Вовремя в срок,выполнена качественно!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
На современном этапе развития педагогики, наблюдается повышенный интерес исследователей к проблемам развития речи дошкольников, в том числе лексического строя речи детей, который особенно важен для становления полноценной языковой личности.
Л.С. Выготский, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др. отмечали, что нарушение процесса формирования лексической системой языка существенно затрудняет коммуникативную деятельность дошкольника при общении со сверстниками и взрослыми [17, 51, 55, 58].
По статистическим данным Международной общественной организации ВОЗ речевые нарушения отмечаются у 20% детей Российской Федерации (Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт Дошкольной Организации Образования для детей с ОВЗ (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155). Среди этого числа общее недоразвитие речи (ОНР) представляет самую многочисленную группу детей и составляет 40% (Ковалёва А.А. Создание инклюзивной среды для детей с нарушениями речи в условиях дошкольных образовательных организаций // Материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. за выпуск: Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. 349 с. С. 127-132). Таким образом, общее недоразвитие речи на данный момент является достаточно шиpоко распpостpаненным речевым нарушением сpеди детей различных возрaстов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ………………………………………………………..
9
1.1 Характеристика речи детей с речевыми нарушениями……………. 9
1.2 Развитие лексики у детей в онтогенезе…………………………….. 18
1.3 Роль семьи в формировании словарного запаса у детей…………… 24
1.4 Нарушение лексической стороны речи и пути преодоления недостатка словарного запаса у детей с речевыми нарушениями……..
26
1.5 Значение словесных игр в формировании лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями………………………………….
37
Выводы по первой главе…………………………………………………. 40
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ……..
42
2.1 Описание диагностических методик………………………………... 42
2.2 Результаты обследования речи детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольного подразделения образовательной организации………………………………………………………………..
46
Выводы по второй главе………………………………………………….. 56
ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВЕСНЫХ ИГР В ПРЕОДОЛЕНИИ НЕДОСТАТКА ЛЕКСИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В РЕЧИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ……………………
58
3.1 Примеры словесных игр и рекомендации к ним………………… 58
3.2 Анализ проведения словесных игр………………………………… 63
Выводы по третьей главе………………………………………………… 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………... 73
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………... 79
Для детей с речевыми нарушениями, в частности, с ОНР характерна ограниченность словарного запаса, преобладание пассивного словаря над активным, неточность употребления слов, недостаточная сформированность антонимических и синонимических средств языка.
В экспериментальном исследовании приняли участие две группы детей в количестве 16 человек с ОНР 3 уровня в возрасте шести лет.
В исследовательской работе были использованы диагностические методики: Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой, которые определяют сформированность предикативного, номинативного и атрибутивного словаря дошкольников, умение обобщать понятия, подбирать синонимы и антонимы к предложенным словам.
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР страдает лексическая сторона речи, они имеют малый объём словарного запаса, характеризующийся недостаточной сформированностью смыслового значения слов, обозначающих действия и признаки предмета. Наблюдаются отклонения в соотношении денотативных и лексико-семантических компонентов значения, трудности актуализации словаря. Дети с ОНР затрудняются выделять в значении слова основной семантический признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку, поэтому подбор синонимов и антонимов для них даётся с трудом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антипова Ж. О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. 1995. №9.С. 36–38.
2. Артеменко О.Н. Проблема общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста в современной литературе // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: http://scienceforum.ru/2015/article/2015012312).
3. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи / Е. Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 5. С. 38-43.
4. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 5. С. 38-43.
5. Белякова Л.Н., Дьякова Е.И., Секачев В. Заикание. М.: Просвещение, 2010. С. 304-306.
6. Богатырева А.В., Косткина М.А. Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы дошкольной педагогики. 2018. №3. 67 с.
7. Бородин А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2007. 250 с.
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 48 с.
9. Бушуева Н.В. Речевое развитие дошкольников с использованием словесных игр / Н. В. Бушуева. // Молодой ученый. 2018. № 50 (236). С. 314-316. URL: https://moluch.ru/archive/236/54939/.
10. Ванюхина Г.А. Особенности организации лексико-грамматических игр в структуре семантического поля. // Логопед. 2016. № 4. С. 4-25.
11................
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
На современном этапе развития педагогики, наблюдается повышенный интерес исследователей к проблемам развития речи дошкольников, в том числе лексического строя речи детей, который особенно важен для становления полноценной языковой личности.
Л.С. Выготский, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др. отмечали, что нарушение процесса формирования лексической системой языка существенно затрудняет коммуникативную деятельность дошкольника при общении со сверстниками и взрослыми [17, 51, 55, 58].
По статистическим данным Международной общественной организации ВОЗ речевые нарушения отмечаются у 20% детей Российской Федерации (Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт Дошкольной Организации Образования для детей с ОВЗ (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155). Среди этого числа общее недоразвитие речи (ОНР) представляет самую многочисленную группу детей и составляет 40% (Ковалёва А.А. Создание инклюзивной среды для детей с нарушениями речи в условиях дошкольных образовательных организаций // Материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. за выпуск: Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. 349 с. С. 127-132). Таким образом, общее недоразвитие речи на данный момент является достаточно шиpоко распpостpаненным речевым нарушением сpеди детей различных возрaстов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ………………………………………………………..
9
1.1 Характеристика речи детей с речевыми нарушениями……………. 9
1.2 Развитие лексики у детей в онтогенезе…………………………….. 18
1.3 Роль семьи в формировании словарного запаса у детей…………… 24
1.4 Нарушение лексической стороны речи и пути преодоления недостатка словарного запаса у детей с речевыми нарушениями……..
26
1.5 Значение словесных игр в формировании лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями………………………………….
37
Выводы по первой главе…………………………………………………. 40
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ……..
42
2.1 Описание диагностических методик………………………………... 42
2.2 Результаты обследования речи детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольного подразделения образовательной организации………………………………………………………………..
46
Выводы по второй главе………………………………………………….. 56
ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВЕСНЫХ ИГР В ПРЕОДОЛЕНИИ НЕДОСТАТКА ЛЕКСИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В РЕЧИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ……………………
58
3.1 Примеры словесных игр и рекомендации к ним………………… 58
3.2 Анализ проведения словесных игр………………………………… 63
Выводы по третьей главе………………………………………………… 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………... 73
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………... 79
Для детей с речевыми нарушениями, в частности, с ОНР характерна ограниченность словарного запаса, преобладание пассивного словаря над активным, неточность употребления слов, недостаточная сформированность антонимических и синонимических средств языка.
В экспериментальном исследовании приняли участие две группы детей в количестве 16 человек с ОНР 3 уровня в возрасте шести лет.
В исследовательской работе были использованы диагностические методики: Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой, которые определяют сформированность предикативного, номинативного и атрибутивного словаря дошкольников, умение обобщать понятия, подбирать синонимы и антонимы к предложенным словам.
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР страдает лексическая сторона речи, они имеют малый объём словарного запаса, характеризующийся недостаточной сформированностью смыслового значения слов, обозначающих действия и признаки предмета. Наблюдаются отклонения в соотношении денотативных и лексико-семантических компонентов значения, трудности актуализации словаря. Дети с ОНР затрудняются выделять в значении слова основной семантический признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку, поэтому подбор синонимов и антонимов для них даётся с трудом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антипова Ж. О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. 1995. №9.С. 36–38.
2. Артеменко О.Н. Проблема общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста в современной литературе // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: http://scienceforum.ru/2015/article/2015012312).
3. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи / Е. Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 5. С. 38-43.
4. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 5. С. 38-43.
5. Белякова Л.Н., Дьякова Е.И., Секачев В. Заикание. М.: Просвещение, 2010. С. 304-306.
6. Богатырева А.В., Косткина М.А. Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы дошкольной педагогики. 2018. №3. 67 с.
7. Бородин А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2007. 250 с.
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 48 с.
9. Бушуева Н.В. Речевое развитие дошкольников с использованием словесных игр / Н. В. Бушуева. // Молодой ученый. 2018. № 50 (236). С. 314-316. URL: https://moluch.ru/archive/236/54939/.
10. Ванюхина Г.А. Особенности организации лексико-грамматических игр в структуре семантического поля. // Логопед. 2016. № 4. С. 4-25.
11................
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 5780 Выпускных квалификационных работ — поможем найти подходящую