Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Развитие лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством словесных игр

  • 88 страниц
  • 2022 год
  • 1 просмотр
  • 0 покупок
Автор работы

AnastasiaMironova

Только качественное выполнение заказов!

1500 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

На современном этапе развития педагогики, наблюдается повышенный интерес исследователей к проблемам развития речи дошкольников, в том числе лексического строя речи детей, который особенно важен для становления полноценной языковой личности.
Л.С. Выготский, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др. отмечали, что нарушение процесса формирования лексической системой языка существенно затрудняет коммуникативную деятельность дошкольника при общении со сверстниками и взрослыми [17, 51, 55, 58].
По статистическим данным Международной общественной организации ВОЗ речевые нарушения отмечаются у 20% детей Российской Федерации (Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт Дошкольной Организации Образования для детей с ОВЗ (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155). Среди этого числа общее недоразвитие речи (ОНР) представляет самую многочисленную группу детей и составляет 40% (Ковалёва А.А. Создание инклюзивной среды для детей с нарушениями речи в условиях дошкольных образовательных организаций // Материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. за выпуск: Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. 349 с. С. 127-132). Таким образом, общее недоразвитие речи на данный момент является достаточно шиpоко распpостpаненным речевым нарушением сpеди детей различных возрaстов.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ………………………………………………………..

9
1.1 Характеристика речи детей с речевыми нарушениями……………. 9
1.2 Развитие лексики у детей в онтогенезе…………………………….. 18
1.3 Роль семьи в формировании словарного запаса у детей…………… 24
1.4 Нарушение лексической стороны речи и пути преодоления недостатка словарного запаса у детей с речевыми нарушениями……..
26
1.5 Значение словесных игр в формировании лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями………………………………….
37
Выводы по первой главе…………………………………………………. 40
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ……..
42
2.1 Описание диагностических методик………………………………... 42
2.2 Результаты обследования речи детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольного подразделения образовательной организации………………………………………………………………..

46
Выводы по второй главе………………………………………………….. 56
ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВЕСНЫХ ИГР В ПРЕОДОЛЕНИИ НЕДОСТАТКА ЛЕКСИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В РЕЧИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ……………………

58
3.1 Примеры словесных игр и рекомендации к ним………………… 58
3.2 Анализ проведения словесных игр………………………………… 63
Выводы по третьей главе………………………………………………… 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………... 73
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………... 79

Для детей с речевыми нарушениями, в частности, с ОНР характерна ограниченность словарного запаса, преобладание пассивного словаря над активным, неточность употребления слов, недостаточная сформированность антонимических и синонимических средств языка.
В экспериментальном исследовании приняли участие две группы детей в количестве 16 человек с ОНР 3 уровня в возрасте шести лет.
В исследовательской работе были использованы диагностические методики: Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой, которые определяют сформированность предикативного, номинативного и атрибутивного словаря дошкольников, умение обобщать понятия, подбирать синонимы и антонимы к предложенным словам.
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР страдает лексическая сторона речи, они имеют малый объём словарного запаса, характеризующийся недостаточной сформированностью смыслового значения слов, обозначающих действия и признаки предмета. Наблюдаются отклонения в соотношении денотативных и лексико-семантических компонентов значения, трудности актуализации словаря. Дети с ОНР затрудняются выделять в значении слова основной семантический признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку, поэтому подбор синонимов и антонимов для них даётся с трудом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Антипова Ж. О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. 1995. №9.С. 36–38.
2. Артеменко О.Н. Проблема общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста в современной литературе // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: http://scienceforum.ru/2015/article/2015012312).
3. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи / Е. Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 5. С. 38-43.
4. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 5. С. 38-43.
5. Белякова Л.Н., Дьякова Е.И., Секачев В. Заикание. М.: Просвещение, 2010. С. 304-306.
6. Богатырева А.В., Косткина М.А. Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы дошкольной педагогики. 2018. №3. 67 с.
7. Бородин А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2007. 250 с.
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 48 с.
9. Бушуева Н.В. Речевое развитие дошкольников с использованием словесных игр / Н. В. Бушуева. // Молодой ученый. 2018. № 50 (236). С. 314-316. URL: https://moluch.ru/archive/236/54939/.
10. Ванюхина Г.А. Особенности организации лексико-грамматических игр в структуре семантического поля. // Логопед. 2016. № 4. С. 4-25.
11................

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Выпускную квалификационную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

На современном этапе развития педагогики, наблюдается повышенный интерес исследователей к проблемам развития речи дошкольников, в том числе лексического строя речи детей, который особенно важен для становления полноценной языковой личности.
Л.С. Выготский, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др. отмечали, что нарушение процесса формирования лексической системой языка существенно затрудняет коммуникативную деятельность дошкольника при общении со сверстниками и взрослыми [17, 51, 55, 58].
По статистическим данным Международной общественной организации ВОЗ речевые нарушения отмечаются у 20% детей Российской Федерации (Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт Дошкольной Организации Образования для детей с ОВЗ (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155). Среди этого числа общее недоразвитие речи (ОНР) представляет самую многочисленную группу детей и составляет 40% (Ковалёва А.А. Создание инклюзивной среды для детей с нарушениями речи в условиях дошкольных образовательных организаций // Материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. за выпуск: Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. 349 с. С. 127-132). Таким образом, общее недоразвитие речи на данный момент является достаточно шиpоко распpостpаненным речевым нарушением сpеди детей различных возрaстов.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ………………………………………………………..

9
1.1 Характеристика речи детей с речевыми нарушениями……………. 9
1.2 Развитие лексики у детей в онтогенезе…………………………….. 18
1.3 Роль семьи в формировании словарного запаса у детей…………… 24
1.4 Нарушение лексической стороны речи и пути преодоления недостатка словарного запаса у детей с речевыми нарушениями……..
26
1.5 Значение словесных игр в формировании лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями………………………………….
37
Выводы по первой главе…………………………………………………. 40
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ……..
42
2.1 Описание диагностических методик………………………………... 42
2.2 Результаты обследования речи детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольного подразделения образовательной организации………………………………………………………………..

46
Выводы по второй главе………………………………………………….. 56
ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВЕСНЫХ ИГР В ПРЕОДОЛЕНИИ НЕДОСТАТКА ЛЕКСИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В РЕЧИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ……………………

58
3.1 Примеры словесных игр и рекомендации к ним………………… 58
3.2 Анализ проведения словесных игр………………………………… 63
Выводы по третьей главе………………………………………………… 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………... 73
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………... 79

Для детей с речевыми нарушениями, в частности, с ОНР характерна ограниченность словарного запаса, преобладание пассивного словаря над активным, неточность употребления слов, недостаточная сформированность антонимических и синонимических средств языка.
В экспериментальном исследовании приняли участие две группы детей в количестве 16 человек с ОНР 3 уровня в возрасте шести лет.
В исследовательской работе были использованы диагностические методики: Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой, которые определяют сформированность предикативного, номинативного и атрибутивного словаря дошкольников, умение обобщать понятия, подбирать синонимы и антонимы к предложенным словам.
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР страдает лексическая сторона речи, они имеют малый объём словарного запаса, характеризующийся недостаточной сформированностью смыслового значения слов, обозначающих действия и признаки предмета. Наблюдаются отклонения в соотношении денотативных и лексико-семантических компонентов значения, трудности актуализации словаря. Дети с ОНР затрудняются выделять в значении слова основной семантический признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку, поэтому подбор синонимов и антонимов для них даётся с трудом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Антипова Ж. О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. 1995. №9.С. 36–38.
2. Артеменко О.Н. Проблема общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста в современной литературе // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: http://scienceforum.ru/2015/article/2015012312).
3. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи / Е. Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 5. С. 38-43.
4. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 5. С. 38-43.
5. Белякова Л.Н., Дьякова Е.И., Секачев В. Заикание. М.: Просвещение, 2010. С. 304-306.
6. Богатырева А.В., Косткина М.А. Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы дошкольной педагогики. 2018. №3. 67 с.
7. Бородин А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2007. 250 с.
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 48 с.
9. Бушуева Н.В. Речевое развитие дошкольников с использованием словесных игр / Н. В. Бушуева. // Молодой ученый. 2018. № 50 (236). С. 314-316. URL: https://moluch.ru/archive/236/54939/.
10. Ванюхина Г.А. Особенности организации лексико-грамматических игр в структуре семантического поля. // Логопед. 2016. № 4. С. 4-25.
11................

Купить эту работу

Развитие лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством словесных игр

1500 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

2 марта 2022 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
AnastasiaMironova
4.9
Только качественное выполнение заказов!
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
1500 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Выпускная квалификационная работа

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ МБОУ «... СОШ» НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПСИХОЛОГА В ПОДШЕФНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ...

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ УСТРЕМЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ вуза)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОТЕЛЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽

Отзывы студентов

Отзыв user3322976 об авторе AnastasiaMironova 2021-10-23
Выпускная квалификационная работа

Вовремя в срок,выполнена качественно!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

"Психологические факторы, влияющие на внутрисемейные отношения" (совпадение темпераментов, ценностей, мотивов, представления о процессе воспитания)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Кризис возраста 53-57

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Тренинг корпоративной социальной ответственности Корпоративный социальный отчет

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Перспективы развития психологической службы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Память

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

В.Н. Мясищев "Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального интеллекта у детей и подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Методы психопрофилактики в системе образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Анализ книги.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Особенности речи людей в состоянии транса

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Аспекты социальной адаптации выпускников ВУЗов в коммерческих организациях

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Психологическая безопасность личности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽