Спасибо автору
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
На протяжении двадцатого века изучению текста сказки уделялось возрастающее внимание как с традиционных литературоведческих, лингвистических, психологических, философских, этнологических позиций, так и с точки зрения современной когнитивной науки, после ее оформления.
Данная работа представляет собой исследования генлерной концептосферы английской народной сказки.
Актуальность данной темы обоснована актуальностью изучения иностранного языка с учётом концептуальных, прагматических и культурологических факторов.
Теории концепта посвящены многие исследования, причём концепт рассматривается в них с самых разных точек зрения. Концепт был предметом изучения таких учёных как С.А. Аскольдов, Н.Д. Арутюнова, А.П. Бабушкин, Л.Ю. Буянова, А. Вежбицкая, В.В. Виноградов, С.Г. Воркачев, В. фон Гумбольдт, В.И. Карасик и др. Несмотря на активное изучение природы концепта, методов его исследования и способов выражения, единый подход к решению проблемы концепта отсутствует. Дискуссионными являются также вопросы о структуре концепта и возможности его моделирования, о соотношении концепта и его репрезентаций, взаимосвязи концепта и значения языковых единиц, его объективирующих.
В нашем исследовании мы рассмотрим гендерную концептосферу английской сказки на материале таких сказок, как The Rose-Tree, Mr. Vinegar, Nix Naught Nothing, Tom Tit Tot и др., в которых представлены как мужские, так и женские образы.
Таким образом, объектом настоящего исследования является гендерная концептосфера английских сказок. Предмет исследования - имена концептов, их ключевые слова, взаимосвязь концептов, определяющая способ представления гендерной информации и служащая средством отражения особенностей репрезентации гендера в сказках, а также лингвоконцептуальные средства выражения указанных концептов.
Материалом для исследования послужили тексты указанных выше сказок на английском языке.
Целью исследования является выявление основных концептов, представляющих гендер, в английских сказках.
Постановка цели определила необходимость решения следующих задач:
1) определение и общая характеристика понятия «концепт», изучение структуры концепта;
2) рассмотрение понятия «гендер» и выявления особенностей гендерного подхода в лингвистике;
3) сопоставление данных сказок с точки зрения их гендерных концептосфер.
Для решения задач в работе используются такие методы исследования: 1) метод концептуального анализа; 2) метод сравнительно-сопоставительного анализа; 3) элементы методов культуроведческого, литературоведческого и стилистического анализа.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трёх глав — двух теоретических и практической, заключения. Список литературы включает 20 пунктов.
Содержание
Введение 3
1 Понятие концепта и концептоферы 5
1.1 Основные характеристики концепта 5
1.2 Понятие и свойства концептосферы 11
2 Гендер и гендерная лингвистика 14
2.1 Понятие гендера в современных исследованиях 14
2.2 Основные направления гендерной лингвистики 17
3 Особенности гендерной концептосферы в английских народных сказках 22
3.1 Образы женщин в английских народных сказках 22
3.2 Образы мужчин в английских народных сказках 26
Заключение 29
Список использованных источников 31
Заключение
Исходя из поставленных во введении задач, мы пришли к следующим выводам.
Определение и общая характеристика понятия «концепт», изучение структуры концепта. Все многообразие дефиниций понятия «концепт» нами было сведено к следующему: концепт - единица знания в сознании человека (своего рода синтез знаний и представлений человека о той или иной области), обладающая культурной значимостью и включающая в себя компоненты национального (общего) и индивидуального (личного) восприятия действительности, и закрепленная в языке в форме слова. Одним из главных свойств концепта считается неизолированность, связанность с другими концептами. Таким образом, концепты образуют концептуальные системы и структуры, которые принято называть концептосферами.
Актуальность гендерных исследований на современном этапе обусловлена целым рядом социальных феноменов и факторов: изменением полоролевых отношений, более активных участием женщин в жизни общества и т.д. Гендер - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается, он может соотноситься, а может и не соотноситься с полом биологическим. Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах. Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей.
Корни народной сказки уходят глубоко в мифопоэтические пласты национальной культуры, связываясь с развитием художественного сознания, потому в ней отражаются наивные представления народа о мире, обществе и т.д.
В народных сказках концептосфера «мужского» и «женского» представлена достаточно чётко. С «мужским» ассоциируется большая индивидуализированность, что находит своё отражение в наличии имён у значительно большего числа персонажей. Концептосфера «мужского» строится вокруг ключевого концепта «power». Силой в той или иной мере обладает значительное число мужских персонажей, при этом зачастую они не могут использовать эту силу для достижения своих целей, потому что их побеждает женская хитрость. Концепт «slyness» является одной из центральных репрезентаций «женского» в гендерной концептосфере, что связано со стереотипным представлением о женщине как о пособнице Дьявола, сосуде греха и т.д., что было характерно в том числе для периода, когда создавались народные сказки.
Список использованных источников
1. Аскольдов, С.А. Концепт и слово. М., 1997.
2. Блохина Н.А. Понятие гендера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gender-cent.ryazan.ru/blohina.htm. (Дата обращения: 21.05.2016).
3. Блохина Н.А. Понятие гендера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gender-cent.ryazan.ru/blohina.htm. (Дата обращения: 21.05.2016).
4. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. С. 182.
5. Вахтель Н.М. Основы прагмалингвистики. Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008. 34 с.
6. Городникова М. Д. Гендер в коммуникативной интеракции. // Гендер: язык, культура, коммуникация: Доклады Второй Международной конференции. М., 2002.
7. Дугин А.Г. Социология пола (Структурная социология) // Структурная социология. М., 2010.
8. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: ЛКИ, УРСС Эдиториал, 2010
9. Кирилина А. В. Развитие гендерных исследований в лингвистике // Филологические науки. 1998. № 2.
10. Кубрякова, Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: МГУ, 1996.
11. Лалетина А.О. Языковое конструирование гендера в журналах об образе жизни. Автореф. дис. …канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2007.
12. Литвинова, В.В. Индивидуально-авторские концепты в структуре художественного мира Рэя Брэдбери: дисс. … канд. филол. наук. Краснодар, 2009.
13. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. М.: Наука, 1993. Т. 52. № 1. — С. 3-9.
14. Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001.
15. Неретина, С. С. Тропы и концепты. М. : ИФРАН, 1999. 275 с.
16. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие концепта в лингвистических исследованиях. Воронеж, 1999.
17. Серова И.Г. Гендер как источник языкового варьирования // Вестник ТГУ. Серия: гуманитарные науки. Вып. 1 (29). 2003.
18. Смит С. Постмодернизм и социальная история на западе: проблемы и перспективы // Вопросы истории. 1997. № 8.
19. Хрестоматия феминистских текстов. / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб., 2000.
20. English Fairy and Other Folk Tales. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sacred-texts.com/neu/eng/efft/index.htm. (Дата обращения: 21.05.2016).
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
На протяжении двадцатого века изучению текста сказки уделялось возрастающее внимание как с традиционных литературоведческих, лингвистических, психологических, философских, этнологических позиций, так и с точки зрения современной когнитивной науки, после ее оформления.
Данная работа представляет собой исследования генлерной концептосферы английской народной сказки.
Актуальность данной темы обоснована актуальностью изучения иностранного языка с учётом концептуальных, прагматических и культурологических факторов.
Теории концепта посвящены многие исследования, причём концепт рассматривается в них с самых разных точек зрения. Концепт был предметом изучения таких учёных как С.А. Аскольдов, Н.Д. Арутюнова, А.П. Бабушкин, Л.Ю. Буянова, А. Вежбицкая, В.В. Виноградов, С.Г. Воркачев, В. фон Гумбольдт, В.И. Карасик и др. Несмотря на активное изучение природы концепта, методов его исследования и способов выражения, единый подход к решению проблемы концепта отсутствует. Дискуссионными являются также вопросы о структуре концепта и возможности его моделирования, о соотношении концепта и его репрезентаций, взаимосвязи концепта и значения языковых единиц, его объективирующих.
В нашем исследовании мы рассмотрим гендерную концептосферу английской сказки на материале таких сказок, как The Rose-Tree, Mr. Vinegar, Nix Naught Nothing, Tom Tit Tot и др., в которых представлены как мужские, так и женские образы.
Таким образом, объектом настоящего исследования является гендерная концептосфера английских сказок. Предмет исследования - имена концептов, их ключевые слова, взаимосвязь концептов, определяющая способ представления гендерной информации и служащая средством отражения особенностей репрезентации гендера в сказках, а также лингвоконцептуальные средства выражения указанных концептов.
Материалом для исследования послужили тексты указанных выше сказок на английском языке.
Целью исследования является выявление основных концептов, представляющих гендер, в английских сказках.
Постановка цели определила необходимость решения следующих задач:
1) определение и общая характеристика понятия «концепт», изучение структуры концепта;
2) рассмотрение понятия «гендер» и выявления особенностей гендерного подхода в лингвистике;
3) сопоставление данных сказок с точки зрения их гендерных концептосфер.
Для решения задач в работе используются такие методы исследования: 1) метод концептуального анализа; 2) метод сравнительно-сопоставительного анализа; 3) элементы методов культуроведческого, литературоведческого и стилистического анализа.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трёх глав — двух теоретических и практической, заключения. Список литературы включает 20 пунктов.
Содержание
Введение 3
1 Понятие концепта и концептоферы 5
1.1 Основные характеристики концепта 5
1.2 Понятие и свойства концептосферы 11
2 Гендер и гендерная лингвистика 14
2.1 Понятие гендера в современных исследованиях 14
2.2 Основные направления гендерной лингвистики 17
3 Особенности гендерной концептосферы в английских народных сказках 22
3.1 Образы женщин в английских народных сказках 22
3.2 Образы мужчин в английских народных сказках 26
Заключение 29
Список использованных источников 31
Заключение
Исходя из поставленных во введении задач, мы пришли к следующим выводам.
Определение и общая характеристика понятия «концепт», изучение структуры концепта. Все многообразие дефиниций понятия «концепт» нами было сведено к следующему: концепт - единица знания в сознании человека (своего рода синтез знаний и представлений человека о той или иной области), обладающая культурной значимостью и включающая в себя компоненты национального (общего) и индивидуального (личного) восприятия действительности, и закрепленная в языке в форме слова. Одним из главных свойств концепта считается неизолированность, связанность с другими концептами. Таким образом, концепты образуют концептуальные системы и структуры, которые принято называть концептосферами.
Актуальность гендерных исследований на современном этапе обусловлена целым рядом социальных феноменов и факторов: изменением полоролевых отношений, более активных участием женщин в жизни общества и т.д. Гендер - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается, он может соотноситься, а может и не соотноситься с полом биологическим. Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах. Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей.
Корни народной сказки уходят глубоко в мифопоэтические пласты национальной культуры, связываясь с развитием художественного сознания, потому в ней отражаются наивные представления народа о мире, обществе и т.д.
В народных сказках концептосфера «мужского» и «женского» представлена достаточно чётко. С «мужским» ассоциируется большая индивидуализированность, что находит своё отражение в наличии имён у значительно большего числа персонажей. Концептосфера «мужского» строится вокруг ключевого концепта «power». Силой в той или иной мере обладает значительное число мужских персонажей, при этом зачастую они не могут использовать эту силу для достижения своих целей, потому что их побеждает женская хитрость. Концепт «slyness» является одной из центральных репрезентаций «женского» в гендерной концептосфере, что связано со стереотипным представлением о женщине как о пособнице Дьявола, сосуде греха и т.д., что было характерно в том числе для периода, когда создавались народные сказки.
Список использованных источников
1. Аскольдов, С.А. Концепт и слово. М., 1997.
2. Блохина Н.А. Понятие гендера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gender-cent.ryazan.ru/blohina.htm. (Дата обращения: 21.05.2016).
3. Блохина Н.А. Понятие гендера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gender-cent.ryazan.ru/blohina.htm. (Дата обращения: 21.05.2016).
4. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. С. 182.
5. Вахтель Н.М. Основы прагмалингвистики. Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008. 34 с.
6. Городникова М. Д. Гендер в коммуникативной интеракции. // Гендер: язык, культура, коммуникация: Доклады Второй Международной конференции. М., 2002.
7. Дугин А.Г. Социология пола (Структурная социология) // Структурная социология. М., 2010.
8. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: ЛКИ, УРСС Эдиториал, 2010
9. Кирилина А. В. Развитие гендерных исследований в лингвистике // Филологические науки. 1998. № 2.
10. Кубрякова, Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: МГУ, 1996.
11. Лалетина А.О. Языковое конструирование гендера в журналах об образе жизни. Автореф. дис. …канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2007.
12. Литвинова, В.В. Индивидуально-авторские концепты в структуре художественного мира Рэя Брэдбери: дисс. … канд. филол. наук. Краснодар, 2009.
13. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. М.: Наука, 1993. Т. 52. № 1. — С. 3-9.
14. Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001.
15. Неретина, С. С. Тропы и концепты. М. : ИФРАН, 1999. 275 с.
16. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие концепта в лингвистических исследованиях. Воронеж, 1999.
17. Серова И.Г. Гендер как источник языкового варьирования // Вестник ТГУ. Серия: гуманитарные науки. Вып. 1 (29). 2003.
18. Смит С. Постмодернизм и социальная история на западе: проблемы и перспективы // Вопросы истории. 1997. № 8.
19. Хрестоматия феминистских текстов. / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб., 2000.
20. English Fairy and Other Folk Tales. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sacred-texts.com/neu/eng/efft/index.htm. (Дата обращения: 21.05.2016).
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149297 Курсовых работ — поможем найти подходящую