ВКР сделана качественно и сдана в срок. Видно, что автор делал по конкретно указанной организии, а не просто взял типовую работу из интернета. На кафедре приняли сразу, работа прошла по всем критериям.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Предметом исследования является цифровая трансформация системы высшего образования в Российской Федерации с учетом фактора роста рынка Edutech. Объект исследования – перспективы развития классической (традиционной) модели высшего образования РФ в контексте развития информационных технологий.
Цель данного исследования – провести анализ развития процессов цифровой трансформации в РФ и сформулировать прогноз относительно будущих изменений в классической (традиционной) модели высшего образования РФ в контексте развития цифровых образовательных технологий.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
1. Дать определение цифровой трансформации, определить разницу между автоматизацией и цифровизацией;
2. Изучить цифровую трансформацию общественных отношений, привести примеры успешных проектов;
3. Составить характеристику рынка Edutech;
4. Изучить данные об инвестиционном климате в сфере цифровой трансформации образования;
5. Выделить наиболее значимые морально-этические аспекты и законодательные нормы в сфере цифровой трансформации образования;
6. Определить основные задачи и проблемы цифровой трансформации высшего образования в РФ;
7. Изучить изменение структуры спроса на высшее образование в РФ;
8. Составить прогноз развития классической (традиционной) модели высшего образования в РФ.
Методы исследования: изучение основных этапов становления цифровой трансформации, анализ особенностей цифровой трансформации как процесса адаптации к новым условиям, влияние пандемии и санкций на развитие применения на практике цифровых решений; изменение структуры спроса на образование; анализ ключевых проблем и перспектив развития высшего образования с учетом цифровой трансформации.
Для проведения данного исследования использовалась учебная, исследовательская литература, статистические источники показателей развития цифровой трансформации в сфере образования, данные официальных сайтов крупных международных компаний и российских аналитических агентств, а также научные публикации по данной теме.
Содержание 2
Введение 3
1. Цифровая трансформация общественных отношений 6
1.1. Цифровизация и цифровая трансформация 6
1.2. Умные города (Smart Cities) 11
1.3. Умное (цифровое) правительство (Smart Governments/Digital Governments) 19
1.4. Умные (цифровые) финансы (Smart Finance/Digital Finance) 25
2. Цифровая трансформация высшего образования 33
2.1. Технологии в образовании, обзор ситуации на рынке Edutech 33
2.2. Инвестиции в цифровую трансформацию образования и особенности технологического развития Edutech 42
2.3. Морально-этические аспекты цифровой трансформации высшего образования 50
3. Перспективы развития Edutech в Российской Федерации 58
3.1. Нормативно-правовые аспекты (задачи и проблемы) цифровой трансформации высшего образования в РФ 58
3.2. Изменение структуры спроса на образование 64
3.3. Прогноз развития классической (традиционной) модели высшего образования в Российской Федерации 73
Выводы 89
Список используемых источников 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 111
Цифровая трансформация — это процесс использования цифровых технологий для создания новых или изменения существующих бизнес-процессов и бизнес-моделей, преобразование культуры и клиентского опыта в соответствии с изменяющимися потребностями общества. Это переосмысление сфер жизнедеятельности с учетом развития технологий. Цифровая трансформация происходит в экономике, сельском хозяйстве, в социальной сфере, государственном управлении, здравоохранении, образовании и в других сферах.
Многие школы, колледжи и университеты в настоящее время активно используют возможности цифровой трансформации, чтобы преодолеть кризис и сохранить конкурентные преимущества. Так как обучающиеся имеют огромное количество открытых источников информации и разнообразных вариантов обучения, учебные заведения должны стать более гибкими, и доступными, чтобы соответствовать растущим требованиям и потребностям потребителей и работодателей.
1. Аверьянова Д. А. Этапы развития цифровой экономики [Электронный ресурс] // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019 г. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-razvitiya-tsifrovoy-ekonomiki, дата обращения: 02.02.2022;
2. Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс] // Официальный сайт - Режим доступа: https://asi.ru/, дата обращения 30.11.2021;
3. Азаров А. А., Давыдова М. А., Лукушин В. А. Цифровая трансформация российских университетов: возможности и вызовы // Социально-гуманитарные знания. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-rossiyskih-universitetov-vozmozhnosti-i-vyzovy, дата обращения: 01.04.2022;
4. Аксенов А. М. Как компаниям конкурировать в мире экосистем «Яндекса» и «Сбера» [Электронный ресурс] // РБК. 2021 г. Режим доступа: https://pro.rbc.ru/demo/60197d5c9a79473a63cc71c0, дата обращения: 01.01.2022;
5. Астахов Н. П. В 2021 году рынок онлайн-образования в России продолжит взрывной рост [Электронный ресурс] // РБК. 2021 г. Режим доступа: https://pro.rbc.ru/demo/601d5c9a79473a63cc71c0, дата обращения: 05.01.2022;
6. Ахтамова С. У. «Умный город»: основополагающие факторы развития. // CARJIS. 2022. №Special Issue 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/umnyy-gorod-ostovopolagayuschie-faktory-razvitiya, дата обращения: 16.02.2022;
7. Бабий Р. В. Е-занятость как новая форма трудовой занятости: перспективы применения и управления [Электронный ресурс] // Материалы XXIII Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. 2020 г. Режим доступа: http://science.usue.ru/images/docs/itogi/kt2020_3_new.pdf, дата обращения: 05.02.2022;
8. Безгачева О. Л., Меркулова И. Ф. Трансформация бизнеса в условиях цифровизации современной экономики [Электронный ресурс] // Инновации и инвестиции. – 2020 г. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-biznesa-v-usloviyah-tsifrovizatsii-sovremennoy-ekonomiki/viewer, дата обращения: 21.03.2022;
9. Бекчонова Ш. Б. Роль цифрового образования в нашем обществе // Просвещение и познание. 2022. №1 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tsifrovogo-obrazovaniya-v-nashem-obschestve, дата обращения: 07.04.2022;
10. Богатырев К. А. Умные города: перспективы развития // Тенденции развития науки и образования. 2021. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46145769, дата обращения: 17.11.2021:
11. Буланова М. Б., Артамонова Е. А. Молодежь 21 века: потребительское поведение в новой реальности // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neet-molodezh-potrebitelskoe-povedenie-v-novoy-realnosti, дата обращения: 03.03.2022;
12. Вайнштейн Ю. В. Модель образовательного контента: от структурирования понятий к адаптивному обучению / Ю. В. Вайнштейн, Р.В. Есин, Г.М. Цибульский // Открытое образование. – 2021. – №2. – C. 44–52, дата обращения: 08.12.2021;
13. Ватлина Л. В. Культура цифровой трансформации предоставления государственных услуг // Известия СПбГЭУ. 2022. №1 (133). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-tsifrovoy-transformatsii-predostavleniya-gosudarstvennyh-uslug, дата обращения: 20.02.2022;
14. Гайдукова Е. М. Что такое цифровая трансформация бизнеса? [Электронный ресурс] // Collaborative Minds Blog. – 2020 г. Режим доступа: https://www.comindware.com/ru/blog, дата обращения: 20.03.2022;
15. Главный информационно-вычислительный центр Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]// Официальный сайт. Режим доступа: https://miccedu.ru, дата обращения 26.02.2022;
16. Гладилина И. П. Соответствие компетенций выпускников вузов и потребностей рынка труда в условиях цифровой трансформации // Современное педагогическое образование. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootvetstvie-kompetentsiy-vypusknikov-vuzov-i-potrebnostey-rynka-truda-v-usloviyah-tsifrovoy-transformatsii, дата обращения: 11.02.2022;
17. Глотова М.И. Анализ опыта цифровой трансформации отечественного высшего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 1, URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30503, дата обращения: 01.04.2022;
18. Головенчик Г.Г. Цифровая экономика [Электронный ресурс] // учеб.-метод. комплекс / Г.Г. Головенчик. – Минск: БГУ, 2020. Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/242300/1/Goloventchik%20.pdf, дата обращения: 01.12.2021;
19. Гребенникова В. М., Новикова Т. В. К вопросу о цифровизации образования // ИСОМ. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tsifrovizatsii-obrazovaniya, дата обращения: 01.04.2022;
20. Гревцева Г. Я. Цифровая социализация личности в образовательной среде // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-sotsializatsiya-lichnosti-v-obrazovatelnoy-srede, дата обращения: 22.04.2022;
21. Довгаль В.В., Довгаль Д.В. Интернет Вещей: концепция, приложения и задачи [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. – 2019 г. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-veschey-kontseptsiya-prilozheniya-i-zadachi, дата обращения: 07.03.2022;
22. Евсиков К. С. Государственно-правовые концепции использования информационных технологий в государственном управлении // Lex Russica. 2022. №1 (182). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-pravovye-kontseptsii-ispolzovaniya-informatsionnyh-tehnologiy-v-gosudarstvennom-upravlenii, дата обращения: 29.03.2022;
23. Жаринов О. Экономика, управление и контроль коммерциализации инновационной продукции // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-upravlenie-i-kontrol-kommertsializatsii-innovatsionnoy-produktsii, дата обращения: 11.02.2022;
24. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: акад. моногр. / Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, М. И. Максеенко, С. С. Смирнов. Москва: МедиаМир, 2017. — 160 с., дата обращения: 09.09.2021;
25. Инновации в эпоху COVID-19. Тренды цифровой трансформации бизнеса в условиях кризиса и пандемии [Электронный ресурс] // Облачная платформа Retailiqa. 2020 г. Режим доступа: https://rtlq.ru/static/docs/COVID-19-business-digital-innovation-transformation.pdf, дата обращения: 19.01.2022;
26. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2020 года [Электронный ресурс]// Министерство науки высшего образования Российской Федерации. Главный информационно-вычислительный центр.: сайт - Режим доступа: http://indicators.miccedu.ru / monitoring, дата обращения 26.11.2021;
27. Исследование российского рынка онлайн-образования 2021 [Электронный ресурс]// EdMarket research: сайт - Режим доступа: https://research.edmarket.ru/#research-pdf, дата обращения: 15.02.2022;
28. Кокарева Е. В. К вопросу об этике дистанционного общения (опыт исследования проблемы в забайкальском государственном университете) // Общество: философия, история, культура. 2022. №1 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-etike-distantsionnogo-obscheniya-opyt-issledovaniya-problemy-v-zabaykalskom-gosudarstvennom-universitete (дата обращения: 17.03.2022;
29. Котлярова И. О. Цифровая трансформация образования как инновация // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya-kak-innovatsiya, дата обращения: 05.04.2022;
30. Кречетова Г.А. Проблемы цифровой трансформации высшего образования // The Scientific Heritage. 2021. №73-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-tsifrovoy-transformatsii-vysshego-obrazovaniya, дата обращения: 07.11.2021;
31. Лебедева М. Л. Цифровизация как новый тренд образования будущего // Международный журнал гуманитарных и значительных наук. 2022. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-kak-novyy-trend-obrazovaniya-buduschego, дата обращения: 07.04.2022;
32. Максимцев И. А. Цифровые платформы и цифровые финансы: проблемы и перспективы развития // Известия СПбГЭУ. 2018. №1 (109). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-platformy-i-tsifrovye-finansy-problemy-i-perspektivy-razvitiya, дата обращения: 17.03.2022;
33. Можаева Г. В., Шабалина А. А. Цифровая трансформация в вузах — членах ассоциации «Сибирский открытый университет»: современное состояние, проблемы и перспективы//EdCrunch Томск: материалы международной конференции по новым образовательным технологиям. г. Томск, 29–31 мая 2019 г. Томск: Издательский Дом Томского государственного университет, 2019. С. 45–54, дата обращения: 20.12.2021;
34. Муллер О. Ю. Образование в условиях цифровизации // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-usloviyah-tsifrovizatsii, дата обращения: 07.11.2021;
35. Напсо М. Д. Система образования в условиях современной политики цифровизации // Вестник ЗабГУ. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-obrazovaniya-v-usloviyah-sovremennoy-politiki-tsifrovizatsii, дата обращения: 12.02.2022;
36. Носкова А. В., Голоухова Д. В., Кузьмина Е. И., Галицкая Д. В. Цифровые компетенции преподавателей в системе академического развития высшей школы: опыт эмпирического исследования // Высшее образование в России. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-kompetentsii-prepodavateley-v-sisteme-akademicheskogo-razvitiya-vysshey-shkoly-opyt-empiricheskogo-issledovaniya, дата обращения: 17.03.2022;
37. О государственной программе РФ «Развитие науки и технологий» [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года №2433-р: офиц. текст: по состоянию на 20 дек. 2012 г, дата обращения: 18.02.2022;
38. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [Принят Гос. Думой 29 дек. 2012 г.]: офиц. текст: по состоянию на 29 дек. 2012 г //КонсультантПлюс: справочная правовая система: сайт. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, дата обращения 18.03.2022;
39. Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 15.06.2018 г. № 682: офиц. текст: по состоянию на 28 июл. 2021 г //КонсультантПлюс: справочная правовая система: сайт - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_300363/, дата обращения 28.07.2021;
40. Павлютенкова М. Ю. Электронное правительство vs цифровое правительство в контексте цифровой трансформации // Мониторинг. 2019. №5 (153). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-vs-tsifrovoe-pravitelstvo-v-kontekste-tsifrovoy-transformatsi, дата обращения: 07.04.2022;
41. Попова О. И. Трансформация высшего образования в условиях цифровой экономики // Вопросы управления. Управление в образовании. 2018. № 5(54). С.158-160., дата обращения: 05.05.2021;
42. Приказ Министерства образования и науки РФ № 816 от 23 августа 2017 г. «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
43. Рогозин Д. М., Солодовникова О. Б., Ипатова А. А. Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования // Вопросы образования. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-prepodavateli-vuzov-vosprinimayut-tsifrovuyu-transformatsiyu-vysshego-obrazovaniya, дата обращения: 03.03.2022;
44. Румянцева В. С. Трансформация бизнеса в условиях цифровой экономики [Электронный ресурс] // Третья международная конференция «Управление бизнесом в цифровой экономике»: сборник тезисов выступлений. – 2020 г. Режим доступа: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/421774999.pdf, дата обращения: 07.04.2022;
45. Салганова Е. В. Влияние медиапространства на досуговую деятельность современной молодежи // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-mediaprostranstva-na-dosugovuyu-deyatelnost-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 25.03.2022;
46. Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования//Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: «Экономика». 2019. № 2 (28). С. 116–121, дата обращения: 21.02.2022;
47. Се Я., Круглов Д. В. Современные тенденции и глобальные тренды в области занятости при переходе к цифровой экономике // Известия СПбГЭУ. 2022. №1 (133). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-i-globalnye-trendy-v-oblasti-zanyatosti-pri-perehodek-tsifrovoy-ekonomik, дата обращения: 05.04.2022;
48. Сердитова Н. Е., Белоцерковский А. В. Образование, качество и цифровая трансформация // Высшее образование в России. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kachestvo-i-tsifrovaya-transformatsiya, дата обращения: 01.04.2022;
49. Соловьева И. Б. Подготовка будущего учителя технологии к реализации трудовых функций в эпоху «цифры» // МНКО. 2022. №1 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschego-uchitelya-tehnologii-k-realizatsii-trudovyh-funktsiy-v-epohu-tsifry, дата обращения: 01.02.2022;
50. Стариченко Б. Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы // Педагогическое образование в России. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obrazovaniya-realii-i-problemy, дата обращения: 07.01.2022;
51. Стефановская Н. А. Web-инструменты в дистанционном обучении магистров библиотечно-информационной деятельности // Вестник СПбГИК. 2022. №1 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/web-instrumenty-v-distantsionnom-obuchenii-magistrov-bibliotechno-informatsionnoy-deyatelnosti, дата обращения: 29.03.2022;
52. Строков А. А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020. №2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obrazovaniya-problemy-i-perspektivy, дата обращения: 01.10.2021;
53. Уваров А. Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования // Исследователь/Researcher. 2019. №1-2 (25-26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-tsifrovoy-shkoly-i-tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya, дата обращения: 07.10.2021;
54. Фатеева Н. Б., Петрякова С. В., Симачкова Н. Н., Петрова Л. Н., Крутикова Н. Ф. Развитие цифровых компетенций в системе образования // Образование и право. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsifrovyh-kompetentsiy-v-sisteme-obrazovaniya, дата обращения: 22.03.2022;
55. Хоменко Е. Б., Борнякова Е. В. Цифровая экономика: новые компетенции и актуальные для современной молодежи навыки // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-novye-kompetentsii-i-aktualnye-dlya-sovremennoy-molodezhi-navyki, дата обращения: 07.02.2022;
56. Ху Юэ Интеграция образования и искусственного интеллекта в эпоху covid-19: новые возможности и проблемы // Теория и практика общественного развития. 2022. №2 (168). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-obrazovaniya-i-iskusstvennogo-intellekta-v-epohu-covid-19-novye-vozmozhnosti-i-problemy, дата обращения: 19.03.2022;
57. Цвык В. А., Цвык И. В. Социальные проблемы развития и применения искусственного интеллекта // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-problemy-razvitiya-i-primeneniya-iskusstvennogo-intellekta, дата обращения: 02.04.2022;
58. Чудновская И. Н., Бухтиярова И. Н., Липатова М. Е. Модель коммуникации в цифровом образовательном пространстве в рефлексии студентов // Социология. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-kommunikatsii-v-tsifrovom-obrazovatelnom-prostranstve-v-refleksii-studentov, дата обращения: 27.02.2022;
59. Яровова Т. В. Развитие образовательной среды вуза в условиях цифровой трансформации // Современное педагогическое образование. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-obrazovatelnoy-sredy-vuza-v-usloviyah-tsifrovoy-transformatsii, дата обращения: 07.01.2022;
60. Яровова Т. В., Борисов С. В. Финансовая безопасность в цифровой экономике // Московский экономический журнал. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-bezopasnost-v-tsifrovoy-ekonomike, дата обращения: 03.04.2022;
61. Digital 2020: global overview report [Электронный ресурс] // Datareportal. 2020. Режим доступа: https://media.rbcdn.ru/media/reports/Digital_2020.pdf, дата обращения: 01.02.2022;
62. Digital 2021: global overview report [Электронный ресурс] // Datareportal. 2021. Режим доступа: https://datareportal.com/reports/digital-2021-global-overview-report, дата обращения: 12.12.2021;
63. E-commerce share of total global retail sales from 2015 to 2024 [Электронный ресурс] // Statista. Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/534123/e-commerce-share-of-retail-sales-worldwide/, дата обращения: 05.03.2022;
64. Gallini Nadezhda The concept of design competence formation in future Bachelor of Applied Computer Science in the digital educational environment of the higher education institution // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/the-concept-of-design-competence-formation-in-future-bachelors-of-applied-computer-science-in-the-digital-educational-environment, дата обращения: 03.03.2022;
65. Odo D.M., Turnbull S // Global Education Review. 2015. Vol. 2 (3), дата обращения: 04.04.2022;
66. Markus M. OECD (2015). Students, Computers and Learning: Making the Connection, дата обращения: 05.05.2021;
67. Tillaeva, Sadokat Zoyirjonovna Modern educational technologies in teaching foreign languages // orienss. 2022. № Special Issue 20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modern-educational-technologies-in-teaching-foreign-languages-1, дата обращения: 11.03.2022.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Предметом исследования является цифровая трансформация системы высшего образования в Российской Федерации с учетом фактора роста рынка Edutech. Объект исследования – перспективы развития классической (традиционной) модели высшего образования РФ в контексте развития информационных технологий.
Цель данного исследования – провести анализ развития процессов цифровой трансформации в РФ и сформулировать прогноз относительно будущих изменений в классической (традиционной) модели высшего образования РФ в контексте развития цифровых образовательных технологий.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
1. Дать определение цифровой трансформации, определить разницу между автоматизацией и цифровизацией;
2. Изучить цифровую трансформацию общественных отношений, привести примеры успешных проектов;
3. Составить характеристику рынка Edutech;
4. Изучить данные об инвестиционном климате в сфере цифровой трансформации образования;
5. Выделить наиболее значимые морально-этические аспекты и законодательные нормы в сфере цифровой трансформации образования;
6. Определить основные задачи и проблемы цифровой трансформации высшего образования в РФ;
7. Изучить изменение структуры спроса на высшее образование в РФ;
8. Составить прогноз развития классической (традиционной) модели высшего образования в РФ.
Методы исследования: изучение основных этапов становления цифровой трансформации, анализ особенностей цифровой трансформации как процесса адаптации к новым условиям, влияние пандемии и санкций на развитие применения на практике цифровых решений; изменение структуры спроса на образование; анализ ключевых проблем и перспектив развития высшего образования с учетом цифровой трансформации.
Для проведения данного исследования использовалась учебная, исследовательская литература, статистические источники показателей развития цифровой трансформации в сфере образования, данные официальных сайтов крупных международных компаний и российских аналитических агентств, а также научные публикации по данной теме.
Содержание 2
Введение 3
1. Цифровая трансформация общественных отношений 6
1.1. Цифровизация и цифровая трансформация 6
1.2. Умные города (Smart Cities) 11
1.3. Умное (цифровое) правительство (Smart Governments/Digital Governments) 19
1.4. Умные (цифровые) финансы (Smart Finance/Digital Finance) 25
2. Цифровая трансформация высшего образования 33
2.1. Технологии в образовании, обзор ситуации на рынке Edutech 33
2.2. Инвестиции в цифровую трансформацию образования и особенности технологического развития Edutech 42
2.3. Морально-этические аспекты цифровой трансформации высшего образования 50
3. Перспективы развития Edutech в Российской Федерации 58
3.1. Нормативно-правовые аспекты (задачи и проблемы) цифровой трансформации высшего образования в РФ 58
3.2. Изменение структуры спроса на образование 64
3.3. Прогноз развития классической (традиционной) модели высшего образования в Российской Федерации 73
Выводы 89
Список используемых источников 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 111
Цифровая трансформация — это процесс использования цифровых технологий для создания новых или изменения существующих бизнес-процессов и бизнес-моделей, преобразование культуры и клиентского опыта в соответствии с изменяющимися потребностями общества. Это переосмысление сфер жизнедеятельности с учетом развития технологий. Цифровая трансформация происходит в экономике, сельском хозяйстве, в социальной сфере, государственном управлении, здравоохранении, образовании и в других сферах.
Многие школы, колледжи и университеты в настоящее время активно используют возможности цифровой трансформации, чтобы преодолеть кризис и сохранить конкурентные преимущества. Так как обучающиеся имеют огромное количество открытых источников информации и разнообразных вариантов обучения, учебные заведения должны стать более гибкими, и доступными, чтобы соответствовать растущим требованиям и потребностям потребителей и работодателей.
1. Аверьянова Д. А. Этапы развития цифровой экономики [Электронный ресурс] // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019 г. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-razvitiya-tsifrovoy-ekonomiki, дата обращения: 02.02.2022;
2. Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс] // Официальный сайт - Режим доступа: https://asi.ru/, дата обращения 30.11.2021;
3. Азаров А. А., Давыдова М. А., Лукушин В. А. Цифровая трансформация российских университетов: возможности и вызовы // Социально-гуманитарные знания. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-rossiyskih-universitetov-vozmozhnosti-i-vyzovy, дата обращения: 01.04.2022;
4. Аксенов А. М. Как компаниям конкурировать в мире экосистем «Яндекса» и «Сбера» [Электронный ресурс] // РБК. 2021 г. Режим доступа: https://pro.rbc.ru/demo/60197d5c9a79473a63cc71c0, дата обращения: 01.01.2022;
5. Астахов Н. П. В 2021 году рынок онлайн-образования в России продолжит взрывной рост [Электронный ресурс] // РБК. 2021 г. Режим доступа: https://pro.rbc.ru/demo/601d5c9a79473a63cc71c0, дата обращения: 05.01.2022;
6. Ахтамова С. У. «Умный город»: основополагающие факторы развития. // CARJIS. 2022. №Special Issue 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/umnyy-gorod-ostovopolagayuschie-faktory-razvitiya, дата обращения: 16.02.2022;
7. Бабий Р. В. Е-занятость как новая форма трудовой занятости: перспективы применения и управления [Электронный ресурс] // Материалы XXIII Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. 2020 г. Режим доступа: http://science.usue.ru/images/docs/itogi/kt2020_3_new.pdf, дата обращения: 05.02.2022;
8. Безгачева О. Л., Меркулова И. Ф. Трансформация бизнеса в условиях цифровизации современной экономики [Электронный ресурс] // Инновации и инвестиции. – 2020 г. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-biznesa-v-usloviyah-tsifrovizatsii-sovremennoy-ekonomiki/viewer, дата обращения: 21.03.2022;
9. Бекчонова Ш. Б. Роль цифрового образования в нашем обществе // Просвещение и познание. 2022. №1 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tsifrovogo-obrazovaniya-v-nashem-obschestve, дата обращения: 07.04.2022;
10. Богатырев К. А. Умные города: перспективы развития // Тенденции развития науки и образования. 2021. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46145769, дата обращения: 17.11.2021:
11. Буланова М. Б., Артамонова Е. А. Молодежь 21 века: потребительское поведение в новой реальности // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neet-molodezh-potrebitelskoe-povedenie-v-novoy-realnosti, дата обращения: 03.03.2022;
12. Вайнштейн Ю. В. Модель образовательного контента: от структурирования понятий к адаптивному обучению / Ю. В. Вайнштейн, Р.В. Есин, Г.М. Цибульский // Открытое образование. – 2021. – №2. – C. 44–52, дата обращения: 08.12.2021;
13. Ватлина Л. В. Культура цифровой трансформации предоставления государственных услуг // Известия СПбГЭУ. 2022. №1 (133). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-tsifrovoy-transformatsii-predostavleniya-gosudarstvennyh-uslug, дата обращения: 20.02.2022;
14. Гайдукова Е. М. Что такое цифровая трансформация бизнеса? [Электронный ресурс] // Collaborative Minds Blog. – 2020 г. Режим доступа: https://www.comindware.com/ru/blog, дата обращения: 20.03.2022;
15. Главный информационно-вычислительный центр Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]// Официальный сайт. Режим доступа: https://miccedu.ru, дата обращения 26.02.2022;
16. Гладилина И. П. Соответствие компетенций выпускников вузов и потребностей рынка труда в условиях цифровой трансформации // Современное педагогическое образование. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootvetstvie-kompetentsiy-vypusknikov-vuzov-i-potrebnostey-rynka-truda-v-usloviyah-tsifrovoy-transformatsii, дата обращения: 11.02.2022;
17. Глотова М.И. Анализ опыта цифровой трансформации отечественного высшего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 1, URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30503, дата обращения: 01.04.2022;
18. Головенчик Г.Г. Цифровая экономика [Электронный ресурс] // учеб.-метод. комплекс / Г.Г. Головенчик. – Минск: БГУ, 2020. Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/242300/1/Goloventchik%20.pdf, дата обращения: 01.12.2021;
19. Гребенникова В. М., Новикова Т. В. К вопросу о цифровизации образования // ИСОМ. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tsifrovizatsii-obrazovaniya, дата обращения: 01.04.2022;
20. Гревцева Г. Я. Цифровая социализация личности в образовательной среде // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-sotsializatsiya-lichnosti-v-obrazovatelnoy-srede, дата обращения: 22.04.2022;
21. Довгаль В.В., Довгаль Д.В. Интернет Вещей: концепция, приложения и задачи [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. – 2019 г. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-veschey-kontseptsiya-prilozheniya-i-zadachi, дата обращения: 07.03.2022;
22. Евсиков К. С. Государственно-правовые концепции использования информационных технологий в государственном управлении // Lex Russica. 2022. №1 (182). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-pravovye-kontseptsii-ispolzovaniya-informatsionnyh-tehnologiy-v-gosudarstvennom-upravlenii, дата обращения: 29.03.2022;
23. Жаринов О. Экономика, управление и контроль коммерциализации инновационной продукции // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-upravlenie-i-kontrol-kommertsializatsii-innovatsionnoy-produktsii, дата обращения: 11.02.2022;
24. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: акад. моногр. / Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, М. И. Максеенко, С. С. Смирнов. Москва: МедиаМир, 2017. — 160 с., дата обращения: 09.09.2021;
25. Инновации в эпоху COVID-19. Тренды цифровой трансформации бизнеса в условиях кризиса и пандемии [Электронный ресурс] // Облачная платформа Retailiqa. 2020 г. Режим доступа: https://rtlq.ru/static/docs/COVID-19-business-digital-innovation-transformation.pdf, дата обращения: 19.01.2022;
26. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2020 года [Электронный ресурс]// Министерство науки высшего образования Российской Федерации. Главный информационно-вычислительный центр.: сайт - Режим доступа: http://indicators.miccedu.ru / monitoring, дата обращения 26.11.2021;
27. Исследование российского рынка онлайн-образования 2021 [Электронный ресурс]// EdMarket research: сайт - Режим доступа: https://research.edmarket.ru/#research-pdf, дата обращения: 15.02.2022;
28. Кокарева Е. В. К вопросу об этике дистанционного общения (опыт исследования проблемы в забайкальском государственном университете) // Общество: философия, история, культура. 2022. №1 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-etike-distantsionnogo-obscheniya-opyt-issledovaniya-problemy-v-zabaykalskom-gosudarstvennom-universitete (дата обращения: 17.03.2022;
29. Котлярова И. О. Цифровая трансформация образования как инновация // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya-kak-innovatsiya, дата обращения: 05.04.2022;
30. Кречетова Г.А. Проблемы цифровой трансформации высшего образования // The Scientific Heritage. 2021. №73-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-tsifrovoy-transformatsii-vysshego-obrazovaniya, дата обращения: 07.11.2021;
31. Лебедева М. Л. Цифровизация как новый тренд образования будущего // Международный журнал гуманитарных и значительных наук. 2022. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-kak-novyy-trend-obrazovaniya-buduschego, дата обращения: 07.04.2022;
32. Максимцев И. А. Цифровые платформы и цифровые финансы: проблемы и перспективы развития // Известия СПбГЭУ. 2018. №1 (109). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-platformy-i-tsifrovye-finansy-problemy-i-perspektivy-razvitiya, дата обращения: 17.03.2022;
33. Можаева Г. В., Шабалина А. А. Цифровая трансформация в вузах — членах ассоциации «Сибирский открытый университет»: современное состояние, проблемы и перспективы//EdCrunch Томск: материалы международной конференции по новым образовательным технологиям. г. Томск, 29–31 мая 2019 г. Томск: Издательский Дом Томского государственного университет, 2019. С. 45–54, дата обращения: 20.12.2021;
34. Муллер О. Ю. Образование в условиях цифровизации // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-usloviyah-tsifrovizatsii, дата обращения: 07.11.2021;
35. Напсо М. Д. Система образования в условиях современной политики цифровизации // Вестник ЗабГУ. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-obrazovaniya-v-usloviyah-sovremennoy-politiki-tsifrovizatsii, дата обращения: 12.02.2022;
36. Носкова А. В., Голоухова Д. В., Кузьмина Е. И., Галицкая Д. В. Цифровые компетенции преподавателей в системе академического развития высшей школы: опыт эмпирического исследования // Высшее образование в России. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-kompetentsii-prepodavateley-v-sisteme-akademicheskogo-razvitiya-vysshey-shkoly-opyt-empiricheskogo-issledovaniya, дата обращения: 17.03.2022;
37. О государственной программе РФ «Развитие науки и технологий» [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года №2433-р: офиц. текст: по состоянию на 20 дек. 2012 г, дата обращения: 18.02.2022;
38. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [Принят Гос. Думой 29 дек. 2012 г.]: офиц. текст: по состоянию на 29 дек. 2012 г //КонсультантПлюс: справочная правовая система: сайт. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, дата обращения 18.03.2022;
39. Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 15.06.2018 г. № 682: офиц. текст: по состоянию на 28 июл. 2021 г //КонсультантПлюс: справочная правовая система: сайт - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_300363/, дата обращения 28.07.2021;
40. Павлютенкова М. Ю. Электронное правительство vs цифровое правительство в контексте цифровой трансформации // Мониторинг. 2019. №5 (153). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-vs-tsifrovoe-pravitelstvo-v-kontekste-tsifrovoy-transformatsi, дата обращения: 07.04.2022;
41. Попова О. И. Трансформация высшего образования в условиях цифровой экономики // Вопросы управления. Управление в образовании. 2018. № 5(54). С.158-160., дата обращения: 05.05.2021;
42. Приказ Министерства образования и науки РФ № 816 от 23 августа 2017 г. «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
43. Рогозин Д. М., Солодовникова О. Б., Ипатова А. А. Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования // Вопросы образования. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-prepodavateli-vuzov-vosprinimayut-tsifrovuyu-transformatsiyu-vysshego-obrazovaniya, дата обращения: 03.03.2022;
44. Румянцева В. С. Трансформация бизнеса в условиях цифровой экономики [Электронный ресурс] // Третья международная конференция «Управление бизнесом в цифровой экономике»: сборник тезисов выступлений. – 2020 г. Режим доступа: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/421774999.pdf, дата обращения: 07.04.2022;
45. Салганова Е. В. Влияние медиапространства на досуговую деятельность современной молодежи // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-mediaprostranstva-na-dosugovuyu-deyatelnost-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 25.03.2022;
46. Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования//Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: «Экономика». 2019. № 2 (28). С. 116–121, дата обращения: 21.02.2022;
47. Се Я., Круглов Д. В. Современные тенденции и глобальные тренды в области занятости при переходе к цифровой экономике // Известия СПбГЭУ. 2022. №1 (133). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-i-globalnye-trendy-v-oblasti-zanyatosti-pri-perehodek-tsifrovoy-ekonomik, дата обращения: 05.04.2022;
48. Сердитова Н. Е., Белоцерковский А. В. Образование, качество и цифровая трансформация // Высшее образование в России. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kachestvo-i-tsifrovaya-transformatsiya, дата обращения: 01.04.2022;
49. Соловьева И. Б. Подготовка будущего учителя технологии к реализации трудовых функций в эпоху «цифры» // МНКО. 2022. №1 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschego-uchitelya-tehnologii-k-realizatsii-trudovyh-funktsiy-v-epohu-tsifry, дата обращения: 01.02.2022;
50. Стариченко Б. Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы // Педагогическое образование в России. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obrazovaniya-realii-i-problemy, дата обращения: 07.01.2022;
51. Стефановская Н. А. Web-инструменты в дистанционном обучении магистров библиотечно-информационной деятельности // Вестник СПбГИК. 2022. №1 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/web-instrumenty-v-distantsionnom-obuchenii-magistrov-bibliotechno-informatsionnoy-deyatelnosti, дата обращения: 29.03.2022;
52. Строков А. А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020. №2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obrazovaniya-problemy-i-perspektivy, дата обращения: 01.10.2021;
53. Уваров А. Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования // Исследователь/Researcher. 2019. №1-2 (25-26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-tsifrovoy-shkoly-i-tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya, дата обращения: 07.10.2021;
54. Фатеева Н. Б., Петрякова С. В., Симачкова Н. Н., Петрова Л. Н., Крутикова Н. Ф. Развитие цифровых компетенций в системе образования // Образование и право. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsifrovyh-kompetentsiy-v-sisteme-obrazovaniya, дата обращения: 22.03.2022;
55. Хоменко Е. Б., Борнякова Е. В. Цифровая экономика: новые компетенции и актуальные для современной молодежи навыки // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-novye-kompetentsii-i-aktualnye-dlya-sovremennoy-molodezhi-navyki, дата обращения: 07.02.2022;
56. Ху Юэ Интеграция образования и искусственного интеллекта в эпоху covid-19: новые возможности и проблемы // Теория и практика общественного развития. 2022. №2 (168). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-obrazovaniya-i-iskusstvennogo-intellekta-v-epohu-covid-19-novye-vozmozhnosti-i-problemy, дата обращения: 19.03.2022;
57. Цвык В. А., Цвык И. В. Социальные проблемы развития и применения искусственного интеллекта // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-problemy-razvitiya-i-primeneniya-iskusstvennogo-intellekta, дата обращения: 02.04.2022;
58. Чудновская И. Н., Бухтиярова И. Н., Липатова М. Е. Модель коммуникации в цифровом образовательном пространстве в рефлексии студентов // Социология. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-kommunikatsii-v-tsifrovom-obrazovatelnom-prostranstve-v-refleksii-studentov, дата обращения: 27.02.2022;
59. Яровова Т. В. Развитие образовательной среды вуза в условиях цифровой трансформации // Современное педагогическое образование. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-obrazovatelnoy-sredy-vuza-v-usloviyah-tsifrovoy-transformatsii, дата обращения: 07.01.2022;
60. Яровова Т. В., Борисов С. В. Финансовая безопасность в цифровой экономике // Московский экономический журнал. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-bezopasnost-v-tsifrovoy-ekonomike, дата обращения: 03.04.2022;
61. Digital 2020: global overview report [Электронный ресурс] // Datareportal. 2020. Режим доступа: https://media.rbcdn.ru/media/reports/Digital_2020.pdf, дата обращения: 01.02.2022;
62. Digital 2021: global overview report [Электронный ресурс] // Datareportal. 2021. Режим доступа: https://datareportal.com/reports/digital-2021-global-overview-report, дата обращения: 12.12.2021;
63. E-commerce share of total global retail sales from 2015 to 2024 [Электронный ресурс] // Statista. Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/534123/e-commerce-share-of-retail-sales-worldwide/, дата обращения: 05.03.2022;
64. Gallini Nadezhda The concept of design competence formation in future Bachelor of Applied Computer Science in the digital educational environment of the higher education institution // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/the-concept-of-design-competence-formation-in-future-bachelors-of-applied-computer-science-in-the-digital-educational-environment, дата обращения: 03.03.2022;
65. Odo D.M., Turnbull S // Global Education Review. 2015. Vol. 2 (3), дата обращения: 04.04.2022;
66. Markus M. OECD (2015). Students, Computers and Learning: Making the Connection, дата обращения: 05.05.2021;
67. Tillaeva, Sadokat Zoyirjonovna Modern educational technologies in teaching foreign languages // orienss. 2022. № Special Issue 20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modern-educational-technologies-in-teaching-foreign-languages-1, дата обращения: 11.03.2022.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 5736 Выпускных квалификационных работ — поможем найти подходящую