи П. Блоса, который вводит понятие второго периода или фазы сепарации-индивидуализации, который соотносится с подростково-юношеским возрастом. Результат удачной сепарации – обретение ребенком автономии и независимости в отношениях с родителями. Современные психоаналитики настаивают на идее, что сепарация продолжается всю жизнь. В частности, Р. Кнайт отмечает, что в «каждом возрастном периоде ребенок должен достичь нового уровня внутренней независимости от родителей».
Кроме того, можно выделить межличностный подход к сепарации, представители которого полностью не отрицают идеи психоаналитиков, но акцентируют внимание на важности межличностных отношений между родителями и детьми и их влиянии на процесс обособления детей в ходе взросления. Примерами являются факторные модели сепарации от родителей Дж. Хофмана, Дж. Франко и т.д. Системный подход в изучении сепарации представлен работами М. Боуэна, А. Варги и других.
В рамках системной семейной теории успешная сепарация способна личности найти баланс между психологическим слиянием с родителями и полной изоляцией от них. Кроме того, сепарация-индивидуализация родителей в юношеском возрасте признается нормативным кризисом семьи.
В современных исследованиях феномена сепарации ученые концентрируют внимание на внешних (социально детерминированных) проявлениях взаимодействия личности, как объективированном критерии, т.е. анализ результатов деятельности индивидов и предоставляет возможность прогнозировать их поведение [2]. В частности, к таким проявлениям относят паттерны родительского поведения в сфере репродукции и социализации как модели неустойчивого характера, поскольку уровень внешнего заимствования на современном этапе очень высоким. Наиболее значимым критерием сепарации большинство исследователей склонна определять образование нуклеарной семейной группы из ее официального закрепления посредством брака [4]. Однако отдельные исследователи [6] считают брак «некорректным» проявлением демонстрации сепарации – его трактуют, как своеобразный побег от глубоко укорененных проблем детско-родительских отношений [2, с. 49].
Объект – сепарация как процесс отделения от родителей и семьи.
Предмет – особенности сепарации девушек от родительской семьи.
Цель – провести теоретический анализ проблемы роли сепарации во взрослой жизни и эмпирически исследовать указанную проблему.
Задачи:
1. Проанализировать понятие и сущность сепарации личности как процесса отделения от родителей и своей семьи.
2. Рассмотреть проблемы сепарации в юношеском возрасте и ее влияния на взрослую жизнь.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование проблемы сепарации личности.
Методы исследования – теоретический анализ литературы, синтез, классификация, психодиагностические методики, количественный и качественный анализ данных.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы сепарации и ее значения во взрослой жизни 7
1.1. Сепарация как интрапсихический процесс взросления 7
1.2. Особенности структуры и диагностики сепарации как взросления взрослого 12
1.3. Процесс сепарации: стадии обособления родителей 15
Выводы по главе 20
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей сепарации в юношеском возрасте 22
2.1. Организация и методики исследования 22
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 22
Выводы по главе 31
Заключение 32
Список литературы 34
Феномен сепарации в современной науке рассматривают в основном в аспекте отделения личного пространства ребенка от родителей в раннем юношеском или молодом возрасте [2], однако содержание этой категории значительно глубже собственного обособления личностного пространства индивида в системе «ребенок – мать», «ребенок – отец», «ребенок – родители».
1. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Д. Боулби. - М.: Академический проект, 2006.
2. Варга А. Сепарация. Что это и зачем она нужна [Электронной ресурс] / А. Варга. Режим доступа: http://www.psynavigator.ru/artides.php7Code =187.
3. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций / А.Я. Варга, Т.С. Драбкина. -СПб.: Речь, 2001.
4. Витакер, К. За пределами психики / К. Витакер. - М.: Класс, 2000.
5. Дзукаева В. П. Паттерны психологической сепарации от матери у студентов колледжей в связи с функционированием родительской семьи / В. П. Дзукаева // Среднее профессиональное образование. 2015. № 5. С. 35--40.
6. Дитюк А.А. Психологическая сепарация как феномен межличностных отношений: к проблеме определения понятия // Психология. Психофизиология. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-separatsiya-kak-fenomen-mezhlichnostnyh-otnosheniy-k-probleme-opredeleniya-ponyatiya (дата обращения: 01.11.2021).
7. Дитюк, А.А. Личностная идентичность и личностная автономия как когнитивно-поведенческий компонент психологической сепарации / А.А. Дитюк // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. - Вып. 8. - 2015. - Вып. 8. - МО.: СВИВТ, 2015. - С. 52-54.
8. Дубинская В. В. Сепарация // Журнал практического психолога. - 2010. - № 6. -С. 73-90.
9. Калина, Н. Ф. Основы психоанализа / Н.Ф. Калина. —М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2001.
10. Кинодо, Ж.-М. Приручение одиночества / Ж.-М. Кинодо. - М.: Когито-Центр, 2008.
11. Луговский В.А. Теоретические подходы к анализу проблемы сепарации в отечественной и зарубежной психологии // Научный журнал КубГАУ. 2016. №119. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-analizu-problemy-separatsii-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-psihologii (дата обращения: 01.11.2021).
12. Маленова А. Ю., Потапова Ю. В. Феномен сепарации: определение проблемного поля исследования // ОмГУ. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-separatsii-opredelenie-problemnogo-polya-issledovaniya (дата обращения: 01.11.2021).
13. Малер М., Мак-Девитт Д. Процесс сепара-ции-индивидуации и формирование идентичности // Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды / ред. М. В. Ро-машкевич. - М., 2005. - 360 с.
14. Малер, М. Процесс сепарации-индиви-дуации и формирование идентичности /М. Малер, Дж. Б. Мак-Девитт // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2005. — № 2. — htpp://psyjournal.ru/j3p/20050209/
15. Найт Р. Процесс привязанности и автономии в латентном и подростковом возрасте. Лонгитюдное исследование десяти детей / Р. Найт // Психоаналитическое исследование ребенка. 2005. 60. РР. 178-210.
16. Олсон Д.Х. Личность модель окружения / Дэвид Х. Олсон и Дин М. Горалл // Журнал супружеской и семейной терапии. 2011. Т. 3,1. РР. 64-80.
17. Петренко Т. В., Сысоева Л. В. Возрастные этапы процесса сепарации в русле психоаналитических теорий // Актуальные вопросы развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. / Отв. редактор А.А. Сукиасян. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2014. - С. 110-112.
18. Процесс сепарации-индивидуализации и формирование идентичности [текст] /М. Малер; Дж. Мак-Девитт // Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды / под ред. М.В. Ромашкевича. - М.: Геррус, 2005. - 431 с.
19. Сытько Т. И. Структура и типы родительско-детских отношений в процессе семейной сепарации: автореф. дис.... канд. психол. наук: спец. 19.00.05 «Социальная психология» / Т. И. Сытько. М., 2014. 26 с.
20. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А.Варга. М.: Когито-Центр, 2008. 488 с.
21. Фрейд, З. Печаль и меланхолия/ З. Фрейд. — СПб.: Алетейя, 1998. — C. 211—231.
22. Хоффман Я. Психологическое отделение поздних подростков от родителей / Я. Хоффман // Журнал консультативной психологии. 1984. Vol. 31. РР. 170-178.
23. Челядинская И.А. Детско-родительские отношения в студенческом возрасте: процедура создания инструмента исследования / И. А. Челядинская // Психологический журнал. - 2007. - № 1.
24. Широкая А. А. Адаптация методики психологической сепарации от родителей в юношеском возрасте / А. А. Широкая // Практическая психология и социальная работа. 2008. № 10. С. 45--49.
25. Bowen, M. The Emotional System in Family Evaluation / M. Bowen, M. Kerr. — M.E.N-Y: Norton & Company, 1988.
26. Hoffman, J.A. Psychological separation of late adolescents from their parents / J.A. Hoffman // Journal of Counseling Psychology. — 1984. — 31. — P. 170—178.
27. Sciacca K. Adolescent Separation [Электронный ресурс] / K. Sciacca. 1990. Режим доступа: http://users.erols.com/ksciacca/artic.htm.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
350 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149297 Курсовых работ — поможем найти подходящую