Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

детская речь как особое явление

  • 30 страниц
  • 2016 год
  • 160 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

660 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ


В рамках данной работы рассматривается детская речь, как особое явление.
Актуальность исследования объясняется тем, что детская речь привлекает внимание исследователей в самых различных аспектах: слово- и формообразование в детской речи (С.Н. Цейтлин), языковая игра в детской речи (Т.А. Гридина), особенности номинаций в детской речи (М.Л. Кусова), развитие лексикона ребенка (С.В. Плотникова), освоение детьми семантических категорий (Г.Р. Доброва, Е.А. Офицерова, М.А. Ященко и др.), внутренняя системность детской речи (С.Н. Цейтлин). Определены особенности усвоения ребенком значения слова, описаны методы и приемы развития его лексикона. Лексикон ребенка представлен как динамический процесс, в котором фиксируются определенные позиции на разных возрастных этапах, обусловленные влиянием системы языка, речевой среды, дихотомией «система – норма».
Объектом исследования в данной работе является детская речь.
Предметом исследования являются особенности детской речи, в том числе детское словотворчество.
Целью исследования является выявление особенностей детской речи.
Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение следующего ряда задач:
- осветить существующие в лингвистике подходы к изучению детской речи;
- уточнить значение слова в детской речи;
- охарактеризовать методические основы обучения словообразованию детей;
- провести экспериментальное исследование детской речи.
Поставленные задачи решались при помощи следующих приемов и методов:
- общенаучный метод для отбора литературы по теме исследования;
- метод обобщения и систематизации для формулирования основных понятий исследования;
- эксперимент;
- метод описания.
Научно-теоретической базой работы послужили труды таких отечественных и зарубежных исследователей, как А. Г. Арушанова, Е. В. Архипова, Г. О. Винокур, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Т. Б. Филичева и др.
Цель и задачи работы обусловили ее структуру. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.



Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения детской речи 5
1.1 Детская речь как объект изучения языкознания 5
1.2 Слово и его значение в детской речи 7
Глава 2. Анализ детской речи с точки зрения словообразования 15
2.1 Общая характеристика методов 15
2.2 Методические основы обучения словообразованию детей 17
2.3 Экспериментальное исследование детской речи 20
Заключение 28
Список использованной литературы 29


На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Детский язык - совокупность особенностей языкового развития ребёнка, реализующихся в речи. Серьёзное изучение детской речи ведётся лингвистами, психологами, физиологами, философами. Лингвистические наблюдения позволяют фиксировать звуковые (произношение слов), грамматические (образование и изменение слов) и семантические (смысловые) особенности в детской речи.
Словотворчество – важный этап в становлении языковой личности ребенка, что вносит также вклад в его умственное и психическое развитие.
Детская речь демонстрирует многообразие стратегий усвоения языка. Если, опираясь на сопоставление речевой деятельности разных детей, выявить «стандартный» путь языкового развития ребенка, то в школьном обучении можно предупредить различного рода речевые ошибки, неизбежные при освоении ребенком письменной формы языка.
Детское словотворчество вызывает интерес не только у лингвистов, но и у психологов, логопедов, педагогов. Игровые способы обучения словообразованию представляются очень эффективными, поскольку позволяют активизировать и фиксировать внимание детей на предмете обучения.
Выполнение словообразовательных заданий в ходе обучения дети выполняют более успешно, когда они даются в словесном плане, без использования наглядно-предметных средств.



1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Кн. для воспитателей детского сада [Текст] / А. Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
2. Архипова, Е. В. Лингвистические модели и принцип моделирования при обучении русскому языку в полиэтнической среде [Текст] / Е. В. Архипова // Функциональная лингвистика : сб. науч. работ / КРИППО ; науч. ред. А.Н. Рудяков. – № 5. – Симферополь, 2013. – С. 15–17.
3. Архипова, Е. В. Основы методики развития речи учащихся [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М. : Вербум, 2004. – 192 с.
4. Базжина Т.В. Голофразис как начальный этап формирования структуры высказывания [Текст] / Т. В. Базжина // Детская речь: Проблемы и наблюдения. Л., 1989.
5. Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию: Избранные работы по русскому языку [Текст] / Г. О. Винокур. - М.: Госучпедгиз, 1959. С. 419-442.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М., 1961.
7. Гридина Т.А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи [Текст] / Т. А. Гридина. – М., 2006.
8. Доброва Г. Р. О вариативности речевого онтогенеза: референциальная и экспрессивная стратегия освоения языка [Текст] / Г. Р. Добррова // Вопросы психолингвистики, 2009 – №9.
9. Доброва Г.Р. О некоторых аспектах усвоения лексической семантики детьми 3-6 лет: влияние «нового знания» на речевое поведение [Текст] / Г. Р. Доброва // Проблемы социо- и психолингвистики. Вып. 10. Возраст как фактор речевого поведения. Пермь, 2007.
10. Еливанова В.А. Двухкомпонентные высказывания как этап становления грамматической системы языка ребенка раннего возраста [Текст] / В. А. Еливанова: Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – СПб., 2004.
11. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / [Текст] / Ю. Н. Караулов. – М., 2010.
12. Касевич В.Б. Онтолингвистика как центральный раздел языкознания [Текст] / В. Б. Касевич // Проблемы онтолингвистики-2009: материалы международной конференции (17-19 июня 2009 г., Санкт-Петербург). – СПб., 2009.
13. Кусова М.Л. Семантика слова: анализ лексикона ребенка в когнитивно-прагматическом аспекте [Текст] / М. Л. Кусова //Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста : материалы У Междунар. науч.-практ. конф., Челябинск, 5 апреля 2007 г.– Челябинск, 2007.
14. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А. А. Леонтьев. – М., 1999.
15. Лепская Н.И. Онтогенез речевой коммуникации) [Текст] / Н. И. Лепская: автореф. дисс. … д-ра филол. наук. – М., 1989.
16. Овчинникова И.Г. Вариативность повествования в зависимости от нейропсихологических особенностей ребенка [Текст] / И. Г. Овчинникова // Проблемы социо- и психолингвистики. Вып. 6. Вариативность речевого онтогенеза. – Пермь, 2004.
17. Проблемы социо- и психолингвистики. Вып. 6. Вариативность речевого онтогенеза. – Пермь, 2004.
18. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Сохин] / Ф. А. Сохин. -М.: Изд-во Мос. психол. -социол. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2002.
19. Теория и практика обучения русскому языку [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В.Архипова [и др.] ; под ред. Р.Б. Сабаткоева. – 3 изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 336 с.
20. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации [Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. - М., 2010.
21. Харченко В.К. Словарь современного детского языка: ок. 10000 слов: свыше 15000 высказываний / В. К. Харченко. – М., 2005.
22. Цейтлин С.Н. Введение //Речь ребенка: ранние этапы / С. Н. Цейтлин. – СПб.: Изд-во ЗАО «Издательский цех «Балтика», 2000.
23. Цейтлин С.Н. Детская речь: инновации формообразования и словообразования (на материале современного русского языка). [Текст] / С. Н. Цейтлин: автореф. дисс. … д-ра филол. наук. – Л, 1989.
24. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи [Текст] / С. Н. Цейтлин. – М., 2009.
25. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи [Текст] / С. Н. Цейтлин. – М., 2009.
26. Цейтлин С.Н.Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / [Текст] / С. Н. Цейтлин. – М., 2000.
27. Чуковский К.И. От двух до пяти [Текст] / К. И. Чуковский. – М., 1955.
28. Шахнарович А.М. Семантика детской речи: психолингвистический аспект [Текст] / А. М. Шахронович: автореф. дисс. … д-ра филол. наук. – М., 1985.
29. Юрьева Н.М. Функционирование производного слова в онтогенезе / Н. М. Юрьева: автореф. дисс. … канд. филол. наук. – М., 1983.


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Курсовую работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ


В рамках данной работы рассматривается детская речь, как особое явление.
Актуальность исследования объясняется тем, что детская речь привлекает внимание исследователей в самых различных аспектах: слово- и формообразование в детской речи (С.Н. Цейтлин), языковая игра в детской речи (Т.А. Гридина), особенности номинаций в детской речи (М.Л. Кусова), развитие лексикона ребенка (С.В. Плотникова), освоение детьми семантических категорий (Г.Р. Доброва, Е.А. Офицерова, М.А. Ященко и др.), внутренняя системность детской речи (С.Н. Цейтлин). Определены особенности усвоения ребенком значения слова, описаны методы и приемы развития его лексикона. Лексикон ребенка представлен как динамический процесс, в котором фиксируются определенные позиции на разных возрастных этапах, обусловленные влиянием системы языка, речевой среды, дихотомией «система – норма».
Объектом исследования в данной работе является детская речь.
Предметом исследования являются особенности детской речи, в том числе детское словотворчество.
Целью исследования является выявление особенностей детской речи.
Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение следующего ряда задач:
- осветить существующие в лингвистике подходы к изучению детской речи;
- уточнить значение слова в детской речи;
- охарактеризовать методические основы обучения словообразованию детей;
- провести экспериментальное исследование детской речи.
Поставленные задачи решались при помощи следующих приемов и методов:
- общенаучный метод для отбора литературы по теме исследования;
- метод обобщения и систематизации для формулирования основных понятий исследования;
- эксперимент;
- метод описания.
Научно-теоретической базой работы послужили труды таких отечественных и зарубежных исследователей, как А. Г. Арушанова, Е. В. Архипова, Г. О. Винокур, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Т. Б. Филичева и др.
Цель и задачи работы обусловили ее структуру. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.



Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения детской речи 5
1.1 Детская речь как объект изучения языкознания 5
1.2 Слово и его значение в детской речи 7
Глава 2. Анализ детской речи с точки зрения словообразования 15
2.1 Общая характеристика методов 15
2.2 Методические основы обучения словообразованию детей 17
2.3 Экспериментальное исследование детской речи 20
Заключение 28
Список использованной литературы 29


На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Детский язык - совокупность особенностей языкового развития ребёнка, реализующихся в речи. Серьёзное изучение детской речи ведётся лингвистами, психологами, физиологами, философами. Лингвистические наблюдения позволяют фиксировать звуковые (произношение слов), грамматические (образование и изменение слов) и семантические (смысловые) особенности в детской речи.
Словотворчество – важный этап в становлении языковой личности ребенка, что вносит также вклад в его умственное и психическое развитие.
Детская речь демонстрирует многообразие стратегий усвоения языка. Если, опираясь на сопоставление речевой деятельности разных детей, выявить «стандартный» путь языкового развития ребенка, то в школьном обучении можно предупредить различного рода речевые ошибки, неизбежные при освоении ребенком письменной формы языка.
Детское словотворчество вызывает интерес не только у лингвистов, но и у психологов, логопедов, педагогов. Игровые способы обучения словообразованию представляются очень эффективными, поскольку позволяют активизировать и фиксировать внимание детей на предмете обучения.
Выполнение словообразовательных заданий в ходе обучения дети выполняют более успешно, когда они даются в словесном плане, без использования наглядно-предметных средств.



1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Кн. для воспитателей детского сада [Текст] / А. Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
2. Архипова, Е. В. Лингвистические модели и принцип моделирования при обучении русскому языку в полиэтнической среде [Текст] / Е. В. Архипова // Функциональная лингвистика : сб. науч. работ / КРИППО ; науч. ред. А.Н. Рудяков. – № 5. – Симферополь, 2013. – С. 15–17.
3. Архипова, Е. В. Основы методики развития речи учащихся [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М. : Вербум, 2004. – 192 с.
4. Базжина Т.В. Голофразис как начальный этап формирования структуры высказывания [Текст] / Т. В. Базжина // Детская речь: Проблемы и наблюдения. Л., 1989.
5. Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию: Избранные работы по русскому языку [Текст] / Г. О. Винокур. - М.: Госучпедгиз, 1959. С. 419-442.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М., 1961.
7. Гридина Т.А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи [Текст] / Т. А. Гридина. – М., 2006.
8. Доброва Г. Р. О вариативности речевого онтогенеза: референциальная и экспрессивная стратегия освоения языка [Текст] / Г. Р. Добррова // Вопросы психолингвистики, 2009 – №9.
9. Доброва Г.Р. О некоторых аспектах усвоения лексической семантики детьми 3-6 лет: влияние «нового знания» на речевое поведение [Текст] / Г. Р. Доброва // Проблемы социо- и психолингвистики. Вып. 10. Возраст как фактор речевого поведения. Пермь, 2007.
10. Еливанова В.А. Двухкомпонентные высказывания как этап становления грамматической системы языка ребенка раннего возраста [Текст] / В. А. Еливанова: Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – СПб., 2004.
11. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / [Текст] / Ю. Н. Караулов. – М., 2010.
12. Касевич В.Б. Онтолингвистика как центральный раздел языкознания [Текст] / В. Б. Касевич // Проблемы онтолингвистики-2009: материалы международной конференции (17-19 июня 2009 г., Санкт-Петербург). – СПб., 2009.
13. Кусова М.Л. Семантика слова: анализ лексикона ребенка в когнитивно-прагматическом аспекте [Текст] / М. Л. Кусова //Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста : материалы У Междунар. науч.-практ. конф., Челябинск, 5 апреля 2007 г.– Челябинск, 2007.
14. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А. А. Леонтьев. – М., 1999.
15. Лепская Н.И. Онтогенез речевой коммуникации) [Текст] / Н. И. Лепская: автореф. дисс. … д-ра филол. наук. – М., 1989.
16. Овчинникова И.Г. Вариативность повествования в зависимости от нейропсихологических особенностей ребенка [Текст] / И. Г. Овчинникова // Проблемы социо- и психолингвистики. Вып. 6. Вариативность речевого онтогенеза. – Пермь, 2004.
17. Проблемы социо- и психолингвистики. Вып. 6. Вариативность речевого онтогенеза. – Пермь, 2004.
18. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Сохин] / Ф. А. Сохин. -М.: Изд-во Мос. психол. -социол. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2002.
19. Теория и практика обучения русскому языку [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В.Архипова [и др.] ; под ред. Р.Б. Сабаткоева. – 3 изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 336 с.
20. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации [Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. - М., 2010.
21. Харченко В.К. Словарь современного детского языка: ок. 10000 слов: свыше 15000 высказываний / В. К. Харченко. – М., 2005.
22. Цейтлин С.Н. Введение //Речь ребенка: ранние этапы / С. Н. Цейтлин. – СПб.: Изд-во ЗАО «Издательский цех «Балтика», 2000.
23. Цейтлин С.Н. Детская речь: инновации формообразования и словообразования (на материале современного русского языка). [Текст] / С. Н. Цейтлин: автореф. дисс. … д-ра филол. наук. – Л, 1989.
24. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи [Текст] / С. Н. Цейтлин. – М., 2009.
25. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи [Текст] / С. Н. Цейтлин. – М., 2009.
26. Цейтлин С.Н.Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / [Текст] / С. Н. Цейтлин. – М., 2000.
27. Чуковский К.И. От двух до пяти [Текст] / К. И. Чуковский. – М., 1955.
28. Шахнарович А.М. Семантика детской речи: психолингвистический аспект [Текст] / А. М. Шахронович: автореф. дисс. … д-ра филол. наук. – М., 1985.
29. Юрьева Н.М. Функционирование производного слова в онтогенезе / Н. М. Юрьева: автореф. дисс. … канд. филол. наук. – М., 1983.


Купить эту работу

детская речь как особое явление

660 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

21 сентября 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.1
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
660 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Ирина об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-11-20
Курсовая работа

Спасибо автору

Общая оценка 5
Отзыв AlmightyJane об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-04-13
Курсовая работа

Работой довольна.

Общая оценка 5
Отзыв .......................................... ................................... об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-23
Курсовая работа

Спасибо большое! Работа на отлично!Раньше срока! Было два недочёта, но автор очень быстро всё исправил!Просто молодец!!!

Общая оценка 5
Отзыв Вера302 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-12-19
Курсовая работа

Спасибо за проделанную работу по курсовой! Приятно иметь дело с профессионалом)

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Конверсивный концепт "купля-продажа"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности сформированности предпосылок письменной речи у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Разговорный язык в студенческой среде.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

"Особенности перевода эмоциональной лексики с английского языка на русский (на материале романа Ф.С. Фитцджеральда <<Великий Гэтсби>>)".

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Структурные и семантические проблемы перевода политического текста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Понятие ораторской речи: архитектоника, коммуникативные намерения, комуникативный эффект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Использование метода проектов при обучении английскому языку в школе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Особенности фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Коррекция пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2-3 уровня в условиях специально организованных занятий

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Обогощение индивидуального лексикона дошкольников с общим недоразвитием речи(ОНР III уровень)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Проблема перевода русских и украинских реалий на английский язык (на материале произведений Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Тарас Буль

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Особенности национальной языковой картины мира в свете переводческой практики.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽